Технологическая карта по теме: "Множества"
методическая разработка по математике (2 класс)

Научить различать множества, объединять предметы в группы по сходным признакам и выделять из группы отдельные предметы, различать геометрические фигуры: точки, линии прямые, кривые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Множества

Цель темы

Научить различать множества, объединять предметы в группы по сходным признакам и выделять из группы отдельные предметы, различать геометрические фигуры: точки, линии прямые, кривые.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия множества, элементы множества, части множества, равные множества, точки, линии. Ориентирование с предметами множества (внутри, вне, между).

Множество, элемент множества, части множества, точка, имя точки, кривая и прямая линии, горизонтальная и вертикальная линии, внутри, вне, между.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Образовывать и находить множество: объединять предметы в группы и выделять предмет из группы предметов.

Различать геометрические фигуры: точки, прямые и кривые линии.

Правильно употреблять в речи математические понятия.

Личностные:        осознание        математических        составляющих окружающего мира.

Регулятивные:        освоение        способов        объединения        предметов        и выделения их из группы по определённым признакам.

Познавательные: осмысление понятия «множество» на предметно- конкретном уровне.

Коммуникативные: умение аргументировать.

Технологическая карта № 2

Тема «Множества»

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Технология.        Литературное чтение. Окружающий мир (аналитико-синтетические умение; умения осознанного чтения; умение логически доказывать).

Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Учебник «Математика», ч. 1. Рабочая тетрадь № 1.

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал, карточки.

       

I этап. Мотивация к деятельности

Цель — мотивировать учащихся на изучение темы «Множества».

Проблемная ситуация

На доске разные геометрические фигуры, внутри которых имеются точки с именами букв алфавита. В стороне

«плачут» две буквы.

Две буквы потеряли свой домик. Они заблудились.

Можем ли мы помочь буквам найти свой домик? Чтобы помочь буквам, какие нам нужны знания? (Знание алфавита, гласных и  согласных букв, звонких и глухих звуков.)

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З),

«понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические задания

1. Множество и его элементы

Цель — учить школьников

объединять предметы в группы по сходным признакам;

выделять из группы отдельные предметы;

сравнивать        множества, используя слова больше, меньше; столько же, сколько в другом; поровну;

выделять из множества его части;

находить и составлять равные и неравные множества, используя знаки равно (=) и неравно ().

Задание 1 (З)

Учебник, ч. 1, с. 28.

Наборное полотно. На нём фрукты и овощи.

Что это? (Это овощи и фрукты.) На какие группы их можно разделить? (Первая группа — множество из фруктов, вторая группа — множество из овощей.)

Правило.

Придумайте своё множество. Назовите его элементы.

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 28, № 1.

Убедите нас, что это множество птиц, яблок... (Это множество объединяет предметы одного типа.)

Рабочая тетрадь № 1, с. 24, № 1 *.

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 24—25, № 2, 3 *.

Задание 1 (З)

Учебник,        ч. 1,        с. 29,

№ 1.

Рабочая        тетрадь

№ 1, с. 26—27, № 2,

3.

Рабочая        тетрадь

№ 1, с. 28, № 1, 2.

       

Наглядность: 2 яблока (большое красное и маленькое зелёное), 1 груша, 3 сливы

(2 синие маленькие и 1 зелёная большая).

Что это? (Это множество фруктов.) Согласны ли вы, что можно выделить несколько множеств? Почему?

Сколько элементов в множестве яблок, груш, слив?

На сколько элементов множеств нужно разделить яблоки по цвету и по размеру? Сколько элементов в множестве слив зелёного цвета? А синего?

Задание 2 (П)

Убедите нас, что множество одежды можно разбить на несколько частей.

Учебник, ч. 1, с. 30, № 1.

Задание 3 (У)

Учебник, ч. 1, с. 30, № 2 *.

Рабочая тетрадь № 1, с. 26, № 1 *.

Учебник, ч. 1, с. 31—33. Закрепление изученного. Задание 1 (З)

Учебник, ч. 1, с. 34.

Правило. Наблюдение.

На доске одно множество состоит из трёх квадратов синего цвета, а другое — из трёх таких же квадратов другого цвета.

Что это? (Это множества фигур.) Назовите элементы каждого множества.

Можно ли утверждать, что это равные множества? Почему? Сравните множества по цвету, форме, величине, количеству.

Какие множества можно назвать равными? Что нужно сделать, чтобы эти множества из треугольников стали равными? (Нужно цвет фигур сделать одинаковым.)

