программа математического кружка
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему
Пояснительная записка,общая характеристика, описание ценностных ориентиров, содержание кружка, предметные, метапредметные,листностные результаты освоения кружка, тематическое планирование с определением основных видов внеучебной деятельности,календарно-тематическое планирование кружка "Математика,логика,информатика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskogo_kruzhka.docx | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Математика, логика, информатика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цели и задачи программы:
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Основная цель кружка состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, кружок призван решать следующие задачи:
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
Общая характеристика кружка
- В нем рассматриваются числовой концентр от 1 до 1000 и дробные числа (доли), устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000, умножение и деление в пределах 100, в том числе и внетабличные случаи и деление с остатком, устные и письменные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число, нахождение доли от числа и числа по доле.
- Рассматриваются величины: скорость, расстояние, зависимость между величинами скорость, время, расстояние; формула движения; новые единицы измерения известных величин и соотношения между ними.
- Предлагаются простые и составные текстовые задачи: а) на нахождение доли числа и числа по доле; б) на пропедевтику функциональной зависимости (задачи с пропорциональными величинами), в том числе простые задачи на движение; в) задачи с альтернативным условием; г) задачи, представляющие собой некоторые жизненные ситуации.
- Содержится большое количество заданий геометрического содержания: рассматриваются элементы параллелепипеда (куба), формула его объема, различные виды треугольников, изменение положения плоских фигур на плоскости.
- В соответствии с новой образовательной линией «Элементы стохастики» рассматривается дерево выбора, вводится понятие случайного эксперимента и связанных с ним понятий «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно». Производится чтение и запись информации с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
- Согласно новой образовательной линии «Занимательные и нестандартные задачи» рассматриваются уникурсальные кривые, понятия множества, элемента множества, подмножества, пересечения и объединения множеств, высказывания с кванторами общности и существования, способы решения задач на переправы, переливания, взвешивания.
Система педагогических принципов
Концепция предлагаемого курса математики основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А.А. Леонтьевым:
- Принцип обучения деятельности.
- Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.
- Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
- Принцип целостности содержания образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся 1раз в неделю в 3 классе-35 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения кружка в целом ограничиваются ценностью истины, однако кружок предлагает расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами кружка и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения кружка в 3-м классе является формирование следующих умений: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами кружка в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения занимательного материала.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Читать вслух и про себя тексты дидактического материала и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения .Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами кружка в 3-м классе являются
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
Содержание кружка
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение нестандартных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
Занимательные и нестандартные задачи.
.огические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Основные виды деятельности | Всего часов | Количество часов | Оценочный материал | |
теоретические | Практические/указать с учетом специфики предмета: зачёты, контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные, диктанты, работы по развитию речи, др. 1. | |||||
1 | Сложение и вычитание чисел | Актуализировать знания о натуральном ряде чисел. Повторить порядок действия в выражениях. | 4 | 2 | 2 | В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода» 2014г |
2 | Умножение и деление чисел | Алгоритм устных приёмов умножения и деления двузначных чисел | 4 | 2 | 2 | В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода» 2014г |
3 | Правила и приёмы быстрого счёта в разных видах занимательного материала | Сравнение разных приемов вычислений в разных видах занимательных заданий. Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, | 10 | 5 | 5 | В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода» 2014г |
4 | Решение нестандартных задач | Решать нестандартные задачи Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера. | 9 | 5 | 4 | |
5 | Преобразование геометрических фигур. | Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире. Создание представления о пересечении геометрических фигур, решение задач, сравнение. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера. | 2 | 1 | 1 | В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода» 2014г |
6 | Доли . | Читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; | 2 | 1 | 1 | Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования |
7 | Единицы измерения | . Знакомство с календарём, читать и записывать данные календаря римскими цифрами, решение задач, выполнять вычисления. Познакомиться с новой единицей времени, решать задачи. | 2 | 1 | 1 | Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования Москва Балссс 2015 |
8 | Линейные и столбчатые диаграммы | Читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм | 1 | 1 | ||
9 | Решение задач на движение | Решать задачи на движение. Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера. | 1 | 1 | Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов начального образования Москва Балссс 2015 | |
Итого: | 35 | 19 | 16 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1.Л.А.Дендюк «Решение задач Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких Математика. Дидактический материал/ - М. :Баласс, 2011. - (Образовательная система «Школа 2100»),
2Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких .– М.: Баласс, 2011. -(Образовательная система «Школа 2100»).
3Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.(Образовательная система «Школа 2100»).
4А.Б. Акпаева « Сборник задач и упражнений» 3 класс
5Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе»
6Гейдман «Подготовка к математической олимпиаде
7Я.И.Перельман « Вторая сотня головоломок»
8Л.Лонг « Загадочная геометрия»
9Л.А.Дендюк «Решение задач»
Календарно-тематическое планирование кружка «Логика, информатика, математика».
№ п/п | № р | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды деятельности | Форма текущего контроля | Оценочный материал | Средства обучения | Дата | |||||||
предметные | Метапред метные | Личностные | план | факт | |||||||||||||
производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи); осуществлять проверку вычислений; представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100; производить вычисления с именованными числами; решать уравнения, | |||||||||||||||||
1 | 1 | Как люди научились считать Сложение и вычитание чисел | 1 | Рассказ детям о том, как люди научились считать, знакомство с историей возникновения счета. . Письменные и устные вычисления в соответствии с алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел | П. Пошагово контролировать выполняемые действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать её. Р. Постановка познавательной задачи. К. Развивать умение слушать и понимать речь других. | Выявлять свои проблемы, планировать способы их решения, оценивать результат работы. | Повторить порядок действия в выражениях, решать задачи, уравнения | иллюстрация, дидактический материал | |||||||||
2 | 2 | Из истории развития счёта игра «Весёлый калейдоскоп»Умножение и деление чисел | 1 | Доклад детей о происхождении счета. Табличные случаи умножения и деления. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Свойства арифметических действий. | решать стохастические и комбинаторные задачи, в том числе задачи, решаемые с помощью «дерева выбора»; задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины 2 способами: методом приведения к единице и через отношения заданных величин; | П. сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия; алгоритм сложения и вычитания, умножения и деления чисел Р. осуществлять проверку вычислений; представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100 К. Уметь договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Прогнозирование хода решения задачи, выполнение заданий на сравнение комбинированный турнир | дидактический материал Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.75-78 А.Б. Акпаева « Сборник задач и упражнений» 3 класс стр. 18-22 | ||||||||
3 | 3 | Правила и приёмы быстрого счёта. Конкурс «Кто быстрее сосчитает» | 1 | Знакомство с правилами и приёмами быстрого счета. .Решение задач на нахождение четвертой пропорциональной величины | Знать: что сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия; алгоритм сложения и вычитания, умножения и деления чисел сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 | П. производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи). Р. знать: что сложение и вычитание, умножение и деление – это взаимно обратные действия К. слушать и вступать в диалог. | Выявлять свои проблемы, планировать способы их решения, оценивать результат работы. | Блицтурнир Повторить табличные случаи умножения и деления, повторить правила действий с именованными числами, решать задачи | |||||||||
4 | 4 | Знакомство с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. Дерево выбора. | 1 | Презентация о жизни и деятельности Архимеда. . Решение жизненной задачи средствами математики | задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины 2 способами: методом приведения к единице и через отношения заданных величин; | П.решать стохастические и комбинаторные задачи, в том числе задачи, решаемые с помощью «дерева выбора»; Р. Постановка учебной задачи. Формирование умения работать в паре К. слушать и вступать в диалог. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенной работы Составление слайдов для презентации | Интернет | ||||||||
5 | 5 | Числовые мозаики | 1 | Рассказ о числовых мозаиках. Отработка умения в решении головоломок с числами. Творческие, занимательные задания. | сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 | П.производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 (изученные случаи); осуществлять проверку вычислений; Р.представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; сравнивать числа в пределах 100; К. Формирование умения работать в паре, умение слушать и вступать в диалог. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Прогнозирование результатов вычисления, решения задачи Составление мозаик | карточки и диск с головоломками, карта путешествия на остров Веселый счет, картина корабля, ребусы, роботы – жители острова, изготовленные учащимися, интерактивная доска, магнитофон. | ||||||||
