Тема урока : «Квадратный дециметр» 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Соколова Ирина Викторовна

класс 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_kar_matem.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г. Мценска «Средняя школа №4»

Математика

Тема урока : «Квадратный дециметр»

Класс  3 «А»

Соколова  Ирина Викторовна


Учебный предмет

Математика

Тема урока

«Квадратный дециметр»

УМК

«Школа России»

Цель урока

познакомить учащихся с новой  единицей измерения   площади- квадратным дециметром; научить записывать новую единицу измерения площади; определять соотношение между единицами измерения площади;закрепить умение нахождения площади прямоугольника и квадрата; совершенствовать навыки устного счёта, знание таблицы умножения, умение решать простые и составные задачи

Основные термины и понятия

квадратный дециметр

Информационно-образоватеьная

среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Учебник М.И.Моро «Математика 3 класс», стр.60

компьютер, мультимедиапроектор, презентационный  экран,

раздаточный материал: геометрические фигуры для каждого ученика

Чтение «Пословицы и поговорки»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Знания: знать, что такое квадратный дециметр и соотношения между единицами измерения площади

Умения:

измерять площадь фигуры в квадратных дециметрах, решать задачи на нахождение площади прямоугольника в квадратных дециметрах

Ученик научится:

Познавательные УУД

1На основе анализа объектов делать выводы

2. Обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД

Умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

1.Развивать умение слушать и понимать других.

2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог

3. Оформлять свои мысли в устной форме

4. Умение работать в парах

Будут созданы условия для формирования у ученика:

положительного отношения у учению, к познавательной деятельности; навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Этапы урока

Формы и приёмы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

I.Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент

- Проверьте своё рабочее место. Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Гостям принято показывать всё самое лучшее. Давайте покажем, чему мы научились на уроках математики. Для этого вы должны сохранять спокойствие, быть внимательными, наблюдательными и активными.

Удачи нам и новых открытий!

2. Актуализация знаний.

  1. Устный счёт.

- А начнём наш урок с устного счёта. Я буду читать задачи, а вы записывать только ответы с наименованием.

1) Длина первого каната 15 м, длина второго – на 6 м меньше. Чему равна длина второго каната?

2) Площадь одного квадрата 16 кв.см, а другого  - в 2 раза меньше. Найдите площадь второго квадрата.

3) Длина прямоугольника 10 мм, а ширина в 5 раза больше. Найдите ширину прямоугольника.

4) Периметр квадрата 36 см, а прямоугольника 20см. На сколько сантиметров больше периметр квадрата, чем прямоугольника?

5) Площадь одного квадрата 18 кв.см, а другого на 2 кв.см больше. Чему равна площадь второго квадрата?

6) Площадь одного квадрата 9кв. см, а другого 30 кв.см. На сколько меньше площадь первого квадрата, чем второго?

  1. 9 м                         4) 16 см

             2                                  2                                                                                                          

2) 8 см                         5)20 см

                                                  2                                                  3) 50 мм                      6) 21 см

- Самопроверка ( на мониторе)

- Поставьте знак + на полях, у кого все задания выполнены верно.

      - На какие две группы можно разделить именованные числа?

( единицы измерения длины и единицы измерения площади)

                                                                                                                                                          - Под какими номерами записаны единицы измерения площади. ( 8 кв. см, 20кв. см, 21кв.см)

2. Проверка домашнего задания.

- Рабочие тетради не закрывайте. Откройте тетради с домашней работой.

- С какими  единицами  измерения вы работали в № 5? ( с единицами измерения длины)

- Какая из предложенных длин наибольшая? ( 3м 9 дм)

- Это по-другому? (39дм)

- С какими единицами встретились в № 6? ( с единицами измерения длины и площади)                                                                                                      

-Что измеряли единицами длины?(Ркв)     а) 81 см       1. Sпр = а х b

б)  81 см     2. Sкв = а х а  

в) 36см       3. Рпр = (а+b) х2  

г) 36 см      4. Ркв = а х 4                                                          

-Выберите формулу нахождения Ркв .                                                                                                                                                                                                                      

- Выберите правильный ответ. ( в  )                                                                                                                                                      

 - По какой формуле вычисляли  S  ?  (2)  

- Выберите правильный ответ. ( а)

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы продолжим измерять площади фигур, но каждый урок несёт что-то новое. Вот и сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения площади. Интересно?

