Урок математики с элементами финансовой грамотности, 3 класс, «Школа России»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Тема урока: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: групповая

Цель урока: научиться решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Оборудование: учебник, карточки для самостоятельной работы, кроссворд, элементы спецодежды для работников магазина, канцтовары для магазина, ценники, компьютер, интерактивная доска, проектор, игровые кассовые аппараты,3 копилки, пятирублёвые монеты, шоколадные медальоны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3_klass.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики с элементами финансовой грамотности, 3 класс, «Школа России»

Тема урока: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: групповая

Цель урока: научиться решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Планируемые результаты

Предметные:

1.Ввести понятия «цена». «количество», «стоимость» товара.

2.Знакомство с новым типом задач, умение оформлять краткую запись в виде таблицы.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение делать выводы о результатах работы.

2. Умение искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

1.Умение определять цель деятельности с помощью учителя.

2.Умение планировать свою деятельность.

3.Умение осуществлять самоконтроль.

4.Умение высказывать свои предположения.

5.Умение сохранять учебную задачу, выполнять оценку и коррекцию.

Коммуникативные:

1.Умение высказывать своё мнение.

2.Умение слышать и слушать одноклассников и учителя.

3.Умение договариваться и приходить к общему решению.

4.Формирование рационального финансового поведения.

Личностные:

1.Формирование осознанного доброжелательного отношения к другим, его мнению и мировоззрению.

Оборудование: учебник, карточки для самостоятельной работы, кроссворд, элементы спецодежды для работников магазина, канцтовары для магазина, ценники, компьютер, интерактивная доска, проектор, игровые кассовые аппараты,3 копилки, пятирублёвые монеты, шоколадные медальоны.

Ход урока

I.Организационный этап.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не сможет подняться ракета.

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

II.Актуализация полученных знаний.

  • Индивидуальная работа обучающихся. «Арифметический диктант»

(Ученики получают карточку с заданиями.) См. Приложение 1.

(Самопроверка по образцу.)

  • Разгадывание кроссворда «Математические понятия»

- А сейчас мы разгадаем кроссворд, чтобы узнать куда мы сегодня с вами отправимся.

Кроссворд заполняется с помощью интерактивной доски:

1.Результат сложения (сумма)

2.Если мы длину прямоугольника умножим на ширину, что найдём? (площадь)

3.Какая самая маленькая единица массы (грамм)

4.Результат деления (частное)

5.Результат вычитания (разность)

6.Как называется сумма длин сторон геометрической фигуры (периметр)

7.Сумма одинаковых слагаемых – это (умножение)

(За каждый правильный ответ обучающиеся получают пятирублёвые монеты от учителя-координатора в пользу своей группы, пополняя свою копилку.)

- Какое слово у нас получилось? (магазин)

III.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебной проблемы, целей и формирование темы урока.

  • Проводится ролевая игра «Магазин»
  • Распределение ролей (в роли покупателей- обучающиеся, продавец магазина канцтоваров- учитель- координатор, кассиры, дети, преуспевающие в математике, помощники учителя-координатора).
  • Использование элементов спецодежды для работников магазина (кепка, галстук, значок с логотипом магазина), игровые кассовые аппараты.
  • Проговариваются правила игры. Учитель фиксирует правила на интерактивной доске.

Учитель- координатор:

Загляните в магазин,

Он богат товарами.

Полюбуйтесь, выбирайте

И скорее покупайте.

- Прочитайте вывеску «КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ».

- Кто знает, что же за товары продаются в этом магазине? (Дети отвечают)

На прилавке расположен товар (тетради, карандаши, ручки, ластики, линейки, точилки, наборы цветной бумаги, тарелки), на товаре ценники: тетрадь – цена 5 р., карандаш – цена 8 р., ручка – цена 15 р., ластик – цена 10 р. линейка – цена 18 р, точилка – цена 25 р., набор цветной бумаги – 100 р.

— Что здесь лишнее? (Тарелки - посуда)

— Назовите цены товаров.

— Что такое цена? (Сколько нужно заплатить за 1 предмет.)

— Варя купила 2 тетради. Сколько нужно заплатить?

— Какое количество тетрадей купили? (2 шт.)

— Как называется величина, обозначающая, сколько заплатили за весь товар? (Стоимость.)

— Купили 3 линейки и 1 карандаш. Сколько заплатили за всю покупку?

(За каждый правильный ответ обучающиеся получают пятирублёвые монеты от учителя-координатора в пользу своей группы, пополняя свою копилку.)

Проблемная ситуация

Задача для каждой группы покупателей:

Приобрести по 2-3 наименования товара и расплатиться в кассе.

Условие:

Покупатели должны выбрать необходимый им товар и рассчитать: хватит ли им накопленных денег? И есть ли остаток денежных средств? (выступает каждая группа покупателей)

-Какова же цель нашего урока?

- Тема нашего урока? (Дети отвечают, учитель фиксирует ответы детей на интерактивной доске)

IV. Изучение нового материала.

Работа в группах по учебнику.

Требования к выполнению задания для каждой группы:

  • Оформить задачу в виде таблицы.
  • Вывести формулу нахождения «цены», «количества», «стоимости» товара.
  • Записать формулу себе на карточку.