6 | 6 | Преобразование геометрических фигур. Параллелепипед и куб | 1 | Беседа о геометрических фигурах, . Элементы прямоугольного параллелепипеда | П.знать: единицы измерения объема (литр, см3, дм3, м3); формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. Р.применять формулу при нахождении различных объемов; вычислять объем параллелепипеда К. Формирование умения работать в паре, умение слушать и вступать в диалог. | Познакомиться с элементами прямоугольного параллелепипеда, решать текстовые задачи | Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире | геометрические фигуры, ДМ Раздаточный материал | |||||||||
7 | 7 | Преобразование геометрических фигур. Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр .Кубический дециметр. Кубический метр | 1 | .Единицы измерения объема Формула нахождения объема прямоугольного параллелепипеда | П.знать: единицы измерения объема (литр, см3, дм3, м3); формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. Р.уметь: применять формулу при нахождении различных объемов; вычислять объем параллелепипеда К. Формирование умения работать в паре, умение слушать и вступать в диалог. | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Прогнозирование результатов вычисления, решения задачи Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера | геометрические фигуры, ДМ Раздаточный материал | |||||||||
8 | 8 | Талантливая женщина математик С.В. Ковалевская. Игра «Задумай число Сочетательное свойство умножения | 1 | Доклад учащихся о жизни и деятельности С.В. Ковалевской. .Сочетательное свойство умножения | П.знать: свойства умножения и деления чисел. Р.уметь: выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100; использовать сочетательное свойство для рационализации вычислений; находить значение выражений в 2-4 действия; решать задачи в 2-3 действия и текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, объяснять ход решения (вычисления), последовательность | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы деятельности и личностный смысл. | Познакомиться с сочетательным свойством умножения, Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера | интернет | |||||||||
9 | 9 | Точные и приближённые числа .Деление чисел. | 1 | Понятие о точных и приближённых числах. Беседа «Закономерность и случайность» | Знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на одно выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем | П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, | Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей. | Сравнение разных приемов вычислений, решения задач | демонстрационные карточки, индивидуальные карточки для учащихся. | ||||||||
10 | 10 | Кубик –рубик. Арифметические действия над числами | 1 | Упражнение в выполнении арифметических действий над числами | Приёмы владения кубиком изученные арифметические действия над числами. складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000 | П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, | Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей. | Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины Игры с кубиком -рубиком | .Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 60 | ||||||||
11 | 11 | Зарождение календаря и пути его совершенствования. Умножение. | 1 | Рассказ об истории зарождения календаря с древних времен до наших дней. Распределительное свойство умножения относительно сложения | использовать распределительное свойство умножения относительно суммы; решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; | П.знать: свойства умножения и деления чисел. Р.уметь: выполнять умножение с 0, 1, 10, 100; использовать сочетательное свойство для рационализации вычислений; находить значение выражений в 2-4 действия; решать задачи в 2-3 действия и текстовые задачи, К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, объяснять ход решения (вычисления), последовательность | Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей. | Закрепить свойство умножения относительно сложения, решение текстовых задач, |
| календарь времени Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.189-192 | |||||||
12 | 12 | Открытие нуля. Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | Сообщение учащихся об открытии нуля. Алгоритм внетабличного деления. Упражнение в умножении двузначного числа на однозначное | изученные арифметические действия над числами. текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; | П.знать: | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание. | Сравнение разных приемов вычислений, решения задач | презентация | ||||||||
таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, | |||||||||||||||||
13 | 13 | Старинные меры длины (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра «Самый, самый». Подготовка к олимпиаде | 1 | Доклад о происхождениим мер длины. Беседа о том, что их возникновение связано с практическими потребностями человека. Сложение, вычитание, умножение, деление чисел | П.использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы; Р.решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; устанавливать, К.находить значение выражений в 2-4 действия | Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Ролевые игры Парная работа Парно-групповая работа Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера | Таблица, карточки Б.П. | |||||||||
