Урок математики в 1 классе с использованием ТРКМЧП на тему: «Решение простых задач»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Егорова Мария Сергеевна

На уроке представлены различные приёмы работы в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, направленные на развитие мыслительных навыков учащихся, умение задавать вопросы, принимать решения, работать с информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx392.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике с использованием ТРКМЧП

на тему: «Решение простых задач»

Подготовила и провела учитель

начальных классов: Егорова М.С.

2020– 2021 уч. год.

Цели:

  • Закреплять умение решать задачи;
  • Отрабатывать вычислительные навыки,
  • Развивать критическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, умение ставить вопросы.

Задачи урока:

- различать структуру текстовой задачи;  

-  выделять задачи из предложенных текстов;

- познакомить с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- способствовать отработке таблицы сложения (вычитания).

Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке:
  • организовать двигательную активность, гимнастику для пальчиков;
  • осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов;

- находить ответы на вопросы в знаковых записях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- составлять ответы на вопросы;

  • Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и задачи урока с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • Личностные УУД:

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- положительное отношение к учебной деятельности;

  • Коммуникативные УУД:

 - участие в работе парами и группами;

- умение понимать задаваемые вопросы;

- умение выражать свою точку зрения;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, документ-камера. Демонстрационное: иллюстрация с изображением кота Мурлыки, аквариума, рис. Кота из геометрических фигур, ромашки Блума, таблица с вопросительными словами, схемы задач. Раздаточное: конверты с силуэтами рыбок.

Ход урока:

Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся.

Самоопределение к деятельности.

- К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились и порадоваться за вас.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Где прячется искорка счастья?

Поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку.

- Я рада, что у нас отличное настроение.

Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь.

-Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его  помощники – тетрадь, ручка, линейка, карандаш,  сигналы-светофорчики.

 Вижу, что все готовы, молодцы!

  1. Стадия  ВЫЗОВ

-Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке. Для этого нужно разгадать ребус.

1

2

3

132

к

т

о

http://koteiko.ru/2009_Post/07/LevBartenev/LevBartenev_15_koteiko.ru.jpg

- Верно, кот! Куда же он направился? Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будем помогать коту ловить рыбок и пускать их в свои аквариум.

http://p0.storage.canalblog.com/04/50/1235768/103225067_o.jpg

 - Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Постараемся поймать как можно больше рыбок? (мозг. Гимнастика: «маятник», «шапочка для размышлений») Готовы?

 - Волшебство! Превратился обычный кот в кота математического!)

- Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какой он породы? Зачем он пришёл к нам в гости?) А наш кот не простой – математический.  Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей. (Кота могут звать Умником, Математиком, Цифриком. Порода математическая, а хозяева его – ученики и учительница 1 В класса. А пришёл он к нам на урок не случайно и не с пустыми лапами – просил вот вам передать…такое письмо- послание …).

Письмо:

Ваш  урок сейчас

Науке посвящается,

Что математикой

(в честь меня) называется

И  посвятите вы свой урок   …

- Тут неразборчиво написано – кот всё – таки, как мог нацарапал… Но тут есть подсказка – картинка… на кусочки распалась … нарочно, любит он, видно, мудрёные загадки придумывать…

3. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

- Как же нам, ребята, узнать, чему мы посвятим наш урок? (на карточках написаны слова, их что-то объединяет, по ним уже можно догадаться, что мы… будем решать задачи).

в аквариум

- Тему урока определили, а какую цель перед собою поставим? (учиться решать правильно, быстро вычислять, аккуратно и красиво записывать, работать дружно, сообща)

- Математика – точная наука, во всём порядок любит. Прошу помощников восстановить домик, в котором живёт задача.

в аквариум

- Решали мы задачи раньше?

- Кот хочет проверить, как вы умеете устно решать задачи, и предлагает математический диктант, который находится на его усах и хвосте. Нужно устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку.

(перед диктантом)

Ноги? На месте. (Да)

Руки? На месте.

Локти? У края.

Спинка? Прямая.

Мы друг друга понимаем!

