Календарно-тематическое планирование по математике, УМК «Школа России», 2 класс
календарно-тематическое планирование по математике
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_1-4_klass_umk_shkola_rossii.docx | 91.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
- Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
В учебном плане курс «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика». На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник в 2 ч. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Рабочие тетради
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь в 2 частях: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Проверочные работы, дополнительная литература
Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Методические пособия
Ситникова Т.Н., И.Ф. Яценко Поурочные разработки по математике. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Экранно-звуковые пособия. Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
- Электронное сопровождение к учебнику «Математика», 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Выпускник научится:
Числа и величины
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута —
секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией.
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложные таблиц и диаграмм;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложные исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного курса.
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
1-й класс. (4 часа в неделю, всего – 132 ч)
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления .
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. (Нумерация.)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. (Нумерация)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
- (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение .
2-й класс.
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
3-й класс.
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (продолжение)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000.
Нумерация.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение.
4-й класс.
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа от 1 до 1000.
Повторение.
Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация.
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.
Величины.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000.
Величины.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление.
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 – 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.\
1 класс.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |||
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч.) | ||||
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием порядковых и количественных числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …» . Пространственные и временные представления. Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направление движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Проверочная работа. | Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов) Сравнивать две группы предметов; объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). | |||
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28 ч.) | ||||
Цифры и числа 1-5. Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «-», «=». «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник. Знаки «<», «>», «=». Понятия «равенства», «неравенства». Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую линию, отрезок, луч, ломаную. Различать и называть многоугольники (треугольники, четырёхугольники и т. д.). Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «<», «>», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5. | |||
Цифры и числа 6-9. Число 0. Число 10. Состав чисел от 2до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначения, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины. Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …». Повторение пройденного. «Что узнали, чему научились». Проверочная работа. | Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Использовать понятия «увеличить на…», «уменьшить на …» при составлении схем и числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч.). | ||||
Сложение и вычитание вида +1, -1, +2, -2. Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Название чисел при сложении (слагаемые, суммы). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида +1, -1, +2, -2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2. Задача. Структура задачи (условие задачи, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. Решение задач на увеличение (уменьшению) числа на несколько единиц. Повторение пройденного. | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: +1, -1, +2, -2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать в паре при проведении математических игр. Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. | |||
Сложение и вычитание вида -3, +3. Приёмы вычислений. Текстовая задача: дополнение условия задачи недостающими данными или вопросом, решение задач. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера, логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. Анализ результатов. | Выполнять сложение и вычитание вида -3, +3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи недостающим данным. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Контролировать и оценивать свою работу. | |||
Сложение и вычитание вида +4, -4. Решение задач на разностное сравнение чисел. Переместительное свойство сложения. Переместительное свойство сложения. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, +6, +7, +8, +9. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера, построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Выполнять вычисления вида +4, -4. Решать задачи на разностное сравнение чисел. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида +5, +6, +7, +8, +9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например, приём прибавления по частям. Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||
Связь между суммой и слагаемыми. Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6-…, 7-…, 8-…, 9-…, 10-…. Состав чисел 6,7,8,9,10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания – обобщение изученного. Подготовка к решению задач в два действия- решение цепочки задач. Единица массы – килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости – литр. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. Анализ результатов. | Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида: 6-…, 7-…, 8-…, 9-…, 10-…, применяя знания состава чисел 6,7,8,9,10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Наблюдать и объяснить, как связаны между собой две простые задачи, представленные в этой цепочке. Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. | |||
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч.) | ||||
Нумерация. Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка. Единица длины – дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10. Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контроль и учёт знаний. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10+5, 14-4, 18-10, основываясь на знаниях по нумерации. Составлять план решения задачи в два действия Решать задачи в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 ч.) | ||||
Табличное сложение. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (…+2, …+3, …+4,…+5, …+6,...+7, …+8, …+9. Состав чисел второго десятка. Таблица сложения. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи, задания с продолжением узоров. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||
Табличное вычитание. Общие приёмы вычитания с переходом через десяток: Приём вычитания по частям (15-7=1-5-2); Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач включается в каждый урок. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера; определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа. | Моделировать приём выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||
Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 1 классе» (9 ч.) |
2 класс.
Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности учащихся. |
Числа от 1 до 100. Нумерация (17 ч.) | |
Числа от 1 до 20. | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
Десяток. Счет десятками до 100. | |
Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. | |
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | |
Однозначные и двузначные числа. | |
Миллиметр. | |
Единица измерения длины - миллиметр. | |
Контрольная работа №1по теме: «Повторение изученного в 1 классе». | |
Анализ контрольной работы. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | |
Метр. Таблица мер длины. | |
Сложение и вычитание вида 35+5, 35 – 30, 35 – 5. | |
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | |
Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | |
Закрепление. Странички для любознательных. | |
Повторение. | |
Проверочная работа по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация». | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (47 ч.) | |
Задачи, обратные данной. | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при и измеменении её условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.). Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12+л:=12, 25-л:=20, л: — 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Сумма и разность отрезков | |
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | |
Закрепление изученного | |
Единицы времени. Час. Минута | |
Длина ломаной | |
Странички для любознательных | |
Порядок выполнения действий. Скобки | |
Числовые выражения | |
Сравнение числовых выражений | |
Периметр многоугольника. | |
Свойства сложения. | |
Свойства сложения | |
Закрепление изученного. | |
Проверочная работа по теме: «Числовые выражения». | |
Анализ проверочной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | |
Что узнали. Чему научились. | |
Подготовка к изучению устных приёмов вычислений. | |
Приём вычислений вида 36+2, 36+20. | |
Приём вычислений вида 36-2, 36-20. | |
Приём вычислений вида 26+4. | |
Приём вычислений вида 30-7 | |
Приём вычислений вида 60-24. | |
Закрепление изученного. Решение задач. | |
Приём вычислений вида 26+7. | |
Приём вычислений вида 35-7. | |
Закрепление изученного. Странички для любознательных. | |
Контрольная работа №3 по теме: «числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | |
Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. | |
Буквенные выражения. | |
Буквенные выражения. | |
Уравнение. Решение уравнений способом подбора. | |
Контрольная работа №4 (за первое полугодие). | |
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | |
Проверка сложения. | |
Проверка вычитания. | |
Закрепление по теме «Проверка сложения» «Проверка вычитания». | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные приемы) (32 часа) | |
Сложение вида 45+23. | Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множе ства четырёхугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выбирать заготовки в форме квадрата. Читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами. Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему. Составлять план работы. Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигурки будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты. Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ |
Проверка сложения и вычитания. | |
Закрепление изученного. | |
Угол. Виды углов. | |
Закрепление изученного. | |
Сложение вида 37+48. | |
Сложение вида 37+53 | |
Контрольная работа №5 на тему: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100». | |
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | |
Прямоугольник. | |
Сложение вида 87 + 13. | |
Закрепление изученного. Решение задач. | |
Вычисления вида: 32+8, 40-8. | |
Вычитание вида 50 – 24. | |
Закрепление изученного по теме «Письменные приемы сложения». | |
Контрольная работа №6 на тему: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления». | |
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | |
Вычитание вида 52 – 24. | |
Закрепление. Решение задач. Подготовка к умножению. | |
Свойство противоположных сторон прямоугольника. | |
Закрепление изученного. Подготовка к умножению. | |
Квадрат. | |
Контрольная работа №7 на тему: «Решение задач»». | |
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания | |
Наши проекты. Странички для любознательных. | |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (27 часов) | |
Конкретный смысл действия умножения. | Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ |
Вычисление результата умножения с помощью сложения. | |
Задачи на умножение. | |
Периметр прямоугольника. | |
Приёмы умножения единицы и нуля. | |
Контрольная работа №8 (итоговая за 3 четверть) | |
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | |
Название компонентов и результата умножения. | |
Закрепление изученного. Решение задач. | |
Переместительное свойство умножения. | |
Конкретный смысл действия деления. | |
Решение задач на деление по содержанию. | |
Решение задач на деление на равные части. | |
Названия компонентов и результата деления. | |
Что узнали. Чему научились. | |
Контрольная работа №9 по теме: «Умножение и деление». | |
Анализ контрольной работы. Закрепление по теме «Умножение и деление». | |
Связь между компонентами и результатом умножения. | |
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | |
Приёмы умножения и деления на 10. | |
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | |
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | |
Закрепление изученного. Решение задач. | |
Контрольная работа №10 по теме: «Решение задач» | |
Умножение числа 2 и на 2. | Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Приёмы умножения числа 2. | |
Деление на 2. | |
Закрепление изученного. Решение задач. | |
Комплексная работа. Что узнали. Чему научились. | |
Контрольная работа №11 (итоговая) | |
Умножение числа 3 и на 3. | |
Деление на 3. | |
Закрепление изученного. | |
Что узнали, чему научились во 2 классе? | |
Итоговое повторение (13 часов) |
3 класс.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Сложение и вычитание (9 часов) | |
Повторение. Нумерация чисел. | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Решать задачи логического и поискового характера. |
