Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена на основе авторского комплекта учебно-методического пособия курса «РПС» О.А.Холодова – Юнным умникам и умницам: задания для развития познавательных способностей (10-11лет) /Методическое пособие , 4 класс.- 5-е изд.,перераб.- М.:Издательство РОСТ.-2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена на основе авторского комплекта учебно-методического пособия курса «РПС» О.А.Холодова – Юнным умникам и умницам: задания для развития познавательных способностей (10-11лет) /Методическое пособие , 4 класс.- 5-е изд.,перераб.- М.:Издательство РОСТ.-2015.
Цель программы:
- развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы;
- расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
Задачи программы.
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Программа рассчитана на 34ч +1ч (резерва) в год (1ч в неделю) при 35 учебных недель.
Планируемы результаты освоения курса
Личностные результаты:
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса в четвертом классе учащиеся получат возможность:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир;
- способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
В результате изучения курса в четвертом классе у учащихся сформируются следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание программы курса(35ч)
№п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание изучаемых тем |
1 | Сравнение | 4ч | Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение |
2 | Комбинаторика | 4ч | Решение задач с помощью таблиц и графов |
3 | Элементы логики | 11ч | Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. |
4 | Развитие творческого воображения | 11ч | Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. |
5 | Практический материал | 4ч | Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. |
Тематическое планирование уроков
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение в курс «РПС». Знакомство с учебным пособием. | 1 | |
Повторение основных мыслительных операций. | 1 | |
Причинно-следственные цепочки. | 1 | |
Интегрированный: логика в окружающем мире. | 1 | |
Интегрированный: логика в русском языке. | 1 | |
Виды отношений между понятиями. | 1 | |
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 | |
Понятие о графах. | 1 | |
Рефлексивность отношений. | 1 | |
Симметричность отношений. | 1 | |
Тест «Отношения между понятиями». | 1 | |
Классификация. | 1 | |
Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 | |
Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 | |
Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 | |
Язык и логика. Пословицы. | 1 | |
Тест «Язык и логика». | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Логические связки «или», «и». | 1 | |
Логическая связка «если …, то». | 1 | |
Логические возможности. | 1 | |
Ситуативная связь между понятиями. | 1 | |
Оценка ситуации с разных сторон. | 1 | |
Образное сравнение. | 1 | |
Синонимы. Многозначность. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Тест «Языковая логика». | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 | |
Рассуждения. | 1 | |
Выводы в рассуждениях. | 1 | |
Юмор и логика. | 1 | |
Юмор и логика. | 1 | |
34-35 | Конкурс эрудитов. | 2 |
Итого | 35ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»
В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти, воображения, логич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...
Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....
Рабочая программа по развитию познавательных способностей
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...
Рабочая программа ПДОУ "Развитие познавательных способностей" 2 класс
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет успешно решить проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдател...