Разработка урока по математике. Тема "Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Дейч Татьяна Викторовна

На изучение темы по программе отводится 2 часа. Это первый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_chisla_5_i_na_5._pyataya_chast_chisla.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»

Урок математики во 2 классе

Тема: «Умножение числа 5 и деление на 5.

 Пятая часть числа»

УМК «Начальная школа XXI века»    

                                                Автор: учитель начальных классов

                                                   высшей квалификационной категории

                                 Дейч Татьяна Викторовна

Гальбштадт, 2018

Пояснительная записка

В курсе математики 2 класса (по программе «Математика» авторы В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва) блок «Таблица умножения однозначных чисел» является центральным. Большую его часть занимает арифметический материал: таблица умножения однозначных чисел (в полном объёме) и соответствующие табличные случаи деления. Важным вопросом, рассматриваемым одновременно с таблицей умножения, является введение понятия о доле числа и обучение учащихся находить половину, треть, четверть, пятую, …, девятую часть данного числа, используя деление. От того, насколько прочно дети освоили таблицу умножения в начальных классах, во многом зависит их дальнейшие успехи при обучении в основной школе. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия.

Тип урока: Урок «открытия нового знания». Его структура, состоит из 9 этапов: 1. Мотивация 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (примеры с окошечками) 3. Выявление места и причин затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. (групповая форма работы) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знания и повторения. 9. Итоги урока. Рефлексия. Структура и организация урока соответствуют целям урока.

Учебный материал выстроен логично, последовательно, отвечает научности и доступен для детей.

Так как основной формой организации деятельности на урока по ФГОСу является групповая форма, данный урок позволяет обучающимся продвинуться в освоении умений работать сообща.  Работая в малой группе, они учатся учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения. Эта форма работы способствует и формированию интереса к данному предмету.

На уроке организована опора на предыдущие знания учащихся, их жизненный опыт. Дети говорят, что эти знания для них полезны и эта тема урока актуальна.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется в виде самоконтроля (проверка по образцу), фронтальной проверки (проверка работы групп), а самооценка проводится с помощью оценочных листов.

Для отработки универсальных умений и первичного усвоения применяются средства ИКТ.

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

2

ФИО учителя

Дейч Татьяна Викторовна

Наименование образовательного учреждения

МБОУ»Гальбштадтская СОШ»

Место урока в системе уроков по данной теме

Первый урок по данной теме. На изучение темы отведено 5 часов.

Цели педагогической деятельности

Создать условия для самостоятельного составления таблицы умножения числа 5 и на 5 и применения полученных знаний в решении текстовых арифметических задач на умножение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки у/д

Задачи урока

1. Обучающие: ознакомить учащихся с таблицей умножения числа 5 и на 5 . Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к задаче.

 2. Развивающие: способствовать формированию умения применять составленный алгоритм деятельности в изучении блока «Табличное умножение однозначных чисел», развивать вычислительные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, формировать положительное отношение к учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Составлять таблицу умножения числа 5, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений

Метапредметные: Проявлять способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; читать, ставить  вопросы, выдвигать гипотезы. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью. Использовать  знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и  процессов схем решения учебно-познавательных и практических задач.  

Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; проявлять способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Техническое оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядные пособия

Ёлочка (рисунок на плоскости), картинки ёлочных игрушек на магнитах

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

совзаимо

действия

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов к работе мой отряд?

- А это значит, какой урок ждёт сегодня вас?

- А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья

- Мы готовы снова и снова

Идти вместе к знаниям новым!

-Урок «открытия нового знания»

Записывают число и вида работы в тетрадь

Фронтально

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его? Правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии

Устный счёт

Определение границ знания и незнания.

1. Решение примеров «с окошками»-шариками.

4 • … = 16

3 • … = 12

… • 2 = 12

… • 4 = 24

И т.п.

Последний пример

 5 • … = 45

- У нас есть повод порадоваться и улыбнуться. Какой приближается праздник? Любимый праздник взрослых и детей?

