Технологическая карта урока математики в 3 классе "Методика решению задач"
методическая разработка по математике (3 класс)

Платонова Дарья Андреевна

В уроке используется технология проблемного обучения, а также практические методы обучения.

Тема урока: Методика обучения решению задач.

Класс:  3.УМК «Школа России».

Учебник: «Математика» 3 класс, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, и др. М., «Просвещение», 2018 г.

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех карта31.05 КБ

Предварительный просмотр:

В уроке используется технология проблемного обучения, а также практические методы обучения.

Тема урока: Методика обучения решению задач.

Класс:  3.УМК «Школа России».

Учебник: «Математика» 3 класс, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, и др. М., «Просвещение», 2018 г.

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Цель: создать условия для отработки способов решения составных задач, для формирования вычислительного навыка на основе знания табличного умножения и деления.

Задачи урока: - совершенствовать вычислительный навык, определять тип задачи и способ ее решения;

- развивать логическое мышление (сравнение, анализ);

- воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимопонимание.

Планируемые результаты:

  • предметные: применяют правила вычисления значения выражений и правило нахождения площади прямоугольника, овладевают учебными действиями решении задач и умением использовать знания для решения учебной задачи;
  • метапредметные:
  • регулятивные - планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей,   определяют наиболее эффективные способы достижения результата, корректируют деятельность;
  • познавательные - используют различные способы поиска, обработки информации, выполняют логические действия, строят речевые высказывания;
  • коммуникативные - проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством  учета интересов сторон и сотрудничества;
  • личностные: формируют способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявляют навыки сотрудничества, избегают конфликтов и находят выход из спорных ситуаций.

Этап

урока

Время, мин

Методы
и приемы работы

Содержание взаимодействия учителя с учащимися

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

2

Диалогический
 

- Прочитайте незаконченное высказывание. (Последнее слово закрыто.)

«Где есть желание, там всегда найдется путь».

 - Как вы думаете, как можно продолжить эту фразу? (…) (Открыть продолжение фразы.)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему? (…)

Приветствуют учителя, выдвигают предположения, объясняют смысл высказывания.

Аргументирование своей точки зрения

Нацеливание на успешную деятельность

Формирование  умения слушать и слышать; строить речевое высказывание

Решение частной задачи.

3

5

Работа с Электронным Образовательным Ресурсом (приложение,1).Метод доказательства, практический метод.

Дифференцированный метод

-Рассмотрите свои числовые ряды. Какую закономерность можно выявить ряду? Продолжите числовой ряд.

1гр. – 1 ряд

2гр.– 2 ряд

3гр.– 3 ряд

4гр.– 4 ряд

Объясняют закономерность числового ряда. Дописывают на доске и в тетради, производят самопроверку.

Постановка и решение проблемы, усваивают правописание слов.

Постановка учебной задачи на основе исследования и определения закономерности.

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Практический метод

«Математическая разминка».

- Потренируемся в устном счете. Услышав выражение, каждый решает его самостоятельно. Затем вы в паре сравниваете свои результаты и записываете ответы в тетрадь, в строчку. (Правильные ответы появляются на экране в конце)

- На  сколько 37 больше, чем 9? (28)

- Увеличь 7 в 6 раза. (42)

- Уменьши 64 в 8 раз. (8)

- Из 1 сотни вычти 6 единиц.  (94)

- Во сколько раз 100 больше, чем 10? (10)

- Найди произведение 5 и 10.  (500)

- Найди частное 56 и 8.  (7)

Выполняют вычисления с последующей взаимопроверкой.

Применяют практические знания для решения учебной задачи.

Осуществляют самоконтроль и взаимопроверку.

Используют речь для регуляции своего действия.

Постановка учебной задачи.

2

Проблемная ситуация

- Попробуйте догадаться, в какую область математики мы сегодня отправимся.  Готовясь к встрече с вами и к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

- Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач.)

- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (…)

 - А вы любите решать задачи? Почему? (…)

- У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по Стране Математики и потренироваться в решении задач?

-Сформулируйте цель урока. (Закрепить умение решать задачи)

 - Тогда все вместе – в путь!

Анализируют стихотворение, делают выводы, высказывают свое мнение. Формулируют цель урока.

Выбирают наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предвосхищают результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Выражают свои мысли  с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Решение частных задач.

3

Работа с ЭОР (приложение, №2) Метод доказательства, практический метод

Решение задач на выбор действия.

-Давайте потренируемся в выборе действия в решении задачи.  

Анализируют условие задачи и объясняют выбор действия в решении.

Решение частных задач.