Составьте равные и неравные множества. (На доске картинки, знаки =, .)

Как это сделать?

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 34, № 1, 2; с. 36, № 1, 2.

Работа по карточке:

  • Найдите        среди предметов множества. Объедините их.
  • Нарисуйте неравные множества.

Объясните, как вы рассуждали.

Задание 3 (У)

Учебник, ч. 1, с. 34, № 3 *.

2. Точки и линии

Цель — учить школьников:

Задание 1 (З)

Нарисуйте        узор (орнамент):

красным                цветом — кривые линии, синим цветом — прямые линии,        зелёным — точки.

Учебник, ч. 1, с. 42,

№ 2.

Рабочая        тетрадь

№ 1, с. 32, № 2.

Работа по карточке.

Внутри        квадрата поставьте точку А, вне круга — точку Б, между квадратом и кругом — точку В, на квадрате — точку Г.

различать геометрические фигуры (точки, прямые, кривые линии);

чертить точки внутри, вне, между фигур;

давать имена фигурам (заглавными        буквами алфавита).

Учебник, ч. 1, с. 38.

Правило. Наблюдение.

На доске изображены три круга. В первом точки, во втором кривые линии, в третьем прямые линии. Что это?

Это геометрические фигуры.

Где находятся точки и линии? (Внутри круга.) Где ещё они могут расположиться?

(Вне круга, между кругами, на круге.)

Задание 2 (ЗП)

Учебник, ч. 1, с. 38, № 2.

Назовите и убедите нас, какие это линии?

Рабочая тетрадь № 1, с. 30, № 1 *.

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 30, № 2 *.

Задание 1 (ЗП)

Внутри (фигуры,) вне, между, на.

Практические действия сопровождаются рисунком учителя на доске. Ученики водят хоровод. Один ученик становится внутри круга, другой — вне круга. На доске появляется круг. Ставим точку внутри круга (за кругом, на круге) и рядом с ней на чертеже пишем заглавные буквы имён этих учеников. (Подробный материал по теме в Методическом пособии, с. 42—43.)

      Учебник, ч. 1, с. 40.

Рассмотрите рисунки и чертежи.

Что обозначает каждая точка на этих чертежах?

   .

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 40, № 1.

Задание 3 (У)

Учебник, ч. 1, с. 41, № 1 *.

Рабочая тетрадь № 1, с. 32, № 1 *.

Учебник, ч. 1, с. 41—45.

Уроки закрепления и самоконтроля.

3. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цель — установить степень усвоения учащимися темы

«Множества».

Задания на карточке.

  1. Найдите среди предметов множества, выделите их.
  2. Выделите части в каждом множестве.
  3. Начертите вне круга три точки А, Б, В, внутри круга две прямые.
  4. Начертите две прямые линии, а между ними одну кривую линию.
  5. Нарисуйте неравные множества.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель — учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.

Помогите буквам найти свой домик. Выберите любой вариант выполнения:

Репродуктивное задание (по образцу)

Например, Согласные буквы — в прямоугольнике, гласные буквы — в треугольнике, твёрдый и мягкий знаки — в круге.

Импровизационное задание

Предложите свой вариант, который будет отличаться от образца.

Эвристическое задание

Постройте свой домик, в котором буквам очень понравится.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

Например:

  1. Вспомните, на какие группы делятся все буквы алфавита. (Гласные, согласные, парные согласные, звонкие непарные согласные, буквы, которые не обозначают звуков...)
  2. Выберите геометрические фигуры.
  3. Вставьте буквы в эти геометрические фигуры.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего

Контрольная работа № 1.

Урок соответствует современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Множества" 1 класс

Данная презентация может использоваться на уроке информатики по курсу Горячева "Информатика в играх и задачах" при изучении темы "Множества"....

Урок информатики 3 класс тема: "Множества"

Тема: "Множенства"3 класс (Могилев)Урок введения нового знания. Использование интерактивной доски....

Урок информатики в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».

Данный урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Это урок, четвёртый в серии уроков по теме "Множество", является уроком обобщения и закрепления полученных знаний по д...

Презентация на тему: "Множество. Элементы множества."

Презентация на тему: "Множество. Элементы множества."                                         ...

Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»

Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»...

Конспект урока информатики на тему "Множество. Число элементов множества."

Урок информатики на тему "Множество. Число элементов множества."...

Урок математики. 1 класс. Тема: Множество. Элементы множества.

Устные упражнения и практическая работа....