Разработка урока по математике. Тема "Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по математике (2 класс)
На изучение темы по программе отводится 2 часа. Это первый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnozhenie_chisla_5_i_na_5._pyataya_chast_chisla.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»
Урок математики во 2 классе
Тема: «Умножение числа 5 и деление на 5.
Пятая часть числа»
УМК «Начальная школа XXI века»
Автор: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Дейч Татьяна Викторовна
Гальбштадт, 2018
Пояснительная записка
В курсе математики 2 класса (по программе «Математика» авторы В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва) блок «Таблица умножения однозначных чисел» является центральным. Большую его часть занимает арифметический материал: таблица умножения однозначных чисел (в полном объёме) и соответствующие табличные случаи деления. Важным вопросом, рассматриваемым одновременно с таблицей умножения, является введение понятия о доле числа и обучение учащихся находить половину, треть, четверть, пятую, …, девятую часть данного числа, используя деление. От того, насколько прочно дети освоили таблицу умножения в начальных классах, во многом зависит их дальнейшие успехи при обучении в основной школе. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия.
Тип урока: Урок «открытия нового знания». Его структура, состоит из 9 этапов: 1. Мотивация 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (примеры с окошечками) 3. Выявление места и причин затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. (групповая форма работы) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знания и повторения. 9. Итоги урока. Рефлексия. Структура и организация урока соответствуют целям урока.
Учебный материал выстроен логично, последовательно, отвечает научности и доступен для детей.
Так как основной формой организации деятельности на урока по ФГОСу является групповая форма, данный урок позволяет обучающимся продвинуться в освоении умений работать сообща. Работая в малой группе, они учатся учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения. Эта форма работы способствует и формированию интереса к данному предмету.
На уроке организована опора на предыдущие знания учащихся, их жизненный опыт. Дети говорят, что эти знания для них полезны и эта тема урока актуальна.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется в виде самоконтроля (проверка по образцу), фронтальной проверки (проверка работы групп), а самооценка проводится с помощью оценочных листов.
Для отработки универсальных умений и первичного усвоения применяются средства ИКТ.
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
ФИО учителя | Дейч Татьяна Викторовна |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ»Гальбштадтская СОШ» |
Место урока в системе уроков по данной теме | Первый урок по данной теме. На изучение темы отведено 5 часов. |
Цели педагогической деятельности | Создать условия для самостоятельного составления таблицы умножения числа 5 и на 5 и применения полученных знаний в решении текстовых арифметических задач на умножение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки у/д |
Задачи урока | 1. Обучающие: ознакомить учащихся с таблицей умножения числа 5 и на 5 . Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к задаче. 2. Развивающие: способствовать формированию умения применять составленный алгоритм деятельности в изучении блока «Табличное умножение однозначных чисел», развивать вычислительные навыки. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, формировать положительное отношение к учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки |
Тип урока | Урок «открытия нового знания» |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Составлять таблицу умножения числа 5, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений Метапредметные: Проявлять способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; читать, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью. Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов схем решения учебно-познавательных и практических задач. Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; проявлять способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Техническое оборудование | Компьютер, интерактивная доска |
Наглядные пособия | Ёлочка (рисунок на плоскости), картинки ёлочных игрушек на магнитах |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо действия | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов к работе мой отряд? - А это значит, какой урок ждёт сегодня вас? - А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья | - Мы готовы снова и снова Идти вместе к знаниям новым! -Урок «открытия нового знания» Записывают число и вида работы в тетрадь | Фронтально | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его? Правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии | Устный счёт Определение границ знания и незнания. 1. Решение примеров «с окошками»-шариками. 4 • … = 16 3 • … = 12 … • 2 = 12 … • 4 = 24 И т.п. Последний пример 5 • … = 45 | - У нас есть повод порадоваться и улыбнуться. Какой приближается праздник? Любимый праздник взрослых и детей? | Приближается Новый год. - Символ Нового года – Ёлочка. Решают примеры «с окошками», украшают ёлочку. Пробуют разные варианты, приходят к выводу, что в ранее изученных табличных случаях такого ответа не было. Это новое знание. | Фронтальная работа | Познавательные: перерабатывают полученные знания, делают выводы на основе пробных действий; определяют границы собственных знаний и незнания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта |
- А что является символом Нового года? - Ёлочку принято наряжать. Давайте и мы украсим нашу ёлочку. - Что можно предложить выполнить с этими записями? - Какое знание понадобится, чтобы выполнить это задание - Почему не смогли решить последний пример? (Возможно, что кто-то из учеников даст ответ. Тогда ответ ученика можно выдвинуть гипотезой, которую будете проверять | |||||
III. Постановка темы урока и задач | Постановка темы Определение путей решения поставленной проблемы | - Опираясь на схемы (слайд № 1) сформулируйте тему урока. - Какие задачи поставите на урок и перед собой? Учитель фиксирует задачи на доске. - Какие знания вам помогут в решении первой задачи? | - Тема урока «Умножение числа 5 и на 5» С опорой на карточки-помогайки формулируют задачи урока: 1. Составить таблицу умножения числа 5. 2. Применить полученные знания в решении практических задач Называют опорные знания: - смысл действия умножения - закон о перестановке множителей в произведении - знания табличных случае умножения на 2, 3, 4 - особые случаи умножения: а х 1 = а 0 х а = 0 (карточки) | Фронтально | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения; Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта |
