Урок информатики в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».
методическая разработка по информатике (3 класс) по теме
Данный урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Это урок, четвёртый в серии уроков по теме "Множество", является уроком обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме. Урок сопровождается презентацией "Множество".
Приоритетные цели урока – закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств.
А так же закрепить умения:
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения).
На этом уроке я работала над формированием следующих компетентностей учеников:
- учебно-познавательной компетентности (умению распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)
- самообразовательной и информационной компетентностей (освоение учащимися среды MyTestX, работа с тестом, умение давать самооценку в рефлексии)
- коммуникативной компетентности (работа в парах, взаимопроверка и самопроверка)
- общекультурной компетентности обучающихся (выработка организованности и самостоятельности при выполнении работы на ПК, развитие познавательного интереса и творческой активности)
- формирование компетентного отношения к своему здоровью (физкультминутка)
Материал давался в виде заданий, с опорой на предыдущие знания и умения учащихся, позволяющих ребятам выявить, полностью или частично устранить, возникающие вопросы. В классе есть группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом, поэтому применялась работа в парах (проверка работы соседа, с целью выявления ошибок и помощи в их устранении).
Ребята с заданиями справились успешно, работали с интересом, активно.
В конце урока использовался метод рефлексии – самоанализа учащимися урока, позволяющий выявить познавательный интерес у учащихся. Ребята оценили результат своей деятельности на нём положительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform_3.doc | 71 КБ |
urok_mnozhestvo.rar | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе на тему
«Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».
Зайкина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ
Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество».
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока.
Цели урока:
- закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
- закрепить умения:
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
- формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных компетентностей обучающихся.
Задачи урока:
- образовательные – формирование учебно-познавательных компетентностей обучающихся;
- развивающие – формирование самообразовательных, информационных компетентностей обучающихся;
- воспитательные – формирование общекультурных, коммуникативных компетентностей обучающихся.
Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:
- Компьютерный класс, проектор, экран.
- Программа для тестирования My TestX.
- Презентация «Множество»; тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3кл, 2 часть; задание по карточкам (Приложение 1); тестовое задание на компьютере (Приложение 3).
План урока.
- Организационный момент – 3 мин.
- Активизация знаний по теме «Множество» (устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество») – 7 мин.
- Коллективная работа по карточкам – 8 мин.
- Решение задач в тетрадях – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Компьютерное тестирование. – 10 мин.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Слайд 1
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
2. Активизация знаний по теме «Множество».
Устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество».
- Тема нашего урока: «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств». Сегодня на уроке мы будем решать интересные задачи по этой теме. Давайте вспомним:
Вопрос учителя: | Предполагаемый ответ ученика: |
Что такое множество? Слайд 2 | Группа предметов, объектов или существ |
Назовите элементы: множества «Времена года» множества «Дни недели» | Зима, весна, лето, осень. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. |
Что такое подмножество? Слайд 3 | Часть множества |
Назовите подмножество: Множества «Растения» Множества «Спортсмены» | Деревья, кусты, цветы, трава Лыжники, хоккеисты, фигуристы, гимнасты, пловцы и т.д. |
Что называется пересечением множеств? Слайд 4 | Общая часть множеств |
Дайте название пересечению множеств: «Жёлтые предметы» и «Фрукты» Приведите пример элемента находящегося на пересечении множеств | Жёлтые фрукты (фрукты и жёлтые) Лимон, жёлтое яблоко, жёлтая груша, персик и т.д. |
Что называется объединением двух множеств? Слайд 5 | Это все элементы обоих множеств |
Дайте название объединению множеств: «Тарелки с огурцами» и «Тарелки с помидорами» Приведите примеры элементов принадлежащих объединению множеств | Тарелки с огурцами или помидорами Тарелки с огурцами или помидорами, или огурцами и помидорами вместе. |
Молодцы. |
3. Коллективная работа (работа со слайдом 6).
- А теперь приступим к решению задач.
На слайде геометрические фигуры (6 различных фигур по форме, размеру и цвету). Распределите эти фигуры по множествам. Учащимся (группы по два человека) раздаются карточки с фигурами со слайда 6, и они составляют свои множества (приложение 1).
Через 2 минуты осуществляется проверка, можно пригласить несколько учеников к доске нарисовать получившиеся множества.
- Проверьте, у кого получились такие же множества? (дети поднимают руки и можно увидеть у кого есть другие варианты)
- Дайте названия вашим множествам.
- А у меня есть ещё варианты распределения этих фигур на множества (учитель предлагает 1 и, или 2 вариант сам, если ни кто из детей его не изобразил) Слайд 7, 8.