Хорошо всегда считаем!

Мы отличный дружный класс!

Все получится у нас!

(Найти и показать разлетевшиеся по классу ответы прямой вытянутой рукой)

Учитель читает задачи, числа показывает на усах и хвосте кота.

  1. Мурка, кошка-мышеловка,
    Съела трех мышей в кладовке.
    И сейчас к норе подкралась…
    Цап! Еще одна попалась.
    Вот так Мурка!
    Сколько ей
    Удалось поймать мышей?
  2. Только я в кусты зашла —

2 подосиновика нашла,

Две лисички, боровик.

       Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

  1. Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки,

Рыбак Корней

Поймал трех окуней.

Рыбак Евсей —.

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

  1. К серой цапле на урок

Прилетело шесть сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

  1. Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели:

Пять румяных наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

  1. Кошка вышила ковер.

Посмотри, какой узор:

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать,

        Стала веточки

      Считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет?

  1. Мышки в норке не шумели,

К кошке в лапки не хотели,

            Четыре тихонько грызли корку,

            Две затеяли уборку.

      Сколько мышек, сосчитай

И ответ скорее дай!

МОЛОДЦЫ!

 в аквариум

- А умеете задачу от незадачи отличить? Как мы можем себя проверить?

-Предлагаю игру «Да-нетку». Готовы? (Работаем в парах, заполните табличку, покажите свою готовность к проверке),

1. На полянке играли  3 взрослых кота и пятеро котят.

2. 6+2

3. На день рождения к коту Леопольду пришло 7 худеньких мышат и один толстый мышонок. Сколько всего мышат пришло на день рождения к коту?

4. Сколько рыбок поймал кот Мурлыка?

5. Тётя Кошка знает 10 песенок. Из них 3 грустные, а остальные -  весёлые. Сколько грустных  песенок знает тётя Кошка?

6. У Леопольда было 8 мышеловок и 2 крысоловки. Сколько всего ловушек для грызунов было у Леопольда?

7. На день рождения к коту Математику пришло 5 худеньких мышат, а толстеньких на 2 больше. Сколько свечек горело на праздничном торте?

Проверяем условными знаками («да» - большой палец, «нет» - скрещиваем руки на груди), объясняем , почему «незадача».

в аквариум

- Что? (кот шепнул на ушко) Наш гость хочет сказать, что каждую историю нам нужно превратить в математическую задачу. А помогут вам в этом его лапки, ведь они не пустые, а с числовыми выражениями. Готовы?

- Превратите первую историю в задачу так, чтобы мы её решали таким выражением: 5+3 («Сколько всего котов и котят играло на полянке?»).

Почему мы решали задачу сложением? («Находили целое»). Помощник находит и выставляет схему.

- Превратите четвёртую историю в задачу так, чтобы мы её решали так: 6+2 («Кот поймал 6 окуньков и 4 карасика. Сколько всего рыбок поймал Кот?») 

Почему мы решали задачу сложением? («Находили целое»). Помощник находит и выставляет схему.

- Превратите пятую историю в задачу так, чтобы мы её решали так: 10-3 («Тётя Кошка знает 10 песенок. Из них 3 грустные, а остальные -  весёлые. Сколько весёлых песенок знает тётя Кошка?»).

Почему мы решали задачу вычитанием? («Находили часть»). Помощник находит и выставляет схему.

- Превратите седьмую  историю в задачу так, чтобы мы её решали так: !!! (Нет решения)

- А как же нам быть, как выполнить всю работу до конца?

(Самим придумать математический вопрос и решить задачу).

4 . Стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ.

- Какой вопрос можно поставить к задаче? («Сколько было толстеньких мышат?»)

- Запишите решение задачи в тетрадь. (Кира пишет на доске: 5+2=7(м.))

- У кого задача решена так же, просигнальте мне, пожалуйста!

-А почему прибавили 2? («толстеньких больше на 2»). Ставлю табличку с опорой.


- А как вы понимаете слова «больше на 2».

-  Понятно, кот Мурлыка, тебе такое объяснение? («Говорит, что нет!»)

