Урок математики во 2 классе "Квадрат "с использованием приема ТРКМ («Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»)
план-конспект урока по математике (2 класс)
На данном уроке с помощью применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо дети знакомятся с геометрической фигурой – квадрат, учатся чертить его на клетчатой бумаге; развивают логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку математики | 679.02 КБ |
Конспект урока математики | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Урок математики
во 2 классе
"Квадрат"
с использованием приема ТРКМ
(«Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»)
Автор:
Горбачёва Светлана Викторовна
учитель начальных классов
2010-2021 учебный год
Планируемые результаты:
Предметные:
- Совершенствовать умения работы с текстом: ознакомить детей с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге;
Метапредметные:
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
- Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.
Цель:
- познакомить детей с помощью применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге;
Задачи:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать;
- закреплять устные и письменные приёмы вычислений;
- воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и окружающим людям.
Оборудование
для учителя:
- учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
- оформленная доска к уроку (см. конспект),
- прямоугольники из бумаги – квадраты и не квадраты,
- для каждого ребёнка задание – сюрприз;
для учеников:
- рабочая тетрадь,
- учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
- ручка,
- простой карандаш,
- линейка,
- модель прямого угла,
- абак.
Ход урока
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(КВАДРАТ)
-Какие геометрические фигуры вам знакомы
- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в удивительную страну Геометрию и познакомимся с одним из её жителей. Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому как всегда перед путешествием потренируем своё внимание и память.
Устный счёт.
Итак, отправляемся в волшебную Математическую страну. Посмотрите на царицу Математики. Как она красива! Хозяйка гостеприимно предлагает нам выполнить несколько заданий.
Задание 1
Весёлая разминка
1)сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?
2)Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
3)назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера. сегодня, завтра, послезавтра)
4)сколько яиц можно съесть натощак?
Задание 2.
Решение задач в группах.
Прочитайте задачи и соотнесите их со схемой и решением.
- К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 больше, чем задач. Сколько примеров приготовила царица для учеников?
- К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 меньше, чем задач. Сколько примеров приготовила царица для учеников?
- К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 меньше, чем задач. Сколько задач и примеров приготовила царица для учеников?
- К уроку Математики царица приготовила 5 задач, это на 3 меньше, чем примеров. Сколько задач и примеров приготовила царица для учеников?
- К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 больше, чем задач. На сколько задач меньше, чем примеров приготовила царица для учеников?
- Хорошо, ребята, и с этим заданием вы справились.
Задание 3. Работа с геометрическим материалом.
Если сможете выполнить это задание, то царица Математика покажет нам путь в страну Геометрию.
Какие фигуры ты заметил, расскажи.
Сколько четырёхугольников
И треугольников, покажи.
Дети считают и показывают свои ответы на абаках. Затем следует проверка
- Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, путь в страну Геометрию открыт
2. Стадия вызова. Работа в группах.
«Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»
- Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил);
- Учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ;
- После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция на данную тему) учащиеся оценивают достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию
«Верные и неверные утверждения» (до чтения текста) + или- | «Верные и неверные утверждения» (после чтения текста) + или - | ||
У прямоугольника противоположные стороны равны, углы все прямые. | У прямоугольника противоположные стороны равны, углы все прямые. | ||
Только у прямоугольника 4 угла и 4 стороны. | Только у прямоугольника 4 угла и 4 стороны. | ||
У четырёхугольника все углы прямые. | У четырёхугольника все углы прямые. | ||
У любого прямоугольника все стороны равны. | У любого прямоугольника все стороны равны. | ||
У любого четырёхугольника противоположные стороны равны. | У любого четырёхугольника противоположные стороны равны. | ||
У прямоугольника с четырёхугольником два общих признака. | У прямоугольника с четырёхугольником два общих признака. | ||
У прямоугольника с четырёхугольником четыре общих признака. | У прямоугольника с четырёхугольником четыре общих признака. | ||
У прямоугольника с квадратом два общих признака. | У прямоугольника с квадратом два общих признака. | ||
У прямоугольника с квадратом четыре общих признака. | У прямоугольника с квадратом четыре общих признака. | ||
Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это четырёхугольник. | Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это четырёхугольник. |
3.Стадия осмысления
Вот теперь вы прочитаете сказку, затем вернитесь к табличке и выполните работу. Сравните ответы до начала чтения и после чтения текста. Только сказка эта необычная, а геометрическая. Называется
“Родственники”.
-Жила на свете важная фигура. Всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые”.
- Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.
- А зовут меня… Прямоугольник
- Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество. И прямоугольник решил поискать родственников.
