Рабочая программа факультативного курса «Развитие математических способностей»
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Аксаментова Светлана Николаевна

Цель факультативного курса "Развитие математических способностей": создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивитдуальности; построение фундамента для математического развития; формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Программа расчитана на 17 часов в год, 1 час в неделю, для обучающихся 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx89.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №19

(МБОУ г. Иркутска СОШ №19)

Утверждена приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 19

№ 01-10-92 от 06.06.2022 г.

Рабочая программа

факультативного курса «Развитие математических способностей»,  

входящего в часть учебного плана

НОО МБОУ г. Иркутска СОШ № 19,

формируемую участниками образовательных отношений Предметная область: Математика 4 класс

Срок реализации программы: 0,5 год

Составитель программы: Аксаментова С.Н..,

учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 19

г. Иркутск 2022

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 19.

Уровень подготовки учащихся –базовый.

Место предмета в учебном плане – курс части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Предметная область - Математика.

Программа рассчитана на следующее количество часов:

4 класс

Кол-во учебных недель

17

Кол-во часов в неделю

0,5 ч/н

Количество часов в год

17

Всего 17 недель, 17 часов

  • Цель курса- создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности; построение фундамента для математического развития; формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

 

Приоритетные задачи курса:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики; расширение и углубление знаний по предмету;

формирование приёмов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
  • раскрытие творческих способностей учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность;
  • воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремлённость при решении нестандартных задач;
  • организация работы с одарёнными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  •  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи, к общим способам решения задач;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.

Метапредметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
  •  устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
  • группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.);
  •  находить разные способы решения задачи;
  • распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;
  • вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;
  • структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков; строить речевое высказывание в устной форме; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях
  • Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Содержание курса

Содержание программы соответствует основным темам ПOOП HOO по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших учащихся знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников.

Основное содержание программы представлено разделами

РАЗДЕЛ1. «Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества»

 Предусматривает решение комбинаторных задач способами систематического перебора, с помощью таблицы и дерева возможных вариантов. Сравнивание разных способов решения задач, выбирать оптимальный способ решения.

        Магический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.

РАЗДЕЛ2. «Арифметические действия и задачи»

Расширит и углубит знания о многозначных числах,. Группировка объектов по различным признакам. Устанавливание соответствий между различными способами записи чисел, моделирование условия  задач с помощью схем, планирование решений задач. Решение практических задач связанных с повседневной жизнью. 

        Числа от 1 до 1000. Задачи на части. Чётные и нечетные числа. Числовые выражения, порядок действий. Решение задач с пропорциональными величинами. Рациональные вычисления. Многозначные числа. Задачи на взвешивание. Возраст. Время. Дроби. Решения задач. Задачи на движение. Арифметические ребусы.

РАЗДЕЛ3. «Работа с информацией»

В данном разделе  дети  научатся соотносить разные способы представления информации: текст, таблицу, диаграмму. Сравнивать разные виды таблиц. Делать выводы. Оформлять результаты, мини- исследования с использованием таблиц и диаграмм. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью. Выбирать и обосновывать оптимальный способ решения. 

        Таблицы. Задачи – расчеты. Таблицы и диаграммы. Задачи – расчеты.

РАЗДЕЛ4. «Геометрические фигуры и величины»

В данном разделе дети научатся решать задачи на построения. Осуществлять анализ рисунка и его синтез. Ориентироваться на плоскости, решать задачи практическим способом. Выполнять модели геометрических тел, понимать принцип развертки геометрических тел. Использовать модели  развертку для решения задач. Достраивать симметричные фигуры по клеточкам. 

        Площади прямоугольника. Зеркальное отражение фигур. Многоугольники. Геометрические тела. Симметрия.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Результат воспитывающей деятельности будет: сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.

Курс внеурочной деятельности с использованием пособия

Развитие математических способностеи: 3-4 класс. Глаголева Ю.И. — М.: Просвещение, 2019

Модуль

Тема

Два года

обучения (вариант 1)

Один

ГОД

обуче

НИЯ

вариа ит 2)

Характеристика деятельности учащихся

Первы

й год обуче

Второ

й год обуче

Логические

Магический

1 ч

1 ч

Заполнять таблицу.

И

комбинатор ные задачи, задачи на множества

квадрат

Высказывать и

проверять предположения. Определять

закономерности

Комбинаторн

ые задачи

2 ч

Решать разные виды

комбинаторных задач способом систематического перебора, составляя таблицу.

Прогнозировать изменение ответа

задачи при изменении условия

Логические

задачи

2 ч

1 ч

Определять

истинные и ложные высказывания.

Строить логическое рассуждение.

Устанавливать

П]ЭИЧИННО-

следственные связи Использовать таблицу для решения задач

Задачи на

множества

3 ч

1 ч

Устанавливать

соответствие между условием и вопросом

задачи.

Анализировать схему.

Моделировать условие задачи, используя схему

«круги Эйлера». Классифицировать объекты.

Строить логическое рассуждение.

