Программа математического кружка
методическая разработка по математике

Шабанова Елена Валерьевна

Дополнительная образовательная программа естественно - научной направленности «Занимательная математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_matematicheskogo_kruzhka.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – сад  №  10» города Когалыма

  «Школа – сад  № 10»

Принята на заседании методического совета                     Утверждаю

от «31» августа 2021 г.                                                          Директор МАОУ «Школа – сад №10»

                                                                                                  __________________С.Г.Гришина

                                                                                     «___»_______________2021 г.

Дополнительная образовательная программа

естественно - научной направленности

 «Занимательная математика»

                               

                                                                                                                 Возраст детей: 7-10 лет

                                                                                                Срок реализации: 4 года

                                                                                           

                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                            первой квалификационной

                                                                                            категории                                                                                                            

                                                                                                            Шабанова Е.В.

                                                                                       

г.Когалым

                                                                                                                             

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

   Программа кружка рассчитана на занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

 В 1 классе – 33 часа,  во 2, 3, 4 классах  по 34 часа.

Паспорт программы

«... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Основные разработчики программы: Шабанова Елена Валерьевна, учитель начальных классов, высшая  квалификационная категория, МАОУ «Школа - сад № 10» города Когалыма.

Основания для разработки программы: Закон «Об образовании РФ»

Цель, задачи и принципы программы:

Цель: развитие  математического образа мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине, что влияет на успешность обучения в среднем звене.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • участие в математических олимпиадах;
  • участие в проектных и исследовательских конкурсах по математике;
  • участие в творческих фестивалях по предмету.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

 личностных результатов:

  • Определять и высказыват вь под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

       метапредметных результатов:

        регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

       познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

      коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • предметных результатов:
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Планируемые результаты освоения программы курса «Занимательная математика»

Предметные результаты:

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички), части фигуры, место заданной фигуры в конструкции.

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе обучающиеся должны уметь:

  • наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);
  • классифицировать предметы по группам;
  • самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую
  • закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
  • решать простые логические задачи;
  • отгадывать загадки и ребусы;
  • заполнять числовые треугольники.

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • решать словесные и картинные ребусы;
  • заполнять магические квадраты размером 3x3;
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству;
  • проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;
  • читать простейшие изографы.

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
  • решать удобным для себя способом (в т.ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи, на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
  • правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь  объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и решением.

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 классе обучающиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий;
  • понимать и объяснять решение нестандартных задач;
  • читать и строить вспомогательные модели к задачам;
  • распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;
  • распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать
  • комбинаторные задачи различных видов;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).

Способы определения результативности занятий курса «Занимательная математика»:

  • тестирование – диагностика проводится в начале и конце учебного года;
  • участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах на различных уровнях;
  • математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
  • интеллектуальных играх (КВН, «Умники и умницы», «Брейн – ринг», «Юные математики»  и т.д.);
  • исследовательских проектах.

Методические рекомендации

Основой организации работы с детьми на занятиях   кружка  является следующая система дидактических принципов:

методы и приемы:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструировании.

Дидактические средства:

Наглядный материал (математические игры, дидактический, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Все это опирается на развивающую среду, которая может  строиться следующим образом

1.  Математические  игры и развлечения:

  • графические диктанты;
  • игры-головоломки;
  • задачи-шутки;
  • ребусы, кроссворды, сканворды.

2.  Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

3. Дидактические игры специально разработанные для обучения детей

                                     

Содержание  занятий кружка «Занимательная математика»

                                                               1 класс

Наименование тем курса

Всего час.

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

п/ р

с/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

2. Как люди научились считать.

1

1

выполнение заданий «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

2

1

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами

1

1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший мате

матический ребус

7. Решение ребусов и логических задач.

2

1

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

8. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

решение теста-кроссворда

проверочные тесты

9. Задачи с неполными лишними, данными.

1

1

составление схем, диаграмм

10.Задачи повышенной трудности.

1

решение задач

11. Загадки-смекалки.

1

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12.Решение задач

1

1

решение задач

проверочные тесты

13. Уравнения

2

1

1

решение уравнений

14.Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирование задач

конкурс на лучшее инсце

нирование математической задачи

15.Буквенные выражения

1

составление и решение выражений

16. Игра «Знай свой разряд».

1

1

работа с таблицей разрядов

тест

17.Обратные задачи

2

1

1

составление обратных задач

18.Задачи на движение.

1

решение задач

19.Задачи с изменением вопроса.

1

1

составление задач

20.Деление

1

закрепление случаев деления

21.Решение нестандартных задач.

1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

22.Решение олимпиадных задач.

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

23.Математические горки.

1

1

решение задач на преобразование неравенств

24. Наглядная алгебра.

1

1

работа в группах

25.Игра «У кого какая цифра»

1

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед! Пифагор!

1

1

работа с энциклопе

диями и справочной литературой

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над создании

ем проблемных ситуаций, требую

щих  математичес

кого решения

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

индивидуальная работа

32.Математический КВН

1

1

работа в группах

ИТОГО:                              

33    

2 класс

Наименование тем курса

Всего час.

