методические разработки
план-конспект урока по математике (3 класс)

Савенко Людмила Степановна

Представлен конспект урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 век" и презентация к уроку математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 3 класс46.74 КБ
Файл презентация 3 класс918.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Савенко Людмила Степановна

Конспект

урока по окружающему миру

 «Что такое ремесло»

Общая часть

Предмет

Окружающий мир

класс

3 класс

Тема урока

«Что такое ремесло»

Дидактическая цель

Создание условий для знакомства учащихся с понятием «ремесло», «ремесленник» и видами ремёсел на Руси.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1 - проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения на основе вопросов учителя;

Л2 - доброжелательное отношение ко сверстникам;

Л3 – развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные  МР

МР1 - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

МР2- руководствоваться правилами при выполнении работы;

МР3 - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

МР4 - понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем:

МР5 – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные  МП

МП1 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

МП2 -умение структурировать знания;

МП3 – умение искать, получать, использовать информацию: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

Коммуникативные  МК

К1- Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать индивидуальные результаты учебной деятельности.

К2 – Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.

К3 – Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

П1 – знать, что такое ремесло;

П2 – знать, какие виды ремесел встречались на Руси;

П3 – знать, какие изделия изготавливали ремесленники.

Решаемые учебные

проблемы

Что такое ремесло? Кто такие ремесленники? Каким может быть ремесло (его виды)? Что изготавливают ремесленники?

Образовательные технологии, используемые на уроке

Приемы проблемно-диалоговой, информационно-коммуникационной, рефлексивной, здоровьесберегающей (физминутка) технологий.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, презентация, интерактивная доска.

Образовательные и интернет ресурсы

1. Литература

Учебник «Окружающий мир» 3 класс.

Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения в начальной школе.

Презентация, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

2. Интернет-ресурсы.

3. Учебные принадлежности.

Учебник, тетрадь, пенал, дневник

Оборудование  для  урока

Презентация, интерактивная доска.

Учебник «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь, письменные принадлежности, рабочий лист по теме урока, карточка для ответов на тест.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

- Проверим готовность к уроку. У вас на партах должна быть рабочая тетрадь и необходимые письменные принадлежности..

Ребята, сейчас вы получите рабочие листы, задания с которых мы будем выполнять в течении урока. Давайте его подпишем.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Получают рабочие листы, подписывают их.

Л3

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, обратите внимание на таблицу, которая находится на ваших рабочих листах. Как она называется? Сколько в ней граф, что они обозначают?

Прочитайте каждое высказывание, если верите, ставьте в графе ДО плюс; если не верите, ставьте минус. Задание выполняем индивидуально. Не бойтесь ошибиться, ведь здесь нет правильных и неправильных ответов, вы лишь высказываете свое мнение.

Вопросы в таблице «Веришь - не веришь»:

  1. Наши предки всегда учились делать все новые и новые вещи для ведения своего хозяйства.
  2. Первые корзины плелись из коры растений.
  3. В древнерусских городах можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.
  4. Ювелирное дело очень славилось в эпоху Киевской Руси.
  5. Прядением льна и шерсти на Руси занимались только женщины.

- Поднимите руку, кто поставил 5 плюсов? 4? И т.д.

- Ребята, а как вы думаете, почему так много разных мнений? Почему какие-то утверждения могли вызвать у вас затруднение?

Подвести к тому, что затруднения возникли по причине того, что эта тема является для нас новой.

Работа с таблицей «Веришь - не веришь»

Проверяют результаты

- Не знаем этого; еще не проходили.

МП1, МП2

МР4

3. Постановка темы и цели урока.

- Посмотрите на утверждения. Давайте попробуем сформулировать с их помощью тему урока.

Тема появляется на слайде после ответов детей:

Тема урока - Что такое ремесло.

- Тогда какую цель мы можем поставить к этому уроку?

Цель появляется после ответов детей.

Цель урока – узнать, что такое ремесло и каким оно бывает

Работа с планом

МР1

Л1

Л2

4. Планирование деятельности; построение плана выхода из затруднения.

- Теперь, когда мы с вами знаем тему и цель нашего урока, нам необходимо составить план нашей совместной работы по знакомству с данной темой.

