Технологическая карта. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Технологическая карта  к уроку Математики в 1 классе. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_matematika.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 «А» классе (УМК Школа России)

Учитель: Попова А.И.

Тема

Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Педагогическая цель

В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения; выполнять мысленные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; работать в паре и группе, оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Личностные результаты

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; соотносить свою работу с общим замыслом; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости; умение находить выходы из парных ситуаций; умение правильно находить материал для выполнения практических и самостоятельных заданий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

Основные понятия и термины

Длиннее, короче, одинаковые по длине.

Методы и формы работы

Методы: словесный, наглядный, практический; формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» (Моро М.И.), часть 1 стр. 32-33, рабочая тетрадь «Математика» (Моро М.И.) часть 1 стр. 12, м\м презентация, дидактический материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Игоревна, сегодня урок математики проведу у вас я.

Учитель приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой.

– «Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!»

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

Слушают учителя, эмоционально настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.

– Давайте проверим готовность к уроку? Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник, рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши.

– Хорошо, молодцы! Начинаем наш урок.

Проверяет положение учеников за партами, наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Готовятся к уроку, организуют своё рабочее место.

  1. Актуализация знаний

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

1.Работа с числовым рядом

– Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами представлен числовой ряд. Какое число пропущено? (Число 2)

1

3

4

– А теперь? (Число 4)

1

2

3

– Правильно! Попробуем выполнить это задание на слух. Я буду называть порядок чисел, а вы называть, что я пропустила. 124. Какое число я не назвала? (Число 3)

– Хорошо, попробуем в обратном порядке. 431. Что я пропустила? (Число 2)

– Усложним задание. 24. Сколько чисел я пропустила? Какие это числа? (Два числа: 1 и 3)

Помогает актуализировать знания, полученные на прошлом уроке.

Повторяют материал, выполняя задание.

2.Устный счет

Я вам сейчас прочитаю ситуацию, а вы должны будете обозначить ее с помощью квадратов. На ветке сидели 4 птицы, 1 из них улетела.

– Сколькими квадратами мы обозначим число птиц, сидевших на ветке изначально? (4 квадратами)

– Сколько птиц улетело? (Улетела 1 птица)

– Сколькими квадратами мы обозначим улетевших птиц? (1 квадратом)

– Каким числом обозначим число птиц, сидевших на ветке? (Числом 4)

– А какой цифрой? (Цифрой 4)

– Каким числом мы обозначим число улетевших птиц? (Числом 1)

– А какой цифрой? (Цифрой 1)

– Поскольку 1 птица улетела, то на ветке их стало больше или меньше? (На ветке их стало меньше) 

– Значит, что нам нужно сделать вычесть или прибавить? (Вычесть)

– Значит какой следует поставить знак между числами? (Знак минус)

Решите пример самостоятельно. Сколько птиц осталось на ветке? (На ветке осталось 3 птицы)

Как мы это запишем? (4-1=3)

– С помощью какого числа мы обозначим ответ? (С помощью числа 3)

– А если на ветке будут сидеть 3 птицы и к ним прилетит 1, то сколько птиц будут сидеть на ветке? (4 птицы)

– Как вы это узнали? С помощью какого действия?  (С помощью сложения)

– Каким знаком обозначим действие сложения? (Знаком плюс)

– Как мы это запишем? (3+1=4)

Организует работу учащихся с целью повторения.

Отрабатывают свои знания устного счета.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока;

Введение в тему урока.

– У меня в руках две ленты. Что вы можете сказать о первой ленте? (Она розового цвета)

– Что вы можете сказать о второй ленте? (Она белого цвета)

– Посмотрите ещё раз внимательно на эти ленты. Чем они отличаются? Есть ли отличия кроме цвета? (Да, одна лента длиннее другой)

– Как определить какая лента длиннее? (Можно наложить одну ленту на вторую или положить их рядом)

– Как мне нужно положить ленты, чтобы точно узнать какая длиннее? Важно ли, чтобы у них совпадали верхние концы или нет? (Да, важно. Нужно один конец ленты совместить с другим)

– Какая лента длиннее? (Розовая)

– Какая лента короче? (Белая)

– Почему вы так решили? (Потому что, конец розовой ленты вышел за конец белой)

– Верно. А, если я таким образом отрежу часть розовой ленты, то будут ли они одинаковыми? (Да, будут)

– Какие слова мы использовали, когда сравнивали ленты? (Слова длиннее, короче и одинаковые)

– Чему мы будем учиться сегодня на уроке?  (Сравнивать длину)

Учитель подводит учащихся к формулированию темы и задач урока в ходе постановки проблемной ситуации.