IV. Реализация построенного проекта | 1. Самостоятельная работа по составлению таблицы умножения числа 5 2. Получение продукта деятельности. Составление общей таблицы 3.Самооценка деятельности | - Опираясь на свои знания, составьте самостоятельно таблицу умножения числа 5. Работать будете в группе. - Давайте вспомним правила работы в группе. Группа, которая закончила первой получает карточку с № 1, вторая - № 2, и т. д. Отвечает группа № 1 -Сколько будет 5х1? Как получили? -Группы, отнеситесь к ответу. - Сколько будет 5 х2?Как получили? -Группы, отнеситесь к ответу. Отвечает группа № 2 (решение третьего и четвёртого примера) и далее аналогично. -Как нашли результат умножения числа 5 на 5? Каким способом? - Как 6 умножили на 5? И т.д. - Что заметили в таблице? -Возьмите листы для самооценивания | Называют правила работы в группе: 1. Не бойся высказывать собственное мнение 2. Уважай мнение своего товарища 3. Не перебивай, не кричи. 4. … (работают по карточке) - Применили правило умножение на 1. (Голосуют сигнальными карточками: согласны – зелёный круг, не согласны – красный круг) - Вспомнили таблицу умножения на 2. (Аналогично) Объясняют свой путь решения, спорят, отстаивают свою точку зрения По 5 взять пять раз: 5+5+5+5+5=25 Это 25 и ещё 5. (Группы могут предложить любой из известных им способов) -Ответы заканчиваются на 5 или 0. Выбирают один из параметров. Оценивают свою работу в группе | Групповая работа | Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Интерактивная игра «Таблица умножения» (слайд 4) | - Работу проведём стоя | Дети встают и по одному выходят к доске. Выбирают пример, называют ответ, и проверяют себя. | Фронтально | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: закрепляют знание табличных случаев умножения числа 5. Регулятивные: ориентируются в работе с интерактивной доской |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Работа с учебником: стр. 5 № 6
Самооценка ФИЗМИНУТКА | - Что из плана урока нам удалось уже сделать? - Что ещё осталось? Поясняет задание, выполняемое учащимися в рабочей тетради, оказывает индивидуальную помощь. 2. Проверку осуществляет по эталону (слайд 5). - Какие знания применили? | - Мы составили таблицу умножения числа 5 - Применить знания. Самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях (составляют таблицу умножения на 5) - Закон о перестановки множителей в произведении. Самопроверка и самооценка самостоятельной работы в листах | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала таблицы умножения числа 5) Регулятивные: Ориентируется в учебнике и рабочей тетради |
VII. Включение в систему знаний и повторения | Решение текстовой задачи (текст на слайде № 6). | - О чем говорится в задаче? - Что в задаче известно? Изобразите их схематически - Что значить «по 6 в каждой»? Отобразите их в рисунке. -Какой вопрос задачи? Покажите его на схеме. -Из предложенных вариантов найдите решение этой задачи. Обсудите в группе. 6•5; 5•6; 5+5+5+5+5+5; 6+6+6+6+6; 5+6 С точки зрения математики, все варианты (кроме последнего) правильные. Но третий и четвёртый вариант нерациональны. А если соотнести с условием задачи, лишь первый вариант ему соответствует (по 6 взять 5 раз). Учитель готов к разным вариантам. - Отвечать будет группа, первой справившаяся с этой задачей. | - О ёлочных игрушках. - Коробок 5. - В одной коробке 6 игрушек. Работают в тетрадях, 1 ученик у доски. Обсуждают в группе решение задачи. Выбирают вариант решения (карточка) Слушают объяснение товарища, относятся к его ответу, предлагают свои варианты решения. | Фронтально, групповая работа | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: моделируют задачу, сообща определяют вариант решения поставленной задачи. Регулятивные: Проявляют способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
VIII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке знания | Беседа по вопросам: -Осталось повесить ещё один шарик на ёлочку. Какое число спряталось за карточкой? - Подтвердилась ли наша гипотеза? - Какие задачи ставили в начале урока? -Смогли ли решить эти задачи? - Что у нас получилось в результате совместной работы? - А могут ли эти знания нам где-нибудь пригодиться? - Как можно организовать работу по дальнейшему изучению данной темы? - Над чем вам ещё нужно работать? - Ёлочка приготовила для вас подарки. Это снежинки. | - Это число 9, так как мы теперь знаем, что 5 умножить на 9 будет 45. Озвучивают задачи. - Наш результат – таблица умножения числа 5. Отвечают на вопросы. Выявляют проблемы по листам самоконтроля и планируют свою дальнейшую работу. Уходя с урока приклеивают снежинку на экране настроения. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | |
Домашнее задание | Учебник, с. 6 № 9, 11 | Комментирует, конкретизирует задание | Записывают задание в дневник | Индив идуальная |
Список литературы:
1. Математика: 3 класс : методическое пособие/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- М. : Вентана-Граф, 2014
2. Кузнецова М.И. 5000 задач по математике. – М.: «Экзамен», 2012
3. Пинская М. А. , Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2014.
Приложение:
1. Работа в группе: составление таблицы | 1. Активно работал в группе | |
2. Участвовал в решении проблемы | ||
3. В работе группы участвовал мало | ||
2. Самостоятельная работа | 1. Работал самостоятельно, сделал всё правильно | |
2. Работал самостоятельно, допустил ошибки | ||
3. Не справился с работой, нужна помощь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» для 4 класса
Конспект урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией....
Информационная карта урока технологии по теме "Открытка для мамы на День матери" в 3 классе УМК "Школа 21 века"
План-конспект урока технологии по теме "Открытка для мамы на День матери"...
Конспект урока по математике "Таблица умножения и деления на 8 и 9" - 2 класс - Перспектива
План-конспект урока + раздаточный материал + презентация...
Конспект урока по математике "Умножение числа 4. Деление на 4." 3 класс. УМК "Перспектива".
Конспект урока по математике. Тема: "Умножение числа 4. Деление на 4"...
План-конспект урока математики "Единицы площади" с использованием образовательной платформы Учи.ру (2 класс) ("Начальная школа XXI века")
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках математики в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....