2.Мотивационный этап | -Чтобы настроиться на учебную деятельность, давайте сыграем в игру «Эхо». Ребята, а что такое «эхо»? -Верно. Я буду говорить предложение, а вы повторяете его за мной. (Слайд) Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! -А теперь давайте произнесем эти строчки все вместе хором. -Поднимите руки те, кто пришел в школу с хорошим настроением. -Пожмите друг другу руки, если вы готовы к сотрудничеству. -Ребята, вы готовы трудиться на уроке и получать новые знания? | -Эхо – повторение (отражение) звуков, слов.
-Повторяют предложения за учителем.
-Произносят строчки все вместе, хором.
-Поднимают руки, кто пришел с хорошим настроением. -Пожимают друг другу руки.
-Да. Готовы. | К-1,3,4, Л-3 |
3.Актуализация знаний | -Выполним первое задание. На доске записано число. (На доске число 45). Прочитайте его. Охарактеризуйте это число. -Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. -Сколько единиц в этом числе? Сколько десятков? -Назовите предыдущее и последующее число. -Составьте из этих цифр самое большое число. -Молодцы! Давайте выполним следующее задание, оно представлено на слайде. Вам нужно заполнить таблицу недостающими числами На слайде: а | 72 | 72 |
|
|
| 72 | 70 | b | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 |
|
| а : b |
|
| 18 | 12 | 7 | 72 | 1 |
-Как называются числа при делении? -Ребята, как найти делимое?
-Как найти делитель?
-Верно. Какое число надо вставить в первом столбике? Во втором? -Какое число надо вставить в третьем столбике? Как его найти? -Какое число получилось в четвертом столбике? Как его нашли? -Какое число будет в пятом столбике? -Какое число надо вставить в шестом столбике? Как его найти? -Какое число получилось в последнем столбике? -Молодцы! -Над какой темой мы работали на прошлом уроке? -Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде: 25:3 = 7 (ост. 4), 58:9 = 7 (ост. 5). Один ученик решил примеры на деление и допустил в ответах ошибки. Устно решите примеры и найдите ошибки. Какие шибки допустил ученик? (учитель спрашивает нескольких учеников) -Чтобы не допускать ошибок и не сомневаться в правильности решения примеров, надо выполнять одно важное действие. А как оно называется, вы узнаете, выполнив задание. У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите примеры. Что в них общего? -Работаете в парах. Вам нужно решить примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово. Задание на карточке: У | 49:8 |
| О | 66:9 |
| Р | 75:8 | П | 19:4 |
| С | 26:6 |
| К | 35:4 | Э | 55:6 |
| В | 59:8 |
| И | 43:6 | Р | 45:7 |
| Е | 38:5 |
| А | 84:9 |
-Какое слово получилось? -Правильно. -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? | -Сорок пять. Это число нечетное, двухзначное.
45=40+5
-5 ед., 4 дес. -Предыдущее- 44, последующее- 46 -Самое большое- 54
-Делимое, делитель, частное -Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель -Чтобы найти делить, надо делимое разделить на частное. - 36, 24
-72. Нужно 18 умножить на 4
-60. 12*5=60
-56. -1. 72:72=1
-70. -Деление с остатком
-Выполняют задание. 25:3=8 (ост.1), 58:9=6 (ост.4)
-Слушают учителя. Все примеры на деление с остатком.
-Выполняют в паре задание на карточке
-Проверка
-Выполнять проверку деления с остатком | П-2,5, Р-2,3, К-1,2,3,4, Позн- 1,2,3, Л-1,2,4 |
4.Первичное восприятие нового материала | -Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. -Запишите в тетради пример 85:15. Прочитайте это выражение по - разному. Решите его самостоятельно. (Слайд) Кто решит пример на доске? (Учитель спрашивает одного ученика)
-У всех получилось такое решение? Кто не согласен?
-Ребята, что вы знаете про остаток? -Значит, в чем нам надо сначала убедиться? -Правильно, это и будет первым этапом проверки. Сравните остаток с делителем. (Слайд) -Чтобы выполнить следующий этап проверки, нужно вспомнить правило взаимосвязи компонентов деления и умножения. Как найти делимое? -Верно. Это второй этап проверки. (Слайд) Какое выражение получим? -Назовите значение выражения. -Ребята, что у нас еще осталось? -Как вы думаете, что мы будем с ним делать? -Правильно. Это третий этап проверки (Слайд) -Какое выражение получим. -Назовите значение выражения. -Если мы в ответе получили наше делимое, то какой вывод можно сделать? -Ребята, еще раз посмотрите на алгоритм проверки деления с остатком. Его нужно запомнить. -Запишите в тетради пример 19:20. Кто решит его на доске? (Учитель спрашивает одного ученика) -У всех получилось такое решение? Кто не согласен?
