УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает понять содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которыми пользовался автор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_chteniya_3_kl.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс
Тема урока. С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
Учебные задачи:
- Ввести в круг чтения детей стихи С.А. Есенина;
- Формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта);
- Учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения;
- Учить передавать свои чувства через выразительное чтение;
- Формировать умения работать в паре;
- Формировать умения высказывать и пояснять свою точку зрения.
Оборудование: портрет поэта, книжная выставка, модели обложек изученных произведений, картинка с изображением клена.
Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2.-4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф», 2009. (Начальная школа XXI века).
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Структура урока | Содержание этапа урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I Организационный момент | Настрой учащихся на предстоящую работу: | ||
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1) Актуализация знаний. Фронтальная работа. | Аудиопрослушивание.
Д: Стихи Сергея Есенина. | - Ребята сейчас вы прослушаете отрывки из известных романсов. Ваша задача определить, кто автор стихов. -А с какими произведениями поэта мы уже знакомы? -А о чем пишет поэт свои стихи? Как вы думаете, только ли о природе? |
2) Сообщение темы и цели урока. Фронтальная работа. | Высказывают предположение, вместе с учителем учатся формулировать цель предстоящего урока. Мы познакомимся .. | - О чем еще писал поэт свои стихи? – Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина. | |
III. Первичное усвоение новых знаний. | 1)Первичное чтение отрывков на стр. 63 учащимися. про себя Самостоятельная работа. | Д: «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»» Д: природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья. (Родина – место, где человек родился и вырос: город, село, а также страна, гражданином которой он является. | – Прочитайте эти отрывки вслух и постарайтесь передать чувства поэта. – Какие слова поэта говорят о его любви к Родине? – Что имел в виду Есенин, произнося слово Родина? - А как вы понимаете слово Родина? |
2)Первичная проверка понимания текста. Фронтальная работа. | Д: Восторженное, ликующее, воспевающее. | – Какое настроение автора вы почувствовали при изучении данных отрывков? – Какие чувства возникли в вашем сердце? | |
3)Словарная работа. Фронтальная работа. | Стр.64 учебника пройдёт вражда племён – народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир; Шестую часть земли – площадь России | ||
4) Выразительное чтение отрывков. | Д: о вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали; воспевать – с чувством радости | С каким чувством будем читать? Все ли строки будем читать одинаково? В каком темпе мы будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? | |
5) Работа над иллюстрацией в учебнике | Рассматривают иллюстрацию, высказывают свое мнение, учатся соотносить текст и иллюстрацию | -К какому отрывку подходит иллюстрация? - Почему изображение храма? « Православные русские люди не мыслили жизнь без бога» | |
6) Эмоциональная подготовка к восприятию следующего стихотворения. Фронтальная работа | Учащиеся учатся понимать специфику словесного искусства, художественного образа. Определять сюжет, тему, главную мысль произведения | - Для Есенина привязанность к Родине, означает, прежде всего, привязанность к её природе, малой родине, народной жизни. – В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной. Разлука с Родиной и послужила причиной для написания стихотворения «Я покинул родимый дом…» в 1924 году, с которым мы сегодня познакомимся. - Как вы думаете, о чем будет это его стихотворение? | |
7)Первичное восприятие текста. Фронтальная работа. | Прослушивание стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом…» в аудиозаписи в исполнении мастеров слова и самого автора. Восприятие на слух стихотворного текста в исполнении мастера художественного слова. | – Какое настроение хотел передать автор? - Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? - Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый. Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи. | |
8) Словарная работа. Фронтальная работа. | Березняк – берёзовый лес, роща. Пурга – сильная вьюга, снежная буря. | - Как понимаете значение слов березняк и пурга? | |
IV. Первичное закрепление | 1)Чтение учащимися стихотворения про себя. Самостоятельная работа. | Учатся выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их, выявлять их эмоциональную окраску. Выделять в тексте портрет, пейзаж, понимать их роль в тексте. Выявлять языковые средства выразительности (синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения.) | Работа над 1-2 заданиями стр.64 учебника. – Какой видит поэт Русь? Почему голубой? – Синие и голубые цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.» |
2) Работа по заданиям учебника на стр.64. Фронтальная работа. | Д: Сравнение двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Д: Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. | - Давайте вспомним о таком языковом средстве, как сравнение. Обратите внимание на изображение клена (на доске) Так с чем же сравнивает автор старый клен? Почему? - В каких строфах есть сравнения? Прочитайте. - Выполняем задание 4 на стр.64. Существует такое языковое средство, как олицетворение. Что оно обозначает? - Найдите олицетворения в тексте. Прочитайте строфы, в которых есть олицетворения. | |
3) Работа в рабочей тетради стр.36-37 Работа в паре. Задания под звездочкой выполняются совместно с учителем. | Самостоятельная работа, направленная на выявление знаний учащихся по содержанию прослушанного материала. (подчеркивание рифм, вписывание пропущенных слов) | - Работаем в паре. Выполняем 1 и 2 задания с последующей проверкой. | |
4)Работа над выразительным чтением. | Чтение вслух с соблюдением орфоэпических и интонационных норм, темпа речи, пауз, логических ударений. Д: В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания. Д: Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя. | - В каком темпе мы будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? Громко или не очень? - Где будем делать небольшие паузы при чтении? - Какую интонацию мы выберем для чтения? (восхищённая или грустная). - Подведем итог. Так как же надо читать это стихотворение? | |
5)Работа с иллюстрацией на стр.64 Фронтальная работа | Соотнесение текста и иллюстрации. | - Найдите в тексте слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. - Почему поэт говорит о клене? Что мы можем предположить? | |
6) Чтение стихотворения учащимися вслух цепочкой. | Учатся читать стихи выразительно, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | ||
V.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выучить стихотворение на стр.64. наизусть, выполнить задание №6 на с.36 в рабочей тетради. | ||
VI.Рефлексия (подведение итогов занятия | - Какая тема прослеживается во всех стихах поэта? – Какая модель обложки соответствует произведениям, с которыми мы познакомились на сегодняшнем уроке? Почему, объясните. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения и проверки усвоения изученного материала по пройде...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»
Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"
Тема: «Стихи о Родине и родной природе».Тип урока: повторительно-обобщающий.Форма проведения: с применением информационных технологий, парной работыДидактические цели:Образовательные...
Конспект урока С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…», 3 класс
По данной ссылке вы можете сказать презентацию и все необходимые файлы для урока.https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-sa-esenin-stihi-o-rodine-otrivki-ya-pokinul-rodimiy-dom-kl...
Комментарии
Третьеклассники уже знакомы с
Третьеклассники уже знакомы с некоторыми произведениями С. Есенина, на данном уроке они знакомятся с новыми стихами, узнают о многогранности таланта поэта.