А вот что это будет за единица и для чего она нужна давайте выяснять?

(На доске Тема. Новая единица измерения площади –

         План

1.Зачем нужна?

2.Новая единица S

3.Взаимосвязь   см           дм  

4. Объяснение нового материала

1) Создание ситуации затруднения.

 Практическая работа

- Найдём ответ на первый вопрос «Зачем нужна новая единица площади?

- Разложите перед собой фигуры и рассмотрите их.

                                               3                5

        

- Отложите в сторону те, S которых мы ещё не умеем находить.

- Фигуры под какими номерами остались? (1,2,3)

-Как называются эти фигуры? (прямоугольники)

- Назовите квадраты. (2 и 3)

- Возьмите маленький квадрат, измерьте длину стороны и найдите площадь.

- Какова же площадь этого квадрата? (1 кв.см)

- запишите ёё прямо на квадрате.

Теперь возьмите большой квадрат и измерьте его длину стороны квадрата. Чему она равна? (10 см)

- Посчитайте площадь этого квадрата. Чему она равна? (100 кв.см)

Как нашли?

- Запишите площадь этого квадрата прямо на фигуре.

- Положите перед собой прямоугольник. Нам нужно измерить площадь этой фигуры.

- Какую единицу площади мы уже знаем? ( кв. см)

- Возьмите мерку кв. см и за 30 сек. Измерьте площадь прямоугольника путем наложения мерки?

- Стоп. У кого получилось это сделать? Почему?

- Верно, мерка очень маленькая, а фигура большая. Этой меркой можно измерить площадь прямоугольника, но это будет очень долго.

 Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Записывают в тетрадь только ответы с наименованием.

Выполняют самопроверку. На полях ставят знак +, у кого все задания выполнены верно.

Отвечают на вопросы учителя

Открывают домашние тетради. Отвечают на вопросы учителя и проверяют домашнее задание.

Работа в парах.

Берут конверты с геометрическими фигурами и раскладывают перед собой.

Откладывают фигуры 4,5,6

-1,2,3

- Прямоугольники

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают инструкцию учителя и выполняют практическую работу.

Измеряют площадь прямоугольника с помощью мерки ( кв. см)

II Поисковый этап

- Как выйти из этого положения. Предположите, как быстрее измерить  S большой фигуры?

- Нужно взять большую мерку. Я предлагаю выбрать большую мерку из оставшихся фигур.

- Что это за фигура? (квадрат)

- Давайте измерим S прямоугольника большим квадратом за 30 сек.

- Молодцы, все справились , у вас это получилось быстро.

Измеряют площадь прямоугольника с помощью большой мерки (кв. дециметра)

III Практический этап

Открытие новых знаний

- Так зачем же нужна новая мерка? ( вернуться к плану)

- Сколько мерок вошло в прямоугольнике? (4)

- Напишите на прямоугольнике 4. ( я пишу на доске)

- Так чего, каких единиц. ( показываю 2 пункт плана)

- Так давайте исследуем нашу новую мерку и узнаем её название.

-Что это за фигура? ( квадрат)

- Чему равна длина стороны квадрата? ( 10см)

Это по-другому.....(1 дм)

- Кто догадался, как называется наша новая мерка?

 ( подхожу к плану)

- 1 кв. дм ( открываю в теме закрытые слова)

- Значит площадь нашего прямоугольника 4 чего?

- Кто догадался как это записать? Запишите самостоятельно.

- А теперь проверьте., такая ли у вас получилась запись.

(Вставляю в план кв.дм.)

Физминутка

Учитель обращается к плану к п.3

– А теперь давайте проследим взаимосвязь между кв.см и кв.дм

-Откройте учебники на стр.60 и найдите № 1.

- Что изображено на рисунке?( кв.дм)

-На что разбит кв. дм? ( на кв.см)

- Как подсчитать, сколько кв. см содержится в кв. дм?

- Но вы уже посчитали площадь этого квадрата по формуле ,посмотрите сколько у вас получилось? (100 кв. см)

- Значит, какой можем сделать вывод, сколько кв.см в одном кв. дм? ( в плане в п.3 открываю табличку                                  

- Запишите в тетрадь и запомните.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают на прямоугольнике 4 кв.дм

Выполняют физические упражнения

Работа с учебником

Закрепление нового материала.