В том числе

Виды

деятельности

Форма контроля

лекция

п/ р

с/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

2. Как люди научились считать.

1

1

выполнение заданий «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

2

1

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами

1

1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математичес

кий ребус

7. Решение ребусов и логических задач.

2

1

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

8. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

решение теста-кроссворда

проверочные тесты

9. Задачи с неполными лишними, данными.

1

1

составление схем, диаграмм

10.Задачи повышенной трудности.

1

решение задач

11. Загадки-смекалки.

1

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12.Решение задач

1

1

решение задач

проверочные тесты

13. Уравнения

2

1

1

решение уравнений

14.Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирование задач

конкурс на лучшее инсценирова

ние математи

ческой задачи

15.Буквенные выражения

1

составление и решение выражений

16. Игра «Знай свой разряд».

1

1

работа с таблицей разрядов

тест

17.Обратные задачи

2

1

1

составление обратных задач

18.Задачи на движение.

1

решение задач

19.Задачи с изменением вопроса.

2

1

1

составление задач

20.Деление

1

закрепление случаев деления

21.Решение нестандартных задач.

1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

22.Решение олимпиадных задач.

1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

23.Математические горки.

1

1

решение задач на преобразование неравенств

24. Наглядная алгебра.

1

1

работа в группах

25.Игра «У кого какая цифра»

1

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед! Пифагор!

1

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

индивидуальная работа

32.Математический КВН

1

1

работа в группах

ИТОГО:                              

34      

3 класс

Наименование тем курса

Всего час.

В том числе

Виды

деятельности

Форма контроля

лекция

п/ р

с/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

разгадка «математических фокусов»

2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!»

1

групповая работа,

решение нестандартных задач

3. Проектная деятельность «Великие математики»

4

1

3

работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

1

практическая работа

выставка «Я чертёжник!»

6. Игра «Удивительный квадрат».

1

работа в группе, решение упражнений с квадратами

7. Преобразование фигур на плоскости.

1

конструирование фигур на плоскости из различного материала

8. Задачи-смекалки.

1

решение нестандартных задач

9. Симметрия фигур.

1

создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов

10.Соединение и пересечение фигур.

1

вычерчивание геометрических фигур

11.Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

решение нестандартных заданий на меры длины

12.Вычисление площади фигур.

1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

13.Объём фигур.

1

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта

14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

решение задач на упорядочивание множеств

15.Конструирова-ние предметов из геометрических фигур.

1

мини-проект «Наша детская площадка»

16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

4

1

3

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта

17.Школьный тур олимпиады

1

решение заданий повышенной трудности

18. Международная игра «Кенгуру»

1

Решение нестандартных математических заданий

19. Открытие нуля.

1

Исследовательская работа «Почему так?»

20. Экскурсия в компьютерный класс.

1

экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютер-ный кабинет»

21.Компьютерные математические игры.

1

сообщения о домашних компьютерных математических играх

22. Конкурс знатоков (отборочный тур)

1

решение нестандартных заданий

23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.  

1

составление математических выражений

защита работ

24. Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

решение нестан

дартных заданий

25. Учимся разрешать задачи на противоречия.

1

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

повторение единиц измерения

27. Анализ проблем

ных ситуаций во многоходовых задачах.

1

решение задач повышенной сложности

28. Сочинение «Место математики в моей жизни»

1

творческая работа

ИТОГО:                            

34

4 класс

Наименование тем курса

Всего час.

В том числе

Виды

деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1          

2. Как люди научились считать. Геометрия и алгебра.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

4. Решение занимательных геометрических задач.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

работа с алгоритмами

6. Отгадываем, решаем ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший матем. ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

11. Задачки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

инсценирование задач

конкурс на лучшее инсце

нирование математической задачи

16. Математические игры со спичками

3

1

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую задачу со спичками

17.Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

21. Старинные задачи.

1

решение заданий повышенной трудности

22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах

24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: «Зашифрованные задачи».

1

работа с энциклопе

диями и справочной литературой

создание необычных задач

27.Задачи с многовариантными решениями.

работа над созда

нием проблемных ситуаций, требую

щих математическо

го решения

28.Великие математики.

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» «Архимед» и т.д.

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

32.Математический КВН

1

работа в группах

33. Круглый стол «Подведем итоги»

1

коллективная работа по составле

нию отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО:                        

34    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

5.В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

6.Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004

7.Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

8.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003

11.Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка

Данная  программа  позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной  программы, расширит...

программа математического кружка 1 класс по ФГООС

Программа математического кружка разработана в соответсвии ФГООС НОО. Цель развивать математический образ мышления, расширять математический кругозор учащихся в различных областях элементарной математ...

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....

Программа математического кружка «Занимательная математика»

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

программа математического кружка

Пояснительная записка,общая характеристика, описание ценностных ориентиров, содержание кружка, предметные, метапредметные,листностные результаты освоения кружка, тематическое планирование с определени...

Программа математического кружка "Увлекательная математика"

   Программа кружка  предназначена для работы с  одарёнными детьми,  школьникам с устойчивым интересом к математическим   исследованиям и открытиям....