Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»
статья по орксэ (4 класс) на тему
Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал на урок ОРКСЭ по теме «Множество экологических культур, так как в мире множество религий и народностей»
Экологическая культура является составной частью общечеловеческой культуры. Она представляет собой мировоззренческую систему взглядов, установок и ценностей, социальных отношений и этических норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающего мира природы.
Каждая национальная общность людей обладает индивидуальными чертами образа жизни, культуры, языка, традиций, быта , религиозных убеждений. Я считаю, что объединяет их то, что любая религия призывает людей к соблюдению этических норм . Любая религия формирует одинаковые принципы экологической культуры.
Например, текст Библии – это не только правила, в соответствии с которыми верующий человек должен выстраивать свои приоритеты и жить на земле, это и своеобразная «инструкция» рационального природопользования.
Православные богословы связывают современные экологические проблемы с духовным опустошением человека, отклонением людей от христианских принципов. Одни из заповедей Библии гласят: «Не убий!», «Плодитесь и размножайтесь!» в ней есть размышления, связанные с осуждением самоубийства ,с необходимостью делиться. Вообще уничтожение какой-либо из форм жизни несовместимо с библейской моралью.
В Новом завете не раз подчеркивается связь человека с миром живой природы. Уже в первой части Библии можно обнаружить идеи, связанные с сохранением экологического баланса. «Большего, чем надобно тебе для живота твоего и семьи твоей не собирай и не производи... Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; А в седьмой - оставляй ее в покое...
В шкале ценностей представителей восточной цивилизации природа занимает одно из первых мест. Здесь считается, что именно природа играет огромную роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.
Пониманием единства человека и природы, стремлением не навредить ей проникнуты священные тексты индуизма и буддизма.
В этих религиях человек не выделяется из мира живой природы и не противопоставляется ей, являясь ее органичным компонентом. Ярким тому подтверждением можно считать «круг перерождений» (сансара) в буддизме. На каждом круге может произойти перевоплощение не только в другого человека, но и в любого представителя живой природы. В дзен-буддизме наблюдается наиболее полное слияние человека с природой. Согласно этому учению, каждая частица мира содержит душу Будды, и поэтому проявление уважительного отношения к окружающей среде – есть не что иное, как проявление любви и почитания к великому Созидателю природы.
Любовь ко всему живому ярко проявилось в джайнизме. Джайнские монахи носят повязки, прикрывающие рот и нос, чтобы не проглотить мошку, и подметают перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья
Как реакция на отрицательные последствия научно-технической революции возник эскапизм, проповедующий бегство от цивилизации на лоно природы.
Ислам признаёт сакральный характер природы и человека, как творений Аллаха. Коран говорит : «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам» . При этом человек воспринимается как центр мироздания, как хозяин, но одновременно страж и покровитель природы. Ислам ввел в обязанность истинно верующим невмешательство в природные процессы, соблюдение строгих норм, направленных на их охрану (регламентация забоя скота, пищевые запреты и т.д.) Ислам, как и другие религии, проповедует, что все беды происходят
их-за духовного несовершенства, загрязнение природной среды есть следствие загрязнения души человека.
Вместе с тем ,экологические принципы христианского учения являются несколько иными, отличными от восточных культур.
Во-первых, Библия и христианство отрицают богов и духов природы. Во-вторых, христианское учение учит тому, что люди созданы Богом для управления и господства над всеми другими видами живых существ и природой в целом. В-третьих, многие богословы и христианские писатели принижают природу, указывая ее подчиненное положение относительно Бога. Те, кто критикует Библию и христианство в жесткой эксплуатации природных ресурсов, подчеркивают: оно связано с тем, что в данной религии отрицается языческое мировоззрение, согласно которому природа населена духами.
Но, несмотря на имеющиеся разногласия, сейчас, когда Земле грозит экологическая катастрофа, роль религий в развитии экологической культуры очень важна , т.к. религии могут способствовать привитию жителям Земли экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
урок ОРКСЭ по теме Культура и религия
Конспект урока с презентацией по основам мировых религиозных культур...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Конспект урока информатики на тему "Множество. Число элементов множества."
Урок информатики на тему "Множество. Число элементов множества."...
конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.
Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...