Урок ОНЗ "Число и цифра 7"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Новикова Татьяна Александровна

Тема:«Число и цифра 7».

 

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

Предметные:

1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.

Метапредметные:

1)Спокойное отношение  к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотная их фиксация, оценивание своего умения это делать (на основе применения эталона).

2) самоопределение, смыслообразование:

-ценностное отношение к процессу получения числа 7,

- осознание практической важности обозначения числа 7 на письме;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

3) работа с информацией, выполнение логических операций.

4) управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность

5) речевая деятельность, навыки сотрудничества

 

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

- Посмотрите у нас в классе ярко сияет солнышко, которое поможет нам сегодня на уроке.

- Как вы думаете, почему оно может нам помочь? ( на его лучах написаны качества настоящего ученика)

- С каким качеством мы  уже познакомились на занятиях по курсу Мир деятельности? ( Активность)

- Что значит быть активным? ( С желанием делать все задания)

- Я желаю вам, чтобы каждый из вас сегодня выполнял все задания с желанием, т.е. был активным учеником!

             - Я приготовила для вас загадку. Послушайте и попытайтесь отгадать:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

- Скажите, а когда можно наблюдать радугу? Какие цвета составляют радугу?

Учитель открывает на доске изображение радуги

- Наш урок открытия нового знания будет необычный – он будет разноцветный .

- Скажите, какие два этапа учебной деятельности должен пройти ученик, чтобы открыть новое знание? ( нужно понять, что я не знаю и самому найти способ)

  • Итак, я желаю вам удачи, пожелайте друг другу удачи! У нас обязательно всё получится!

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом и цифрой, с помощью которой оно обозначается.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Назовите первый шаг, который мы должны выполнить на уроке? (повторить знания, необходимые для открытия нового)

Учитель раздает каждому обучающемуся карточку с заданием 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Первое задание красного цвета. Посмотрите на экран. Назовите животных, которых видите на экране. (Собачки, кошечка, …)
  • Какое задание вы сейчас должны выполнить? (Сосчитать количество животных, найти нужную графическую запись и записать это число в виде цифры.)
  • Это задание мы будем выполнять в парах. Давайте вспомним правила работы в парах ( работать должны оба, один говорит, другой слушает, своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси)

Обучающиеся выполняют задание в парах. Далее проходит проверка по образцу на доске.

  • Кто допустил ошибку?
  • В чем она?
  • Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в счете, повторить обозначение чисел с помощью графических моделей и цифр.)
  • Какого цвета будет следующее задание? (оранжевое). Давайте посмотрим, а сможете ли вы его  выполнить.

Учитель открывает на доске задание 2 и числовой отрезок 1-6 . У каждого обучающегося на парте числовой отрезок в пределах 6 .

  • Что поможет выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка.)

Учитель фиксирует на доске эталон действий на числовом отрезке

  • Решите данные примеры.
  • Свои ответы записывайте на планшетках.

Учитель организует решение и проверку каждого примера.

-     Давайте обобщим, что мы повторили. (Графические модели чисел и обозначение их цифрой, сложение и вычитание с помощью числового отрезка, сложение и вычитание в пределах 6.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Как называется такое задание? (пробное действие)
  • Для чего вы его выполняете? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • Я вижу, что вам это интересно.

Пробное действие сегодня будет жёлтого цвета, как наше солнышко с качествами настоящего ученика.

Учитель открывает на доске задание для пробного действия:

 

3+4 =

 

 

 

  • Решите этот пример с помощью числового отрезка. Свой ответ запишите на листах, которые лежат у вас на партах. ( на листе :

 

3+4 =

  • Попробуйте выполнить это задание.

Обучающиеся  выполняют задание на индивидуальных  листах.

  • Итак, у кого нет ответа?

Обучающиеся поднимают руки.

  • Зафиксируйте своё затруднение? (Я не могу решить пример с помощью числового отрезка.)
  • У кого есть ответ?

- Кто считает, что задание выполнил, вы можете доказать, что выполнили его правильно?

- Назовите, с каким затруднением столкнулись? (Я не могу доказать, что наш ответ верный.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были решить пример с помощью числового отрезка.)
  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Правилом сложения с помощью числового отрезка.)
  • Назовите причину нашего затруднения? (Мы не изучали число 7, у нас нет эталона.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Изучить число 7.)
  • Итак, тема урока: «Число и цифра 7».
  • Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 7? (Мы сначала определим место числа 7 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью графической модели, затем будем учиться писать цифру 7, а потом откроем состав числа 7.)
  • Итак, мы составили план нашего открытия.
  • Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)

5. Реализация построенного проекта.

1) Обозначение места числа 7 на числовом отрезке.

  • Определим место числа 7 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
  • Продлите числовой отрезок.

Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 7.

  • Расскажите, что вы знаете о числе 7. (Дети называют число, за которым 7 стоит при счете.)

2) Согласование графической модели числа 7.

  • Итак, какой следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 7 с помощью точек.)
  • Что нам поможет? (Графическая модель числа 6.)

Учитель открывает на доске графическую модель числа 6

  • Как получить графическую модель числа 7? (Добавить одну точку.)

Учитель достраивает графическую модель числа 7.

  • Выполнили второй пункт плана? (Да.)

3) Согласование записи цифры 7.

  • Какой третий шаг должны сделать? (Научиться писать цифру 7.)
  • Давайте вспомним шаги написания цифры. ( 1. «Точки-опоры» 2. «Элементы цифры» 3. «Цифра»
  • Откройте каллиграфию цифр на странице 34.  Определим последовательность написания цифры 7.

 

 

 

 

 

Организуется работа с учебным пособием «Каллиграфия цифр» с использованием ТОК.

  • Выполнили третий шаг? (Да.)

4) Работа над составом числа 7.

  • Какой еще пункт  вы должны сделать? (Выяснить состав числа 7.)
  • Я предлагаю поработать вам в парах. Задание зеленое.
  • Положите перед собой 7 двусторонних зеленых  прямоугольников.

Учащиеся выкладывают перед собой прямоугольники

  • Постройте из этих прямоугольников модель отрезка.

Учащиеся выстраивают модель отрезка из прямоугольников так, чтобы все прямоугольники лежали на столе одного цвета.

  • Определите варианты получения числа 7 и запишите их на планшетки.

Учащиеся в парах определяют состав числа 7.

  • Итак, какие варианты вы получили?

Учащиеся называют пары чисел, учитель фиксирует на доске.

  • Как проверить себя? (Нужно посмотреть в эталоне или учебнике)
  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 7, записывать число 7, …)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 7.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Что вы узнали сегодня о числе 7? (Число 7 стоит на 7 месте в числовом ряду, число 7 на письме обозначается цифрой 7 и т. д.)
  • Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 7? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
  • Теперь давайте потренируемся писать цифру 7
  • Откройте «Каллиграфию цифр» на стр. 36 № 10.
  • Подчеркните самую красивую цифру.
  • Проговорите еще раз состав числа 7.

Обучающиеся с места проговаривают состав числа 7.

- Следующий цвет радуги – голубой. Вот и задания этого цвета.

1 (1), стр. 2

  • Найдите 1 на странице 2. Выполните первый столбик.

Один ученик с места комментирует выполнение задания.

1 (2, 3), стр. 2

  • Закончите выполнять это задание в парах.

Обучающиеся  в парах выполняют второй и третий столбики. Проверка организуется по образцу.

  • Кто из вас допустил ошибки?
  • В чем ваша ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

  • Почему же к нам заглянула в гости радуга, догадались?? (Радуга состоит из семи цветов.
  • Верно. После голубого идёт синий цвет. А вот задание для самостоятельной работы.
  • Я предлагаю вам проверить свои знания о числе 7.

2 (1), стр. 2

  • Найдите 2. Решите первый пример с помощью числового отрезка.

На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу.

  • Сравните свою запись с образцом.
  • Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой
  • Кто исправил свою ошибку?

Дети поднимают руки.

  • Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
  • У кого верно выполнены все задания?

Дети поднимают руки.

  • Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Наша работа близится к завершению , и у нашей радуги остался последний цвет, назовите его. (Фиолетовый)

3, стр. 2

  • Найдите 2 на странице 2.

Учитель заранее выносит задание на доску.

  • Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
  • Прокомментируйте выполнение сравнения первой пары чисел.

Один из учащихся комментирует с места:

  • Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют  пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».

Далее учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание, комментируя свои действия.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
  • Нам удалось достичь цели? (Да.)
  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
  • Наша радуга переливается всеми цветами, нам удалось решить все задания и справиться с затруднением сегодня на уроке.
  • У вас на столе радуга успеха .  Нам предстоит сейчас оценить свою работу на уроке.
  • Если вам многое сегодня осталось непонятным и остались на конец урока вопросы, то поставьте себя на первую ступеньку. Если вам удалось сделать «открытие», но остались на конец урока вопросы, то на среднюю. Если вам удалось сделать «открытие» и не осталось на конец урока вопросов, то поставьте себя на самую верхнюю ступеньку-радугу.

 

 

Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?

- Мы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chislo_i_tsifra7.docx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок математики в 1 классе Тема урока: Число и цифра 7

Урок изучения нового материала и первичного закрепления....

Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."

Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания не...

Тема урока: Число и цифра 6. Письмо цифры 6.

познакомить с числом и цифрой 6, научить писать цифру и соотносить цифру и число предметов...