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | |
Выражения с переменной. | |
Решение уравнений. | |
Решение уравнений. | |
Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | |
Странички для любознательных | |
Контрольная работа по теме «Повторение. Сложение и вычитание». | |
Закрепление изученного материала. Анализ контрольной работы. | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 часов) | |
Связь умножения и деления. | Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Находить площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнить разные доли одной и той же величины. |
Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | |
Таблица умножения и деления с числом 3. | |
Решение задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость». | |
Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | |
Решение задач с понятиями «масса» и «количество». Порядок выполнения действий. | |
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились? | |
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 2 и 3». | |
Таблица умножения и деления с числом 4. | |
Закрепление изученного материала. | |
Задачи на увеличение числа в несколько раз | |
Задачи на увеличение числа в несколько раз | |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз | |
Решение задач. | |
Таблица умножения и деления с числом 5. | |
Задачи на кратное сравнение. | |
Задачи на кратное сравнение. | |
Решение задач. | |
Таблица умножения и деления с числом 6. | |
Закрепление изученного материала. Решение задач. | |
Таблица умножения и деления с числом 7. | |
Странички для любознательных. Что узнали? Что узнали. Чему научились. | |
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | |
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. | |
Площадь. Сравнение площадей фигур | Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. |
Квадратный сантиметр. | |
Площадь прямоугольника. | |
Таблица умножения и деления с числом 8. | |
Закрепление изученного материала. | |
Решение задач. | |
Таблица умножения и деления с числом 9. | |
Квадратный дециметр. Таблица умножения. Закрепление изученного материала. | |
Квадратный метр. | |
Закрепление изученного материала. | |
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились?- 3 часа | |
Умножение на 1.-2 часа | |
Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление нуля на число. | |
Закрепление изученного материала. | |
Доли. | |
Окружность, круг | |
Диаметр круга. Решение задач. | |
Единицы времени | |
Контрольная работа за первое полугодие. | |
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 часов) | |
Умножение и деление круглых чисел. | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв. Решать задачи логического и поискового характера, выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. |
Деление вида 80:20. | |
Умножение суммы на число. | |
Умножение двузначного числа на однозначное-2 часа | |
Закрепление изученного материала. | |
Деление суммы на число. | |
Деление двузначного числа на однозначное | |
Делимое. Делитель. | |
Проверка деления. | |
Случаи деления вида 87:29 | |
Проверка умножения. | |
Решение уравнений. | |
Закрепление изученного материала. | |
Контрольная работа по теме: «Решение уравнений». | |
Деление с остатком. | |
Решение задач на деление с остатком. | |
Случаи деления, когда делитель больше делимого | |
Проверка деления с остатком. | |
Что узнали. Чему научились. | |
Наши проекты. | |
Контрольная работа по теме: «Деление с остатком». | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. 13 часов | |
Тысяча. | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе. Читать и записывать числа римскими цифрами. . |
Образование и названия трёхзначных чисел. | |
Запись трёхзначных чисел. | |
Письменная нумерация в пределах 1000. | |
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | |
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | |
Сравнение трёхзначных чисел. | |
Письменная нумерация в пределах 1000. | |
Единицы массы. Грамм. | |
Закрепление изученного материала. Решение задач. | |
Контрольная работа по теме: «Нумерация в пределах 1000». | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание ( 10часов) | |
Приёмы устных вычислений. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их. Решать задачи творческого и поискового характера. |
Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | |
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | |
Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | |
Приёмы письменных вычислений. | |
Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | |
Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | |
Виды треугольников. | |
Закрепление изученного материала. | |
Что узнали. Чему научились. | |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание». | |
Умножение и деление (12 часов) | |
Приёмы устных вычислений. | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, Находить их в более сложных фигурах Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор. |
Виды треугольников. | |
Закрепление изученного материала. | |
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | |
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | |
Закрепление изученного материала. | |
Приёмы письменного деления в пределах 1000. | |
Итоговое повторение (10 часов) |
4 класс.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Числа от 1 до 1000 Повторение (14 часов) | ||
Повторение. Нумерация. | Читать и строить столбчатые диаграммы Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение. Аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | |
Четыре арифметических действия. | ||
Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | ||
Нахождение суммы нескольких слагаемых. | ||
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | ||
Прием письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | ||
Свойства умножения. | ||
Приёмы письменного деления. | ||
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | ||
Проверка знаний. | ||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 часов) | ||
