Евсина О.В. Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" с использованием приемов ТРКМ, 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
1. Класс: 3
2. Предмет: окружающий мир
Тема: Экологическая безопасность
3. Этап обучения по данной теме: основной
4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.
Задачи:
Познавательные:
· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».
Развивающие:
· Развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.
5. Тип урока: комбинированный
6. Приемы обучения: приемы ТРКМ (технологии развития критического мышления): корзина идей, незаконченные предложения, верные и неверные высказывания.
Методы: словесные (беседа, рассказ)
наглядные (презентация, раздаточный материал, сюжетные картинки для составления цепи загрязнения, слова на карточках)
Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ
7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, группах, работа с дополнительными графическими источниками информации, работа со словарем, проблемные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 112 КБ |
презентация к уроку | 510 КБ |
приложение 1 | 11.25 КБ |
приложение 2 | 10.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гремячинская средняя общеобразовательная школа»
Евсина Ольга Владимировна, учитель начальных классов
План-конспект урока
1. Класс: 3
2. Предмет: окружающий мир
Тема: Экологическая безопасность
3. Этап обучения по данной теме: основной
4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.
Задачи:
Познавательные:
· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».
Развивающие:
· Развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.
5. Тип урока: комбинированный
6. Приемы обучения: приемы ТРКМ (технологии развития критического мышления): корзина идей, незаконченные предложения, верные и неверные высказывания.
Методы: словесные (беседа, рассказ)
наглядные (презентация, раздаточный материал, сюжетные картинки для составления цепи загрязнения, слова на карточках)
Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ
7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, группах, работа с дополнительными графическими источниками информации, работа со словарем, проблемные вопросы.
8. Оборудование и основные источники информации:
1) учебник, слова на карточках, сюжетные картинки, карточки с правилами экологической безопасности.
2) проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, толковый словарь С. И. Ожегова, «Корзина идей».
9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
- Коммуникативная (умение слушать и слышать друг друга, организация работы в парах, группах, беседа)
- Учебно-познавательная (целеполагание, создание ситуации успеха, проблемные вопросы, рефлексия)
- Информационная (самостоятельная работа по поиску информации, обработка информации (составить рассказ по сюжетным картинкам), раздаточный материал, компьютерная презентация)
10. Список использованной литературы:
1) Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 кл. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. М.: ВАКО, 2004.
2) Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. начальной школы. В 2 ч. Часть 2 / А. А. Плешаков. – 3-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 2004.
3) Материалы из Интернета (http://festival.1september.ru/articles/subjects/15, сайт cerm.ru, методическая лаборатория).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | Время |
1.Орг. момент | У: Покажите умные глазки, ровные спинки.
| Смотрят на учителя, выравниваются. Поворачиваются к гостям, улыбаются. | 1 мин. | |
2. Стадия «Вызов» Целеполагание | У: Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока. КРОССВОРД (слайд 2)
У: Солнце, воздух, вода и почва - это условия, без которых невозможна жизнь на нашей планете.
У: Какое итоговое слово у нас получилось? У: Как вы понимаете слово безопасность? У: Сегодня на уроке мы узнаем, как уберечь себя от загрязнённой окружающей среды. Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ( слайд 3) У: Ребята, какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Чего вы хотите достичь? Прием ТРКМ «Корзина идей». На столе корзина с надписью «Корзина идей». Рядом с корзиной расположены различные понятия (как относящиеся к теме урока, так и отвлеченные: эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина). У: Ребята, в эту корзину нужно сложить только те понятия, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Называйте понятия и объясняйте, почему вы его выбрали. | Коллективная работа. Дети называют правильные ответы. Ключевое слово: безопасность. Безопасность – это защита от опасности. Дети устно ставят индивидуальные цели. Учащиеся подходят все вместе к столу и выбирают понятия, относящиеся к теме урока. Они их берут, но в корзину пока не кладут. Дети называют понятие и кратко объясняют свой выбор. Затем кладут его в корзину. | Ответы в кроссворде появляются постепенно по щелчку мыши. | 3 мин. 1 мин. 2 мин. 3 мин. |
3. Стадия «Осмысление» | Достаем из «Корзины идей» понятия и разбираем их. У: Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей». Первое понятие: 1)экология (слайд 4) Вспомните, что такое экология? Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды. Следующее понятие: 2) эколог Где можно найти определение этого слова? У: Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. У: Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека. Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрите схему и расскажите (слайд 5). 3) загрязнение воздуха 4) загрязнение воды 5) продукты питания (экологически чистые) У: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по рядам. Первая группа находит источники загрязнения воды, а вторая – воздуха (нужно подчеркнуть их на карточках). Прочитайте, что у вас получилось. А почему продукты питания могут нанести вред нашему здоровью? Как это происходит? У: А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. В углах кабинета висят картинки. Соберите их и составьте по порядку на доске, как вы считаете нужным. РАБОТА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ (КАРТИНКИ В УГЛАХ КАБИНЕТА) С помощью этих рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека. У: Внимательно посмотрите, как двигались вредные вещества? Как попадали в организм человека? 