14 | 14 | Истинные и ложные высказывания Деление | 1 | Беседа об истинных и ложных высказываниях Решение логических задач. Распределительное свойство деления относительно сложения | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы; решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее; находить значение выражений в 2-4 действия | П.использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы; Р.решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; К.находить значение выражений в 2-4 действия | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание. | Анализ и решение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера | Гейдман «Подготовка к математической олимпиаде» стр.128 | ||||||||
15 | 15 | Математические ребусы и игры. Весёлые разминки. Арифметические действия над числами | 1 | Занимательные упражнения .Сложение, вычитание, умножение, деление чисел | П. использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы; Р.решать текстовые задачи, решение которых основывается на изученном свойстве; К.находить значение выражений в 2-4 действия | Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Прогнозирование результата вычисления, решения задач в ролевых играх | Ребусы, кубики трёх цветов: красный, зеленый, синий; геометрические фигуры: треугольник, квадрат | |||||||||
16 | 16 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).Алгоритмы деления. | 1 | Логические задания с числами и цифрами | Уметь: представлять любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых | П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий. | Вывести новый алгоритм внетабличного деления, решение задач и уравнений Парная работа | Карточки, таблицы к задачам | ||||||||
17 | 17 | Математические забавы. Решение и составление ребусов. Арифметические действия над числами | 1 | Сложение, вычитание, умножение, деление чисел | Уметь: выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100; решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений | П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Р.уметь: выполнять деление чисел, оканчивающихся нулем К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, | перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов Групповая работа Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера | А.Б.Акпаева»Занимательная математика» 3класс стр.167-178 | ||||||||
18 | 18 | Математические фокусы Решение задач | 1 | Беседа о математических фокусах. Математические фокусы. .Решение задач в 1-2 действия | П. выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100; Р.решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; К.находить значение выражений (со скобками) | Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать | Прогнозирование результатов вычисления, решения задачи через дидактические игры | Презентация ЦОР А.Б.Акпаева « Занимательная математика» 3 класс стр.203-208 | |||||||||
19 | 19 | Китайская головоломка «Танграм» | 1 | Беседа « История танграма», наблюдение за фигурами, из которых состоит танграм. Составление фигуры из танграма; Решение задач в 1-2 действия | Уметь: выполнять устно и письменно умножение и деление чисел в пределах 100; решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений решать задачи в 1-2 действия с опорой на таблицу; находить значение выражений | П. алгоритм поиска неизвестного делимого, если известны делитель и частное; общие принципы измерения величин. Р. решать задачи на пропорциональное деление; устанавливать, является ли данная прямая уникурсальной, и обводить ее; К.выполнять арифметические действия в выражениях | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий. | Конструирование Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) | Интернет | ||||||||
20 | 20 | Математические кроссворды Решение задач | 1 | Решение математических кроссвордов. Составление и разгадывание кроссвордов. Решение задач в 1-2 действия | П. алгоритм поиска неизвестного делимого, если известны делитель и частное; общие принципы измерения величин. Р. решать задачи К.выполнять арифметические действия в выражениях | Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке | Планирование хода решения задачи, | Я.И.Перельман « Вторая сотня головоломок» стр.158 | |||||||||
21 | 21 | Подготовка к школьной олимпиаде. Арифметические действия над числами | 1 | Решение задач в 1-2 действия Сложение, вычитание, умножение, деление чисел | П.знать: таблицу деления; алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное. Р.уметь: выполнять деление чисел К.сравнивать, сопоставлять, рассуждать, анализировать и формулировать выводы, | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий. | Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера | .Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 55 | |||||||||