- Посмотрите на слайд. Наш план перепутан. Кто догадается, как нам правильно соединить распавшиеся части? Подумайте про себя, а затем поднимите руку, чтобы ответить.

Узнать с видами ремесел

Познакомиться, что такое ремесло

- Кто готов озвучить свой вариант? Ребята, вы согласны с ответом?

Эталон появляется на слайде после ответов детей

 

Выпоним тест по теме урока.

Работают с планом урока

П1, П2, П3, П4

К1, К2, К3

МП3, МП1

5. Реализация плана

- Вспомните, как звучала тема урока. Можем ли мы точно сформулировать, что же такое «ремесло»?

- Спасибо за ответы, ребята. А как вы думаете, где мы можем узнать точное значение слова?

- Правильно. Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. Итак, ремесло – это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.

- Как вы понимаете «изготовление ручным способом»?

После работы над определением, оно появляется на слайде.

- Выполните задание номер 1. Спишите определение.

(Или можно продиктовать)

- Попробуем предположить, а кто же тогда ремесленник?

Ремесленник - человек, который занимается, владеет ремеслом.

- Какой пункт плана мы только что выполнили?

- А как звучал следующий?

- Верно. Сейчас мы познакомимся с видами ремесел, которые встречались с давних времен до сегодняшнего времени на территории нашей страны.

Рассказ учителя

Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. Позже ремесленники стали изготавливать продукцию для продажи, для ярмарки.

- Вы знаете, что такое ярмарка?

Показывается слайд с ярмаркой на Руси.

А природа, в свою очередь, щедро одаривала ремесленников материалами, чтобы никогда не пустовали ярмарки. В ход шли глина, древесина, шерсть, лён. Из недр добывалась железная руда. В реках вымывали золотой песок.

Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и многое другое. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Большого искусства достигли русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Называлось такое ремесло плотничным делом.

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

Ювелирное искусство - изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения)

преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения для себя и обереги. Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, изготавливая всё новые украшения – это и короны, и диадемы, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг и многое другое.

Кузнец – мастер по обработке металла ковкой. Профессия кузнеца одна из самых древних. Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи почти из “ничего”, из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца “вещим человеком”, чуть ли не чародеем. “С кузнецом не положено на “ты” говорить”, — подмечает финская поговорка. “Тысяча ударов портного — один удар кузнеца”, — почтительно говорили узбеки. Древнерусские кузнецы производили разнообразные вещи, необходимые в быту, аксессуары, утварь и т.д. Ожерелья, перстни, подвески, пряжки, оплечья, застежки, браслеты или детали конской сбруи,  дверные замки, петли на сундуки и ларцы, и оковки для них, боевые топоры, шлемы, мечи, кольчуги – все это и многое другое было результатом работы кузнецов, настоящих мастеров своего дела.

Кузнечное ремесло и профессия кузнеца всегда были в почете. Отовсюду в каждой деревне или поселении вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. 

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.

Ремесло в те времена невероятно ценилось. В древнерусских городах даже можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.

- Давайте повторим, какие названия ремесел мы услышали?

- Ребята, повернитесь к соседним партам так, чтобы у нас получились группы по 4 человека. Выполните задание 2.

(Уточнить, помнят ли дети, что такое кластер и как он составляется – привести пример на доске)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Учителем выбирается группа, которая представляет по одному ремеслу. Название + что производили.

- Вы также можете дополнять ответы других групп.

Физминутка

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд, другой — вперёд,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты.)

Задание 3. Групповая работа ( в паре).

- Задание 3 выполняете с соседом по парте. Ваша задача угадать ремесленника по материалу, с которыми он работает.

- Поставьте с соседом руки домиков, когда будете готовы. Давайте проверим, что у вас получилось. Какой ремесленник под цифрой 1,2…?

Ответы:

гончар

кузнец

стеклодув

ювелир

плотник

ткач

Тест «Труд крепостных крестьян. Ремесло». Самостоятельная работа на отметку.

- Сейчас мы с вами выполним небольшой тест. На каждый ответ дается не более минуты. Запишите правильную букву в графу внизу рабочего листа.

Взаимопроверка.

Далее меняются тестом с соседом по парте, проверяют работу, отвечая на вопросы по поднятой руке.

- За каждый правильный ответ ставим плюс.

5(отл.) – 5 правильных ответов, 4(хор.) – 4 правильных ответа и т.д.

- Сегодня вы отлично поработали, выполнили все задания и даже решили тест. Давайте вернемся к таблице «Веришь - не веришь». Изменилось ли теперь ваше мнение? Почему?

Обсуждение результатов с ребятами.

- Проверьте, не забыли ли вы в начале урока подписать рабочий лист. Сдайте его.

.

- Человек, который занимается ремеслом.

- Узнали, что называют ремеслом

- Познакомиться с видами ремесел на Руси

Слушают рассказ учителя, сопоставляют с презентацией

- Ткачество, плотничное дело, гончарное дело, ювелирное, кузнечное

Составляют кластер четверками

Проверяют результаты, могут дополнить ответы других команд или дописать ремесла, о которых не вспомнили

Работают в парах с кроссвордом

Проверяют

Решают тест самостоятельно

Проверяют тест, поменявшись с соседом по парте,

Заполнение графы «После» в таблице веришь-не веришь.

Обсуждение изменившихся мнений.

П4, МП1, МП2, МП3, К1, К3

6. Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним его название.

Какую цель мы с вами ставили?

Давайте обратимся к нашему плану. Все ли пункты нам удалось выполнить?

- Верно, мы справились со всеми пунктами плана! Это говорит о том, что мы отлично потрудились.

- Скажите, а что сегодня показалось вам наиболее интересным?

Рефлексия Фразеологизмы

Работал, закатав рукава (уточнить понимают ли верное значение фразеологизма)

Шевелил мозгами

Считал ворон

Слушал краем уха

Общее подведение итогов рефлексии

Вспоминают тему и цель урока

- Да!

МП1

МР5

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Фамилия ________________________ Имя_____________________ класс__________

Тема урока _______________________________________________________________

Веришь – не веришь?

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

Наши предки всегда учились делать все новые и новые вещи для ведения своего хозяйства.

Первые корзины на Руси плелись из коры растений.

В древнерусских городах можно было встретить такие улицы как: Оружейная, Кузнецкая, Гончарная, Мясницкая.

Ювелирное дело очень славилось в эпоху Киевской Руси.

Прядением льна и шерсти на Руси занимались только женщины.

  1. Запиши определение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составь кластер

  1. Угадай ремесленника по материалу, с которым он работает.

ТЕСТ  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 3 « б» классе Учитель Савенко Людмила Степановна

Слайд 2

40*5= 17*2= 12*3= 28*10= 22*4= 100*6=

Слайд 3

Проверь себя 40*5= 200 17*2= 34 12*3= 36 28*10= 280 22*4= 88 100*6= 600

Слайд 4

5*10 = ? 570:10 = ? 10*32 = ? 400:100 = ? 77*10 = ? 120:10 = ? 100*9 = ? 800:100 = ? .

Слайд 5

Тема урока – деление на 10 и на 100

Слайд 6

Цель урока - научиться делить числа на 10 и на 100

Слайд 7

примеры и задачи, используя новые знания ,как умножать на 10 и на 100 ,как делить на 10 и на 100 Вспомним Узнаем Решим

Слайд 8

,как умножать на 10 и на 100 ,как делить на 10 и на 100 примеры и задачи, используя новые знания Вспомним Узнаем Решим

Слайд 10

Цена одного килограмма соли составляет 10 рублей. Это в 4 раза меньше, чем цена килограмма сахара. Для столовой закупили 10 килограммов сахара. Какая стоимость этой покупки?

Слайд 11

5*10 = 570:10 = 10*32 = 400:100 = 77*10 = 120:10 = 100*9 = 800:100 = .

Слайд 12

Урок был интересным. Я смог разобраться с темой и хорошо выполнил самостоятельную работу. Урок мне понравился, но я справился не со всеми заданиями. Мне помогал учитель и одноклассники. На уроке мне было скучно. Я ничего не выполнил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...