ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКА ПОНЯТИЙ
учебно-методический материал (3 класс)

Макаенко Ирина Анатольевна

Знакомство с приемом составления сборника понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makaenko_i.a._-_stsenariy.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКА ПОНЯТИЙ

Макаенко Ирина Анатольевна.

Учитель начальных классов МАОУ «Лицей №8» г. Назарово

makaenko71@mail.ru, 89232958021

Цель мастер-класса: познакомить с приемом составления сборника понятий для формирования финансовой грамотности у учеников начальной школы.

Задачи мастер-класса:

- познакомить с приемом  построения таблицы  понятий;

-сформировать представления о прямой и обратной связи между понятиями при составлении сборника понятий;

-определить возможность использования сборника понятий при формировании финансовой грамотности младшего школьника.

Сценарий мастер-класса.

Деятельность мастера

Действия подмастерий

    Практическая часть

        Выделение проблемы.

  Посмотрите на экран, прочитайте тему мастер-класса. Возьмите листы обратной связи, заполните 1 колонку: что я знаю о сборнике понятий. (Приложение 1).

 Прочитайте, что у вас получилось. Проблема: учителя не знакомы с приемом составления сборника понятий.

Назовите цель мастер класса. 

Цель: познакомиться с приемом составления сборника понятий для формирования финансовой грамотности у учеников начальной школы.

      Демонстрация приема.

Для работы вам понадобиться информационные источники: справочная литература,  интернет.

Посмотрите на экран. Назовите тему занятия. Бюджет в переводе с французского языка кошелёк.  [1,с.70]

Сборник состоит из 3 колонок.

1 колонка: записываем понятие.

2 колонка: указываем содержание понятия, что отражает качество предмета. Для этого обращаемся к информационным источникам.

3 колонка: определяем объем понятия, т.е его количество. Указываем основные признаки деления (виды).

Каждое новое понятие выводится из объёма предыдущего, затем раскрывается его содержание и устанавливается объём. Берем новое понятие из объема предыдущего, раскрываем его содержание и объем. (Приложение 2). Работа с понятиями закончилась? Для продолжения сборника  каждое новое понятие берем, из какой колонки?

Продолжите работу самостоятельно.

Представьте результат вашей работы.

      Анализ проделанной работы.

 Какие УУД поможет формировать данный прием?

 

Определяют проблему, называют цель.

 Знакомятся с приемом составления сборника понятий.

Заполняют сборник под руководством мастера.

 Самостоятельно продолжают работу по составлению сборника понятий.

Называют УУД формируемые в процессе составления сборника понятий

   Теоретическая часть

 Любая наука – это система понятий. Финансовая грамотность не исключение,  она не только определяет отношения между предметами, но и устанавливает  законы  связи  между финансовыми  понятия. Научить ребенка видеть эти связи,  мыслить: делить, ограничивать и обобщать понятия зачастую вызывает затруднение. И как результат: учащиеся на уроках  являются пассивными слушателями.

 Сборник понятий  – это сборник мыслей, в процессе его составления формируются операции анализа и синтеза. ».[1,с.71]

Сборник понятий создаётся не по энциклопедическому принципу расположения словарных статей. Принцип построения сборника понятий – логика следования от общих (родовых) признаков – к особенным (видовым). Установление родо- видовых отношений в процессе составления сборника понятий – это, по сути, и есть формирование и проявление системного мышления. Сборник понятий, с одной стороны, раскрывает систему понятий, т.е. содержание учебной дисциплины, а с другой – является инструментом познания, от общего через особенное к единичному.  

Знакомятся с теоретической частью мастер-класса.

Рефлексивная часть

 Вернитесь к листу обратной связи и заполните его. Прочитайте, что теперь у вас получилось. Можно ли этот прием использовать на других уроках? На каком этапе урока?

 Заполняют листы обратной связи.

Дают оценку проделанной работе.

Библиографический список:

1.В.Л.Зорина, В.С.Нургалаев, Красноярск-2001. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения.

https://urok.1sept.ru/

https://ecfor.ru/wp-content/uploads/pub/frol04.pdf

Приложение 1.

Что я знаю о приеме составления «Сборника понятий»

Что я узнал о приеме составления «Сборника понятий»

Рекомендации мастеру

          Приложение 2

Сборник понятий

Понятие

Содержание

Объем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Формирование финансовой грамотности в начальной школе

Материал позволяет школьникам включиться в экономическую жизнь школы и семьи...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....

Формирование финансовой грамотности у учеников начальной школы

laquo;Финансовая грамотность» – целостная система учебных курсов для общеобразовательных организаций, впервые разработанная в России.Для каждого курса создан учебно-методический ком...