6

Работа с учебником стр.64 № 4, практический метод.

- Прочитайте задачу самостоятельно. Можно ли считать задачей то, что вы прочитали? Почему? (Нет вопроса)

-Рассмотрите чертеж и объясните  числовые значения. На сколько частей разделена вся дорожка? (на 3)

-Можно ли каждый участок считать слагаемым?

-Чем тогда будет длина всей дорожки?  (Суммой)

-Какой компонент будем находить и  как? (Неизвестное слагаемое)

-Во сколько действий задача?(в 2) Запишите решение выражением или по действиям.

-Можно ли решить задачу другим способом? Запишите решение.

Фиксируют графическую модель, соотносят числовые значения с графической моделью. Находят способы решения задачи. Работают индивидуально.

Самостоятельное создают алгоритмы деятельности.

Саморегуляция в ситуации затруднения. Осуществляют пошаговый контроль.

Формируют  умения слушать и слышать. Строят понятные речевые высказывания.

Физкультминутка.

1

Просмотр презентации

Мультимедийная презентация.

Выполняют упражнение.

Закрепление знаний и способов действий.

Работа с учебником стр.64 № 2, практический метод.

-Прочитайте задачу и определите способ краткой записи. ( Таблица). Заготовки таблицы у вас на парте. Давайте дадим название столбцам по задаче.

Количество шерсти на 1 свитер (мотков)

Количество свитеров

Общее количество шерсти

- Заполните данные условия в таблицу. Что можно узнать по этим данным? ( Сколько надо мотков на 1 свитер)

-Прочитайте первый вопрос и заполните вторую строчку таблицы. Во сколько действий задача?  Запишите решение. Проверьте решение по эталону.

Аналогично со вторым вопросом.

Читают задачу, находят число и определяют что оно обозначает.

Осуществляют поиск необходимой информации. Выдвигают гипотезы, их обсуждают, доказывают.

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Активно используют речевые средства для решения  коммуникативных задач.

Подведение итогов.

Диалогический, самостоятельная работа.

-Вспомните какую цель мы поставили на урок?

-Достиг ли наш урок цели?

Отвечают на вопросы, оценивают результативность своей работы на уроке.

Анализируют и контролируют результат

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения, проводят самооценку.

Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Проявляют активность в деятельности.

Домашнее задание.

Работа с учебником стр.64

Учебник задача №3, примеры №1.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Преобразуют модель в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Планируют решение учебной задачи (выстраивают алгоритм действий).

Задают вопросы, используют речь для регуляции своих действий.

Рефлексия.

Рефлексия

-У нас вырос цветок, но пока без лепестков. Они лежат у вас на парте. Оцените свою работу на уроке: Если у вас все получалось на уроке – розовый лепесток, если возникали иногда трудности при выполнении заданий – желтый,  а если вам было ничего не понятно – синий. Прикрепите магнитом свой лепесток и посмотрим какой цветок у нас получился.

Получают позитивный настрой от урока.

Оценивают работу на уроке свою и одноклассников.

Строят продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,

Проявляют активность в деятельности.

Приложения

Приложение 1  

ПЕРЕЧЕНЬ   ИСПОЛЬЗУЕМЫХ   НА   ДАННОМ   УРОКЕ    ЭОР.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая  коллекция  цифровых  образовательных  ресурсов

Инновационные учебные материалы

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f9de69a-8c72-47a5-b9c9-eafd81d21e08/%5BNS-MATH_3-01-09%5D_%5BIM_001%5D.html

2

Единая  коллекция  цифровых  образовательных  ресурсов

Инновационные учебные материалы

Интерактивная игра

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1a85ffa-e08a-4193-b115-18321ddcd48a/%5BNS-MATH_3-01-09%5D_%5BIM_012%5D.html

одинаковое

Приложение 2

одинаковое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Решение задач с величинами:время,скорость,расстояние".

Технологическая карта урока математики в форме морского путешествия. Содержит все этапы урока закрепления изученного материала....

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на движение" (УМК "Школа России", 4 класс)

Учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; дополнять вопросом условие задачи и составлять задачу по решению; устанавливать аналогии...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Закрепление изученного. Решение задач" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Закрепление изученного. Решение задач»Цели урока: закрепить знания компонентов и результата умножения, умение решать задачи на нахождение произведения; совершен...

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"

Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...

Технологическая карта урока математики на тему: Решение задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

Цель: Формирование умения решать задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц...

Технологическая карта урок математики 3 класс "Решение задач изученных видов"

Тема Решение задач изученных видовЦелиСпособствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе решения текстовых задач на увеличение ...