Конспект урока по математике «Умножение многозначного числа на однозначное»
план-конспект урока по математике (3 класс)

В конспекте предлагаются методы и приемы работы, направленные на усвоение  алгоритма умножения многозначных чисел на однозначное.

Актуальность урока в использования технологии проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx272.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике по теме:

«Умножение многозначного числа на однозначное в столбик».

3 класс

Цель урока: сформировать представление о письменном умножении многозначных чисел, ввести алгоритм письменного умножения многозначных чисел; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Предметные УУД: выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное;

повторять табличное умножение;

нумерацию многозначных чисел;

распределительное свойство умножения (умножение суммы на число);

развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции.

Метапредметные УУД: выполнять учебное действие, используя алгоритм.

помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное и многозначного на однозначное;

находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации.

комментировать действия письменного умножения многозначных чиселв рамках учебного диалога, используя математические термины.

Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности;

объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;

понимать практическую значимость уроков математики

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран

Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2012.

  1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

-Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну «Математики» лучше в хорошем настроении или в плохом?

-Давайте создадим настроение нашего урока. Закройте глаза, вспомните что-нибудь приятное, улыбнитесь, а теперь откройте глаза и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами, и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь!

-Девиз нашего урока вы узнаете, после устного счета. У вас на партах карточки. Я буду показывать вам примеры, а вы выбирайте правильный ответ из чисел и заполняйте карточку.

Работа по карточкам 3 уровня.

Считаем устно. 8*6  в, 8*8  Д, 7*8     О, 9*5    З, 8*9  Б, 6 *7   Г,5*4  Я,  3*8   М, 4*8    Е, 9*6   С, 3*9   Т, 7*7  Ь

Прочитайте выражение, прочитайте с названием компонентов действий.

У кого получился девиз? (3 человека)

ДЕВИЗ УРОКА: Вместе возьмемся, всего добьемся. (14)

-Покажите у кого получился девиз «Вместе возьмемся, всего добьемся» зеленый, -Кто допустил 1-2 ошибки желтый, 3 и более красный.

Отметьте свой результат на листе контроля

-ВАМ надо повторить таблицу умножения.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: повторить распределительное и переместительное свойство сложения и умножения; разрядный состав, формулу площади.

Ребята, а какую математическую операцию мы выполняли? (Умножение)

Давайте вспомним на каких на трех китах-свойствах. стоит умножение. Каких? (Переместительное, сочетательное, распределительное)

Сейчас я проверю вас, а вы проверите себя

Работаем по карточкам.

 Соедините название свойства и соответствующее равенство.

 Проверьте по эталону.  У кого так? Как звучит распределительное свойство умножения (Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные произведения сложить.)

Отметьте свой результат на листе контроля

Знание этого закона помогает в работе не только математикам, но и архитекторам.

Кто такие архитекторы? (Работа по словарю)

(Архитектор- проектировщик разрабатывает проекты зданий и сооружений, определяет их площадь,)

Мы превращаемся в архитекторов. 

Необходимо рассчитать общую площадь площадок (Карточка 2) работаем по вариантам. Решение запишите на экранах.

 

1 вариант                                                             2 вариант

3 вариант

 Проверка. Группа, получившая задание на зеленых листах покажите ваши решения.

Взять экран в руки. Архитекторы, получившие другие задания, слушают своих товарищей и делают записи в тетради….

Объясни, как вычислял? Какое свойство умножения использовал?

Вы бы посчитали так или по-другому? Покажите с помощью сигналов.

Какое свойство и формулу вы использовали при вычислении? (Распределительное свойства. Формула площади)

Отметьте свой результат на листе контроля

Посмотрите на записи ответов.  Что общего в полученных числах? (Они трехзначные).

Назовите сколько единиц в разряде десятков? сколько единиц в разряде сотен? Как называется этот разряд?

 Уважаемые юные архитекторы вы справились с поставленной задачей.

 Пришло еще одно задание? Найдите площадь объекта длина 576м, а ширина 9м. устно. Чем это задание не похоже на предыдущее?  

Как найти площадь этой фигуры запишите на экранах. На выполнение задания 1 минута.

3.Постановка учебной задачи

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа умножения; согласовать тему и цель урока.

Время закончилось. У кого из вас это задание вызывает затруднение, поднимите красный сигнал? Почему это задание выполнять было сложно большинству из вас? Чего мы не знаем?

Кто считает, что он справился с этой задачей, напишите решение на экранах

Мы столкнулись с проблемой. Однако мы еще не все изучили. Подумайте какова тема нашего урока сегодня? (умножение трехзначного числа на однозначное число.)

Какие цели вы поставите? (Научиться умножать трехзначное число на однозначное, найти.)

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа умножения;

- зафиксировать новый способ умножения в алгоритме.

Сейчас мы с вами попробуем найти решение, опираясь на наши знания. Какие есть предложения? С чего надо начать?

Вспомните, как вы решали предыдущие задачи, какое свойство использовали? Может быть нам этот прямоугольник тоже разделить на части? На сколько частей его разделим? Какие есть предложения?

Может еще кто-то догадался.

Разделим прямоугольник на 3 части. Как? Вспомните как мы представляли двузначное число? (В виде суммы разрядных слагаемых) Представьте число 576 в виде суммы разрядных слагаемых. Значит наш прямоугольник мы разделим на 3 части следующим образом 500 на 9, 70 на 9, 6 на 9.

