Конспект урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли. Образование и сравнение долей"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ
Цели: 1. Познакомить с понятием «доля».
2. Учить читать, записывать, сравнивать доли.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, практическая работа.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Для учащихся: круг из бумаги, цветные карандаши, карточки, учебник по математике для 3 класса. М.И.Моро «Математика» ,1 часть М.: Просвещение, 2019
Ход урока:
- Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
2. Актуализация знаний
Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание.
Как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Прописываем число 23. Что мы можем сказать об этом числе? (двузн, 2 дес 3 ед)
Устный счет (Фронтально)
Вспомним таблицу умножения и деления, выполним вычисления (фронтально)
45 : 5 81 : 9 5 х 4
8 х 4 40 : 4 9 : 9
6 х 6 56 : 8 6 х 3
54 : 9 7 х 9 1 : 2
3. Самоопределение.
Ребята, почему возникло затруднение с последними примером?
-Можем ли мы 1: 2?
Почему? 1<2
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как это можно сделать.
-Вы делили когда-нибудь один апельсин на двоих? (да)
Значит, 1 предмет можно разделить на 2. (показ апельсина, разделенного пополам)
Какой вывод сделаем: 1 можно разделить на двоих, но каждому достанется не предмет, а его часть, доля.(карточка на доску)
Какой целый предмет вам приходилось делить на несколько частей? (яблоко, шоколадку)
- Давайте посмотрим мультфильм как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
(Мультфильм «Апельсин»).1 мин 40 сек
Анализ мультфильма:
- При делении апельсина что получил каждый из животных? (дольку, часть)
- Кто из вас понял над как темой будем работать на уроке? (ДОЛИ)
- Какова цель нашего урока? (научиться делить на равные части. Правильно, вы поняли суть. Тема нашего урока Доли )
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться читать, записывать и сравнивать доли) Посмотрите на опорные
4. Работа по теме урока.
- Как вы думаете, что такое доля? (доля -это часть!!! Карточка на доску!!! предмета или числа)
- Сколько долей было в апельсине? (5 долей)
- Что можно сказать про доли, которые получили животные, какие они? (Они равные!!!)карточка на доску.
- Сделайте вывод, что такое доля? (Доля – это одна или несколько равных частей целого).
- Сколько долей получил каждый из животных? (1)
- Из скОльких долей? (Из 5)
(На слайде: 1 доля из 5).
Значит, у каждого из друзей одна из пяти долей или одна пятая доля. Записать это можно так -1/5 «дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. слайд
Запишите в тетради: 1 доля из 5 - одна пятая доля - 1/5 - запись называется дробью .
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (на сколько равных частей (долей) разделили)
- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)
СЛАЙД
Посмотрите на круг.
На сколько частей он разделен? (на 2)
Сколько частей круга закрашено? (1)
Какая получится дробь? ½
Как ее записать?
Пишем 1, проводим дробную черту, под чертой пишем 2
Читаем дробь – одна вторая.
!!!Обратите внимание, дробь мы записываем в 2 клетки.
На сколько частей разделен квадрат? (на 4)
Сколько частей закрашено? (1)
Как записать дробью? (1/4)
5. Первичная проверка понимания изученного.
Перед вами лежит карточка №1
Упражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа.
Определите, какие доли закрашены в каждой фигуре?
Запишите в тетрадь, с помощью какой дроби можно обозначить эти доли на письме.
1/2 1/3 1/4 1/6 1/8
Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Сверьте записи в тетради со слайдом.
А как быть, если круг разделен на 8 частей и закрашено 2 части? Какая будет дробь? 2/8 Но это тема следующего урока.
Работа в РТ с. 66 №178 (1) - самостоятельная работа.
- Проверка фронтальная.
Назовите № прямоугольника, у которого закрашена 1/6 часть (3), 1/8?(1)
-Назовите мне какая часть закрашена у 2 прямоугольника? (1/4)
Оцените свою работу над этим этапом в листе самооценки.
Физминутка
Дружно с вами мы считали и про доли рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Доли, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.
6. Применение знаний и способов действий.
Ребята, возьмите карточку №2, прочитайте задачи и запишите в тетради только ответы.
Задача 1. На день рождения Вини - Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа-Иа, торт разделили на 4 части. Какая часть торта досталась каждому из героев? (1/4)
Задача 2.
