Формирование функциональной грамотности. Начальная школа XXI века. Урок математики. 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс)
Данный урок является уроком изучения нового материала и применения полученных знаний на практике, создает условия для формирования математической функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики. 4 класс. Тема "План и масштаб" | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Вершинина Людмила Сергеевна
Класс: 4 в
УМК: «Начальная школа XXI века»
Предмет: математика
Тема: «План и масштаб».
Вид урока: изучения нового материала
Тип урока: изучение и применение новых знаний и способов действий.
Цель: создание условий для формирования умения определять масштаб изображенного объекта на плане.
Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является уроком изучения нового материала и применения полученных знаний на практике, создает условия для формирования математической функциональной грамотности.
Оборудование: листы бумаги 10 х 10 см, расчерченные в клетку 1 см кв. на каждого ученика. На расчерченном листке изображен прямоугольники зеленого и желтого цветов размером 5х5 см, карандаши простые, цветные, линейки, каркас прямоугольной грядки 1 х 3 м, изготовленной из плотного картона.
Ход урока
№ п/п | Название этапа урока | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
1 | Мотивационно-целевой этап (Принятие проблемы, формулирование целей учебного занятия) | Организует начало урока. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя Организуют свои рабочие места, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей | Организованное начало урока. Учащиеся включены в учебный процесс |
Организует побуждающий от проблемной ситуации диалог. -Вы не раз выполняли такие задания, как изобразить план комнаты, план школьного участка, строили безопасные маршруты движения от дома к школе и обратно. Сегодня на уроке задание будет похожим на прежнее. Вы попробуете себя в роли дизайнеров дачного проекта. Вам предстоит решить одну непростую и в то же время очень интересную задачу. (Обращает внимание обучающихся на модель грядки) Перед вами модель грядки. Вам необходимо на листке бумаги, который лежит у вас на парте, в прямоугольнике зеленого цвета 5х5 см, изобразить план (чертеж) двух таких грядок. - На выполнение задания у вас целых 3 минуты. Организует проверку работы в парах. - Подпишите вашим именем чертеж. Сравните ваши чертежи. - Теперь поменяйтесь чертежами с ребятами с соседней парты. - Получились ли чертежи ваши одинаковыми? - Очень странно, грядка одна, а чертежи разные. Как же рабочие будут строить грядки по вашему чертежу? Они получатся разными. Заказчик не примет вашу работу. - Почему так получилось? Сформулируйте проблему. -Что нам нужно сделать, чтобы разрешить эту проблему? (Выслушивает ответы детей, записывает их предположения на доске) -Проверим каждую гипотезу. -Как же добиться того, чтобы все чертежи были одинаковыми? (Контролирует речевые высказывания обучающихся, оказывает помощь в построении речевого высказывания. Задает наводящие вопросы) - Во сколько раз можно уменьшить действительные размеры грядки 1х3 м? - Верно. Такое уменьшение размеров больших объектов в одинаковое число раз называют масштабом. Вы выполнили план грядки в масштабе один к ста. Записывают это так: 1:100. (Фиксирует запись на доске) - Как вы думаете, что означает каждое число в этой записи? - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте цель урока. | Слушают учителя. Принимают и сохраняют учебную задачу Выполняют задание. Испытывают затруднение Обмениваются чертежами. Выполняют измерения. Сравнивают. Делают выводы. Слушают. Отвечают на вопросы Формулируют проблему с помощью учителя. Высказывают предположения по разрешению проблемы (договориться о том, какой длины и ширины будет длина и ширина, измерить каркас грядки и т.п.) Выполняют необходимые измерения, чертежи. Комментируют полученный результат, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека. С помощью учителя приходят к выводу, что необходимо уменьшить действительные размеры грядки в одно и то же число раз. С помощью учителя делают вывод, что каждую сторону можно уменьшить в 100 раз, так как 1 м = 100 см. Отвечают на вопрос Формулируют тему урока и цель урока | Обучающиеся принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | ||
3 | Применение знаний и способов действий | - Теперь, пользуясь знаниями, которые вы получили, выполните необходимые вычисления и в желтом прямоугольнике на вашем листке бумаги постройте чертежи двух грядок. Сравните результат с предыдущим. Сделайте вывод. - Запишите масштаб плана грядки в желтом прямоугольнике. -Молодцы! Вы справились с заданием. | Принимают и сохраняют учебную задачу. Выполняют задание. Сравнивают с предыдущим результатом. Делают выводы | Организованная работа по решению учебной задачи. Умение контролировать свою деятельность, корректировать свои действия |
4 | Закрепление знаний и способов действий. | Организует работу с учебником (Учеб.: стр.94) Предлагает выполнить задание № 2. Контролирует ответы обучающихся. Предлагает самостоятельно выполнить задание под № 3. Контролирует работу обучающихся. Организует взаимопроверку (работа в парах). Контролирует ответы обучающихся. | Выполняют задания, осуществляют самоконтроль своей деятельности | Организованная работа по решению учебной задачи в соответствии с алгоритмом работы над упражнением. Умение контролировать свою деятельность, корректировать свои действия |
5 | Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексивную деятельность обучающихся по достижению цели урока | Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку. Строят логические цепочки рассуждений и доказательств.Обосновывают показатели качества | Сформулированное речевое высказывание под контролем учителя, определен уровень достижения цели урока. Умение оценивать свою деятельность, делать выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Начальная школа 21 века". Урок математики «Сумма трех и более слагаемых. Устные приемы вычисления». 3 класс
Цель:Познакомить учащихся с приёмами устного сложения трех и более слагаемых.Задачи: - закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа;- совершенствовать нав...
"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения и проверки усвоения изученного материала по пройде...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает понять содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...
УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»
Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...