Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в начальной школе
статья по русскому языку по теме
выступление на педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самоконтроля как средства повышения грамотности обучающихся в начальной школе
Говоря о грамотности, прежде всего имеется ввиду общий уровень владения обучающимися орфографическими навыками, основанными на определенных знаниях по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису.
Самоконтроль – это способность контролировать результаты (промежуточные и итоговые) своей деятельности. Держать под контролем свою умственную дечтельность обучающиеся смогут только в том случае, если они овладели соответствующим материалом в теоретическом аспекте и знают, как эти знания необходимо применять на практике и умеют это делать. То есть обучающиеся должны освоить и формулировки правил , и схемы их применения. Если же необходимые знания утрачены, обучающийся, обладающий должными учебными компетенциями восстанавливает их, обращаясь к справочным и энциклопедическим изданиям, учебным пособиям и словарям, а так же к учителю или соученикам и родителям.
Самоконтроль является одним из умений самообразования, предполагающего определенный уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Система развивающего обучения имеет возможность формировать необходимые для этого качества:
- сам определяю цель учебной деятельности
- сам решаю, в какой последовательности буду выполнять действия и какими правилами буду руководствоваться
- сам буду контролировать себя, сопоставляя свои результаты с образцом
- сам буду проверять: находить и исправлять ошибки
- сам оценю свои успехи в достижении поставленной цели или выполнении задания
Навыки самоконтроля можно определить и как умение быть учеником и учителем одновременно. В процессе обучения учащиеся начальной школы должны овладеть следующими умениями:
- обращаться к справочной литературе
- исправлять ошибки, допущенные в написании орфограмм, изучаемых в начальной школе
- вести посильную работу по предупреждению ошибок
Построение современных учебников по русскому языку позволяет обучающимся постоянно контролировать свои действия. Это наличие словарного материала, справочного аппарата, различные памятки и «подсказки» действий при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
Формирование навыков самоконтроля обычно вводится с первых дней обучения ребенка в школе как игровой момент урока. При этом целесообразно давать только положительную оценку действий – выполнил задание – сравнил с образцом (или правильным ответом и др.) – самостоятельно оценил свою работу по критериям, предложенным учителям (носящим только положительную оценку). В период обучения письму дети могут первоначально оценивать только внешний вид работы (чистоту, аккуратность, правильность выполнения на нужной строке и др.), отмечать хорошо написанную букву, слог, слово, т. е. радоваться и осознавать свою успешность даже на минимуме выполненного задания.
В дальнейшем, с накоплением теоретических знаний, дети учатся самостоятельно выполнять задания с последующей само- и взаимопроверкой, самооценивать правильность выполнения задания.
Задача начального обучения – показать, дать представление, научить элементарным способам самоконтроля, научить детей проверять себя без помощи учителя и родителей, т. е. не бояться делать ошибки, уметь видеть и исправлять их, пользоваться для этого доступными и разнообразными справочными материалами, использовать возможности компьютерных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...

Статья.Пути формирования навыков самоконтроля ,как средство повышения навыка письма.
Самоконтроль....

Обобщение педагогического опыта (доклад) по теме "Формирование навыков самоконтроля как средства успешного обучения младших школьников"
Материал содержит краткое изложение моей работы по данной теме. Дынный опыт работы был представлен в качестве конкурсного испытания "Методическое объединение" на областном конкурсе "Педагог года...

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.
Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....
Формирование читательской деятельности, как средство повышения грамотности
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют инте...
Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе
В данной работе рассматривается понятие функциональной грамотности, а также ее составляющие - математическая и финансовая грамотность. Представлены задания из программного материала. направленные на ф...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...