Новая счётная единица- тысяча. | Заменять многозначные числа суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки Увеличивать (уменьшать) числа в 10,100,1000 раз. Собрать информацию о своём городе и на этой основе создать справочник «Наш город в числах» Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты своей работы | |
Класс единиц и тысяч. | ||
Чтение и запись многозначных чисел. | ||
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | ||
Сравнение многозначных чисел. | ||
Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз. | ||
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | ||
Класс миллионов и класс миллиардов. | ||
Проект «Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город» | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | ||
Проверка знаний. | ||
Величины (11 часов). | ||
Единицы длины. Километр. | Переводить одни единицы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие. используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и наоборот). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. | |
Таблица единиц длины. | ||
Единицы площади: квадратный километр, кв. миллиметр. | ||
Таблица единиц площади. | ||
Определение площади. | ||
Определение площади с помощью палетки. | ||
Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | ||
Таблица единиц массы. | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | ||
Проверка знаний. | ||
Время. Единицы времени: секунда, век. | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | |
Таблица единиц времени. | ||
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий. | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел (12 ч.) | ||
Устные и письменные приёмы вычислений. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (Сложение и вычитание) Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материал, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | |
Нахождение неизвестного слагаемого. | ||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | ||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | ||
Решение задач. | ||
Сложение и вычитание значений величин. | ||
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. | ||
Решение задач. | ||
«Странички для любознательных» | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | ||
Проверка знаний. | ||
Анализ результатов. | ||
Умножение и деление многозначных чисел (21 час) | ||
Свойства умножения | Выполнять письменно умножение и деление многозначных чиселна однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначных чиселна однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материал, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | |
Письменные приемы умножения. | ||
Умножение чисел, которые оканчиваются нулями. | ||
Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | ||
Деление с числами 1 и 0. | ||
Письменные приёмы деления. | ||
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | ||
Решение задач на движение. | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | ||
Проверка знаний. | ||
Анализ результатов. | ||
Скорость время, расстояние. | Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость время, расстояние. | |
Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | ||
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | ||
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями (8 ч.) | ||
Умножение числа на произведение. | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающихся нулями, объяснять используемые приёмы. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение. Аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||
Перестановка и группировка множителей. | ||
«Странички для любознательных | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» . | ||
Проверка знаний. | ||
Деление на числа, оканчивающиеся нулями (15ч.) | ||
Деление числа на произведение. | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Выполнять деление с остатком на 10,100,1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы. | |
Деление с остатком на 10, 100, 1000. | ||
Решение задач. | ||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся 0. | ||
Решение задач на движение в противоположных направлениях. | ||
Решение задач. Закрепление. | ||
Проверка знаний. | ||
Умножение на двузначное и трехзначное число (11 ч.) | ||
Умножение числа на сумму. | Применять в вычислениях свойство умножения многозначных чисел на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение многозначных чисел, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножение. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задания повышенного уровня сложности. | |
Устные приемы умножения на двузначное число. | ||
Письменные приемы умножения на двузначное число. | ||
Решение задач. Закрепление изученного материала. | ||
Письменное умножение на трехзначное число. | ||
Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились. | ||
Проверка знаний. | ||
Деление на двузначное и трехзначное число (22 часа) | ||
Письменное деление на двузначное число. | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. | |
Проверка умножения делением и деления умножением. | ||
Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | ||
Письменное деление на двузначное число. | ||
Письменное деление на трехзначное число. | ||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | ||
Всероссийская проверочная работа. | ||
Деление с остатком. | ||
Закрепление изученного материала. | ||
Проверка знаний. | ||
Итоговое повторение (10 часов). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике для 4 класса
Календарно-тематическое планирование по математике для 4 класса с указанием номеров заданий. Предназначено для учителей, работающих по системе Занкова....
Календарно - тематическое планирование уроков математики в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Т.Е. Демидова, С. А. Козлова
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной образовательной программой Школа "2100" и обеспечено УМК: учебником "Матем...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) по учебнику «Математика» Моро М.И.
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) Математика Моро М.И. из расчета 4 часа в неделю, всего в год 132 часа....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем по программе первого класса вследствие досрочного...