Дети отвечают на вопросы учителя, решают проблемную ситуацию.

  1. Изучение нового материала

Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Работа с учебником (стр. 32)

– На столах у вас лежат учебники математики, откройте их на 32ой странице. Цифра 32 записывается в виде порядка чисел 3 и 2.  

– Рассмотрите сюжетную картинку. Что вы видите? (Детей, собак, дерево, лавочки)

– Маша и Паша пришли на площадку, чтобы научить своих собак новым командам. Давайте рассмотрим и сравним животных «на глаз». Сравнить на глаз – это сравнить, не измеряя и не накладывая. У чьей собаки длиннее хвост? (У Машиной собаки)

– Кто держит собаку на коротком поводке? (Паша)

– У кого длиннее шарф? У Маши или Паши? (У Маши)

– Рассмотрите окружение. Какая лавочка длиннее (Красная)

– Посмотрите на горки. Что вы можете о них сказать? (Оранжевая горка длиннее синей)

Объясняет новый материал с помощью работы по сюжетной картинке, беседует с учащимися.

Внимательно слушают учителя, отвечают на его вопросы.

2.Работа с учебником (стр. 32)

– Рассмотрите изображение, расположенное ниже. Сравните ремни. Какой короче? (Оранжевый ремень короче)

– Какой ремень длиннее? (Желтый ремень длиннее)

– Что сделали для того, чтобы сравнить ремни? (Приложили один к другому)

– Какой ремень шире? (Желтый ремень шире)

– Какой ремень уже? (Оранжевый ремень уже)

Проводит работу с помощью учебника, задает вопросы по картинке

Анализируя изображения отвечают на вопросы учителя

3.Беседа

– С какими понятиями мы познакомились? (Короче, длиннее, одинаковые по длине)

– Как мы с вами сравнивали предметы? (На глаз и с помощью наложения)

Проводит первичное обобщение материала.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Физминутка

– Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Учитель осуществляет профилактику переутомления учащихся, предотвращает рассеянность, невнимательность, снимает утомляемость детей на уроке.

Дети выполняют упражнение по образцу учителя.

V.Закрепление пройденного Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Работа с учебником (стр. 32)

–Внимательно рассмотрите фигуры. Сколько вы видите зеленых квадратов? (1 зеленый квадрат)

–А сколько желтых квадратов? (Один жёлтый квадрат)

–Значит сколько всего квадратов? (Два квадрата)

–С помощью какого действия вы это определили? (С помощью сложения)

–Какой пример у вас получился? (1+1=2)

–Каким числом обозначим ответ? (Числом 2)

–Посмотрите, что произошло дальше? (Добавили синий квадрат)

–Сколько было квадратов? (Два квадрата)

–Сколько стало? (3 квадрата)

–Что мы для этого сделали (добавили 1 квадрат)

–С помощью какого действия вы это определили? (С помощью сложения)

–Какой пример у вас получился? (2+1=3)

– Каким числом обозначим ответ? (Числом 3)

– Что появилось на картинке? (Красный квадрат)

– Сколько было квадратов? (3 квадрата)

– Сколько стало квадратов? (4 квадрата)

– Их стало меньше или больше? (Больше)

– С помощью какого действия мы решили пример? (С помощью сложения)

–Какой пример у вас получился? (3+1=4)

– Каким числом обозначим ответ? (Числом 4)

– Рассмотрите круги. Сколько зеленых кругов вы видите? (4 круга)

– Верно. Один из них зачеркнули – убрали. Значит их станет больше или меньше? (Меньше)

– С помощью какого действия вы решите пример? (С помощью вычитания)

– Каким знаком обозначается данное действие? (Знаком минус)

– Так сколько будет кругов, если мы от 4 заберём 1? (3 круга)

–Какой пример у вас получился? (4-1=3)

–Каким числом обозначим ответ? (Числом 3)

– А если из 3 кругов заберем 1, то сколько кругов останется? (2 круга)

– Как называется знак, который в примере мы поставим между изначальном количеством кругов и количеством, которое убрали? (Минус)

–Какой пример у вас получился? (3-1=2)

–Каким числом обозначим ответ? (Числом 2)

–Посмотрите на последние фигуры. Сколько вы видите голубых кругов? (Два круга)

– Сколько забрали? (1 круг)

– Сколько осталось? (Остался 1 круг)

–Какой пример у вас получился? (2-1=1)

–Каким числом обозначим ответ? (Числом 1)

Проводит работу на вычитание и прибавление по одному

Анализируя фигуры выполняют задания

2. Работа с учебником (стр. 33)

