Урок информатики в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».
методическая разработка по информатике (3 класс) по теме

Данный урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Это урок, четвёртый в серии уроков по теме "Множество", является уроком обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме. Урок сопровождается презентацией "Множество".

  Приоритетные цели урока – закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств.

А так же закрепить умения:

  •  определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
  • определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения).

На этом уроке я работала над формированием следующих компетентностей учеников:

  • учебно-познавательной компетентности (умению распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)
  • самообразовательной и информационной компетентностей (освоение учащимися среды MyTestX, работа с тестом, умение давать самооценку в рефлексии)
  • коммуникативной компетентности (работа в парах, взаимопроверка и самопроверка)
  • общекультурной компетентности обучающихся (выработка организованности и самостоятельности при выполнении работы на ПК, развитие познавательного интереса и творческой активности)
  • формирование компетентного отношения к своему здоровью (физкультминутка)

 

Материал давался в виде заданий, с опорой на предыдущие знания и умения учащихся, позволяющих ребятам выявить, полностью или частично устранить, возникающие вопросы. В классе есть группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом, поэтому применялась работа в парах (проверка работы соседа, с целью выявления ошибок и помощи в их устранении).

Ребята с заданиями справились успешно, работали с интересом, активно.

В конце урока использовался метод рефлексии – самоанализа учащимися урока, позволяющий выявить познавательный интерес у учащихся. Ребята оценили результат своей деятельности на нём положительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform_3.doc71 КБ
Файл urok_mnozhestvo.rar16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 3 классе на тему

 «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».

Зайкина Елена Владимировна, учитель информатики и ИКТ

Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество».

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока.

Цели урока:

  1. закрепить полученные представления о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
  2. закрепить умения:
  3. определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству, а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
  4. определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
  5. формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных компетентностей обучающихся.

Задачи урока:

  1. образовательные – формирование учебно-познавательных компетентностей обучающихся;
  2. развивающие – формирование самообразовательных, информационных компетентностей обучающихся;
  3. воспитательные – формирование общекультурных, коммуникативных компетентностей обучающихся.

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

  1. Компьютерный класс, проектор, экран.
  2. Программа для тестирования My TestX.
  3. Презентация «Множество»; тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» 3кл, 2 часть; задание по карточкам (Приложение 1); тестовое задание на компьютере (Приложение 3).

План урока.

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Активизация знаний по теме «Множество» (устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество») – 7 мин.
  3. Коллективная работа по карточкам – 8 мин.
  4. Решение задач в тетрадях – 10 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Компьютерное тестирование. – 10 мин.
  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Слайд 1

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

2. Активизация знаний по теме «Множество».

Устный опрос с опорой на слайды презентации «Множество».

- Тема нашего урока: «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств». Сегодня на уроке мы будем решать интересные задачи по этой теме. Давайте вспомним:

Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ ученика:

Что такое множество?

Слайд 2

Группа предметов, объектов или существ

Назовите элементы:

множества «Времена года»

множества «Дни недели»

Зима, весна, лето, осень.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Что такое подмножество?

Слайд 3

Часть множества

Назовите подмножество:

Множества «Растения»

Множества «Спортсмены»

Деревья, кусты, цветы, трава

Лыжники, хоккеисты, фигуристы, гимнасты, пловцы и т.д.

Что называется пересечением множеств? Слайд 4

Общая часть множеств

Дайте название пересечению множеств:

«Жёлтые предметы» и «Фрукты»

Приведите пример элемента находящегося на пересечении множеств

Жёлтые фрукты (фрукты и жёлтые)

Лимон, жёлтое яблоко, жёлтая груша, персик и т.д.

Что называется объединением двух множеств? Слайд 5

Это все элементы обоих множеств

Дайте название объединению множеств:

«Тарелки с огурцами» и «Тарелки с помидорами»

Приведите примеры элементов принадлежащих объединению множеств

Тарелки с огурцами или помидорами

Тарелки с огурцами или помидорами, или огурцами и помидорами вместе.

Молодцы.

3. Коллективная работа (работа со слайдом 6).

 - А теперь приступим к решению задач.

На слайде геометрические фигуры (6 различных фигур по форме, размеру и цвету). Распределите эти фигуры по множествам. Учащимся (группы по два человека) раздаются карточки с фигурами со слайда 6, и они составляют свои множества (приложение 1).

Через 2 минуты осуществляется проверка, можно пригласить несколько учеников к доске нарисовать получившиеся множества.

- Проверьте, у кого получились такие же множества? (дети поднимают руки и можно увидеть у кого есть другие варианты)

- Дайте названия вашим множествам.

- А у меня есть ещё варианты распределения этих фигур на множества (учитель предлагает 1 и, или 2 вариант сам, если ни кто из детей его не изобразил) Слайд 7, 8.

Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ ученика:

Слайд 7. Дай названия моим множествам.

Красные фигуры и фигуры с углами.

Подумай, только красные фигуры могут быть помещены в первое множество?

Нет, ещё желтые, синие, зелёные

А второе множество будет всегда неизменным?

