Программа математического кружка "Увлекательная математика"
рабочая программа по математике (3, 4 класс) на тему

Потанина Валентина Алексеевна

     Программа кружка  предназначена для работы с  одарёнными детьми,  школьникам с устойчивым интересом к математическим   исследованиям и открытиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_uvlekatelnaya_matematika.docx56.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Центр детства»

г. Новый Уренгой

Рабочая  программа

 математического кружка «Увлекательная математика»

Автор программы: В. А. Потанина

учитель начальных классов

                                                                                                                   Пояснительная записка

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

    Направленность программы «Увлекательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – двухгодичной.

       Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

   Программа «Увлекательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

     Кружок «Увлекательная математика» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Увлекательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Кружок «Увлекательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности1 в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания кружка являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить

и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы

Срок реализации программы 2015-2017 учебный год. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению

 Формы и режим занятий

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Математические игры:

«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»[1].

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».- Проектные работы.

-Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

-Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

- Исследовательские и проектные работы.

                                                      Календарно – тематическое планирование  кружка «Увлекательная математика»

                                                                                   3 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Характеристика деятельности

учащихся

Форма занятий

Дата

факт

УУД

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

       Из истории математики.  Изометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

путешествие

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

2.

Иrpa «Крестики-нолики»  

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20)

игра

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Проводить сравнения, называть и записывать числа  десятками.

К: Строить понятное для партнёра высказывание

3.

Математические игры

     Числа от 1 до 100

Решение занимательных задач.

  Построение математических пирамид. Решение задач в стихах, задач-шуток, числовых головоломок.

игра-соревнование

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П:   формулировать учебную задачу, поиск необходимой информации  в учебнике для её решения,

К: соотносить свои действия с действием партнёра, приходить к общему решению.

4.

Пифагор и его школа.

    Из истории математики.      Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

презентация

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале

П:. устанавливать                правило, использовать его для решения учебной задачи.

К: строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, окакзывать помощь партнёру.

5.

Бесконечный ряд загадок.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

исследование

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале

П: использовать общие приёмы решения задач; подведение под понятие на основе распознавания объектов

К: оценивать и соотносить свои результаты с результатами партнёра,

6-7

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

исследование

Р: Понимать и удерживать учебную задачу           Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

П: формулировать учебную задачу, поиск необходимой информации  в учебнике для её решения,

К: Использовать речь для регуляции своего действия

8.

 Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

практикум

Р: планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение

П: : Произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач, их практическое применение .

К: Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра

9.

 Числовые головоломки

Проектная деятельность «Математика вокруг нас»

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

проект

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

10.

В компьютерном мире.

 Интерактивные игры.

игра

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале

П:  поиск необходимой информации  в учебнике для  решения познавательной задачи.

К: задавать вопросы

11.

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

наблюдение

Р:  Понимать и удерживать учебную задачу                                              П: сравнивать единицы длины с использованием таблицы.

К: Строить понятное для партнёра высказывание

12.

Денежные знаки

Из истории математики. История денег.

презентация

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

П: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

К. Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра

13.

 Деление. Делится или не делится.

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

эксперимент

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале

П: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

К: Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра

14.

 Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

исследование

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: Строить понятное для партнёра высказывание

15.

Математическое путешествие

Старинные меры длины.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

путешествие

Р: ставить новые учебные задачи в  сотрудничестве с учителем.

П. соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретной задачи.

К: Использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра

16-17

«Новогодний серпантин»

Математические фокусы

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

игра

Р. предвидеть возможность получения конкретного результата.

П. осуществлять рефлексию способов и условий действий.

К. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

18

Математические игры

«Смекай, решай, отгадывай!»

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

игра

Р.Принимать и удерживать учебную задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия

П. Проводить сравнение, ориентироваться в способах решения задачи, использовать знако-символические средства.

К. Строить понятные для партнёра высказывания, контролировать его действия, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

19.

 «Часы нас будят по утрам...»

История математики. Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. Решение задач связанных со временем.

проект

Р: Понимать и удерживать учебную задачу.

П: поиск необходимой информации в учебнике для  решения познавательной задачи.                                                                                 К: Использовать речь для   регуляции своего     действия

20.

Геометрический калейдоскоп. Танграмм.

Задания на разрезание и составление фигур.

практикум

Р: Понимать и удерживать учебную задачу.                                        П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; использовать знаково-символические средства.                                                                                       К: Использовать речь для   регуляции своего     действия

21.

 Числовые головоломки

Расшифровка закодированных слов. Составление числовых головоломок и ребусов.

Сказка-цепочка

Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.                            

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).

К: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.

22.

 Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

эксперимент

Научатся составлять и решать обратные  задачи  на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

23.