– Сейчас мы проведем работу в парах. У вас на партах лежат цветные полоски. Сколько полосок перед вами? (4 полоски)

– Положите полоски в таком порядке, как это показано в учебнике на 33 странице. Проверьте, чтобы начало полосок находились на одном уровне. – Какая плоска самая длинная? (Красная)

– Какая самая короткая? (Зеленая)

– Есть одинаковые по длине полоски? (Да)

– Какие это полоски? Назовите их. (Синяя и желтая полоски)

– Какая полоска короче синей? (Зеленая полоска)

– Какая полоска длиннее желтой? (Красная полоски)

– Какие полоски длиннее зеленой, но короче красной? (Желтая и синяя полоски)

Предлагает сравнить бумажные ленты, проводит работу в парах.

Сравнивают бумажные ленты работая в парах.

3. Работа по рабочей тетради (стр. 12)

– На столах у вас лежат рабочие тетради на печатной основе, откройте их на 12ой странице. Рассмотрите нижний рисунок. Что вы видите? (Кошек и мышек)

–Обозначим кошек кружочками, а мышек треугольниками с помощью простого карандаша. Сколько у нас кошек на картинке? (На картинке 3 кошки)

–Значит сколько кружочков мы должны нарисовать? (3 кружочка)

–Правильно! Рисуем в каждой клетке один кружочек.

–Сколько у нас мышек на картинке? (На картинке 4 мышки)

–Значит сколько треугольников мы должны нарисовать? (4 треугольника)

–Рисуем в каждой клетке один треугольник.

–Какого цвета первый кружок? (Красного)

–Закрасьте кружочки красным цветом.

–Какого цвета первый треугольник? (Синего)

–Закрасьте треугольник синим цветом.

–Каких фигур больше? (Треугольников)

–Значит кого больше? Кошек или мышек? (Мышек)

–Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Дорисовать одну кошку или убрать одну мышку)

–Под таблицей есть две рамки с текстом. Нам нужно закрасить рамку с правильным ответом. Прочитайте текст в первой рамке. Во второй.

–Какую рамку закрасим? (Первую)

–Правильно! Закрасьте первую рамку.

Проводит работу по тетради, предлагает проанализировать схемы и изображения.

Анализируя схемы и изображения выполняют задание.

VI. Итог урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа

– Что мы сравнивали у предметов? (Длину)

– Какие понятия использовали на уроке? (Длиннее, короче, одинаковые по длине)

– Посмотрите вокруг. Что у нас в классе имеет отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Проводит обобщающую беседу с учащимися по изученному материалу.

Обобщают полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

 – Сегодня вы работали не только сами, но и в парах. Оцените работу вашей парты с помощью цветных полосок. Если вы считаете, что поняли тему, делали успехи в выполнении заданий и у вас получилось выполнить работу в парах, то поднимите зеленую ленту. Если же вы считаете, что вам ещё предстоит поработать над темой урока и вы недостаточно хорошо работали на уроке, то поднимите красную ленту.

Проводит заключительный этап урока, прорабатывает с детьми недочёты, если они есть.

Анализируют свою деятельность на уроке, 

Поднимают соответствующую карточку.

Оценка деятельности учащихся

Сегодня на уроке были внимательными и очень помогали мне…

На этом наш урок окончен. До свидания!

Анализируя деятельность учащихся за урок, выделяет некоторых учащихся.

Внимательно слушают учителя, делают выводы.

Учитель: Попова А.И.__________  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проек урока математики в 1 классе по теме "Длиннее, короче, одинаковой длины"

Программа "Школа России", урок составлен с указанием УУД на всех этапах урока....

Технологическая карта по теме "Длиннее. Короче. Одинаковые по длине"

Технологическая карта разработана с требованями ФГОС. УМК "Школа России", Математика 1 класс...

Конспект урока по математике в 1 «А» классе (I отделение) на тему: «Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»»

Конспект урока разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (1 отделение)...

Конспект урока по математике 1 класс, школа россии, «Длиннее, короче, одинаковые по длине»

конспект урока по математике 1 класс, школа россии, «Длиннее, короче, одинаковые по длине»...

Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» для детей с ЗПР....

Математика 1 класс УМК "Школа России" урок на тему: "Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине""

На данном уроке дети вместе с Ёжиком познакомятся с понятиями «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Вместе с нашим героем дети научатся измерять отрезки сравн...

Сценарий внеурочного занятия. Направление: общеинтеллектуальное "Длиннее. Короче. Одинаковые по длине"

Познавательная деятельность как средство воспитания младшего школьникаВикторина«Длиннее. Короче. Одинаковые по длине»...