Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе
статья по математике
В данной работе рассматривается понятие функциональной грамотности, а также ее составляющие - математическая и финансовая грамотность. Представлены задания из программного материала. направленные на формирование математической и финансовой грамотности младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Ребенку важно обладать: 1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. 2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 3.Способностью строить социальные отношения. 4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Математическая грамотность младшего школьника трактуется как: - понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; - потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; - способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; -совокупность умений.
Примеры заданий, чтобы сформировать компонент математической функциональной грамотности : 1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб ., а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )? 2. Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников ? 3. Три килограмма варенья разложили в банки по 400 г и в банки по 200 г. Банок по 400 г оказалось 4. Сколько потребовалось банок по 200 г?
Определи время по часам. Нарисуй стрелки на часах, чтобы показывали данное время.
Грузоподъемность лифта в жилом доме 400 кг сможет ли такой лифт поднять всех членов вашей семьи? (Моя Семья:4 человека,Папа-90кг,Мама-80кг,Я-40кг,Сестра-12кг)
Международная программа по оценке образовательных достижений (PISA) определяет финансовую грамотность как знание и понимание финансовых терминов, понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни .
Предметные области исследования финансовой грамотности: 1.Доходы и расходы 2.Финансовое планирование и бюджет 3. Личные сбережения 4. Кредитование 5. Инвестирование 6.Страхование 7.Риски и финансовая безопасность 8.Защита прав потребителей 9.Общие знания экономики и азы финансовой арифметики
Задания, направленные на формирование финансовой грамотности:
Задания, направленные на формирование финансовой грамотности:
« Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Алексей Алексеевич Леонтьев
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Здравствуйте. Тема моего выступления «Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе».
Что же такое функциональная грамотность? Есть несколько определений.
Слайд 2. (Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. )
Читаю: Функциональная грамотность - способности человека свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Слайд 3. «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
3.Способностью строить социальные отношения.
4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
(Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова)
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Слайд 4. Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность.
Читаю: Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
(На слайде: Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
-совокупность умений.)
Читаю: Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например:
• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
• выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с бόльшими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;
• решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
Слайд 5. Примеры заданий, направленные на формирование математической функциональной грамотности. Задания представлены на слайдах.
Эти задания связаны с жизнью ребенка. Это покупки в магазинах. Отслеживание стоимости продуктов, что очень актуально сегодня. Производство различных товаров. Домашние заготовки.
(на слайде) 1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб.,а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?
2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?
3.Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников?
4.Москва – Владивосток – это самый протяженный железнодорожный пассажирский маршрут в мире. За 144 часа вы преодолеваете путь длиной в 9288 км. Выполни деление с остатком: вычисли скорость движения поезда по этому маршруту.
Слайд 6. 5.необходимо умение определять время по часам.
Слайд 7. Пошив штор для различный помещений и для дома. Строительство заборов, расчёт стройматериалов.
Слайд 8. Использование лифта по правилам техники безопасности.
Слайд 9. Умение читать данные по диаграмме. А также строить диаграммы по представленным данным.
Другим компонентом функциональной грамотности является финансовая грамотность.
Слайд 10.
Читаю: Исследования, проводимые в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений (PISA), направлены на оценку функциональной грамотности школьников по трем основным направлениям: читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году мониторинг финансовой грамотности был представлен как «ноу-хау» PISA. С 2015 года была рекомендована оценка финансовой грамотности в качестве дополнительного направления оценивания функциональной грамотности учащихся.
Читаю: В исследовании PISA внимание акцентируется на таком аспекте: финансовая грамотность в целом понимается как личная финансовая грамотность – способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Аспекты из курса по финансовой грамотности внедряются в такие предметы как математика, окружающий мир, во внеурочной деятельности.
Что же такое финансовая грамотность? Есть несколько определений.
Слайд 11 . (на слайде) Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Читаю: Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Слайд 12. По своему содержанию финансовая грамотность является многоаспектным и многокомпонентным понятием.
Предметные области исследования финансовой грамотности:
1.Доходы и расходы
2.Финансовое планирование и бюджет
3. Личные сбережения
4. Кредитование
5. Инвестирование
6.Страхование
7.Риски и финансовая безопасность
8.Защита прав потребителей
9.Общие знания экономики и азы финансовой арифметики
Слайд 13. Нескоько видов заданий, направленных на формирование финансовой грамотности.
1.Необходимо познакомить обучающихся с понятиями доходы, расходы и другими понятиями.
2. уметь считать деньги, определять, хватит ли на покупку и сколько останется.
Слайд 14. Умение считать деньги и сдачу проверяется в ВПР.
Заканчиваю свое выступление словами Алексея Алексеевича Леонтьева «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Алексей Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
- составление и расчет семейного бюджета;
- денежные операции в банках и других структурах;
- сделки, связанные с риском;
- денежные вознаграждения;
- наличие ответственных органов за финансовые услуги;
- личные сбережения — излишество или прок;
- тонкости кредитов и депозитов;
- права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
- управление денежными потоками;
- агрессивная политика банков;
- активы и пассивы (доходы и расходы);
- страхование и пенсионные выплаты;
- наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD).
Ряд стран, в том числе Россия, принимали участие в трех цикла данного исследования – в 2012, 2015 и 2018 годах. Данные исследования проводятся в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который Министерство финансов Российской Федерации реализует с 2011 года совместно со Всемирным банком. Именно с этого года в пилотных регионах России началась активная реализация проекта по обучению финансовой грамотности в начальной школе.
В 2016 году Проект Минфина России по финансовой грамотности удостоен международной награды Global Inclusion Awards за реализацию образовательных программ для детей и молодежи.
1. Понятие и содержание финансовой грамотности.
Финансовая грамотность необходима каждому человеку для:
- выработки целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами;
- формирования представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем;
- развития умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения.
Это значит, что финансовая грамотность обращается не к теоретическим экономическим понятиям (теория спроса и предложения, теория рыночных структур и др.), а связана с пониманием, управлением и планированием своих собственных личных и семейных финансовых дел. PISA подчеркивает важность хорошего понимания, управления и планирования со стороны физических лиц и отмечает, что это имеет эффект некоторого коллективного воздействия на общество в целом, содействует национальной и даже глобальной стабильности, производительности и развитию.
Понимание финансовой грамотности включает представление том, что разумное финансовое поведение человека способствует увеличению его собственного благосостояния. В результате финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с финансовыми требованиями современного общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами, а не как некое фиксированное образование, которое можно представить антиподом финансовой неграмотности.
Сделать ремонт в квартире
Сделать ремонт в квартире через 6 месяцев. Потребуется около 100 000 руб.
Поехать летом на море
Поехать на море всей семьей летом 2019 года в Сочи. Ориентировочные расходы составят 100 000 руб.
Купить новую машину
В мае 2020 года купить новую машину HyundaiCreta. С учетом продажи старой машины доплата составит 500 000 руб.
Накопить на образование ребенка
За 6 лет накопить на образование ребенка в МГУ. 4 года по 300 000 руб. Итого понадобится 1 200 000 руб.
Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в начальной школе
выступление на педсовете...
Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.
Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКА ПОНЯТИЙ
Знакомство с приемом составления сборника понятий....
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...
Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...
Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....
Презентация по теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы»
Презентация для родительского собрания по финансовой грамотности....