- Актуализация знаний
| -Откройте тетрадь и запишите число. Сегодня 9 марта. -У вас в тетрадях записано число, пропишите его до конца строки. Пишем аккуратно. Кто прописал, садится правильно. -Ребята, сейчас мы проведем математический диктант. Вам нужно записать только ответ. Ответы записываем в строчку. Один человек будет писать ответы на доске, кто хочет? (Учитель вызывает одного ученика к доске) -Запишите число, в котором 3 десятка и 9 единиц. -Запишите произведение чисел 5 и 3 -Запишите число, которое больше 26, но меньше 28 -Тетрадь в линию стоит 10 рублей, а тетрадь в клетку на 4 рубля больше. Сколько заплатили за обе тетради? -Запишите число, которое меньше 37 на 1. -В каком числе 1 десяток и 8 единиц? -К 30 прибавьте частное чисел 18 и 6. -Число 7 увеличьте в 6 раз. -Запишите разность чисел 38 и 8 -После того, как со стоянки уехало 6 машин, там осталось ещё 15. Сколько машин было на стоянке? -Итак, давайте проверять, какие ответы получились. Прочитай записанные числа по порядку. (Обращение к ученику у доски) -Поднимите руки, у кого получились другие числа. Прочитай вслух свои ответы по порядку. (учитель спрашивает одного ученика) -Сверьте свои ответы с правильными ответами на слайде. -Расположите числа в порядке возрастания. Какая закономерность в ряду чисел у вас получилась? (ученик работает на доске) - Правильно! -Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте карандашом в тетради на полях +, кто допустил ошибки, поставьте - -Ребята, с каким новым видом примеров вы познакомились на прошлых уроках? -Как называются компоненты при делении с остатком?
-Каким способом можно выполнить деление с остатком? -Посмотрите на слайд, на нем представлена таблица: Делимое | 27 | 48 |
| 9 | Делитель | 6 |
| 5 | 4 | Частное | 4 | 9 | 7 |
| Остаток |
| 3 | 4 | 1 |
-Выполним это задание устно, все вместе. Работаем с первым столбиком. Зная делимое, делитель и частное, как найти остаток? -Какой остаток получится? -Ребята, что вы знаете про остаток? Каким он должен быть? -В данном случае остаток меньше делителя? -Значит, пример решен правильно. -Какие компоненты деления с остатком известны во втором столбике? -Что нужно найти? -Как узнать, чему равен делитель?
-Посчитайте, чему равен делить? -Верно. Рассмотрим третий столбик. Какие компоненты известны? -Как найти делимое? -Кто нашел, чему равно делимое? -У нас остался последний столбик. Какой компонент неизвестен? -Какие его найти? -Сколько получится? -Верно -Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Откройте учебник на стр.33. Прочитайте, как звучит тема нашего урока? | -Записывают в тетради число. -Прописывают число.
-Один ученик записывает ответы на доске
-39 -15 -27 -24 -36 -18 -33 -42 -30
-21 -39, 15, 27, 24, 36, 18, 33, 42, 30, 21. Ученик у доски читает ответы. (Если получились другие числа, один ученик читает свои ответы вслух).
-Сверяют свои ответы -Располагают числа в порядке возрастания, один ученик работает на доске. 15,18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42. Увеличение следующего числа на 3. -Оценивают себя с помощью + и -
-Деление с остатком
-Делимое, делитель, частное, остаток -Способом подбора. Подобрать наибольшее число из таблицы умножения, которое делится на делитель или подобрать частное.
-Чтобы найти остаток, надо частное умножить на делить и полученное число вычесть из делимого. 3 -Остаток должен быть меньше делить -3<6. Меньше делителя
-Делимое, частное, остаток -Найти делитель -Чтобы найти делитель, надо из делимого вычесть остаток и разделить на частное. -Делитель равен 5 -Делитель, частное, остаток. -Надо делитель умножить на частное и прибавить остаток. -Делимое равно 39 -Частное -Из делимого вычесть остаток и разделить на делитель -Частное=2
-Закреплять умение выполнять деление с остатком/ повторять изученный материал по теме «Деление с остатком» -Что узнали, чему научились | П-1, 6 Р-2, 3, К-1, 2,3,4, Позн-1, 2, 3 Л-1,2,4 |
- Закрепление новых знаний и способов деятельности
| -Ребята, запишите в тетрадь данный пример и решите его. (На доске карточка с примером 33:6). Кто решит его на доске? -Как прочитать получившееся равенство? (Учитель спрашивает нескольких учеников) -Поднимите руку, у кого получился другой ответ
-Теперь выполним проверку деления с остатком. -Что вы знаете про остаток? -Поэтому, какой будет первый этап проверки? -Остаток меньше делителя? Сделайте запись в тетради -Для второго этапа проверки, надо вспомнить правило взаимосвязи компонентов деления и умножение. Как найти делимое -Верно. Запишите второй этап. -Что у нас еще осталось? Что с ним нужно сделать? -Верно. Это последний этап проверки деления с остатком. Запишите его в тетради -Какое значение выражения получилось? Если в ответе получилось делимое, то какой вывод можно сделать? -Ребята, еще раз посмотрите на алгоритм проверки деления с остатком и запомните его. (Слайд) -Откройте учебник на стр.33. Выполним №1. 1 вариант решает примеры первой строчки, 2 вариант - решает вторую строчку. Два человека будут работать на доске. Кто желает? -Кто решил примеры, садится правильно. -Проверяем задание. (Ученик 1-го варианта), читай пример и ответ, который у тебя получился. Первый вариант, поднимите руку, у кого получились другие ответы. (Слайд с ответами) Проверяем ответы 2-го варианта. (Ученик 2-го варианта), читай пример и ответ, который ты записал (а). Второй вариант, поднимите руку, у кого получилось по-другому. (слайд) -Кто выполнил это задание правильно, поставьте карандашом в тетради +. Кто допустил ошибки - минус. -Теперь выберите любой из записанных вами пример на деление с остатком и самостоятельно выполните его проверку. Кто выполнит это задание на доске? -Итак, проверяем. Какой первый этап? (Этапы проговаривает ученик у доски, при необходимости учащиеся корректируют его ответ) -Затем что делаем? -И какой последний этап?
