Этап урока Цели и задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организация начала занятия Цель: настроить учащихся на учебную деятельность
| - Здравствуйте, дети. Посмотрите, все ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. Все ль готовы вычитать, и делить и умножать? Все готовы? Тихо сели.
- Открыли тетради, запишем число и классная работа. | -Здороваются с учителем, садятся на места, проверяют готовность к уроку.
| Р: целеполагание, планирование Л: умение контролировать свою готовность к уроку, осознание себя как ученика К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Методы: Приемы: | Средства: Слово учителя Формы работы: Коллективная (фронтальная) |
Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний Цель: включить учащихся в учебную деятельность
| -Начнём наш урок с устного счёта. Устный счёт -Работа с геометрическим материалом. - Сколько прямоугольников на чертеже?
-Верно. Решите примеры и расшифруйте слово. 9∙7=? 7∙6=? 81:9=? 40∙2=? 40:8=? 8∙9=? 54:9=? 32∙2=?
- Какое слово получилось? - Как вы понимаете это слово? -Мудрость-это жизненный опыт. -Сегодня мы станем с вами мудрее. - А сейчас решите примеры на доске (на доске 81 : 3 =? 58 : 2 =?) -Как называются компоненты при делении? -Найдите значения выражений - Что нужно сделать, чтобы проверить правильность решения выражений? - Как проверить выражение на деление?
(Учитель открывает третье выражение 18*3 =?) -Назовите компоненты при умножении? -Найдите значение выражения - Как вы думаете, что нужно выполнить, чтобы убедиться в правильности решения? - Как мы можем проверить умножение?
- Выполните проверку
- Как проверить умножение? - Сформулируйте тему нашего урока.
- Правильно. Тема нашего урока «Проверка деления с помощью умножения» -Чему будем учиться на уроке?
|
-7
-63 -42 -9 -80 -5 -72 -6 -64
-Мудрость -Мы узнаем что-то новое и умнеем
-Делимое, делитель, частное -27, 29 -Выполнить проверку
- Необходимо частное умножить на делитель (Один ученик у доски выполняет проверку, остальные в тетради (со вторым выражением аналогичная работа) 81 : 3 = 27 58 : 2 = 29 27 ∙ 3 = 81 29 ∙ 2 = 58 81=81 58=58)
-1 множитель, 2 множитель, произведение -6 -Выполнить проверку
-Надо произведение разделить на один из множитель (Один ученик у доски выполняет проверку, остальные в тетради) (запись на доске) 18 *3 = 54 54 : 3 = 18 -Делением -«Проверка деления с помощью умножения»
-Будем учиться выполнять проверку деления с помощью умножения | П: анализ, синтез, сравнение Р: использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений Л: положительное отношение и интерес к изучению математики К: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку |
Методы: метод формирования познавательных интересов Приемы: | Средства: презентация, учебник Формы работы: Коллективная (фронтальная) |
Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности (правил, понятий, алгоритмов) Цель: Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока
| - Откройте учебник на с.17 и прочитайте правило выполнения проверки. - Скажите, правильно ли вы рассуждали? -Выполним №1 на этой же странице в учебнике. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Учитель первый пример записывает на доске по образцу, данному в учебнике, под комментирование учащихся.)
81 : 3 = 27 Проверка: - 27 ∙ 3 = 81
- 81 =81
-Прочитаем задание №2 в учебнике. Выполним устно. -Прочитайте уравнение -Объясните решение уравнения и его проверку.
| (Читают правило)
-Да
Решение №1 (с. 17).
| 96 : 6 = 16
| Проверка: - 16 ∙ 6 = 96
- 96 = 96
| 51 : 3 = 17
| Проверка: - 17 ∙ 3 = 51
- 51 = 51
| 58 : 2 = 29
| Проверка: - 29 ∙ 2 = 58
- 58 = 58
|
|
|
(Ученики по очереди выходят к доске решают пример и выполняют проверку по образцу)
(Читают) -Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. Чтобы проверить делимое, нужно частное умножить на делитель. Должно получиться делимое, если этого не произошло, значит, в вычислении допущена ошибка. | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Р: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Л: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе К: выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель |
Методы: словесный метод Приемы: объяснение учителя | Средства: учебник, презентация Формы работы: Коллективная (фронтальная) |
Первичное проверка понимания и первичное закрепление Цель: Создать условия для первичного восприятия новых знаний
| -Прочитайте задачу №3 в учебнике на странице 17. -Сколько в деревне домов? -А сколько домов в посёлке? -Объясните, что обозначают данные выражения?
-Молодцы! Переходим к следующей задаче №4. Прочитайте её. -Что известно в задаче?
-Что требуется узнать?
-Давайте составим таблицу.
| Количество деталей, изготовленных за один день | Количество дней | Общее количество дней | Первый рабочий | 23 шт. | 2 | ? | ? | Второй рабочий | 21 шт. | ? |
-Как узнать общее количество деталей?