- А если в условии что-то не совсем понятно, то что нам поможет разобраться? (Схема или рисунок).

- Выложим рисунок – модель из фигурок на партах, договоритесь (на ушко), кто будет выкладывать фигурки худеньких мышат, а кто фигурки толстеньких.

Работа в парах

- Как удобнее выкладывать фигурки  мышат? (в 2 ряда, фигурка под фигуркой).

- Сколько фигурок худеньких мышат выложили?

- А как выкладывали фигурки толстеньких? (Сначала положили столько же, а потом ещё 2»! )

- И получили больше на 2?

- Кто у нас в классе аналитик и сможет  правильно сказать, что значит «больше на 2»?

(столько же, а потом ещё 2)

- Как вы думаете, Мурлыка понял наше объяснение? А как бы нам так сделать, чтобы он никогда не ошибался в выборе правильного действия, решая такие задачи? Сделаем памятку-напоминалочку. Подумайте, как она будет выглядеть, посоветуйтесь друг с другом.

- Кто готов собрать памятку?

(Схемы -опоры помощники собирают на доске, проговариваем: «если в задаче говорится ««больше на..», то она решается действием сложения», «если в задаче говорится ««меньше на..», то она решается действием вычитания»,

- Мы молодцы? Справились с задачей?

в аквариум

Физминутка.

- Поёрзали от удовольствия. «Я ли не удалец, я ли не молодец?», «Кошка – собака», «Глазки зоркие? Стреляем», «Ушки хорошо слышат? А не вода ли у нас в ушках? Вытряхиваем»

5. Стадия рефлексии.

 - Над какой темой мы сегодня продолжали работать?

 -  Какую задачу объясняли сегодня нашему гостю?

- Каким действием решается задача, если в ней говорится «больше на..»?

- А каким действием решается задача, если в ней говорится «меньше на..»?

- Мы умеем решать такие задачи? Готовы проверить свои знания?

- Наш помощник – учебник. Стр. 121 №6. Составьте задачи по рисункам, запишите решение и ответ в тетрадь.

Проверка по слайду.

- Оцените правильность и аккуратность своей работы на линеечке, зажгите свой фонарик.

- Покажите свой уровень. А теперь уровень всего класса.

- Кто из вас стал лучше решать задачи?

- Остались ли затруднения?

- Посчитаем рыбок в своём аквариуме.

- И Мурлыка  очень доволен и говорит вам: «Спасибо»! Он дарит вам свой портрет и солнышки настроения.

- Приём «Солнышко настроения» ( прикрепить стикер к одному из трёх солнышек на доске: 1-всё понял, 2 – понял, но не до конца, 3- ничего не понял)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений»....

Доклад на тему "Решение простых задач в 1-ом классе"

1. Виды простых задач на сложение и вычитание.2. Простые задачи на сложение.3. Простые задачи на вычитание.4. Последовательность знакомства учеников с простыми задачами.5. Методические приёмы работы н...

Урок математики по теме "Решение простых задач" ОС "Школа 2100" 1 класс

Данный материал вкоючает в себя: презентацию и конспект урока....

Урок математики во 2 классе по теме: «Решение простых задач действием умножения». УМК «Перспективная начальная школа»

Урок  математики во 2 классе  решение простых задач действием умножения  по УМК «Перспективная начальная школа» показана хорошая подборка материала, методы работы на уроке....

Игра-тренажёр по теме «Решение простых задач» 1 класс «Решаем задачи с весёлыми миньонами».

Данный тренажёр способствует повышению эффективности изучения предмета математики,формирует умение решать простые задачи, повышает интерес к предмету. Данный ресурс можно использовать в индивидуальной...

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме: "Решение простых задач на движение"

Презентация квлючает в себя устный счёт и несколько задач на движение, записанных ввиде таблицы....

Урок по математике с использованием ТРКМЧП на тему: «Решение простых задач»

В конспекте урока используются задания на закрепление умения решать задачи, отрабатывать вычислительные навыки, развитие критического мышления познавательных  интересов, творческих способно...