-Ответ и делимое совпали? Значит... -Давайте отдохнём и проведем физминутку Потрудились — отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Присаживайте. Продолжаем работу. -Выполним задание №2 под цифрой 1. Прочитайте его самостоятельно. Кто прочитает вслух? -Как выполнить это задание? Ребята, что значит «при делении на 2»? Чем будет являться число 2? -А мы знаем, что остаток должен быть меньше делителя. Поэтому, какие остатки могут получиться при делении на 2? -Верно. Какие остатки получатся при делении на 4? На 9? На 15? (Начиная с одного и заканчивая каким числом?) -Ребята, а почему при делении остаток не может быть больше делителя?
-Прочитайте задание под цифрой 2. Может ли при делении на 6 получиться остаток 5? Почему? -Может получиться остаток 6? Почему не может?
-Может получиться остаток 7? Почему? -Молодцы! На стр.33 решим задачу №5. Прочитайте ее самостоятельно. Кто прочитает условие задачи? Кто прочитает вопрос задачи? -О чем говориться в задаче? -Сколько кубиков надо упаковать? -По сколько штук надо упаковать кубики в коробки? -Как узнать, сколько потребуется таких коробок? Каким действием мы это найдем?
-Назовите выражение.
-Как тогда узнать, сколько кубиков останется? -Самостоятельно запишите в тетради решение задачи и ответ. Кто решит задачу на доске? (Учитель спрашивает одного ученика) Проверяем решение задачи. Сколько потребуется коробок ? -Сколько кубиков останется? -Кто решил задачу правильно, поставьте карандашом в тетради +, кто допустил ошибку - -Следующее задание - №3. Его выполняете в парах. Используя словесное описание, вам нужно записать пример и найти неизвестный компонент деления. Один человек будет работать на доске. Кто желает? -Итак, проверяем задание под цифрой 1. Какие компоненты деления даны? Что нужно найти?
-Как найти делимое? -Поднимите руку, у кого получился другой ответ. -Проверяем второе задание. Чему равно частное чисел 72 и 8 ? -На сколько нужно уменьшить частное?
-Каким действием? -Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли выполнено задание. Поднимите руку, у кого получилось по-другому. -Кто выполнил задание без ошибок, поставьте в тетради +, кто допустил ошибку - | -Записывают и решают пример. 33:6=5 (ост.3) -33 разделить на 6 получиться 5 и остаток 3. Частное чисел 33 и 6 равно 5 и остаток 3. -При необходимости учащиеся корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. -Остаток должен быть меньше делителя -Сравнить остаток с делителем -Остаток меньше делителя. 3<6 -Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.
-6*5=30 -Остаток. Прибавить остаток к полученному результату. -30+3=33 -33. Значит пример решен правильно
-Выполняют задание №1 по вариантам. Два человека решают примеры на доске.
-Проверяю правильность решение примеров. При необходимости корректируют ответы учеников у доски. -Оценивают себя -Выполняют проверку деления с остатком. Один человек работает на доске. -Проверяю задание. 1этап- сравнение остатка с делителем -Находим делимое - умножаем делитель на частное. -К получившемуся числу прибавить остаток -Значит пример решен правильно
-Повторяют движения за учителем
-Читают задание
- Ответы детей. 2- делитель -Остаток 1
-На 4- 1,2,3. На 9- 1,2,3,4,5,6,7,8. На 15- с 1 до 14. -Потому что в этом случае деление можно выполнить еще раз. (Например: 27:5=4 (ост.7) -Может, 5<6 -Не может, т.к. 6 делится на 6. Остаток должен быть меньше делителя. 7- не может, т.к. 7>6 -Читают задачу, условие и вопрос. -О кубиках и коробках -86 кубиков -По 10 штук -Делением. Надо количество всех кубиков разделить на то количество, которое помещается в одну коробку. -86:10 -Найти остаток при делении -Записывают решение в тетради. Один ученик работает на доске.
-8 коробок -Останется 6 кубиков. -Оценивают себя -Выполняют задание в парах. Один человек на доске. -Даны делитель и частное, найти делимое. -Делитель умножить на частное
-9 -На три -Вычитанием -Проверяют задание
-Оценивают себя | П-1,2,3,4, 5,6 Р-2,3, К-1,2,3,4, Позн-1,2, 3, Л-1,2,3,4 |