22 | 22 | Математические горки. Наглядная алгебра. Игра «У кого, какая цифра» | 1 | Деление с остатком практическим (с помощью рисунка) и аналитическим (через подбор наибольшего возможного делимого) способами | Уметь: читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим и аналитическим способами; выполнять проверку деления с остатком; решать задачи в 2 действия; находить значение выражений (со скобками и без них) | П. знать: таблицу деления; алгоритм деления Р выполнять проверку деления ; решать задачи в 2 действия; К.находить значение выражений (со скобками и без них) | Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке | Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении)характера Дидактические игры | Презентация Цветовые кружки, гномики | ||||||||
23 | 23 | Графическое моделирование | 1 | Беседа о графическом моделировании. Гграфическое моделирование объёмных фигур. .Сложение, вычитание, умножение, деление чисел. Табличные случаи арифметических действий | Знать: решение задач в 2-3 действия. Уметь:определение порядка выполнения действий и нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | П. читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим и аналитическим способами; Р.выполнять проверку деления с остатком; решать задачи в 2 действия; К.находить значение выражений (со скобками и без них) | Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке | Решение уравнений, решение задач на нахождение площади. Операции с числами Практикум конструирование | Л.Лонг « Загадочная геометрия» стр.231 | ||||||||
24 | 24 | Доли . Нахождение доли числа Сравнение долей. | 1 | Понятие «доля». Чтение и запись долей | Уметь: читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; решать выражения в 2-4 действия; выполнять письменно умножение и деление в пределах 100 | П. читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; Р.решать выражения в 2-4 действия; К.выполнять письменно умножение и деление в пределах 100 | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи конструирование | презентация | ||||||||
25 | 25 | Проектная работа Нахождение числа по доле | 1 | Алгоритм нахождения числа по его доле | П. читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; Р.решать выражения в 2-4 действия; К.выполнять письменно умножение и деление в пределах 100 | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Алгоритм нахождения числа по его доле, решение задач, уравнений Групповая работа | текст, таблица, схема | |||||||||
26 | 26 | Решение занимательных задач. Меры в пословицах. | 1 | Беседа о старинных мерах в пословицах. Соотношения между единицами измерения длины Задачи с пропорциональными величинами. Определение величин по двум разностям | Знать: как образуется каждая следующая счетная единица Уметь: сравнивать единицы ; выражать данную величину в изученных единицах измерения; определять время с точностью до минуты; решать задачи арифметическими способами; находить значение выражений в 2-4 действия | П.как образуется каждая следующая счетная единица Р. сравнивать единицы по их числовым значениям; выражать данную величину в изученных единицах измерения; К.находить значение выражений в 2-4 действия | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе | Г.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 60 | ||||||||
27 | 27 | Единица времени минута Единица времени секунда Сутки. Неделя Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | Единица измерения минута как доля часа | П.как образуется каждая следующая счетная единица времени. Р. сравнивать единицы времени по их числовым значениям; выражать данную величину в изученных единицах измерения; К.находить значение выражений в 2-4 действия | Воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи через дифференцированную работу | .Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 75 | |||||||||
28 | 28 | Линейные и столбчатые диаграммы | 1 | Понятия «линейная диаграмма», «столбчатая диаграмма» | Уметь: читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм | П. читать и записывать доли; сравнивать доли; находить долю от числа и число по доле; Р.решать выражения в 2-4 действия; К.выполнять письменно умножение и деление в пределах 100 | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческих подходов к выполнению заданий | Учиться читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм, выполнять деление с остатком | презентация | ||||||||
29 | 29 | Задачи смекалки Счет сотнями. Тысяча. | 1 | Чтение и запись круглых трехзначных чисел | Знать: название и последовательность чисел в пределах 100; как образуется каждая следующая счетная единица; соотношения между кубическим сантиметром, дециметром, метром. Уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; считать сотнями; представлять числа в виде разрядных слагаемых; производить действия сложения и вычитания трехзначных чисел, когда один из компонентов является разрядным слагаемым; умножать и делить на 100; находить значения выражений в 2-4 действия; решать задачи и уравнения изученных видов | П. название и последовательность чисел в пределах 100; Р. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; К.находить значения выражений в 2-4 действия; | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Учиться использовать новую счётную единицу «сотня», решать задачи, выполнять операции с числами Работа с таблицей. | .Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 85 | ||||||||