Приближается Новый год.

- Символ Нового года – Ёлочка.

Решают примеры «с окошками», украшают ёлочку.

Пробуют разные варианты, приходят к выводу, что в ранее изученных табличных случаях такого ответа не было. Это новое знание.

Фронтальная работа

Познавательные: перерабатывают полученные знания, делают выводы на основе пробных действий; определяют границы собственных знаний и незнания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта

- А что является символом Нового года?

- Ёлочку принято наряжать. Давайте и мы украсим нашу ёлочку.

- Что можно предложить выполнить с этими записями?

- Какое знание понадобится, чтобы выполнить это задание

-  Почему не смогли решить последний пример? (Возможно, что кто-то из учеников даст ответ. Тогда ответ ученика можно выдвинуть гипотезой, которую будете проверять

III. Постановка темы урока и задач

Постановка темы

Определение путей решения поставленной проблемы

- Опираясь на схемы

(слайд № 1) сформулируйте тему урока.

- Какие задачи поставите на урок и  перед собой?

Учитель фиксирует задачи на доске.

- Какие знания вам помогут в решении первой задачи?

- Тема урока «Умножение числа 5 и на 5»

С опорой на карточки-помогайки формулируют задачи урока:

1. Составить таблицу умножения числа 5.

2. Применить полученные знания в решении практических задач

Называют опорные знания:

- смысл действия умножения

- закон о перестановке множителей в произведении

- знания табличных случае умножения на 2, 3, 4

- особые случаи умножения:

а х 1 = а

0 х а = 0

(карточки)

Фронтально

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;  Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта

IV. Реализация построенного проекта

1. Самостоятельная работа по составлению таблицы умножения числа 5

2. Получение продукта деятельности. Составление общей таблицы

3.Самооценка деятельности

- Опираясь на свои знания, составьте самостоятельно таблицу умножения числа 5. Работать будете в группе.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

Группа, которая закончила первой получает карточку с № 1, вторая - № 2, и т. д.

Отвечает группа № 1

-Сколько будет

5х1? Как получили?

-Группы, отнеситесь к ответу.

- Сколько будет 5 х2?Как получили?

-Группы, отнеситесь к ответу.

Отвечает группа № 2

(решение третьего и четвёртого примера) и далее аналогично.

-Как нашли результат умножения числа 5 на 5? Каким способом?

- Как 6 умножили на 5? И т.д.

- Что заметили в таблице?

-Возьмите листы для самооценивания

Называют правила работы в группе:

1. Не бойся высказывать собственное мнение

 2. Уважай мнение своего товарища

3. Не перебивай, не кричи.

4. …

(работают по карточке)

- Применили правило умножение на 1.

(Голосуют сигнальными карточками:

согласны – зелёный круг, не согласны – красный круг)

- Вспомнили таблицу умножения на 2.

(Аналогично)

Объясняют свой путь решения, спорят, отстаивают свою точку зрения

По 5 взять пять раз: 5+5+5+5+5=25

Это 25 и ещё 5. (Группы могут предложить любой из известных им способов)

-Ответы заканчиваются на 5 или 0.

Выбирают один из параметров.

Оценивают свою работу в группе

Групповая работа

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью  и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Интерактивная игра «Таблица умножения» (слайд 4)

- Работу проведём стоя

Дети встают и по одному выходят к доске. Выбирают пример, называют ответ, и проверяют себя.

Фронтально

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: закрепляют знание табличных случаев умножения числа 5.

Регулятивные: ориентируются в работе с интерактивной доской

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа с учебником: стр. 5 № 6

           

Самооценка

ФИЗМИНУТКА

- Что из плана урока нам удалось уже сделать?

- Что ещё осталось?

Поясняет задание, выполняемое учащимися в рабочей тетради, оказывает индивидуальную помощь.

2. Проверку осуществляет по эталону (слайд 5).

- Какие знания применили?