Нет, можем поместить фигуры без углов

Слайд 8. Как можно назвать эти множества?

Множество фигур с углами и подмножества треугольников, прямоугольников, квадратов

А какие ещё множества – подмножества можно было составить?

Множество прямоугольников и подмножество квадратов.

4. Решение задач в тетрадях (с последующей проверкой на слайдах).

№ 38 – 1 вариант, № 35 – 2 вариант, № 36 – все.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его задание (взаимопомощь). Проверим, какие ответы у вас получились (учащийся отвечает с места, ответы появляются на слайде). Слайд 9, 10, 11

5. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали,

На месте тихо (!) зашагали,

Пальцы сжали и разжали,

Головою покивали.

Руки вверх потянули, потянули.

Отдохнули? – Отдохнули.

6. Компьютерное тестирование.

Работа за компьютером проводится в среде MyTestX, тест содержит 15 вопросов (с выбором вариантов ответов) по теме урока.

7. Подведение итогов урока. 

Итак, чему же вы сегодня учились? (мы учились распределять элементы в множества, давать названия данным множествам, определять принадлежит элемент множеству или нет, учились, находить элементы, находящиеся на пересечении множеств или входящие в их объединение)

Проводится рефлексия – самоанализ учащимися урока и своей работы на нём. Учащимся раздаются карточки, в которых они подчёркивают или дописывают, свои ощущения и впечатления от урока (приложение 2).

Выставляются оценки за урок.


Перечень используемой специальной и методической литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г.
  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. –64с., ил. ISBN 978-5-85939-619-1.
  3. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс.: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. –144с. ISBN 5-85939-087-4.


Приложение 1. Задание на карточках.

Распредели фигуры по множествам.

Приложение 2.

Оцените урок и результат своей деятельности

Подчеркни один из вариантов.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показал

За урок я

Материал урока мне был

За урок я ставлю себе оценку

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

устал / не устал

понятен / не понятен

интересен / скучен

_______________________________



Подписи к слайдам:

Множества. Подмножества. Пересечение и объединение множеств. Прозвенел звонок веселыйМы начать урок готовы!Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! группа предметов, объектов или существ
Что такое множество? часть множества
Что такое подмножество? общая часть множеств
И
Что называется пересечением множеств? это все элементы обоих множеств
И
И
Л
Что называется объединением множеств? Задание: Распределите фигуры по множествам lR⠞ਂЈ<…‡Ɓ￿ƃࠀƿǀࠀNj澟ǿȁࠀΈ๰࢝ᄙ୴f2⠠ਂ“6…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀNj澟ǿȁࠀߢآᅳླ¦௒⠣਀“6…‡ƁࠀƃࠀƿǀࠀǿȁࠀοཙϼԌၩ@࿲࿳Ā蔇〔࿲࿳藿〔H⠁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
Множество полосатых животныхМножество тигров
Множество тигровМножество зебр
Множество полосатых животныхМножествохищных животных
№35 соедини каждый рисунок с парой множеств Множество слов на букву «А»Множествоназваний рек
Множество словМножествоназваний рек
Множество слов на букву «А»Множество словНа букву «Б»
№38 соедини каждый рисунок с парой множеств №36 впиши в фигуры номера слов
ПаркКачелиЛипаЛесКедрШишкаДубКлён
слов в списке слов на букву «К»- названий деревьев
1,4,6
5,8
2
3,7
Вот пора урок кончать.Лишь осталось пожелатьВсем учиться, не лениться,Чтоб отметками гордиться,Чтобы дневника страницыУкрашала цифра 5! Урок «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств» в 3 классе является четвёртым в серии уроков по теме «Множество». Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний по данной теме урока. Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:Компьютерный класс, проектор, экран.Презентация «Множество»; Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, Школьный дом, 2011. –64с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Пересечение и объединение множеств"

Презентация по теме "Пересечение и объединение множеств" (факультатив "Наглядная геометрия" (3 класс). Использование информационных технологий не только оживило учебный процесс (что особенно важн...

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. ( Расселяем множества)

·         Закрепить представления о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.·         Закрепить умение опре...

Множество.Элементы множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Л.Г.Петерсон - 3 класс

A - множество имен для мальчиков.B - множество имен для девочек.Пересекаясь, они образуют новое множество - пересечение A ∩ B. В это множество будут входить имена, которые можно использовать И д...

Пересечение и объединение множеств (слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств).

Комбинированный урок по математике в 3 классе. Множество. Подмножество. Элементы множества. Обобщение и повторение. Решение задач....

Урок-тренинг "Пересечение и объединение множеств"

Эпиграф к уроку: "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"Цель: в парном сотрудничестве тренироваться находить пересечение и объединение множеств, заданных разными способами, преодолевать свои...

Конспект урока информатики на тему "Пересечение и объединение множеств"

Урок информатики "Пересечение и объединение множеств" (1 класс)....

Конспект урока “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word. Перемещение фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение и объединение множеств. Текстовый редактор Word.Перемещение фрагментов текста”Цели: отработать понятие пересечение множеств; изучить понятие объединение множеств; научит...