Планировать

решение задачи

Арифметич

еские действия и задачи

Числа от 1 до

100

1 ч

1 ч

Группировать

объекты по различным признакам. Устанавливать соответствие между

]ЗdЗЛИЧНЫМИ

способами записи чисел

Задачи на части

1 ч

Моделировать

условие задачи с помощью схемы. Планировать

решение задачи

Чётные/нечётн

ые числа

1 ч

Высказывать

предположения,

проверять их в

практической деятельности. Обосновывать свою точку зрения.

Выполнять прикидку результата.

Группировать объекты по

различным признакам

Числовые

выражения. Порядок действий

1 ч

2 ч

Осуществлять синтез

как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

ВОGПОЛНЯЯ

недостающие компоненты Определять закономерности, следовать правилу

Задачи на

Ч£tСТИ

2 ч

Моделировать

условие задачи с помощью схемы. Планировать решение задачи.

Решать практические задачи, связанные с

повседневной

Числовые

выражения

1 ч

Анализировать

числовые выражения. Выполнять прикидку результата числового выражения

Решение задач

с

пропорциональными

величинами

3 ч

2 ч

Анализировать

таблицу. Определять зависимость одной величины от двух ДругИх.

.

Решать практические задачи, связанные с повседневной жИзньЮ

Числа от 1 до

1000

1 ч

Записывать

трёхзначные числа, используя разные знаки: арабские, римские, египетские цифры.

Устанавливать

соответствие между

разными способами

записи чисел

Рациональные

вычисления

2 ч

1 ч

Находить значения

выражений, используя свойства арифметических действий.

Выполнять

П]ЭИКИДК  .

Предлагать и объяснять удобные способы вычислений

Решение задач

2 ч

1 ч

Предлагать разные

способы решения задач, выбирать из них оптимальные. Решать задачу с помощью рисунка и рассуждений.

Решать задачи на деление с остатком, связанные с повседневной жИзньЮ

Работа с

информаци ей

Таблицы

1 ч

2 ч

Заполнять и

анализировать таблицу.

Выявлять

закономерности.

Решать задачи с

помощью таблицы

Задачи-

расчёты

2 ч

Соотносить текст и

таблицу.

Читать таблицу, определять связи между величинами. Решать практические задачи, связанные с повседневной жИзньЮ

Геометриче

ские фигуры и величины

Треугольник

1 ч

1 ч

Решать задачи на

построения. Группировать геометрические фигуры по существенному

признаку

Периметр

МНОГО ГОЛЬНИ

ка

1 ч

Понимать

взаимосвязь между периметром геометрической фигуры и длинами её сторОН.

Выполнять построения. Решать задачи геометрического

содержания разными

способами

Площадь

П]ЭЯМО ГОЛЬНИ

ка

1 ч

Вычислять площадь

фигур сложной формы.

Понимать взаимосвязь между периметром и площадью прямоугольника

Зеркальное

отражение фигур

1 ч

1 ч

Чертить фигуры в

зеркальном отражении. Выполнять практические действия для решения задачи

Логические

и комбинатор ные задачи, задачи на множества

Комбинаторн

ые задачи

3 ч

3 ч

Решать

комбинаторные задачи способами систематического перебора, с помощью таблицы и дерева

ВОЗМОЖНЫХ

вариантов. Сравнивать разные способы решения задач, выбирать оптимальный способ,

объяснять выбор

Комбинаторн

ые задачи

2 ч

Осуществлять синтез

как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

ВОСПОЛНЯЯ

недостающие компоненты. Решать комбинаторные задачи с помощью

графа

Логические

задачи

1 ч

1 ч

Анализировать текст

задачи.

Строить логическое рассуждение.

Устанавливать

П]ЭИЧИННО-

следственные связи. Использовать таблицу для решения задач

Задачи на

множества

1 ч

Устанавливать

соответствие между условием и вопросом задачи.

Анализировать схему.

Моделировать

условие задачи,

используя схему

«круги Эйлера» Классифицировать объекты.

Строить логическое рассуждение.

Планировать

решение задачи

Арифметич

еские действия и задачи

Многозначные

числа

1 ч

1 ч

Анализировать

математические записи, выделять существенные признаки.

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Числовые

выражения

1 ч

Применять знания о

порядке выполнения действий в нестандартной ситуации.

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

ВОСПОЛНЯЯ

недостающие

компоненты

Решение задач

1 ч

1 ч

Моделировать

условие задачи с помощью схемы. Планировать решение задачи, осуществлять план действий

Задачи на

взвешивание

1 ч

Анализировать текст

задачи. Устанавливать взаимосвязи между величинами.

Планировать решение задачи. Предлагать разные способы решения задачи

Возраст

2 ч

2 ч

Понимать

соотношение понятий «раньше- позже» и «старше- младше».

Анализировать текст задачи Моделировать условие задачи с

помощью схемы, устанавливая

взаимосвязи между

величинами

Время

2 ч

Использовать часы и

календарь для решения практических задач, связанных с повседневной

Складывать и вычитать единицы времени

Дроби.

Решение задач

1 ч

Решать задачи на

дроби с помощью схемы.

Решать задачи

разными способами

Рациональные

вычисления

3 ч

1 ч

Анализировать

числовые выражения, обобщать наблюдения. Находить значения выражений, используя свойства арифметических действий.