Дыню разделили поровну между 6 детьми. Какую часть дыни получил каждый? (1/6)
Назовите, какие у вас получились доли? ¼ и 1/6
Давайте попробуем их сравнить.
Какая доля больше?
Мнения разделились. И возникает вопрос, кто же из нас прав?
Чему мы сейчас будем учиться, кто догадался? (будем учиться сравнивать доли)
Практическая работа в парах:
Сейчас поработаем в парах.
- У вас на парте лежат 2 круга.
Сравните эти два круга. Какие они? (одинаковые)
1 вариант разделите один круг при помощи перегибания на 4 части и закрасьте 1/4 часть.
2 вариант разделите второй круг при помощи перегибания на 2 части, закрасьте 1/2 часть.
Сравните теперь ваши доли.
- Какая доля меньше? (1/4)
Какая больше? (1/2)
- Какой вывод можно сделать?
(Чем больше долей в целом, тем меньше каждая доля)
Заполните карточку
Заполни пропуски в предложениях, используя слова «больше», «меньше».
- Чем ……………долей, тем ……………. каждая доля.
- Чем…………… долей, тем ……………..каждая доля.
Сравните ваш вывод с выводом на экране. СЛАЙД
Кто же был прав, когда сравнивали доли ¼ и 1/6?
Вернемся к этому заданию и поставим правильный знак.
Что больше ¼ или 1/6? 1/4
А сейчас попробуем самостоятельно выполнить сравнение дробей
Спишите дроби в тетрадь и выполните сравнение. 2 ученика с обр стор доски.
¼ 1/5
½ ¼
1/6 1/8
1/3 1/5
½ 1/3
1/9 1/6
Поменяйтесь тетрадями. Выполним взаимопроверку.
Оцените работу над этапом сравнения в листе самооценки.
Аналогичное задание вам нужно будет выполнить дома.
Развитие умения записывать и называть и сравнивать доли. (Практическая работа в парах) 1 пара работает у доски.
- У вас в конвертах лежат фигуры. Они разрезаны на части, доли. Сложите из долей целое.
- Что можете сказать о получившихся фигурах? (Это круги)
Чем они похожи? (они равные)
-Чем отличаются? (Доли разные)
-Покажите одну долю красного круга, назовите и запишите ее. 1/6
(Работа в тетрадях и на доске)
- Покажите одну долю синего круга, назовите и запишите ее. 1/10
- Сравните доли и запишите у себя в тетрадях результат сравнения.
( 1/6 > 1/10 )
Молодцы, ребята.
Итог урока.
- Ребята, чему мы учились сегодня на уроке? (узнали, что такое доли, научились читать и записывать доли, сравнивать их)
Достигли мы поставленной цели?
Рефлексия
Выберите любое предложение и продолжите его.
Я сегодня на уроке узнал…
Мне понравилось задание…
У меня возникли трудности…
Ребята, оцените свою работу на уроке.
Возьмите круги рефлексии. Посчитайте количество + в листках самооценки. Закрасьте одну из частей круга: если вам было легко и интересно – зеленым цветом, трудно, но интересно-желтым, трудно и неинтересно-красным.
- Возьмите листки самооценки. Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок. А я ставлю за урок такие отметки
- Ребята, вы на уроке были внимательными, активными, дружными. Мне хочется вас наградить не просто одной долькой, как в мультике, а целым мандарином. Не забудьте его разделить на доли и поделиться с друзьями.
ОТМЕТКИ ЗА УРОК
Домашнее задание.
Учебник с. 92 № 2 (сравнение долей), с. 93 № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"
Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...
Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"
Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на внеурочной деятельности. Урок содержит материал по истории Санкт-Петербурга....
УМК "Перспектива" конспект урока математики 2 класс Тема: «Кратное сравнение»
Цели деятельности учителя: формирование навыка решать задачи на кратное сравнение; закрепление умения решать задачи,примеры на сложение и вычитание, развитие мыслительных операций, математических спос...
УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...
Конспект урока математики, 3 класс, "Решение задач на кратное сравнение"
Цель деятельности учителя:-закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение; развитие умения работать самостоятельно и в парах. Планируемые результатыПредметные: -уметь решать з...
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: Состав двузначных чисел 11, 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Цель урока: Создание условий для закрепления знаний обучающихся по данной теме.Задачи урока:Образовательные:-развивать навыки устного счёта;-закрепить знания нумерации в пределах...
План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."
План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."...