30 | 30 | Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат» Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. | 1 | Рассказ о скорости, времени, расстоянии. Решение задач на движение. .Алгоритм умножения числа 100, умножение и деление на 100 | П.добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.) Р. читать, записывать и сравнивать числа в пределах К. решать задачи и уравнения изученных видов | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества | Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи Работа с иллюстрациями, чертежами | Л.Г.Петерсон « Математика» 3 класс стр.263-281 | |||||||||
31 | 31 | Старинные занимательные задачи .Единицы длины. Миллиметр Центнер. | 1 | Беседа о старинных занимательных задачах. Решение старинных занимательных задач. Единица измерения длины –миллиметр. | П.соотношения между кубическим сантиметром, дециметром, метром. Р. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; находить значения выражений в 2-4 действия; К.решать задачи и уравнения изученных видов | Принимать и осваивать социальную роль ученика. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл | Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе | Презентация Тексты старинных задач, иллюстрация | |||||||||
32 | 32 | Математический КВН Решение задач повышенной трудности Пересечение геометрических фигур | 1 | Задачи повышенной трудности.
Плоская геометрическая фигура как часть плоскости. Понятие «пересечение» | Уметь: выделять из множества фигур плоские и объемные; узнавать и называть объемные и плоские фигуры | Уметь: выделять из множества фигур плоские и объемные; узнавать и называть объемные и плоские фигуры | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия. | Создание представления о пересечении геометрических фигур, решение задач несколькими способами, сравнение | Плоские и объемные геометрические фигуры | ||||||||
33 | 33 | Группы предметов. Множество. Элемент множества Способы задания множеств. Подмножество | 1 | Понятие «множество», «подмножество», «элемент множества». Упражнение в классификации и группировке объектов | Знать: понятия «группы предметов», «множество», «подмножество», «элемент множества». Уметь: устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных объектов Знать: определение понятий «множество», «подмножество»; способы задания множеств. Уметь: читать и понимать высказывания с квантором общности; графические модели в виде диаграмм Эйлера-Венна; решать задачи | различать способ и результат действия. ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия. | Сравнение разных приемов вычислений, решения задачи Составление слайдов для презентации | Л.А.Дендюк «Решение задач | ||||||||
34 | 34 | Выпуск математической газеты. Составление заданий для теста. Высказывания со словами все, не все, каждый, никакие, любой | 1 | Выпуск математической газеты, Высказывания с квантором общности. Упражнение в чтении высказываний с квантором общности. Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств». | П.определение понятий «множество», «подмножество»; с Р.способы задания множеств, читать и понимать высказывания с квантором общности; К.графические модели в виде диаграмм Эйлера-Венна; | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия. | Закреплять представления о понятиях «множество», «элемент множества», учиться читать высказывания с кванторами общности. | Л.А.Дендюк «Решение задач Л.Г.Петерсон « Математика» 3 класс стр.281-295 | |||||||||
35 | 35 | Тест | 1 | Решение задач в 2-3 действия, нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | Знать: правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: решать задачи арифметическим способом; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | П. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Р. решать задачи арифметическим способом; К.вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия. | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения текстовой задачи | тест | В.Т. Голубь,Тематический контроль знаний учащихся Воронеж « Метода» 2014 | Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширит...
программа математического кружка 1 класс по ФГООС
Программа математического кружка разработана в соответсвии ФГООС НОО. Цель развивать математический образ мышления, расширять математический кругозор учащихся в различных областях элементарной математ...
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....
Программа математического кружка «Занимательная математика»
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Программа математического кружка "Увлекательная математика"
Программа кружка предназначена для работы с одарёнными детьми, школьникам с устойчивым интересом к математическим исследованиям и открытиям....
Программа математического кружка
Дополнительная образовательная программа естественно - научной направленности «Занимательная математика»...