1 группа покупателей Задача № 1(1) стр. 22

2 группа покупателей Задача № 1(2) стр. 22

3 группа покупателей Задача № 1(3) стр. 22

Кассиры -помощники проверяют работу групп. Сообщают информацию учителю-координатору, который за каждый правильный ответ выдаёт пятирублёвые монеты покупателям.

На доске каждая группа фиксирует свою формулу, объясняя нахождение нужной величины, формулируются выводы по теме.

С : К = Ц --- это формула, по которой находят цену товара.

Ц * К = С ---это формула нахождения стоимости всего товара.

С : Ц = К--- это формула нахождения количества купленного товара.

 V.Физминутка.

Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идём по кругу,

Улыбаемся друг другу.

VI. Закрепление изученного материала.

Задание для каждой группы покупателей.

Задача.

Было у Саши 2 монеты по 10 рублей, 4 монеты по 2 рубля и 1 монета в 5 рублей. Саша решил купить Тане поздравительную открытку, которая стоит 23 рубля. Какими монетами может расплатиться Саша? Может ли Саша расплатиться такими монетами, чтобы не было сдачи?

 (2 * 4 + 5 + 10 = 23 р.)

Кассиры -помощники проверяют работу групп. Сообщают информацию учителю-координатору, который за правильный ответ выдаёт пятирублёвые монеты покупателям.

VII. Повторение.

Работа по учебнику. (Стр. 22 №3)

1 группа покупателей-первое уравнение

2 группа покупателей– второе уравнение

3 группа покупателей – третье уравнение

(Фронтальная проверка.)

- В каком уравнении самое большое значение?

- Назовите значение х в первом и третьем уравнениях.

Учитель-координатор за каждый правильный ответ выдаёт пятирублёвые монеты покупателям.

VII. Подведение итогов урока.

Кассиры -помощники подсчитывают сумму заработанных денег у каждой группы покупателей. Сообщают информацию учителю-координатору. По итогам работы групп, учитель выставляет отметки. Все заработанные монеты превращаются в шоколадные медальоны для каждого обучающегося.

VIII. Рефлексия. «Пятёрочка»

Большой палец- Что понравилось?

Указательный палец-Что узнал(а) нового?

Средний палец- Над чем задумался?

Безымянный палец- Что возьму себе в копилку?

Мизинец- Что ещё хотелось бы узнать?

IX.Домашнее задание. 

Учебник. Стр. 22, № 5, составить задачи (индивидуальное задание): на нахождение «стоимости», «цены», «количества» товара.

X. Список литературы:

1. Берзон Н. И. НИУ «Высшая школа экономики». -Курс лекций «Управление личными финансами»

2. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований». 2014. С. 31-34

3. Моро М.И., Бантова М. А. Учебник Математика.3 класс. Ч.1.- М.: Просвещение, 2021.-112 с.

4.Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Разработки уроков и внеклассных мероприятий с включением элементов финансовой грамотности. Методический сборник. Л.А. Кошелева; под ред. А.В. Лопатина – Калининград, 2015. – 58 с.

Приложение 1

Арифметический диктант

1 . Увеличь 14 на 22.

2. Найди сумму чисел 39 и 17.

3. Первое слагаемое 20, второе 11. Найди сумму.

4. Уменьши 77 на 19.

5. Вычисли разность чисел 41 и 6.

6. Уменьшаемое 26вычитаемое 25, Найди разность.

7. На сколько 79 больше 42?

8. На сколько 11 меньше 68?

9. К 17 прибавь такое же число.

10. Наименьшее двузначное число увеличь на 79.

11. Наибольшее двузначное число уменьшить на 19

Ответы: 36, 56, 31, 58, 35, 1, 37, 57, 34, 89, 80.

12

10

9

100

25

17

35

58

80

99

26

57

9

43

64

88

34

37

89

81

23

17

86

31

33

77

36

1

56

49

66

13

90

15

50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Доли" 3 класс "Школа России"

Первый урок изучения темы "Доли". Урок-путешествие с использованием презентации....

Презентация урока математики "Закрепление пройденного материала" 1 класс Школа России

Урок математики 1 класс по теме «Закрепление пройденного материала» составлен по программе Школа России. Урок проходит в форме путешествия в страну Кошек. Сказав волшебные слова, ученики переносятся в...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Конспект урока математики с элементами финансовой грамотности.

Данный урок  математики  с элементами финансовой грамотности проводился в 3 классе, в первой четверти.Урок разработан в соответствии с авторской Программой М.И.Моро «Математи...

Урок математики с элементами финансовой грамотности

Финансовая грамотность на уроке математики...

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 3 классе на тему: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»»

Процесс формирования финансовой грамотности может проходить как во время учебного процесса, так и во внеклассной деятельности. Но особая роль в формировании финансовой грамотности отводится математике...

"Урок математики с элементами финансовой грамотности в 1 классе. Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10"

Урок математики с элементами финансовой грамотности в 1 классе Тема урока: Сложение и вычитание чисел  в пределах 10 Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся  по тем...