Однажды встречает он на пути фигуру. Спрашивает:
- Как зовут тебя?
- Меня зовут… Четырёхугольник
- А как же ты докажешь, что мы родственники?
- Просто. Все мы имеем два общих признака. (4 угла и 4 стороны)
- Значит и фамилия у нас одна – Четырёхугольник.
- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоём по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса. Вдруг какая-то фигура направляется прямо к ним. Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:
- Наконец-то нашёл своих близких родственников.
- А как же зовут тебя? – спросили родственники новую фигуру.
- А зовут меня – Квадрат!
- А как же ты докажешь, что мы родственники?
- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака – 4 угла, 4 стороны.
- А с Прямоугольником – 4 общих признака. (4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).
Стали жить-поживать вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – Четырёхугольники.
4. Стадия рефлексии.
- Понравилась сказка? Что для вас стало новым? (О квадрате)
- Как, одним словом назывались фигуры в сказке? (Четырёхугольники)
- На чертеже проверьте с помощью модели прямого угла, какие из этих четырёхугольников можно назвать прямоугольниками. Есть ли на чертеже квадрат?
- Докажите с помощью линейки (среди этих прямоугольников есть фигура, у которой все стороны равны.
- Эти фигура называется – квадрат.
Дети читают определение, проговариваем его хором, затем 1-2 ученика проговаривают самостоятельно.
Дополнительно. В справочнике найдите название фигур. (Дом. задание)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление новой темы.
Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2см. Как найти периметр этого квадрата.
Среди этих фигур есть квадраты и треугольники; большие, маленькие и средние, черные и белые. Сколько фигур имеют с фигурой А только два одинаковых свойства?
Решение. Фигура А – большой белый квадрат. Только два одинаковых свойства с ним имеют большой белый треугольник (размер и цвет), большой черный квадрат (размер и форма), маленький и средний белые квадраты (цвет и форма).
6. Работа над пройденным материалом.
Самостоятельная работа.
1. Реши одну из двух задач на выбор.
1В. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 2 см 6 см.
2В. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.
2. Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными
7. Итог урока.
- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?
(- Квадрат).
- А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?
(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).
8. Домашнее задание.
За хорошую работу царица Математики дарит вам волшебную карточку с сюрпризом.
Каждому ребёнку раздаётся карточка с заданием–сюрпризом.
Рефлексия.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Литература:
1. Лазутина В.Ф., Устный счёт с улыбкой. – М.: 1990г.
2. Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика. Учебник для 2 класса. Часть 2. – М.: Просвещение,2011г.
3. Семакина Л.И., Сбоева Н.А. Методическое пособие по математике. 2 класс. М.: Вако, 2003г.
4. Чилингирова Л. Играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1995г.
5. Издательская группа «Основа» Развитие критического мышления через чтение и письмо (опыт работы по внедрению технологии в учебный процесс)
. М. заместитель директора по УВР, г. Северодвинск
Интернет -ресурсы
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Статья по теме:
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо».. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pis-0 - Сказка «Родственники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-614528.html
- Картинки «Яндекс»
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=13&text=поделки из геометрических фигур картинки&pos=401&uinfo=sw-1330-sh-610-fw-1105-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.poznayka.ru%2Fuploads%2Fpainting%2Fbutterfly.png
- http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=царица математики&uinfo=sw-1330-sh-610-fw-1105-fh-448-pd-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ
УМК "Школа России", литературное чтение 2 класс, В.Бианки "Музыкант" Урок построен на основе базовой модели: вызов-осмысление-рефлексия.Основным приёмом стал приём "чтение со стопом"....
Развитие критического мышления через чтение и письмо, приём «Верные и неверные утверждения»
4 класс...
Евсина О.В. Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" с использованием приемов ТРКМ, 3 класс
1. Класс: 32. Предмет: окружающий мирТема: Экологическая безопасность3. Этап обучения по данной теме: основной4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.Задачи: Познавательные:· А...
Урок математики в 3-м классе "Верные и неверные высказывания"
Урок напроавлен на изучение нового материала по теме "Высказывания" для учащихся 3 класса (УМК "Школа 21 века)....
Технологическая карта урока математики в 1 кл( с использованием приемов ТРКМ). Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Технологическая карта урока математики во 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии развития...
Урок литературного чтения в 4 классе "М. Пришвин. Лягушонок" с использованием приема ТРКМ (Чтение текста с предвосхищением)
Данный материал учит детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, опираясь на глубокий анализ...
Фрагменты уроков с использованием приема ТРКМ "Ромашка Блума"
Данный материал будет полезен для уроков Окружающего мира 1-3 классы....