Урок по математике с использованием ТРКМЧП на тему: «Решение простых задач»
план-конспект урока по математике (1 класс)
В конспекте урока используются задания на закрепление умения решать задачи, отрабатывать вычислительные навыки, развитие критического мышления познавательных интересов, творческих способностей, умение ставить вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.docx | 796.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике с использованием ТРКМЧП
на тему: «Решение простых задач»
Подготовила и провела учитель
начальных классов: Щербакова Н.Л.
2019 год.
Цели:
- Закреплять умение решать задачи;
- Отрабатывать вычислительные навыки,
- Развивать критическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, умение ставить вопросы.
Задачи урока:
- различать структуру текстовой задачи;
- выделять задачи из предложенных текстов;
- познакомить с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
- способствовать отработке таблицы сложения (вычитания).
Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке:
- организовать двигательную активность, гимнастику для пальчиков;
- осуществлять контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в знаковых записях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- составлять ответы на вопросы;
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и задачи урока с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Личностные УУД:
- оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- положительное отношение к учебной деятельности;
- Коммуникативные УУД:
- участие в работе парами и группами;
- умение понимать задаваемые вопросы;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, документ-камера. Демонстрационное: иллюстрация с изображением кота Леопольда, аквариума, рис. Кота из геометрических фигур, ромашки Блума, таблица с вопросительными словами, схемы задач. Раздаточное: конверты с силуэтами рыбок.
Ход урока:
Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся.
Самоопределение к деятельности.
- К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились и порадоваться за вас.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Где прячется искорка счастья?
Поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку.
- Я рада, что у нас отличное настроение.
Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь.
-Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники – тетрадь, ручка, линейка, карандаш, сигналы-светофорчики.
Вижу, что все готовы, молодцы!
- Стадия ВЫЗОВ
-Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке. Для этого нужно разгадать ребус.
1 | 2 | 3 | 132 |
к | т | о | |
- Верно, кот!А как его зовут?(Леопольд)
Куда же он направился? ( отправился на рыбалку).
- Мы с вами будем помогать коту ловить рыбок и пускать их в свои аквариум.
- Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Постараемся поймать как можно больше рыбок?
- Волшебство! Превратился обычный кот в кота математического!
- Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какой он породы? )
- А наш кот не простой – математический. Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей.
- А пришёл он к нам на урок не случайно и не с пустыми лапами – просил вот вам передать…такое письмо- послание:
Ваш урок сейчас
Науке посвящается,
Что математикой
(в честь меня) называется
И посвятите вы свой урок …
- Тут неразборчиво написано – кот всё – таки, как мог нацарапал… Но тут есть подсказка – картинка… на кусочки распалась … нарочно, любит он, видно, мудрёные загадки придумывать…
2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ
- Как же нам, ребята, узнать, чему мы посвятим наш урок? (на карточках написаны слова, их что-то объединяет, по ним уже можно догадаться, что мы будем решать задачи).
в аквариум
- Тему урока определили, а какую цель перед собою поставим? (учиться решать правильно, быстро вычислять, аккуратно и красиво записывать, работать дружно, сообща)
- Математика – точная наука, во всём порядок любит. Прошу помощников восстановить домик, в котором живёт задача.
в аквариум
- Решали мы задачи раньше?
- Кот хочет проверить, как вы умеете устно решать задачи, и предлагает математический диктант, который находится на его усах и хвосте. Нужно устно решить задачу, а значение выражения записать в строчку.
(Дети находят и показывают разлетевшиеся по классу ответы прямой вытянутой рукой)
Учитель читает задачи, числа показывает на усах и хвосте кота.
- Мурка, кошка-мышеловка,
Съела трех мышей в кладовке.
И сейчас к норе подкралась…
Цап! Еще одна попалась.
Вот так Мурка!
Сколько ей
Удалось поймать мышей? - Только я в кусты зашла —
2 подосиновика нашла,
Две лисички, боровик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?
- Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки,
Рыбак Корней
Поймал трех окуней.
Рыбак Евсей —.
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
- К серой цапле на урок
Прилетело шесть сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
- Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
- Кошка вышила ковер.
Посмотри, какой узор:
Три большие клеточки,
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки
Считать,
Но никак не может.
Кто же ей поможет?
- Мышки в норке не шумели,
К кошке в лапки не хотели,
Четыре тихонько грызли корку,
Две затеяли уборку.
Сколько мышек, сосчитай
И ответ скорее дай!
МОЛОДЦЫ!
в аквариум
- А умеете задачу от незадачи отличить? Как мы можем себя проверить?
-Предлагаю игру «Красный- зелёный». Готовы?
- Работаем в парах, заполните табличку, покажите свою готовность к проверке),
1. На полянке играли 3 взрослых кота и пятеро котят.
2. 6+2
3. На день рождения к коту Леопольду пришло 7 худеньких мышат и один толстый мышонок. Сколько всего мышат пришло на день рождения к коту?
4. Сколько рыбок поймал кот Мурлыка?
5. Тётя Кошка знает 10 песенок. Из них 3 грустные, а остальные - весёлые. Сколько грустных песенок знает тётя Кошка?
6. У Леопольда было 8 мышеловок и 2 крысоловки. Сколько всего ловушек для грызунов было у Леопольда?
7. На день рождения к коту Математику пришло 5 худеньких мышат, а толстеньких на 2 больше. Сколько свечек горело на праздничном торте?
