Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
УМК "Школа России", литературное чтение 2 класс, В.Бианки "Музыкант" Урок построен на основе базовой модели: вызов-осмысление-рефлексия.Основным приёмом стал приём "чтение со стопом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_masterskoy__s_ispolzovaniem_tehnologii_trkm.docx | 315.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ
Тема: УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс
В.Бианки «Музыкант»
Демьяненко Мария Алексеевна
учитель начальной школы 1 категория
ГБС(К)ОУ 2 (IV) вида
Санкт-Петербург
2011г.
Мастерская – оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников.
Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).
Технология педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.
УМК «Школа России»
Литературное чтение 2 класс
В.Бианки «Музыкант»
Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения.
Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.
Педагогические цели:
1. Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста
2. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов, вопросов
3. Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание своего текста)
4. Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста)
5. Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя
6. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу)
Ожидаемые результаты:
- ученик прогнозирует дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы
- ученик проводит сравнение
- ученик умеет работать в группе, в парах, слышит и слушает суждения других
- ученик проявляет творческую деятельность, включая чувства
- ученик соотносит полученные ранее знания
- ученик умеет работать с информацией
- ученик умеет обобщать
- ученик умеет выразить своё личное отношение к предмету
- ученик умеет принять позицию другого
Оборудование и организация
У учителя:
Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник
иллюстрации, изображающие медведя
У учащихся:
Учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями: толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова, опорные слова, словосочетания, вопросы, таблицы, тексты о жизни медведя
Применяемые методы:
-объяснительно-иллюстративный
- исследовательский
Технологическая карта
|
|
|
Вводный вопрос Выдвижение, связанное с развитием сюжета | Сопоставление версий с новым сюжетом | Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя |
Ход мастерской
1.Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение.
На доске: МУЗЫКАНТ
- Прочитайте слово, написанное на доске
- Назовите родственные слова
- Скажите значение слова «музыкант»
(выслушиваются ответы детей)
- У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант»
Прочитайте и сравните со своим ответом.
Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.
2.Самоконструкция (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?
- Что вы знаете о жизни медведей?
(Выслушиваются ответы детей)
3.Деконструкция (работа с информацией)
- На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 2 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.
Внешний вид: Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая. Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу. |
Питание : Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Добывают и копытных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот. |
4.Самоконструкция (Создание первичного образа) Работа с информацией
(После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)
- Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.
Кто? | |
Как выглядит? | |
Поведение в природе | |
Питание |
5.Реконструкция (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное)
- А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант», какие вопросы вы зададите?
(Дети задают вопросы)
6.Социализация
(Работа в парах)
- У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.
(выслушиваются рассказы детей)
- Одинаковые ли получились рассказы?
7. Разрыв (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)
Работа с текстом
- А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки?
(Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)
МУЗЫКАНТ
В.Бианки
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
1 остановка
Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?
(Выслушиваются ответы детей)
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.
- Чьи ответы совпали с авторским?
2 остановка
Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
(Выслушиваются ответы детей)
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!
Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
- Оправдались ли ваши прогнозы?
3 остановка
Вопрос: Как поступит старик с медведем?
(Дети высказывают предположения)
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет,— ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
- Сбылись ли ваши предположения?
- Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?
- Какой смысл заключил в своё произведение автор?
8. Рефлексия (самоанализ) Обобщение ощущений, чувств.
На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.
Что я знал | Новое | Думал иначе | Есть вопросы |
(Выслушиваются высказывания детей по таблице)
- Какая информация оказалась новой?
- Дополните фразу:
«Читая это произведение, я думал о том, что …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.
Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...
Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".
Конспект разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....
Методическая разработка урока - мастерской "Что нам стоит дом построить" по теме "Площадь фигур"
Методическая разработка предназначена для 2 класса по предмету "Математика", тема "Площадь фигур", программа "школа 21 век"...
Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .
Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " ....
Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий
Методическая разработка урока письма с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок построен на материале учебника "Английский в фокусе 4". Тема урока: "Письмо о друге...
Разработка урока математики с использованием технологии смешанного обучения
Разработка урока математики с использованием технологии смешанного обучения представляет собой использование современных технологий обучения в рамках системно - деятельностного подхода, ориентация кот...
Методическая разработка урока по ИЗО и технологии на тему: «Ювелирная мастерская» для 4 класса.
Номинация Фестиваля: «Лучший урок в предметных областях «Технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности».Методическая разработка урока по технологии на тему: ...