6) цепь загрязнения Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (слайд 6). Вывод: Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым? Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Прием ТРКМ «Незаконченные предложения», работа в парах. Попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности. В помощь можно воспользоваться учебником (стр. 31 – 33) (слайд 7). 1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем. У: Прочитайте правила. У: Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять. А сейчас прочитайте и добавьте словечко. Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды. (слова «защита» и «окружающей среды» закрыты на слайде) Слайд 8 | Вспоминают определение этого слова В словаре. Находят в словаре определение слова «эколог» и зачитывают. Загрязняющие вещества попадают в организм человека через воздух, воду, продукты питания. Работа в группах. (промышленные предприятия сливают отходы, водители моют транспорт в реке, выкидывают мусор, дым из печей, выхлопные газы, дым от сигарет, дым от промышленных предприятий) Ответы детей. Дети составляют картинки по порядку на доску. Рассказывают: Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества. Друг за другом. Движутся по цепочке. Нет. Работают парами. Вставляют недостающие слова, пользуются учебником. Дети озвучивают составленные правила. Читают определение, вставляя пропущенные слова | Каждое понятие прикрепляется на доску. Толковый словарь С. И. Ожегова Задание на карточках | 10 мин. 5 мин. |
4. Стадия «Рефлексия» | Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» (игра «Верите ли вы, что…») Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Я буду задавать вам вопросы. Если согласны – хлопаем, не согласны – топаем. Верите ли Вы, что экологи занимаются изучением растений? Верите ли Вы, что нужно пить только чистую воду? Верите ли Вы, что загрязняющие вещества попадают в наш организм через воду, воздух, продукты питания? Верите ли Вы, что ягоды и грибы можно собирать около дороги, завода, свалки? Верите ли Вы, что цепь загрязнения – это движение загрязняющих веществ? Верите ли Вы, что можно употреблять продукты с истекшим сроком годности? Верите ли Вы, что можно купаться в грязной воде? Верите ли Вы, что можно не выполнять правила экологической безопасности? | Хлопают или топают. | 3 мин. | |
5. Итог урока. Домашнее задание. | Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. А достигли вы той цели, которую ставили в начале урока? И я делаю вывод, что вы успешно усвоили новую тему. Учитель: Природа – это дом, украшенный трудом. Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье и соблюдать правила экологической безопасности. Дома я предлагаю вам написать сочинение на тему «Береги нашу планету!» или нарисовать рисунок по правилам экологической безопасности (слайд 9) | Ответы детей (Я научился…, теперь я знаю … и т. п.) Дети записывают в дневник то задание, которое выбрали. | 2 мин. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд
Экологическая безопасность
Экология – это … наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды
Как поступают загрязняющие вещества в организм человека?
Цепь загрязнения
Учебник: стр. 31 - 33
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия окружающей среды .
Домашнее задание Написать сочинение на тему «Береги нашу планету!» или нарисовать рисунок по правилам экологической безопасности
Предварительный просмотр:
Правила экологической безопасности
1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Разводи __________________, которые очищают воздух.
3. Не стой рядом с _______________ людьми.
4. Нельзя купаться в ______________ воде.
5. Пей только_______________ воду.
6. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
7. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.
Правила экологической безопасности
1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Разводи __________________, которые очищают воздух.
3. Не стой рядом с _______________ людьми.
4. Нельзя купаться в ______________ воде.
5. Пей только_______________ воду.
6. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
7. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.
Правила экологической безопасности
1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Разводи __________________, которые очищают воздух.
3. Не стой рядом с _______________ людьми.
4. Нельзя купаться в ______________ воде.
5. Пей только_______________ воду.
6. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
7. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.
Предварительный просмотр:
1 группа. Прочитайте и подчеркните источники загрязнения воды.
Источники загрязнения воды и воздуха
Промышленные предприятия сливают отходы, выхлопные газы, водители моют транспорт в реке, дым от промышленных предприятий, дым из печей, выкидывают мусор, дым от сигарет.
2 группа. Прочитайте и подчеркните источники загрязнения воздуха.
Источники загрязнения воды и воздуха
Промышленные предприятия сливают отходы, выхлопные газы, водители моют транспорт в реке, дым от промышленных предприятий, дым из печей, выкидывают мусор, дым от сигарет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса
Класс: 3 класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...
конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс
Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...
Технологическая карта урока математики в 1 кл( с использованием приемов ТРКМ). Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Технологическая карта урока математики во 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии развития...
Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира для формирования познавательных УУД обучающихся начальных классов
Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление осно...
конспект урока окружающего мира на тему "наши соседи" в 3 классе с использованием дидактического синквейна
данный материал предназначен для решения предметно-поисковой проблемы с помощью синквейна....
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...