- Мы составили таблицу умножения числа 5

- Применить знания.

Самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях (составляют таблицу умножения на 5)

- Закон о перестановки множителей в произведении.

Самопроверка и самооценка самостоятельной работы в листах

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5)

Регулятивные:

Ориентируется в учебнике и рабочей тетради

VII. Включение в систему знаний и повторения

Решение текстовой задачи (текст на слайде № 6).

- О чем говорится в задаче?

- Что в задаче известно?

Изобразите их схематически

- Что значить «по 6 в каждой»? Отобразите их в рисунке.

-Какой вопрос задачи? Покажите его на схеме.

-Из предложенных вариантов найдите решение этой задачи. Обсудите в группе.

6•5; 5•6; 5+5+5+5+5+5; 6+6+6+6+6;

5+6

С точки зрения математики, все варианты (кроме последнего) правильные. Но третий и четвёртый вариант нерациональны. А если соотнести с условием задачи, лишь первый вариант ему соответствует (по 6 взять 5 раз).  Учитель готов к разным вариантам.

- Отвечать будет группа, первой справившаяся с этой задачей.

- О ёлочных игрушках.

- Коробок 5.

- В одной коробке 6 игрушек.

Работают в тетрадях, 1 ученик у доски.

Обсуждают в группе решение задачи. Выбирают вариант решения (карточка)

Слушают объяснение товарища, относятся к его ответу, предлагают свои варианты решения.

Фронтально, групповая работа

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний:  моделируют задачу,  сообща определяют вариант решения поставленной задачи.

Регулятивные:  Проявляют способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.  Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют  собственное мнение и позицию; договариваются и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

VIII. Итоги

урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке знания

Беседа по вопросам:

-Осталось повесить ещё один шарик на ёлочку. Какое число спряталось за карточкой?

 - Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Какие задачи ставили в начале урока?

-Смогли ли решить эти задачи?

- Что у нас получилось в результате совместной работы?

- А могут ли эти знания нам где-нибудь пригодиться?

- Как можно организовать работу по дальнейшему изучению данной темы?

- Над чем вам ещё нужно работать?

- Ёлочка приготовила для вас подарки. Это снежинки.

- Это число 9, так как мы теперь знаем, что 5 умножить на 9 будет 45.

Озвучивают задачи.

- Наш результат – таблица умножения числа 5.

Отвечают на вопросы.    

Выявляют проблемы по листам самоконтроля и    планируют свою дальнейшую работу.

Уходя с урока приклеивают снежинку на экране настроения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

Учебник, с. 6 № 9, 11

Комментирует, конкретизирует задание

Записывают задание в дневник

Индив идуальная

Список литературы:

1. Математика: 3 класс : методическое пособие/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- М. : Вентана-Граф, 2014

2. Кузнецова М.И. 5000 задач по математике. – М.: «Экзамен», 2012

3. Пинская М. А. , Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014.

Приложение:

1. Работа в группе: составление таблицы

1. Активно работал в группе

2. Участвовал в решении проблемы

3. В работе группы участвовал мало

2. Самостоятельная работа

1. Работал самостоятельно, сделал всё правильно

2. Работал самостоятельно, допустил ошибки

3. Не справился с работой, нужна помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» для 4 класса

Конспект урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией....

Информационная карта урока технологии по теме "Открытка для мамы на День матери" в 3 классе УМК "Школа 21 века"

План-конспект урока технологии по теме "Открытка для мамы на День матери"...

Конспект урока по математике "Таблица умножения и деления на 8 и 9" - 2 класс - Перспектива

План-конспект урока + раздаточный материал + презентация...

Конспект урока по математике "Умножение числа 4. Деление на 4." 3 класс. УМК "Перспектива".

Конспект урока по математике. Тема: "Умножение числа 4. Деление на 4"...

План-конспект урока математики "Единицы площади" с использованием образовательной платформы Учи.ру (2 класс) ("Начальная школа XXI века")

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках математики в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....