программа математического кружка
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_matematik.zip | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л. С. Выготский.
Программа кружка по математике «Юный математик»
4 класс
2011 – 2012 уч. год
Срок реализации 1 год.
Разработал учитель высшей категории: ГолондареваИ. В.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися, успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата |
1-2 | Организационное. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.) | 05.09.11. 07.09.11. |
3-4 | Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» ВолинаВ.) | 12.09.11. 14.09.11. |
5-6 | Занимательные задачи (стр.13, 17 – уч.). Ученые математики. | 19.09.11. 21.09.11. |
7-8 | Тренинговые занятия «Доли» - урок 11. Тренинговые занятия «Доли» - урок 13. («Кирилл и Мефодий» - диск) | 26.09.11. 30.09.11. |
9-10 | Задачи на перекладывание палочек. Что такое натуральное число. (Справочник – стр.5-7) | 10.10.11. 12.10.11. |
11-12 | Подготовка к школьной олимпиаде. «Олимпиадные задания 2-4 классы» - диск. | 17.10.11. 19.10.11. |
13 -14 | Участие в школьной олимпиаде. Анализ. Математика в жизни человека. | 24.10.11. 26.10.11. |
15-16 | Нестандартные задачи. Столбчатые диаграммы (стр. 35, 37, 41, 48 уч.). Подготовка к муниципальной олимпиаде. «Олимпиадные задания 2-4 классы» - диск. | 31.10.11. 02.11.11. |
17 -18 | Проект. Модель машины времени. | 07.11.11. 09.11.11. |
19 -20 | Участие в декаде математики. Выпуск газеты. Участие в муниципальной олимпиаде. Анализ. | 14.11.11. 16.11.11. |
21 -22 | Не только математика «Навигацкая школа». Не только математика – Леонтий Филиппович Магницкий (стр. 49-53 уч.). | 21.11.11. 23.11.11. |
23-24 | Не только математика «Воспитанники Навигацкой школы учат математику» (стр. 54-57 уч.). | 28.11.11. 30.11.11. |
25-26 | Математический турнир «Самый взрослый взрослый» (стр. 59 уч.). Что такое десятичная система счисления? (Справочник – стр. 6.). | 05.12.11. 07.12.11. |
27 -28 | Что такое классы многозначного числа? (Справочник - стр.7,8.). Ученые математики. | 12.12.11. 14.12.11. |
29-30 | Занимательные задачи. Магия чисел -1, 2,3, 4. («Праздник чисел» Волина В.) | 19.12.11. 21.12.11. |
31 | Подготовка к тестированию по математики «Кенгуру – выпускникам». Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы. | 11.01.12. |
32 -33 | Подготовка к тестированию по математики «Кенгуру – выпускникам». Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы. Римские цифры. | 16.01.12. 18.01.12. |
34 - 35 | Участие в тестировании по математики «Кенгуру – выпускникам». Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.) | 23.01.12. 25.01.12 |
36 -37 | Проект. Страничка из энциклопедии. | 30.01.12. 01.02.12. |
38 -39 | Не только математика. Экспедиции Витуса Беринга (стр. 79-81). | 06.02.12. 08.02.12. |
40 -41 | Ученые математики. Математический турнир «Отважный путешественник». | 13.02.12. 15.02.12. |
42 -43 | Как зарождалась геометрия. (Справочник). Тренинговые занятия – Геометрия, урок 29, («Кирилл и Мефодий - диск.) | 20.02.12. 22.02.12. |
44 -45 | Не только математика «Петровские мануфактуры» (стр.39 -41 уч.). Старинные меры измерения – длина, масса. (Справочник.) | 27.02.12. 29.02.12. |
46 -47 | Не только математика «Петровские мануфактуры» (стр.41 -47 уч.). | 05.03.12. 07.03.12. |
48 - 49 | Нестандартные задачи. Тренинговые занятия – Р, S, урок 30, («Кирилл и Мефодий - диск.) | 12.03.12. 14.03.12. |
50 -51 | Математические фокусы. Магия чисел – 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.). | 19.03.12. 20.03.12. |
52 -53 | Нестандартные задачи. Задачи на встречное движение (урок 8, диск). | 02.04.12. 04.04.12. |
54 -55 | Не только математика «Задачи» (стр.90 – 91). | 09.04.12. 11.04.12. |
56 -57 | Как зарождался календарь? Единицы измерения времени.(Справочник.) История часов (урок 9, диск). | 16.04.12. 18.04.12. |
58 -59 | Не только математика. М. В. Ломоносов (стр. 25-29 уч.). | 23.04.12. 25.04.12. |
60 -61 | Арифметические ребусы. Подготовка к мониторингу по математике. | 30.04.12. 02.05.12. |
62 | Подготовка к мониторингу по математике. | 07.05.12. |
63 -64 | Участие в мониторинге по математике. Анализ. Турнир «Своя игра» (урок 21 – диск). | 14.05.12. 16.05.12. |
65 -66 | Не только математика «Воинская слава» (стр. 71 -75). | 21.05.12. 23.05.12. |
67 -68 | Итоги года. Защита творческих работ по математике | 28.05.12. 30.05.12. |
Содержание программы:
- Числа и операции над ними.
- Величины (меры).
- Элементы геометрии.
- Занимательные и нестандартные задачи (ребусы, лабиринты, магические фигуры, задачи на перекладывание палочек, математические фокусы).
- Тестовые задачи.
- Общие понятия.
Список литературы:
1. Волина В. В. «Праздник числа» - М.: Знание, 1993. – 336 с.
2.Добротворский А. С., Ковригина Л. П., Ордынкина И. С. Справочник учителя начальной школы. Математика. – М.: Дрофа, 2007.-158 с.
3.Кульценевич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. -159 с.
4. Смирнова М. А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1 -4 классы. Методическое пособие с электронным приложением.– М.: «Глобус», 2010. – 176 с.
5. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
6. «Начальная школа. Наука без скуки». Компакт-диск. Издательство «Учитель», ЗАО «Лицензионные носители», 2010.
7. «Начальная школа. Олимпиадные задания 2-4 классы». Компакт-диск. Издательство «Учитель», ЗАО «Лицензионные носители», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 1 класс по ФГООС
Программа математического кружка разработана в соответсвии ФГООС НОО. Цель развивать математический образ мышления, расширять математический кругозор учащихся в различных областях элементарной математ...
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"
Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....
Программа математического кружка «Занимательная математика»
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
программа математического кружка
Пояснительная записка,общая характеристика, описание ценностных ориентиров, содержание кружка, предметные, метапредметные,листностные результаты освоения кружка, тематическое планирование с определени...
Программа математического кружка "Увлекательная математика"
Программа кружка предназначена для работы с одарёнными детьми, школьникам с устойчивым интересом к математическим исследованиям и открытиям....
Программа математического кружка
Дополнительная образовательная программа естественно - научной направленности «Занимательная математика»...