-Выполним проверку деления с остатком. Что нам нужно сделать сначала? -Правильно, сравните остаток с делителем. -Какой второй этап? Что для этого нужно сделать? Какое правило применяем?
-Запишите выражение, которое получим. -Какое значение выражения получим? -Что дальше нужно сделать?
-Какое выражение получится? -Назовите значение выражения. -Какой сделаем вывод?
-Давайте отдохнем и проведем физминутку. Потрудились — отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Присаживайте. Продолжаем работу. -Откройте учебник на стр. 32. Прочитайте задание №1. (Учитель спрашивает одного ученика) -Первый ряд решает примеры первого столбика. Второй ряд - примеры второго столбика. Третий ряд – примеры третьего столбика. Кто решит примеры на доске? (Учитель вызывает к доске по одному ученику с каждого ряда). Приступаем к выполнению задания. -Кто выполнил задание, садится правильно. -Проверяем решение примеров. (Имя ученика) правильно решил (а) примеры? У кого получилось другое решение? Он (а) правильно выполнила проверку деления с остатком? (Учитель проводит беседу по каждому решению учеников у доски) | -Записывают число, классная работа в тетради -Записывают пример. Читают выражение: делимое-85, делитель-15, найти частное; найти частное чисел 85 и 15; 85 разделить на 15; 85 уменьшить в 15 раз. Решают его. Один ученик решает пример на доске. -При необходимости ученики корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. 85:15= 5 (ост.10) -Остаток должен быть меньше делителя. -Что остаток меньше делителя -10<15. Остаток меньше делителя.
-Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.
-15*5
-75 -Остаток -Прибавлять
-75+10 -85 -Пример решен правильно
-Решают пример в тетради, один ученик на доске. -При необходимости ученики корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. 19:20=0 (ост.19) -Сравнить остаток с делителем.
-19<20. Остаток меньше делителя. -Нужно найти делимое. Нужно делитель умножить на частное. Правило взаимосвязи компонентов деления и умножения. -20*0 -0 -Прибавить остаток к полученному значению выражения. -0+19 -19 -В ответе получили делимое – 19. Значит, пример решен правильно.
-Повторяют движения за учителем.
-Садятся на свои места. -Открывают учебник, читают задание. Один ученик читает вслух. -Выполняют задание №1 по рядам.
-Проверяю решение примеров учениками у доски, проверку деления с остатком. При необходимости дополняют, корректирую решение. | П-1,2,4, 5,6, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1,2,3, Л-1,2,3, 4
|
5. Закрепление новых знаний и способов деятельности | -Посмотрите, на слайде записана задача. Прочитайте ее самостоятельно. На слайде: Было 45 свечей. В один подсвечник помещается по 6 свечей. Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечей? -Кто прочитает условие задачи? (учитель спрашивает одного ученика) -Кто прочитает вопрос задачи? (учитель спрашивает одного ученика) -О чем говорится в задаче? -Сколько было свечей? -По сколько свечей помещается в один подсвечник? -Как узнать, сколько потребуется подсвечников? Каким действием мы это найдем?
-Назовите выражение. -Как узнать, сколько осталось свечей? -Теперь мы сможем ответить на главный вопрос задачи? -Самостоятельно запишите в тетради решение задачи и ответ. Кто решит задачу на доске? (Учитель спрашивает одного ученика) -Ребята, а теперь сыграем в игру «Кто быстрее». Прочитаете в учебнике на стр.32 №6. (учитель спрашивает одного ученика) -Что такое периметр? -Как быстрее вычислить периметр?
-Итак, приступаем к выполнению задания. Не забывайте, что стороны нужно измерить в миллиметрах. Кто выполнит задание первым, поднимает руку. -Проверим, правильно ли вы нашли периметры фигур. Какой периметр имеет квадрат? Как нашел периметр? Ребята, все согласны? (Учитель спрашивает ученика, который первым поднял руку, остальные дополняют или исправляют отвечающего) -Какой периметр у треугольника? У всех получился такой периметр треугольника? - Как называется последняя фигура? Скольки равен ее периметр? У кого другой ответ? (Если ученик правильно выполнил задание, то учитель ставит ему отметку) | -Самостоятельно читают задачу
- Было 45 свечей. В один подсвечник помещается по 6 свечей. - Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечей? -О свечах и подсвечниках. -45 -По 6 свечей
-Нужно количество всех свечей разделить на количество свечей, которое помещается в один подсвечник. Действием деления. -45:6 -Найти остаток при делении -Да
-Записывают решение в тетради. Один ученик работает на доске.
-Читают задание в учебнике. Один ученик читает вслух.
-Сумма длин всех сторон. -Действие сложения заменить умножением. -Решают задание.
-Отвечает ученик, который первым поднял руку, остальные дополняют, исправляют ошибки отвечающего. Ответы ученика.
-Ответ ученика.
-Шестиугольник. Ответ ученика.
| П-2,3,5, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1,2, Л-1,2,4 |