Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе
статья по математике

В данной работе рассматривается понятие функциональной грамотности, а также ее составляющие - математическая и финансовая грамотность. Представлены задания из программного материала. направленные на формирование математической и финансовой грамотности младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе» Саналатий А.А., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» г. Полярный

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

Ребенку важно обладать: 1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. 2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 3.Способностью строить социальные отношения. 4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Слайд 4

Математическая грамотность младшего школьника трактуется как: - понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; - потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; - способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; -совокупность умений.

Слайд 5

Примеры заданий, чтобы сформировать компонент математической функциональной грамотности : 1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб ., а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )? 2. Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников ? 3. Три килограмма варенья разложили в банки по 400 г и в банки по 200 г. Банок по 400 г оказалось 4. Сколько потребовалось банок по 200 г?

Слайд 6

Определи время по часам. Нарисуй стрелки на часах, чтобы показывали данное время.

Слайд 8

Грузоподъемность лифта в жилом доме 400 кг сможет ли такой лифт поднять всех членов вашей семьи? (Моя Семья:4 человека,Папа-90кг,Мама-80кг,Я-40кг,Сестра-12кг)

Слайд 10

Международная программа по оценке образовательных достижений (PISA) определяет финансовую грамотность как знание и понимание финансовых терминов, понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Слайд 11

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни .

Слайд 12

Предметные области исследования финансовой грамотности: 1.Доходы и расходы 2.Финансовое планирование и бюджет 3. Личные сбережения 4. Кредитование 5. Инвестирование 6.Страхование 7.Риски и финансовая безопасность 8.Защита прав потребителей 9.Общие знания экономики и азы финансовой арифметики

Слайд 13

Задания, направленные на формирование финансовой грамотности:

Слайд 15

Задания, направленные на формирование финансовой грамотности:

Слайд 16

« Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Алексей Алексеевич Леонтьев



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Здравствуйте. Тема моего выступления «Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе».

Что же такое функциональная грамотность? Есть несколько определений.

Слайд 2. (Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. )

Читаю:   Функциональная грамотность -   способности человека свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Слайд 3. «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

(Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова)

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Слайд 4. Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность.

Читаю: Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

(На слайде:   Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;

-совокупность умений.)

Читаю: Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например:

• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

• выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с бόльшими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;

• решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Слайд 5.     Примеры заданий, направленные на формирование математической функциональной грамотности.  Задания представлены на слайдах.

Эти задания связаны с жизнью ребенка. Это покупки в магазинах. Отслеживание стоимости продуктов, что очень актуально сегодня. Производство различных товаров. Домашние заготовки.

(на слайде) 1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб.,а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?

2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?

3.Тульские пряники вошли в бортовое меню авиаперевозчика «Аэрофлот». Для этого фабрика будет производить более 7 млн пряников в год. Вычисли, сколько пряников кондитеры выпекут за полгода, за один месяц (30 дней), за один день, если за год на фабрике выпекут 7 200 000 пряников?

4.Москва – Владивосток – это самый протяженный железнодорожный пассажирский маршрут в мире. За 144 часа вы преодолеваете путь длиной в 9288 км. Выполни деление с остатком: вычисли скорость движения поезда по этому маршруту.

Слайд 6.   5.необходимо умение определять  время по часам.

Слайд 7. Пошив штор для различный помещений и для дома. Строительство заборов, расчёт стройматериалов.

Слайд 8. Использование лифта по правилам техники безопасности.

Слайд 9. Умение читать данные по диаграмме. А также строить диаграммы по представленным данным.

Другим компонентом  функциональной грамотности является финансовая  грамотность.

Слайд 10.

Читаю: Исследования, проводимые в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений (PISA), направлены на оценку функциональной грамотности школьников по трем основным направлениям: читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году мониторинг финансовой грамотности был представлен как «ноу-хау» PISA. С 2015 года была рекомендована оценка финансовой грамотности в качестве дополнительного направления оценивания функциональной грамотности учащихся.

Читаю: В исследовании PISA внимание акцентируется на таком аспекте: финансовая грамотность в целом понимается как личная финансовая грамотность – способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Аспекты из курса по финансовой грамотности внедряются в такие предметы как математика, окружающий мир, во внеурочной деятельности.

Что же такое финансовая грамотность? Есть несколько определений.

Слайд 11 .     (на слайде) Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Читаю: Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.

Слайд 12.   По своему содержанию финансовая грамотность является многоаспектным и многокомпонентным понятием.

Предметные области исследования финансовой грамотности:

1.Доходы и расходы

2.Финансовое планирование и бюджет

3. Личные сбережения

4. Кредитование

5. Инвестирование

6.Страхование

7.Риски и финансовая безопасность

8.Защита прав потребителей

9.Общие знания экономики и азы финансовой арифметики

Слайд 13. Нескоько видов заданий, направленных на формирование финансовой грамотности.

1.Необходимо познакомить обучающихся с понятиями доходы, расходы и другими понятиями.

2. уметь считать деньги, определять, хватит ли на покупку и сколько останется.

Слайд 14.  Умение считать деньги и сдачу проверяется в ВПР.

Заканчиваю свое выступление словами Алексея Алексеевича Леонтьева  «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»   

 Алексей Алексеевич  Леонтьев    (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения — излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD).

Ряд стран, в том числе Россия, принимали участие в трех цикла данного исследования – в 2012, 2015 и 2018 годах. Данные исследования проводятся в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который Министерство финансов Российской Федерации реализует с 2011 года совместно со Всемирным банком. Именно с этого года в пилотных регионах России началась активная реализация проекта по обучению финансовой грамотности в начальной школе.

В 2016 году Проект Минфина России по финансовой грамотности удостоен международной награды Global Inclusion Awards за реализацию образовательных программ для детей и молодежи.

1. Понятие и содержание финансовой грамотности.

Финансовая грамотность необходима каждому человеку для:

  • выработки целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами;
  • формирования представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем;
  • развития умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения.

Это значит, что финансовая грамотность обращается не к теоретическим экономическим понятиям (теория спроса и предложения, теория рыночных структур и др.), а связана с пониманием, управлением и планированием своих собственных личных и семейных финансовых дел. PISA подчеркивает важность хорошего понимания, управления и планирования со стороны физических лиц и отмечает, что это имеет эффект некоторого коллективного воздействия на общество в целом, содействует национальной и даже глобальной стабильности, производительности и развитию.

Понимание финансовой грамотности включает представление том, что разумное финансовое поведение человека способствует увеличению его собственного благосостояния. В результате финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с финансовыми требованиями современного общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами, а не как некое фиксированное образование, которое можно представить антиподом финансовой неграмотности.

Сделать ремонт в квартире

Сделать ремонт в квартире через 6 месяцев. Потребуется около 100 000 руб.

Поехать летом на море

Поехать на море всей семьей летом 2019 года в Сочи. Ориентировочные расходы составят 100 000 руб.

Купить новую машину

В мае 2020 года купить новую машину HyundaiCreta. С учетом продажи старой машины доплата составит 500 000 руб.

Накопить на образование ребенка

За 6 лет накопить на образование ребенка в МГУ. 4 года по 300 000 руб. Итого понадобится 1 200 000 руб.

Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе...

Доклад по теме "Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе"

Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника. Определение «читательская грамотность» — способность челове...

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....