- Есть хорошая пословица « Мало знать – надо уметь!».

- Что вы узнали сегодня?

- Как вы думаете чему будем учиться? (находить площадь в новых единицах)

- Прочитайте задание под №3

Высота

Ширина

S

сначала

10 дм

5 дм

?дм

потом

10 дм

         

? на 2 дм >

? дм

1) первоначальная площадь

2) измененная ширина

3)измененная площадь

- Какую форму имеет зеркало?

-Что известно в задаче?

- Что надо найти в задаче?

-В каких единицах будем измерять площадь зеркала? ( в кв. дм)

- А как вы считаете изменится ли площадь зеркала, если ширину оставить такой же 5 дм, а высоту зеркала уменьшить на 2 дм?

Вот давайте это и проверим и составим по таблице новую задачу.

Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, ширина 5 дм. Какой будет площадь зеркала, если ширина останется такой же

5 дм, а высота уменьшится на 2 дм?

- Составим план решения задачи.

- Посмотрим на первую строчку. Что найдем сначала?

( первоначальную площадь – вывешиваю табличку)

- Что найдем во втором действии? ( изменённую ширину)

- Что найдём в третьем действии ? ( измененную площадь)

- Запишите  только решение задачи, пояснение писать не надо.

- Проверяем.

- Чему равна первоначальная площадь зеркала? (50 кв. дм)

- Как нашли?

- Чему равна измененная ширина? (7дм)

- Как нашли?

- Чему получилась равна измененная площадь зеркала?

( 70 кв. дм)

- Какой ответ записали ? (измененная площадь зеркала

70 кв дм)

- А теперь давайте посмотрим увеличилась или уменьшилась площадь?

- Поставьте знак + , кто задачу решил верно.

Домашнее задание:

- Дома вы ещё потренируетесь в нахождении площади фигуры и выполните задание № 4.

Закрепление пройденного.

- Ну а теперь предлагаю решить примеры под №7 по вариантам:

1 вариант выполняет 1 столбик

2 вариант – 2 столбик

самостоятельная работа.

9х(38-30)=72              8Х7+5Х6=86

65-(49-19)=35             9Х9 -28:7=77

28+45:5=37                 63:7+54:6=18

- Поверяем. 1 вариант – зачитайте только ответы ( 72, 35, 37)

2 вариант – 86, 77, 18

- Дома вы ещё потренируетесь в вычислительных навыках и выполните 3 столбик

- Поставьте знак +, у кого правильно решены примеры

Работа с учебником стр.60

Составляют задачи по таблице

Составляют план решения задачи.

Записывают решение в тетрадь

Оценивают себя и на полях ставят +, если задание выполнено верно.

Выполняют №7 (самостоятельная работа)

Оценивают себя и на полях ставят +, если задание выполнено верно.

Рефлексия

- Под ответами спрятались предметы. Площадь каких из них следует находить в кв. дм? Почему?

- Что нового узнали на уроке?

- Что мы для этого делали?

- Кому понравилось сегодня на уроке? Мне тоже.

- Ребята, поднимите руки у кого получилось на полях 3 плюса. Вы претендуете на отметку «5», у кого 2 плюса «4».

-Сдайте мне тетради после урока, я их ещё раз проверю и поставлю вам отметки.

- Урок закончен.

Делают вывод, что большие площади измеряют в кв. дм (площадь крышки стола, зеркала, дверцы холодильника)

Сдают тетради учителю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 1 класс Тема урока: Длина. Дециметр

Предлагаю Вашему вниманию урок математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема урока "Длина. Дециметр". Авторы учебника Демидова Т.Е., Козлова С.А.,...

Конспект урока "Квадратный дециметр"

Знакомство с новой единицей измерения площади....

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Урок по математике в 3 классе. Тема урока: Квадратный сантиметр.

Конспект Урока по математике. Тема урока: Квадратный сантиметр....

Конспект урока "Квадратный дециметр"

Интересный урок по математике 3 класс. Тема: "Квадратный дециметр"...

Технологическая карта урока. Квадратный дециметр.

Технологическая карта разработана для проведения урока математики в 3 классе, по программе "Школа России".    Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантоваи др....