Узнайте теперь его площадь.

Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Работа в учебнике с.1 №2 а

576*9= (500+70+6) *9=

Что умножаем вначале? (сотни)

Затем(десятки)

Последнее (единицы)

Результаты складываем

Вывод. Как будем представлять трехзначное и любое другое число при умножении на однозначное число?

1.Будем представлять в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Умножаем сотни

3. Умножаем десятки

4.Умножаем единицы.

5.Результаты сложить.

  • Но все-таки наша запись умножения еще очень громоздкая. Ее можно сделать еще короче. Как по-другому записать наши вычисления? (В столбик).
  • При умножении в столбик тоже применяется прием умножения разрядных слагаемых.
  • Сравните записи под буквами: а и б.
  • Как изменилась последовательность?
  1. Вначале умножаю единицы
  2. Умножаю десятки.
  3. Умножаю сотни.
  4. Результаты складываю.
  • Умножение выполняется не с большего разряда, а с меньшего.
  • Но можно еще короче.
  • Сформулируйте цель дальнейшей работы
  • Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.
  • Какими знаниями мы можем воспользоваться?
  • Вспомните алгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбик? Откройте памятки. Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)

По какому плану вы будете действовать?

1) Определить, в каком месте, и каких шагов не хватает.

2) Уточнить, добавить соответствующий пункт или пункты в алгоритм.

Работа в парах.

Проверка.

  • Сколько и какие пункты предлагаете добавить.
  • Какой пункт вы добавили бы к этому алгоритму? (умножаю на сотни, тысячи, запоминая и добавляя к высшим разрядам то, что получилось при умножении.)
  • Допишите в памятку новый пункт.
  • Прочитайте алгоритм, который получился.
  • Как умножить трехзначное число на однозначное?  
  1. Пишу: однозначное число под единицами многозначного.
  2. Умножаю единицы: пишу единицы в разряде единиц, а десятки запоминаю
  3. Умножаю десятки: прибавляю к произведению то, что запомнил. Результат пишу под десятками десятки, а сотни запоминаю.
  4. Умножаю сотни: прибавляю к произведению то, что запомнил. Результат пишупод сотнями сотни., а тысячи запоминаю. И т.д.
  5. Читаю получившийся ответ.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.  

Цели: - зафиксировать способ действия при умножении многозначного числа на однозначное;

- тренировать способность к выполнению умножения в столбик

Фронтальная работа (с проговариванием вслух).

Потренируемся в умножении трехзначных чисел на однозначное в столбик.

Работаем в тетради. Одновременно на доске с комментированием.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить способность к умножению многозначного числа на однозначное.

- А сейчас я проверю вас, а вы себя: усвоили ли вы прием умножения трехзначного числа на однозначное.

Кто справиться раньше составьте и решите свои примеры на умножение трехзначного числа на однозначное.

Работа по учебнику. С1 №3 а. 1 вариант, б-2 вариант 2 и 3 примеры, 4 пример решит, кто сможет.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга по ключу

  • Отметьте на листе контроля после проверки.
  • Кто не допустил ни одной ошибки?
  • Кто сомневался, испытывал затруднения?
  • Есть те ребята, которые не справились? Почему это произошло? Что можно им посоветовать? Что станет вашей целью в дальнейшем (тренироваться в умножении на однозначное число в столбик.)

8.Рефлексия деятельности (итог урока).  

Цели: -оценить результаты собственной деятельности;

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение трехзначных чисел на однозначное число.

  • Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока.
  • Назовите тему нашего урока.
  • Что нового вы сегодня узнали? (Как умножать трехзначное число на однозначное число в столбик.)
  •  Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения трехзначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)

– Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение трехзначных чисел на однозначное число.)

Закончите предложения:

 Мне важно научиться умножать трехзначные числа в столбик, потому что…

Чтобы умножить трехзначное число на однозначное без ошибок надо...

– Оцените свою работу на уроке, используя "Цветовой индекс"

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

9. Домашнее задание. 

Проговорить новый алгоритм; стр.2 №5; придумать и решить 3 своих примера на умножение многозначного числа на однозначное.

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу.

-Карточки контроля вложите в тетрадь.

ФИО

Дата/оценка

Устный счет

Свойства умножения

Умножение 2-значного на однозначное

Сам. работа

Задача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике: «Умножение многозначного числа на однозначное число»

Урок по математике с применением ИКТ в 4 классе. По УМК «Гармония». Учебник математики Истомина Н.Б.- См.: Ассоциация XXI в, 2009.ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.АВТОРСКИЙ МЕДИАПРОДУКТ: през...

Конспект урока по математике "Умножение многозначных чисел на однозначные" в 4 классе

Тема урока «Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные.»Учебник «Математика»  Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова  и др.Цель  деятельности  учителя:...

Конспект урока по математике "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс

Урок изучения нового материала. К конспекту урока прилагаются презентация, карточки для сильных учеников...

Конспект урока "Стандартный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное (умножение «в столбик»)", 3 класс

Конспект урока по математике, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока по математике. «Деление многозначного числа на однозначное». 4 класс.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Используемые технологии обучения: игровая, групповая, технология  уровневой дифференциации.Используемые формы организации познаватель...

Конспект урока по математике "Умножение многозначного числа на однозначное", система Л.В. Занкова, 3 класс

Цель: сформировать способность к умножению многозначного числа на  однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное....