Раздел | Приёмы рациональных вычислений. |
Тема | Окружность и круг. |
Цели | 1) Формировать представление об окружности и её элементах: центре, диаметре, радиусе; умение строить окружности с помощью циркуля; 2) Тренировать вычислительный навык, умение решать геометрические задачи на нахождение площади.
|
Термины и понятия | Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, многоугольник; простейшие геометрические фигуры: линяя, прямая, точка, отрезок; окружность, радиус, диаметр; циркуль; выражение, нахождение значения выражения; площадь, периметр; арифметические действия: умножение, деление, сложение, вычитание. |
Планируемый результат |
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД |
- Формирование интереса и положительного отношение к математике и геометрии;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
| Познавательные: - Выполнять универсальные логические действия - анализ, синтез;
- Формировать умение наблюдать и анализировать геометрические фигуры;
- Сравнивать геометрические фигуры по разным критериям;
- Развитие математического кругозора.
Регулятивные: - Выполнять учебное действие в соответствии с целью.
- Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
- Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные: - Формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;
- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
- Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
| - Формировать представление о понятиях «окружность», «круг», как о геометрических фигурах, их элементах;
- Развивать умений определять и различать окружность и круг;
- Развивать умение чертить окружность с помощью циркуля;
- Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
|
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Окружающий мир – история нахождения циркуля, его особенностей. Русский язык – знакомство с терминами «окружность», «круг», «циркуль», запоминание их написания.
| Информационный материал: учебник Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука 4 класс. Ч. 1. Стр. 46 – 47., презентация, приложение для учебника. Демонстрационный материал: иллюстрация слона, круги, циркуль. Интерактивный материал: круги, циркули. | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Ход урока
|
I этап. Организационный момент 3 минуты |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Создание психологического и эмоциональное комфорта в классе.
- Настроить обучающихся на занятие.
- Минутка чистописания.
| - Итак, ребята, прозвенел звонок. Проверьте свою готовность к уроку. Закройте глаза, настройтесь на урок. Откройте глаза. - Давайте начнём наш урок, присаживайтесь. - Запишите число, классная работа и цифры. | Личностные умения: - Умение организовать своё рабочее место.
Коммуникативные умения: |
II этап. Актуализация знаний. 5 минут |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Актуализировать темы предыдущих уроков.
- Актуализация по темам имя существительное, падежи имён существительных.
| - Посмотрите на этого забавного слоненка. Из какой области математики он к нам пожаловал? (Из геометрии.)
- Что в нём необычного? (Он состоит из одних кругов.)
- Именно геометрии, именно кругам мы посвятим сегодняшний урок и узнаем что-то новое о них.
- Для начала поделимся со слоненком вашими успехами в изучении приемов умножения и деления.
- Запишите данные выражения в тетрадь, по вариантам. Найдите значения выражений.
- Проверим ответы первого варианта (устные ответы).
- Проверим ответы второго варианта (устные ответы).
- Кто из вас ошибся при выполнении задания?
- Сделайте вывод. (Нужно закрепить знание умножения и деления круглых чисел.)
| Познавательные умения: - Актуализация изученных тем.
Коммуникативные умения: - Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения: - Использовать знания полученные на предыдущих уроках.
|
III этап. Самоопределение деятельности 5 минуты. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Самостоятельное формулирование цели и темы урока.
- Проверка домашнего задания.
| - Почему ответы на карточках? (Наверно, в них спрятан какой-то секрет.)
- Верно, надо лишь перевернуть карточки.
- Прочитайте слова.
- Объясните понятия «область» и «граница» с точки зрения геометрии. (Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю»; область – это часть плоскости, которая находится внутри границы…)
- Слоненок хочет приобрести себе дом в стране Геометрии. У него есть на выбор 4 участка. Их планы изображены на этом рисунке.
- Посмотрите, что в них интересного? (Это геометрические фигуры).
- Назови, что это за фигуры?
- Некоторые их точки обозначены буквами. Где располагаются точки? (внутри, на границе).
- Чтобы слоненок приобрёл себе участок, ему надо составить два слова, которые дают ключ к его участку. Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ. Поможете ему?
- Составьте эти слова. (Круг, окружность.)
- Что такое круг и чем он отличается от окружности? (Круг – это часть плоскости внутри окружности, окружность – это граница круга.)
- Слоненок вам очень признателен.
- Посмотрите ещё раз внимательно на него. Найдите в его изображении круги и окружности.
- Чтобы понять, с чем мы познакомимся на уроке поиграем в игру «Верю не верю». В конце урока проверим ваши предположения.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» способ построения окружностей, узнать, что такое радиус.)
- С помощью чего можно изобразить окружность? (С помощью циркуля). Ульяна нам расскажет про циркуль.
- Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей.
Самое удивительное, что циркули, найденные при раскопках в древних Помпеях, оказались настолько совершенными, что последующие века практически ничего не внесли в их конструкцию! | Коммуникативные умения: - Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные умения: - Проводить анализ объектов, выделять общие черты.
|
IV этап. Работа по теме урока. 5 минут. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Формирование умения определения глаголов как части речи;
- Подбирать антонимы и синонимы к глаголам.
| - Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) .
- Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш) .
- Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг - циркус. С каким словом созвучно мое название? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
- С циркулем нужно работать очень осторожно. Какие правила в работе мы должны соблюдать?
- Сейчас мы попробуем с вами построить окружность. Сначала внимательно посмотрите видео. (Отрывок построение окружности из приложения к учебнику).
Обучающиеся строят окружность, обозначают центр окружности, радиус и диаметр.
В тетради вы наблюдаете самую простую из кривых линий – окружность. Ведь это одна из древнейших геометрических фигур. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства.
- Приступим ко второй практической работе.
На партах приготовлены заготовки круга. Согните круг пополам. Образовавшуюся линию сгиба обведите карандашом. Чем является данная линия в окружности? - Линия будет диаметром круга. Вывод: диаметр делит круг пополам.
- Согните круг ещё раз пополам, мы получим получатся четыре равные части. Разверните круг обратно, посмотрите на него. Линии сгиба, пересеклись в одной точке, которая называется центром круга. Можете также обозначит центр точкой. Вы видите четыре сгиба, чем они являются?
- Радиусами.
- Правильно, обведите любым цветом один из радиусов.
- Какие выводы мы можем сделать?
- Длины диаметров равны. Диаметр равен двум радиусам.
- Давайте откроем учебник на стр. 46 и внимательном прочтём правило. Итак, что вы узнали об окружности? (Окружность – это граница круга, радиус соединяет центр окружности с ее точной; если две противоположные точки соединить отрезком, проходящим через центр окружности, то получим диаметр.)
| Предметные умения: - Развивать умение узнавать на чертеже окружность и круг,
- Развивать умение называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр),
- Развивать умение характеризовать свойства этих фигур.
- Развивать умений устной связной речи;
- Развивать умение образной речи.
Познавательные умения: - Пользоваться чертежными инструментами, циркулем.
Коммуникативные умения: - Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
Физкультминутка для тела
|
IV этап. Работа по теме урока. 10 минут. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Формирование умения определения глаголов как части речи;
- Подбирать антонимы и синонимы к глаголам.
| - Откройте учебник на стр. 46. Вы видите нашу практическую работу, которую мы выполнили в тетради, а также определения понятий данной темы. Найдите в правиле определение радиуса окружности, прочтите его.
- Отрезок, который соединяет центр окружности с какой-либо её точкой.
- Найдите определение диаметра окружности. Прочитайте его.
- Отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через её центр. Заполните таблицу в парах.
- Хорошо, молодцы. Выполним № 2 на стр. 27. Вспомним порядок деления в столбик с остатком. (Решают № 2 у доски двое обучающихся).
- Выполним № 6 на стр. 47. (Решение задачи у доски, комментирование).
| Коммуникативные умения: - Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- Внимательно слушать своих одноклассников.
Предметные умения: - Развивать умение делить в столбик со остатком;
- Развивать умение делать проверку деления с остатком;
- Закреплять умение решать задачи на нахождение площади и периметра;
- Развивать умений устной связной речи;
- Развивать умение образной речи.
Личностные умения: - Проявление интереса к поэтически произведениям.
|
V этап. Рефлексия учебной деятельности. 2 минуты.
|
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Проведения анализа своей деятельности на уроке.
- Подведение итогов урока, формулирование выводов занятия.
| - Предлагаю закрепить нашу тему урока. Проверим на сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. Выполним задания в приложении. (1-3 задания на фронтальную работу).
- Какую цель урока вы ставили перед собой? («Открыть» способ построения окружности, узнать, что такое радиус.)
- Достигли ли вы цели? Докажите. (Окружность — это граница круга, радиус – это отрезок…)
- Что еще узнали на уроке?
- Какие задания вам было интересно выполнять?
- Молодцы, я очень рада!
| Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
VI этап. Домашнее задание. 4 минуты. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Понимание и запись домашнего задания.
| - Давайте познакомимся с домашним заданием. Дома вам необходимо ещё раз прочитать правило на стр. 46. Ориентируясь на правило выполнить № 1 на стр. 47. И выполнить задачу № 3 на стр. 47.
- Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали!
| Регулятивные умения: - Выполнять учебное задание в соответствии с целью
Коммуникативные умения: - Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- Внимательно слушать учителя и своих одноклассников.
|