Контекстные задачи
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Вячеславовна Рыжова

Составление и решение контекстных задач на уроках и внеурочных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный семинар по теме:  «Составление и решение контекстных задач на уроках и внеурочных занятиях»

25.11.2020

Рыжова Елена Вячеславовна

   Поделюсь опытом работы на занятиях  кружка «Одарённый ребёнок». Чем меня заинтересовали контекстные задачи?

Слайд 1

Актуальность нашей работы заключается в том, что в жизни перед людьми стоит много практических задач, многие из которых математические.

Новизной работы является составление таких задач, которых нет ни в одном учебнике, сборнике или дидактическом материале.

Практическая значимость  состоит  в том, чтобы расширить кругозор ребят и учить ориентироваться в окружающей действительности.

Я выстроила свою деятельность в двух направлениях.

  1. Сначала надо было объяснить ребятам, что такое контекстная задача.
  2. Научить составлять и решать такие задачи.

Представляю вашему вниманию две задачи. Определите, какая из них контекстная.

Слайд 2

         В магазине имеются коробки конфет трёх видов: за 200р., 250р. и 280р. В коробке за 200рублей- 15 штук конфет, за 250 рублей- 16 штук, а за 280 рублей – 18 штук. Оля ждёт в гости двух подруг. Коробку конфет какого вида ей следует купить, чтобы можно было разделить все конфеты поровну, если у неё имеются две купюры по 100рублей и 6 монет по 10 рублей?

         Лена договорилась встретиться с подругой в половине шестого вечера. В 16ч 40мин начинаются мультфильмы: 3 мультфильма по 9минут каждый. Успеет ли Лена прийти на встречу вовремя, если ей очень хочется посмотреть все мультфильмы?

Слайд 3 ( дети решают)

Сначала мы решили первую задачу, затем вторую и выяснили, что контексту удовлетворяет вторая задача, потому что она:

- практико-ориентированная;

- в ней есть конкретная жизненная ситуация;

- она личностно значимая;

- не содержит всех математических данных.

Далее мы с ребятами рассмотрели задачу такого вида

  •              Вы собираетесь с папой и мамой поехать в Сочи и вернуться через 2 недели. Какой способ передвижения будет более выгодным для вашей семьи и почему?

МАШИНА

Расстояние от Москвы до Сочи 1600км

ПОЕЗД

      САМОЛЁТ

Бензин – 45 руб/л

Расход топлива – 10л на 100км

Остановка в мотеле (12ч) – 1000р за номер

Питание – 500р на человека

Плацкарт – 3000р за 1 билет

Время в пути – 40ч

Питание.

Путь от вокзала до места назначения.

Цена билета эконом-класса – 5000р

Путь от аэропорта до места

 назначения.

C:\Users\Алена\Desktop\Вагон-ресторан.jpg

Приведу пример контекстной задачи  патриотической  направленности .  Перед  9Мая совместно с юнармейцами нашей школы мы приняли участие в акции «Письмо с фронта» (фото)  и в смотре проектов ко Дню Победы (фото)

2020 год- это год 75-летнего юбилея Победы. По традиции в школе проходит встреча ветеранов. В связи с этим у нас появилась задача, связанная с праздником.

В нашу школу на праздник Победы придут 25 ветеранов Великой Отечественной войны. На поздравление каждого обществом ветеранов выделено 500 рублей. Нашему классу поручено подготовить подарочные наборы. В случае экономии есть возможность пригласить исполнителя военных песен или организовать чаепитие. Рассчитайте наиболее рациональный способ поздравления.

При решении задачи возникает много вопросов, так как есть недостающие данные, например:

- из чего может состоять праздничный набор?

- какие есть обязательные траты? (составление самого праздничного набора)

- необязательные траты? (чаепитие или приглашение артиста)

Эта задача не имеет однозначного решения. К тому же у учителя есть возможность установления метапредметных связей.

  1. Кого мы называем ветеранами?
  2. Сколько лет может быть ветеранам? (Это тоже задача, которая имеет разные решения и связана с краеведением, историей, математикой)
  3. Сколько ветеранов осталось в нашем городе? Где это можно узнать?
  4. Какие бы вы вопросы задали ветеранам?

На партах у ребят появляется лист-помогалочка к решению задачи.

СУВЕНИРЫ

ЦЕНА

Кружка

Блокнот

Фонари

95р

50р

90р

КОНФЕТЫ

ЦЕНА

 Птичье молоко

Подмосковные вечера

Вдохновение

Родные просторы

90р

160р

219р

70р


ЦВЕТЫ

ЦЕНА

Хризантема

Гвоздика

Роза

70р

50р

110р-160р

ЧАЙ

ЦЕНА

Весенний букет

Гринфилд

ВЕТА

45р

75р

87р


Надо исследовать эти данные и рассчитать наиболее рациональный способ поздравления.

В результате каждый ученик представил и защитил свой способ решения.

Контекстные задачи могут быть и краеведческой направленности.

Задача для учителей.

Вашим ученикам выделены деньги на однодневную поездку в город Переславль-Залесский. Составьте маршрутный лист с учётом посещения музеев и комплексного обеда.

        Что необходимо учесть?

Например:   стоимость проезда, цену билета в разные музеи, цену комплексного обеда, количество выделенных денег на поездку и т.д.

Попробуйте на этой основе составить с ребятами контекстную задачу, целью которой может быть установление более выгодной поездки на экскурсию.

    Ребятам нравится работать с такими задачами. Надеюсь, и вы тоже увлечётесь подобной работой с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление и решение контекстных задач в начальной школе

Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности  на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Составление и решение контекстных задач

Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...

Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"

Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения...

Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.

Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отноше...

Контекстные задачи как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся младшего звена

В работе представлен алгоритм конструирования контекстных задач. Рассмотрены задачи по разным предметам и задача для учителей.Разработаны задачи про Саратов и Маркс....

Составление и решение контекстных задач, составленных на основе правил дорожного движения

Представлен опыт работы мой и моих коллег на годичном семинаре практикуме по составлению и решению контекстных задач, основанных на материале ПДД....

Сборник контекстных задач, составленных в рамках работы экспериментальной площадки АСОУ по составлению контекстных задач

Данный сборникзадач составлен обучающимися начальных классов МБОУ СОШ №14 г. Сергиева Посада под руководством учителей начальных классов....