Контекстные задачи
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Составление и решение контекстных задач на уроках и внеурочных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Районный семинар по составлению и решению контекстных задач | 788.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар по теме: «Составление и решение контекстных задач на уроках и внеурочных занятиях»
25.11.2020
Рыжова Елена Вячеславовна
Поделюсь опытом работы на занятиях кружка «Одарённый ребёнок». Чем меня заинтересовали контекстные задачи?
Слайд 1
Актуальность нашей работы заключается в том, что в жизни перед людьми стоит много практических задач, многие из которых математические.
Новизной работы является составление таких задач, которых нет ни в одном учебнике, сборнике или дидактическом материале.
Практическая значимость состоит в том, чтобы расширить кругозор ребят и учить ориентироваться в окружающей действительности.
Я выстроила свою деятельность в двух направлениях.
- Сначала надо было объяснить ребятам, что такое контекстная задача.
- Научить составлять и решать такие задачи.
Представляю вашему вниманию две задачи. Определите, какая из них контекстная.
Слайд 2
В магазине имеются коробки конфет трёх видов: за 200р., 250р. и 280р. В коробке за 200рублей- 15 штук конфет, за 250 рублей- 16 штук, а за 280 рублей – 18 штук. Оля ждёт в гости двух подруг. Коробку конфет какого вида ей следует купить, чтобы можно было разделить все конфеты поровну, если у неё имеются две купюры по 100рублей и 6 монет по 10 рублей? | Лена договорилась встретиться с подругой в половине шестого вечера. В 16ч 40мин начинаются мультфильмы: 3 мультфильма по 9минут каждый. Успеет ли Лена прийти на встречу вовремя, если ей очень хочется посмотреть все мультфильмы? |
Слайд 3 ( дети решают)
Сначала мы решили первую задачу, затем вторую и выяснили, что контексту удовлетворяет вторая задача, потому что она:
- практико-ориентированная;
- в ней есть конкретная жизненная ситуация;
- она личностно значимая;
- не содержит всех математических данных.
Далее мы с ребятами рассмотрели задачу такого вида
- Вы собираетесь с папой и мамой поехать в Сочи и вернуться через 2 недели. Какой способ передвижения будет более выгодным для вашей семьи и почему?
МАШИНА Расстояние от Москвы до Сочи 1600км | ПОЕЗД | САМОЛЁТ |
Бензин – 45 руб/л Расход топлива – 10л на 100км Остановка в мотеле (12ч) – 1000р за номер Питание – 500р на человека | Плацкарт – 3000р за 1 билет Время в пути – 40ч Питание. Путь от вокзала до места назначения. | Цена билета эконом-класса – 5000р Путь от аэропорта до места назначения. |
Приведу пример контекстной задачи патриотической направленности . Перед 9Мая совместно с юнармейцами нашей школы мы приняли участие в акции «Письмо с фронта» (фото) и в смотре проектов ко Дню Победы (фото)
2020 год- это год 75-летнего юбилея Победы. По традиции в школе проходит встреча ветеранов. В связи с этим у нас появилась задача, связанная с праздником.
В нашу школу на праздник Победы придут 25 ветеранов Великой Отечественной войны. На поздравление каждого обществом ветеранов выделено 500 рублей. Нашему классу поручено подготовить подарочные наборы. В случае экономии есть возможность пригласить исполнителя военных песен или организовать чаепитие. Рассчитайте наиболее рациональный способ поздравления. |
При решении задачи возникает много вопросов, так как есть недостающие данные, например:
- из чего может состоять праздничный набор?
- какие есть обязательные траты? (составление самого праздничного набора)
- необязательные траты? (чаепитие или приглашение артиста)
Эта задача не имеет однозначного решения. К тому же у учителя есть возможность установления метапредметных связей.
- Кого мы называем ветеранами?
- Сколько лет может быть ветеранам? (Это тоже задача, которая имеет разные решения и связана с краеведением, историей, математикой)
- Сколько ветеранов осталось в нашем городе? Где это можно узнать?
- Какие бы вы вопросы задали ветеранам?
На партах у ребят появляется лист-помогалочка к решению задачи.
СУВЕНИРЫ | ЦЕНА |
Кружка Блокнот Фонари | 95р 50р 90р |
КОНФЕТЫ | ЦЕНА |
Птичье молоко Подмосковные вечера Вдохновение Родные просторы | 90р 160р 219р 70р |
ЦВЕТЫ | ЦЕНА |
Хризантема Гвоздика Роза | 70р 50р 110р-160р |
ЧАЙ | ЦЕНА |
Весенний букет Гринфилд ВЕТА | 45р 75р 87р |
Надо исследовать эти данные и рассчитать наиболее рациональный способ поздравления.
В результате каждый ученик представил и защитил свой способ решения.
Контекстные задачи могут быть и краеведческой направленности.
Задача для учителей.
Вашим ученикам выделены деньги на однодневную поездку в город Переславль-Залесский. Составьте маршрутный лист с учётом посещения музеев и комплексного обеда. Что необходимо учесть? |
Например: стоимость проезда, цену билета в разные музеи, цену комплексного обеда, количество выделенных денег на поездку и т.д.
Попробуйте на этой основе составить с ребятами контекстную задачу, целью которой может быть установление более выгодной поездки на экскурсию.
Ребятам нравится работать с такими задачами. Надеюсь, и вы тоже увлечётесь подобной работой с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление и решение контекстных задач в начальной школе
Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....
Составление и решение контекстных задач
Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...
Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"
Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения...
Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.
Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отноше...
Контекстные задачи как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся младшего звена
В работе представлен алгоритм конструирования контекстных задач. Рассмотрены задачи по разным предметам и задача для учителей.Разработаны задачи про Саратов и Маркс....
Составление и решение контекстных задач, составленных на основе правил дорожного движения
Представлен опыт работы мой и моих коллег на годичном семинаре практикуме по составлению и решению контекстных задач, основанных на материале ПДД....
Сборник контекстных задач, составленных в рамках работы экспериментальной площадки АСОУ по составлению контекстных задач
Данный сборникзадач составлен обучающимися начальных классов МБОУ СОШ №14 г. Сергиева Посада под руководством учителей начальных классов....