-Запишите решение задачи любым способом самостоятельно, затем проверим -Давайте проверим.
| (Читают задачу) -В деревне 19 домов -В посёлке в 4 раза больше -Выражение 19*4 обозначает количество домов в посёлке. Выражение 19*4 – 19 обозначает на сколько в поселке домов больше, чем в деревне
(Читают задачу) -Один рабочий изготавливает за день 23 детали, а другой- 21 деталь -Сколько деталей изготовят оба рабочих за 2 дня?
-Можно сначала узнать, сколько деталей изготовил за два дня каждый рабочий, и результаты сложить или узнать, сколько всего деталей изготавливали оба рабочих за один день, и результат умножить на два
(1 ученик записывает на доске 1 способ решения, 2 ученик-2 способ решения) 1-й способ: 1). 23 ∙ 2 = 46 (д.) – изготовил первый рабочий за 2 дня. 2). 21 ∙ 2 = 42 (д.) – изготовил второй рабочий за 2 дня. 3). 46 + 42 = 88 (д.) – изготовили оба рабочих за 2 дня. Ответ: 88 деталей.
2-й способ: 1). 23 + 21 = 44 (д.) – изготовили оба рабочих за один день. 2). 44 ∙ 2 = 88 (д.) – изготовили оба рабочих за 2 дня. Ответ: 88 деталей. | П: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке; делать умозаключения и выводы в словесной форме. Р: самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи Л: умение оценивать трудность предлагаемого задания |
Методы: диалоговое обучение Приемы: выполнение заданий в учебнике | Средства: учебник Формы работы: Коллективная (фронтальная) |
Закрепление знаний и способов действий: пробное, в знакомой ситуации и в изменённой ситуации Цель: Добиться от учащихся восприятия, осознания и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний | Физминутка -Ребята, давайте немного отдохнём. Встаём со своих мест и повторяем за мной. Раз – подняться, подтянуться, Два – нагнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
-Сейчас откроем рабочие тетради на печатной основе на странице 25 и выполним №59. -Что нам нужно найти в первом уравнение? -Что нужно сделать чтобы найти неизвестный множитель?
-Что нам нужно найти во втором уравнение? -Что нужно сделать чтобы найти делитель?
-Что нам нужно найти в третьем уравнение? -Что нужно сделать чтобы найти вычитаемое?
-Решите уравнения самостоятельно, позже проверим. (Проверка)
|
(Встают со своих мест и повторяют движения за учителем)
- Неизвестный множитель - Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. -Делитель -Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. -Вычитаемое -Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
X ∙ 3 = 96 x = 96 : 3 x = 32 32 ∙ 3 = 96 96 = 96
42 : x = 6 x = 42 : 6 x =7 42 : 7 = 6 6 = 6
62 – x = 30 x = 62 – 30 x = 32 62 – 32 = 30 30 = 30 | П: формировать умение выполнять сложение вида +1,-1; совершенствовать умение решать примеры на основе знания нумерации чисел от 1 до 10; уметь правильно оформлять решение Р: сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем Л: умение признавать собственные ошибки К: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. |
Методы:беседа Приемы: | Средства: учебник Формы работы: Коллективная (фронтальная), индивидуальная. |
Контроль усвоения и самопроверка знаний Цель: Подвести учащихся к тому, что каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать
| - Выполните №61 на странице 26 самостоятельно. -Давайте проверим
Молодцы! |
(Проверка)
Решение №61 (с. 26).
| 54 : 6 = 9 6 ∙ 9 =54 54 : 9 = 6 | 28 : 7 = 4 7 ∙ 4 = 28 28 : 4 = 7 | 63 : 9 =7 9 ∙ 7 = 63 63 : 7 = 9 |
| П: моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий Р: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе К: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы |
Методы: словесный Приемы: выполнение заданий на индивидуальных карточках | Средства: индивидуальные карточки Формы работы: индивидуальная |
Подведение итогов занятия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Наш урок подходит к концу, подведем итог: -Какая тема нашего урока? - Чем мы сегодня занимались? - Что вызвало затруднения?
|
(Отвечают на вопросы) | П: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; контроль и оценка деятельности. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. К: обосновывать своё решение |
Методы: словесные методы (беседа) Приемы: «Вопрос- ответ» | Средства: Вопросы учителя Формы работы: Коллективная (фронтальная), индивидуальная. |
Рефлексия
| -Выполните задание в учебнике на странице 17 «Проверь себя» и оцените свою работу на уроке.
. Ребята, посмотрите на экран и продолжите фразы -Мне было интересно…. -Я затруднялся(лась)…. -Я легко….. -Я научился….
-Молодцы! Ребята, спасибо за урок. До свидания! | (Продолжают фразы) «Проверь себя»
| 76 : 4 = 19
| Проверка: - 19 ∙ 4 = 76
- 76 = 76
| 69 : 3 = 23
| Проверка: - 23 ∙ 3 = 69
- 69 = 69
|
-До свидания! | П: делать обобщения, выводы Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Л: ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала К: использование критериев для обоснования своего ответа |
Методы: Рефлексивный тренинг Приемы: «Мне сегодня понравилось», «Незаконченное предложение» | Средства: Формы работы: Коллективная (фронтальная), индивидуальная |