Проверяем («да» - зеленый сигнал,, «нет» - красный), объясняем , почему «незадача»)
в аквариум
- Что? (кот шепнул на ушко) Наш гость хочет сказать, что каждую историю нам нужно превратить в математическую задачу. А помогут вам в этом его лапки, ведь они не пустые, а с числовыми выражениями. Готовы?
- Превратите первую историю в задачу так, чтобы мы её решали таким выражением: 5+3 («Сколько всего котов и котят играло на полянке?»).
- Почему мы решали задачу сложением? («Находили целое»). Помощник находит и выставляет схему.
- Превратите четвёртую историю в задачу так, чтобы мы её решали так: 6+2 («Кот поймал 6 окуньков и 4 карасика. Сколько всего рыбок поймал Кот?»)
- Почему мы решали задачу сложением? («Находили целое»). Помощник находит и выставляет схему.
- Превратите пятую историю в задачу так, чтобы мы её решали так: 10-3 («Тётя Кошка знает 10 песенок. Из них 3 грустные, а остальные - весёлые. Сколько весёлых песенок знает тётя Кошка?»).
- Почему мы решали задачу вычитанием? («Находили часть»). Помощник находит и выставляет схему.
- Превратите седьмую историю в задачу так, чтобы мы её решали так: !!! (Нет решения)
- А как же нам быть, как выполнить всю работу до конца?
(Самим придумать математический вопрос и решить задачу).
3 . Стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ.
- Какой вопрос можно поставить к задаче? («Сколько было толстеньких мышат?»)
- Запишите решение задачи в тетрадь. (на доске: 5+2=7(м.))
- У кого задача решена так же, просигнальте мне, пожалуйста!
-А почему прибавили 2? («толстеньких больше на 2»). Ставлю табличку с опорой.
- А как вы понимаете слова «больше на 2»?
- Понятно, кот Мурлыка, тебе такое объяснение? («Говорит, что нет!»)
- А если в условии что-то не совсем понятно, то что нам поможет разобраться? (Схема или рисунок).
- Выложим рисунок – модель из фигурок на партах, договоритесь (на ушко), кто будет выкладывать фигурки худеньких мышат, а кто фигурки толстеньких.
Работа в парах
- Как удобнее выкладывать фигурки мышат? (в 2 ряда, фигурка под фигуркой).
- Сколько фигурок худеньких мышат выложили?
- А как выкладывали фигурки толстеньких? (Сначала положили столько же, а потом ещё 2»! )
- И получили больше на 2?
- Кто у нас в классе аналитик и сможет правильно сказать, что значит «больше на 2»?
(столько же, а потом ещё 2)
- Как вы думаете, Мурлыка понял наше объяснение? А как бы нам так сделать, чтобы он никогда не ошибался в выборе правильного действия, решая такие задачи? Сделаем памятку-напоминалочку. Подумайте, как она будет выглядеть, посоветуйтесь друг с другом.
- Кто готов собрать памятку?
(Схемы - опоры помощники собирают на доске, проговариваем: «если в задаче говорится ««больше на..», то она решается действием сложения», «если в задаче говорится ««меньше на..», то она решается действием вычитания»)
- Мы молодцы? Справились с задачей?
в аквариум
Физминутка.
- Поёрзали от удовольствия. «Я ли не удалец, я ли не молодец?», «Кошка – собака», «Глазки зоркие? Стреляем», «Ушки хорошо слышат? А не вода ли у нас в ушках? Вытряхиваем»
4. Стадия РЕФЛЕКСИИ.
- Над какой темой мы сегодня продолжали работать?
- Какую задачу объясняли сегодня нашему гостю?
- Каким действием решается задача, если в ней говорится «больше на..»?
- А каким действием решается задача, если в ней говорится «меньше на..»?
- Мы умеем решать такие задачи? Готовы проверить свои знания?
- Наш помощник – учебник. Составьте задачи по рисункам, запишите решение и ответ в тетрадь.
Проверка по слайду.
- Оцените правильность и аккуратность своей работы на линеечке, зажгите свой фонарик.
- Покажите свой уровень. А теперь уровень всего класса.
- Кто из вас стал лучше решать задачи?
- Остались ли затруднения?
- Посчитаем рыбок в своём аквариуме.
- И Мурлыка очень доволен и говорит вам: «Спасибо»! Он дарит вам свой портрет и солнышки настроения.
- Приём «Солнышко настроения» ( прикрепить стикер к одному из трёх солнышек на доске: 1-всё понял, 2 – понял, но не до конца, 3- ничего не понял)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».
Урок математики был проведён в 1 классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...
Презентация к уроку математики в 1 классе по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».
Презентация к уроку математики в 1 классе по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений»....
Урок математики по теме "Решение простых задач" ОС "Школа 2100" 1 класс
Данный материал вкоючает в себя: презентацию и конспект урока....
Урок математики во 2 классе по теме: «Решение простых задач действием умножения». УМК «Перспективная начальная школа»
Урок математики во 2 классе решение простых задач действием умножения по УМК «Перспективная начальная школа» показана хорошая подборка материала, методы работы на уроке....
Урок по математике во 2 классе Тема: "Решение текстовых задач ".
Урок по математике во 2 классеТема: "Решение текстовых задач "....
Презентация к уроку математики в 4 классе по теме: "Решение простых задач на движение"
Презентация квлючает в себя устный счёт и несколько задач на движение, записанных ввиде таблицы....
Урок математики в 1 классе с использованием ТРКМЧП на тему: «Решение простых задач»
На уроке представлены различные приёмы работы в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, направленные на развитие мыслительных навыков учащихся, умение задавать вопросы,...