Вопрос учителя: | Предполагаемый ответ ученика: |
Слайд 7. Дай названия моим множествам. | Красные фигуры и фигуры с углами. |
Подумай, только красные фигуры могут быть помещены в первое множество? | Нет, ещё желтые, синие, зелёные |
А второе множество будет всегда неизменным? | Нет, можем поместить фигуры без углов |
Слайд 8. Как можно назвать эти множества? | Множество фигур с углами и подмножества треугольников, прямоугольников, квадратов |
А какие ещё множества – подмножества можно было составить? | Множество прямоугольников и подмножество квадратов. |
4. Решение задач в тетрадях (с последующей проверкой на слайдах).
№ 38 – 1 вариант, № 35 – 2 вариант, № 36 – все.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его задание (взаимопомощь). Проверим, какие ответы у вас получились (учащийся отвечает с места, ответы появляются на слайде). Слайд 9, 10, 11
5. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали,
На месте тихо (!) зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули? – Отдохнули.
6. Компьютерное тестирование.
Работа за компьютером проводится в среде MyTestX, тест содержит 15 вопросов (с выбором вариантов ответов) по теме урока.
7. Подведение итогов урока.
Итак, чему же вы сегодня учились? (мы учились распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, учились, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)
Проводится рефлексия – самоанализ учащимися урока и своей работы на нём. Учащимся раздаются карточки, в которых они подчёркивают или дописывают, свои ощущения и впечатления от урока (приложение 2).
Выставляются оценки за урок.
Перечень используемой специальной и методической литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г.
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. –64с., ил. ISBN 978-5-85939-619-1.
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. –144с. ISBN 5-85939-087-4.
Приложение 1. Задание на карточках.
Распредели фигуры по множествам.
Приложение 2.
Оцените урок и результат своей деятельности Подчеркни один из вариантов. | |
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показал За урок я Материал урока мне был За урок я ставлю себе оценку | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным устал / не устал понятен / не понятен интересен / скучен _______________________________ |
Подписи к слайдам:
Что такое множество? часть множества
Что такое подмножество? общая часть множеств
И
Что называется пересечением множеств? это все элементы обоих множеств
И
И
Л
Что называется объединением множеств? Задание: Распределите фигуры по множествам lR⠞ਂЈ<…‡ƁƃࠀƿǀࠀNj澟ǿȁࠀΈ࢝ᄙ୴f2⠠ਂ“6…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀNj澟ǿȁࠀߢآᅳླ¦⠣“6…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀοཙϼԌၩ@Ā蔇〔藿〔H⠁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
Множество полосатых животныхМножество тигров
Множество тигровМножество зебр
Множество полосатых животныхМножествохищных животных
№35 соедини каждый рисунок с парой множеств Множество слов на букву «А»Множествоназваний рек
Множество словМножествоназваний рек
Множество слов на букву «А»Множество словНа букву «Б»
№38 соедини каждый рисунок с парой множеств №36 впиши в фигуры номера слов
ПаркКачелиЛипаЛесКедрШишкаДубКлён
слов в списке слов на букву «К»- названий деревьев
1,4,6
5,8
2
3,7
Вот пора урок кончать.Лишь осталось пожелатьВсем учиться, не лениться,Чтоб отметками гордиться,Чтобы дневника страницыУкрашала цифра 5! Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество». Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока. Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:Компьютерный класс, проектор, экран.Презентация «Множество»; Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, Школьный дом, 2011. –64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Пересечение и объединение множеств"
Презентация по теме "Пересечение и объединение множеств" (факультатив "Наглядная геометрия" (3 класс). Использование информационных технологий не только оживило учебный процесс (что особенно важн...
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. ( Расселяем множества)
· Закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.· Закрепить умение опре...
Множество.Элементы множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Л.Г.Петерсон - 3 класс
A - множество имен для мальчиков.B - множество имен для девочек.Пересекаясь, они образуют новое множество - пересечение A ∩ B. В это множество будут входить имена, которые можно использовать И д...
Пересечение и объединение множеств (слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).
Комбинированный урок по математике в 3 классе. Множество. Подмножество. Элементы множества. Обобщение и повторение. Решение задач....
Урок-тренинг "Пересечение и объединение множеств"
Эпиграф к уроку: "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"Цель: в парном сотрудничестве тренироваться находить пересечение и объединение множеств, заданных разными способами, преодолевать свои...
Конспект урока информатики на тему "Пересечение и объединение множеств"
Урок информатики "Пересечение и объединение множеств" (1 класс)....
Конспект урока “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word. Перемещение фрагментов текста” (3 класс)
Тема: “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word.Перемещение фрагментов текста”Цели: отработать понятие пересечение множеств; изучить понятие объединение множеств; научит...