 Учимся решать ребусы

Решение и составление ребусов,

эксперимент

Усвоят, что в 1 часе 60 минут. Научатся определять время по часам с точностью до минуты,

24.

Интеллектуальная разминка

 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

игра

Научатся находить и сравнивать длины ломаных  двумя способами.

25.

 Открытие нуля. Действия с нулём.

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

игра

Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; использовать знаково- символические средства (таблицы).

К: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.

26-27.

Дважды два — четыре (Умножение)

В Стране задач.

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Контроль и самоконтроль

Р: : преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

П:создавать алгоритмы деятельности для определения времени.  Определять объекты окружающей действительности.         К: Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь.

28.

 В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Коллективная работа

Р: Понимать и удерживать учебную задачу.

П: поиск необходимой информации  в учебнике для  решения познавательной задачи;  создание алгоритмов деятельности для сравнения выражений.                                                                                     К: Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный

29.

 Интеллектуальная разминка

Решение задач повышенной трудности

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

практикум

Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале

П: использовать общие приёмы решения задач; подведение под понятие на основе распознавания объектов

К: оценивать и соотносить свои результаты с результатами партнёра

30.

 Составь квадрат

В Стране геометрии.        .

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

исследование

: Понимать и удерживать учебную задачу           Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

П: формулировать учебную задачу, поиск необходимой информации  в учебнике для её решения,

К: Использовать речь для регуляции своего действия

31-32.

. Мир занимательных задач

Задачи с многовариантными решениями.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..

практикум

Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; использовать знаково- символические средства (таблицы).

К: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром.

33.-34

 Математические загадки, ребусы, кроссворды.

КВН «Умники и умницы»

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

праздник

Р: : преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

П:создавать алгоритмы деятельности для определения времени.  Определять объекты окружающей действительности.        


№ п/п

Наименование тем курса

4 класс

Характеристика деятельности

учащихся

Форма занятий

дата

УУД

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

Из истории: «Юные математики», Б. Паскаль, Карл Гаусс, Алексис Клеро, Бертран, Гамильтон, Иван Петров, Софья Ковалевская и т.д.

наблюдение

Р:контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

2

 Задачи на разрезание на клетчатой бумаге

Задания на разрезание и составление фигур. Исследовать ситуации, в которых требуется перекроить фигуры с помощью одного, двух или нескольких разрезов

исследование

П УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

3

Пентамимо.

Задания на составление фигур. Игры с фигурами.

лабораторная работа

Л:Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор

4

Фигуры домино

Задания на составление фигур. Игры с фигурами: «Найди лишнюю фигуру»

лабораторная работа.

Р:  Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

5

Занимательное моделирование

 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

лабораторная работа

Коммуникативные УУД:

построение речевых высказываний, постановка вопросов

6

Занимательное моделирование

Задания на составление фигур. Игры с фигурами: «Найди лишнюю фигуру», «Какая фигура лишняя»

исследование

К:Умения взаимодействовать с людьми

7

Высказывания. Истинные и ложные.

Расшифровка закодированных слов.

аукцион идей

Р: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль

в форме сличения способа действия и его результата.

8

Задачи с многовариантными решениями.

Задачи с многовариантными решениями

аукцион идей

П:Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

9

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Решение задач повышенной сложности.

состязание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

10

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

состязание

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УУД

11

Загадки- смекалки.

Составление загадок-смекалок. Составление сборника «Загадки-смекалки»

проект

П:логические – синтез как составление целого из частей

12

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.

Составление различных моделей для решения задач.

презентация

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других

13

 Решение логических задач с помощью отрицания высказываний

Составление различных моделей для решения логических задач. Приёмы работы с задачами данного вида.

тренинг

Л: воля и настойчивость в достижении цели

14

Задачи, решаемые с конца.

Составление различных моделей для решения логических задач. Приёмы работы с задачами данного вида.

исследование

Регулятивные УУД:

составлять план решения проблем

15

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Интеллектуальная игра-состязание.

П:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

16

 «Газета любознательных».

 Работа с информацией. Подбор материала. Выпуск математической газеты.

газета

К: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

17

Задачи со спичками.

Задания на перекладывание спичек. Составление своих задач-заданий со спичками.

эксперимент

П:обобщение и использование полученной информации

18

Задачи со спичками.

Задания на перекладывание спичек. Составление своих задач-заданий со спичками.

эксперимент

К: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

19

Задачи на переливание

Решают задачи на переливание из одной емкости в другую, на минимальное количество взвешиваний для решения определенных задач.

практикум

П: обобщение и использование полученной информации.

20

Игра «Час весёлой математики»

 Подготовка. Сбор заданий для математический игры.

игра-состязание

Коммуникативные УУД:

умение общаться

21

Математический проект «Из истории математики»

Знакомить с историческими сведениями по изученным темам, с высказываниями математиков.

проект

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно

22

Геометрия вокруг нас

В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения обучающиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.

игра

К:

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы

23

Мир занимательных  задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

практикум

П: обобщение и использование полученной информации

24

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

презентация

П:

обобщение и использование полученной информации.

25

 Энциклопедия математических развлечений.

 Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Подготовка к олимпиаде.

практикум

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

26

Школьная олимпиада

практикум

П: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

27

Выпуск сборника занимательных  задач.

Подбор материала для сборника. Составление занимательных  задач.

практикум

К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

28

Решение комбинаторных задач.

Выполнять перебор всех возможных вариантов, для пересчета объектов или комбинаций.

практикум

Р: Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

29

Решение комбинаторных задач.

Выполнять перебор всех возможных вариантов, для пересчета объектов или комбинаций.

состязание

К: – учитывать разные мнения и

Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

30

Решение нестандартных задач.

Решение нестандартных задач.

практикум

Р:

Осознавать границы собственных знаний и умений

31

Знакомьтесь: Пифагор! Пифагор и его школа.

Из истории математики. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Круглый стол

П:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

32

Числовые выражения

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000».  Математические игры. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Коллективная работа

К:осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами

33

Математический Брейн-ринг.

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Числовые головоломки.

игра

К:понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

34

 Интеллектуальная игра «Математический калейдоскоп»

Игры-шутки, математические загадки.

игра

П: Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения  - на простом и сложном уровне

Методическое обеспечение программы кружка

Список основной литературы

  1.  «Развивающие  занятия  с  детьми», Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А.,2006
  2. «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований. Секачев В.М.,2006.
  3. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. Белицкая Н. Г., А. О. Орг.
  4. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7.  Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009. Пупышева О. Н.
  8. 500 занимательных логических задач для школьников. - М.: ЮНВЕС. 2002. Зак А. З.
  9. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007. Агаркова Н. В.
  10. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

Список дополнительной литературы

  1. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996. Агафонова И.
  2. Секреты квадрата и кубика. М.: Контекст, 1995. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е.
  3. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. Белякова О. И.
  4. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002. Лавриненко Т. А.
  5. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002. Симановский А. Э.
  6. Занимательные материалы. М.: Вако, 2004. Сухин И. Г.
  7. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.:Грамотей, 2004. Шкляров Т. В.
  8. Забавная арифметика. С.- Пб.:Лань, 1995. Сахаров И. П.. Аменицын Н. Н.
  9. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004. Узорова О. В., Нефёдова Е. А.
  10. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: Панорама, 2006

Рекомендуемые структурные компоненты:

1.Вводная часть

 Содержание программы включает специальные упражнения, повышающие работоспособность, эффективность умственной деятельности, активизирующие внимание и память. Продолжительность вводной части – 5 минут.

Комплекс упражнений:

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к   указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

4. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Должны участвовать все пальцы рук.

2. Основная часть

 Содержание основной части: сюжетные логические задачи, формирующие компоненты теоретического мышления.

Этапы основной части:

1. Разбор исходной задачи определенного вида. При этом условие задачи преобразовывается в знаковую модель, в которой положительные суждения графически изображаем прямой линией, отрицательные пунктиром.

Пример. Простая логическая задача «У кого что есть»: Саша и Вова собирали марки: кто-то - английские, кто-то - немецкие. У Саши были английские марки. Кто из ребят собирал немецкие марки?

2. Самостоятельное решение учащимися задач, аналогичных исходной (самостоятельное сочинение задач, аналогичных исходной).

3. Разбор результатов самостоятельной работы.

Продолжительность основной части урока – 30 минут.

Заключительная часть

Подведение итогов работы. Рефлексия, обсуждение тех трудностей, с которыми столкнулись учащиеся на занятии. Продолжительность

 заключительной части - 5 минут.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Увлекательная грамматика" 1 класс

Модифицированная программа кружка "Увлекательная грамматика" тдля учащихся 1 класса. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соотве...

"Увлекательная математика"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Кружок "Увлекательная математика" 2 класс

Кружок "Увлекательня математика" 2 класс...

урок кружка"Увлекательный немецкий" для 4 класса " День Доброты"

J.W. GoetheГетеEdel sei der Mensch,Hilfsbereit und gut!Denn das alleinUnterscheidet ihnvon allen wesenDie wir kennen Прав будь человек,Милостив и добрТем лишь однимОтличаем он от всехОт все...

"Увлекательная математика"

Внеклассное мероприятие. Тема: Увлекательная математикаЦель: отработка понятий числовая закономерность, признаки предметов, задача, решение буквенно-цифровых ребусов, умение работать в малых группах, ...

Рабочая программа кружка "Умка"( увлекательная математика каждому").

В материале дается рабочая программа внеурочной деятельности по математике....