Формирование функциональной грамотности. Начальная школа XXI века. Урок математики. 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс)

Вершинина Людмила Сергеевна

Данный урок является уроком изучения нового материала и применения полученных знаний на практике, создает условия для формирования математической функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Вершинина Людмила Сергеевна

Класс: 4 в

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: математика

Тема: «План и масштаб».

Вид урока: изучения нового материала

Тип урока: изучение и применение новых знаний и способов действий.

Цель: создание условий для формирования умения определять масштаб изображенного объекта на плане.

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является уроком изучения нового материала и применения полученных знаний на практике, создает условия для формирования математической функциональной грамотности.

Оборудование: листы бумаги 10 х 10 см, расчерченные в клетку 1 см кв. на каждого ученика. На расчерченном листке изображен прямоугольники зеленого и желтого цветов размером 5х5 см, карандаши простые, цветные, линейки, каркас прямоугольной грядки 1 х 3 м, изготовленной из плотного картона.

Ход урока

№ п/п

Название

этапа урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

1

Мотивационно-целевой этап

(Принятие проблемы, формулирование целей

учебного занятия)

Организует начало урока. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя

Организуют свои рабочие места, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей

Организованное начало урока.

Учащиеся включены в учебный процесс

Организует побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-Вы не раз выполняли такие задания, как изобразить план комнаты, план школьного участка, строили безопасные маршруты движения от дома к школе и обратно. Сегодня на уроке задание будет похожим на прежнее. Вы попробуете себя в роли дизайнеров дачного проекта. Вам предстоит решить одну непростую и в то же время очень интересную задачу. (Обращает внимание обучающихся на модель грядки)

Перед вами модель грядки. Вам необходимо на листке бумаги, который лежит у вас на парте, в прямоугольнике зеленого цвета 5х5 см, изобразить план (чертеж) двух таких грядок.

- На выполнение задания у вас целых 3 минуты.

Организует проверку работы в парах.

 - Подпишите вашим именем чертеж. Сравните ваши чертежи.

- Теперь поменяйтесь чертежами с ребятами с соседней парты.

- Получились ли чертежи ваши одинаковыми?

- Очень странно, грядка одна, а чертежи разные. Как же рабочие будут строить грядки по вашему чертежу? Они получатся разными. Заказчик не примет вашу работу.

- Почему так получилось? Сформулируйте проблему.

-Что нам нужно сделать, чтобы разрешить эту проблему? (Выслушивает ответы детей, записывает их предположения на доске)

-Проверим каждую гипотезу.

-Как же добиться того, чтобы все чертежи были одинаковыми?   (Контролирует речевые высказывания обучающихся, оказывает помощь в построении речевого высказывания. Задает наводящие вопросы)

- Во сколько раз можно уменьшить действительные размеры грядки 1х3 м?

 - Верно. Такое уменьшение размеров больших объектов в одинаковое число раз называют масштабом.

Вы выполнили план грядки в масштабе один к ста. Записывают это так: 1:100. (Фиксирует запись на доске)

- Как вы думаете, что означает каждое число в этой записи?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

Слушают учителя.  Принимают и сохраняют учебную задачу

Выполняют задание.

Испытывают затруднение

Обмениваются чертежами. Выполняют измерения. Сравнивают. Делают выводы.

Слушают. Отвечают на вопросы

Формулируют проблему с помощью учителя.

Высказывают предположения по разрешению проблемы (договориться о том, какой длины и ширины будет длина и ширина, измерить каркас грядки и т.п.)

Выполняют необходимые измерения, чертежи. Комментируют полученный результат, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека.

С помощью учителя приходят к выводу, что необходимо уменьшить действительные размеры грядки в одно и то же число раз.

С помощью учителя делают вывод, что каждую сторону можно уменьшить в 100 раз, так как 1 м = 100 см.

Отвечают на вопрос

Формулируют тему урока и цель урока

Обучающиеся принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

3

Применение знаний и способов действий

- Теперь, пользуясь знаниями, которые вы получили, выполните необходимые вычисления и в желтом прямоугольнике на вашем листке бумаги постройте чертежи двух грядок.

Сравните результат с предыдущим. Сделайте вывод.

- Запишите масштаб плана грядки в желтом прямоугольнике.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют задание. Сравнивают с предыдущим результатом. Делают выводы

Организованная работа по решению учебной задачи. Умение контролировать свою деятельность, корректировать свои действия

4

Закрепление знаний и способов действий.

Организует работу с учебником (Учеб.: стр.94) Предлагает выполнить задание № 2. Контролирует ответы обучающихся.

Предлагает самостоятельно выполнить задание под № 3. Контролирует работу обучающихся.

Организует взаимопроверку (работа в парах). Контролирует ответы обучающихся.

Выполняют задания, осуществляют самоконтроль своей деятельности

Организованная работа по решению учебной задачи в соответствии с алгоритмом работы над упражнением.

Умение контролировать свою деятельность, корректировать свои действия

5

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексивную деятельность обучающихся по достижению цели урока

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят самооценку.

Строят логические цепочки рассуждений и доказательств.Обосновывают показатели качества

Сформулированное речевое высказывание под контролем учителя, определен уровень достижения цели урока.

Умение оценивать свою деятельность, делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок математики «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления». 3 класс

Цель:Познакомить учащихся с приёмами  устного сложения трех и более слагаемых.Задачи: - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;- совершенствовать нав...

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»

Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...