Выполнять

П]ЭИКИДК  .

Предлагать и

объяснять удобные способы вычислений

Задачи на

движение

3 ч

2 ч

Понимать

зависимость между величинами

«скорость/время/расс тояние», использовать её для решения задач.

Соотносить разные единицы измерения

СКО]ЭОСТИ.

Решать задачи на разные виды движения, в том числе, движение по воде

Моделировать условие задачи с помощью чертежа. Планировать решение задачи, следовать плану

Арифметическ

ие ребусы

1 ч

1 ч

Применять

алгоритмы выполнения арифметических

действий

нестандартных

ситуациях. Осуществлять синтез как        составление целого         из        частей, самостоятельно достраивая

недостающие компоненты

Работа с информацией

Таблицы и

диаграммы

2 ч

Соотносить разные

способы представления информации: текст, таблицу, диаграмму. Сравнивать разные виды таблиц.

Делать выводы. Оформлять результаты мини- исследования с использованием таблиц и диаграмм, в том числе с использованием

программы Excel

Задачи-

расчёты

2 ч

Соотносить текст и

таблицу.

Читать таблицу,

определять связи

между величинами. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью.

Выбирать и обосновывать оптимальный способ

решения проблемы

Геометриче

ские фигуры и величины

Многоугольни

ки

1 ч

1 ч

Решать        задачи        на

построения. Осуществлять анализ рисунка и синтез его

элементов

Тетрамино

1 ч

Ориентироваться        на

плоскости.

Решать        задачи практическим способом

Танграм

1 ч

Ориентироваться  на

ПЛОСКОСТИ.

Осуществлять анализ рисунка и синтез его элементов

Геометрическ

ие тела

2 ч

1 ч

Выполнять        модели

геометрических тел. Понимать        принцип построения

развёртки

геометрических тел. Использовать модели и        развёртку        для решения задач

Симметрия

1 ч

1 ч

Иметь представление

о        симметрии,        оси

симметрии. Достраивать симметричные фигуры        ПО

клеточкам.

Выполнять практические действия        для решения задачи

34 ч

34 ч

34 ч

Тема

Кол-во

часов

1

Введение. Что мы знаем о Байкале. Байкал – участок всемирного

природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.

1

2

Возникновение и формирование Байкала.

1

3

Знаменитые горные хребты

Прибайкалья и Забайкалья.

1

4

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн

Байкала. Притоки. Реки, которые впадают в Байкал. Ангара.

1

5

Заливы, бухты, соры озера Байкал.

1

6

Острова и полуострова Байкала. Их расположение и особенности

ландшафта.

1

7

Вертикальный разрез Байкала. Глубины.

1

8

Подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Полезные

ископаемые дна Байкала.

1

9

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды.

1

10

Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика

температурных изменений. Вертикальный обмен тепла.

1

11

Байкальские ветра и течения.

1

Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара).

1

13

Ледовый режим. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы,

полыньи, сокуи.

1

14

Этажи озера Байкал. Литораль. Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Фитопланктон.

1

15

Водные насекомые. Хирономиды,

ручейники. Роль в пищевых отношениях обитателей Байкала.

1

16

Литораль. Сублитораль. Планктонные животные. Строение. Питание,

особенности поведения.

1

17

Литораль. Сублитораль. Батиаль. Общая характеристика рыб. Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Желтокрылка, длиннокрылка,

голомянка.

1

18

Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы

1

19

Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание.

Размножение.

1

20

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Строение,

жизнедеятельность, роль в самоочищении Байкала.

1

21

Абиссаль. Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты.

Особенности их строения и жизнедеятельности.

1

22

Закрепление. Зоны жизни. Байкальские сообщества. Роль прибрежной

зоны в жизнедеятельности обитателей Байкала. Пищевые связи.

1

23

Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала.

1

24

Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала.

1

25

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия,

формирующие эндемизм.

1

25

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные

леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота.

1

26

Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные

виды растений, наземных животных и птиц.

1

27

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Памятники природы на

побережье Байкала.

1

28

Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Заказники.

1

29

Памятники природы на побережье Байкала.

1

30

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди

заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.

1

31

Русские землепроходцы. Строительство острогов. Взаимодействие с

местными жителями. Хозяйственное освоение озера.

1

32

Влияние человека на озеро Байкал. Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Химические, биологические, тепловые

загрязнения

1

33

Российские законы по охране окружающей среды. Проблема

хозяйственных и бытовых отходов. Общественное движение по охране окружающей среды. Правила поведения на природе

1

34

Влияние туристов и отдыхающих на озеро Байкал. Классификация отходов. Влияние отходов. Количество отходов. Правила поведения на

Байкале.

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса

Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".

Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 3 класс

В целях развития логического мышления учащимся пред­лагаются задачи, при решении которых им необходимо само­стоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить де­дуктивные умозаключения.Способн...

Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных способностей".

Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных способностей" разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволапо...

Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 4 класса

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена на основе авторского комплекта учебно-методического  пособия курса &la...

Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 1 класса

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена для 1 классов на основе авторского комплекта учебно-методического  пособия курса «РПС» О.А.Холодова ...