Контекстные задачи как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся младшего звена
методическая разработка
В работе представлен алгоритм конструирования контекстных задач. Рассмотрены задачи по разным предметам и задача для учителей.Разработаны задачи про Саратов и Маркс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_novoe_kontekstnye_zadachi.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная
школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой
Выступление
на региональном семинаре по теме :
«Контекстные задачи
как инструмент развития
функциональной грамотности
обучающихся младшего звена»
Составила учитель нач.классов
МОУ-СОШ № 3 г.Маркса
Саратовской области
Иванова И.А.
Маркс, 2023
В современной школе для развития функциональной грамотности важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Одна из основных проблем работы учителя в школе, связанных с формированием и развитием функциональной грамотности обучающихся, это подбор заданий для отдельно взятого урока. Что делать, если таких задач недостаточно? Как, используя задачи учебников, не нарушить целостность учебного процесса, формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся?
Выбор в качестве инструмента – метода контекстных задач, обусловлен, прежде всего, тем, что умения функциональной грамотности должны демонстрироваться в социальной жизни ученика, при решении жизненных ситуаций, а этот метод и позволяет моделировать бесконечное число таких ситуаций. Кроме того, содержание (наполнение) этих задач не связано с какой-нибудь конкретной образовательной областью, а значит, является универсальным в любом курсе внеурочной деятельности, в любой программе.
Чем эти задачи отличаются от обычных стандартных, которые мы решаем изо дня в день на своих уроках с учениками? Чем они могут заинтересовать ребят? Повысить их мотивацию к обучению?
Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим — понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.
Название «контекстная задача» достаточно условно, так как это не задача в общепринятом смысле, а «жизненно-имитационная» ситуация для описания или разрешения которой учащиеся используют различные предметные знания и способы деятельности.
Контекстные задачи должны отвечать ряду требований:
1) контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения и т. д.;
2) контекстная задача нестандартна, оригинальна; эта ее особенность обеспечивает эффект новизны, вызывает интерес;
3) в содержании контекстной задачи должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
4) задача должна соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;
5) контекст задачи может быть представлен в различных формах (таблицы, графики, текст, диаграммы);
6) существует математическая модель описанной в задаче ситуации, которая соответствует уровню подготовленности школьника;
7) сюжет задачи должен развиваться в соответствии с последовательностью поставленных в ней вопросов;
8) контекстная задача - это задача - «ловушка», в ней в неявном, свернутом виде заключена проблема, которая соответствует основной идее учебного занятия, его сверхзадаче.
Работа с контекстными задачами ориентирована как на учебную, так и внеурочную деятельность.
Как рождаются контекстные задачи? Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Рассмотрим алгоритм конструирования контекстных задач:
1.Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
2.Определите, что в содержании темы будет новым для учеников.
3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке. То есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4.Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно- значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.
5.Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно - значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6.Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.
7.Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
8.Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций: во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока; во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
Рассмотрим примеры контекстных задач по разным предметам.
Математика. 2 (3) класс
Успеет ли Маша покачаться 10 минут на качелях во дворе, если пойдёт длинным путём , проходя мимо детской площадки, если у неё 6 уроков, а дома нужно быть ровно в 15-00?
К задаче должен быть приложен информационный материал:
План «Безопасный путь в школу» с расчётом времени .
Расписание звонков в школе .
3класс
У Маши было три купюры по 200 рублей. Мама попросила ее купить в супермаркете «Магнит» 3 пакета пряников по 81 руб и на сдачу мороженое по 60 руб.
Сколько купюр подала Маша на покупку пряников?
Сколько получила рублей сдачи?
Сколько пачек мороженого смогла купить на сдачу?
Сколько денег осталось у Маши?
4 класс
а)Рассчитайте более выгодный способ проезда до школы, учитывая возможность добраться личным транспортом или общественным?
К задаче должен быть приложен информационный материал:
-план «Безопасный путь в школу» с расчётом времени и расстояния ;
-цена на бензин ;
-стоимость проезда в общественном транспорте .
б) Кристина по случаю своего дня рождения хочет пригласить четырех друзей на просмотр циркового спектакля в Марксовском цирке «АртАлле». У Кристины есть 2520 рублей. Она узнала цены на билеты.
Ряд | Стоимость |
партер:1- 5 ряд | 700 рублей |
6 - 9 ряд | на 1/ 5 часть дешевле |
10 - 12 ряд | на 100 рублей дешевле по сравнению с 8 рядом |
балкон:13 - 15 ряд | 2/4 части от стоимости 2 ряда |
Сможет ли она пригласить друзей в Марксовском цирке «АртАлле» и по какой цене возможно купить билеты?
в) Марксовец Юрий Васильевич с женой решил отправиться на 3 дня к сестре в Сочи. Для этого он рассматривает всевозможные варианты проезда: на поезде, на самолете или на машине. Стоимость проезда на поезде на одного человека составляет 2577 руб, на самолете - 4685 руб, на автобусе до Саратова 298 руб. Расстояние от Маркса до Сочи 1470 км. Расход бензина 8л на каждые 100 км и цена бензина за литр 50руб. Рассчитайте стоимость поездки на каждом виде транспорта и выберете самый дешевый вариант. В ответе укажите, сколько рублей Юрий Васильевич потратит на поездку в Сочи.
Транспорт | Цена 1 билета | Стоимость поездки |
Автобус Маркс-Саратов | 298руб. | |
Поезд Саратов-Сочи | 2577 руб. | |
Самолет Саратов-Сочи | 4685 руб. |
Транспорт | Расстояние | Расход бензина | Цена бензина | Стоимость поездки |
Машина | 1470 км | на 100 км по 8 л | 50 руб. |
Русский язык.
Грамматическое значение слова
На доске записаны три слова: охотник, убить, медведь. Учитель сообщает о том, что один иностранец, приехавший в Россию, выучил много русских слов, но совершенно не позаботился о знании грамматики. Однажды, рассказывая своим русским друзьям о случае на охоте, он произнес такую фразу: «Охотник убить медведь». О чем хотел сообщить иностранец? (Охотник убил медведя). А вы уверены, что именно о такой ситуации в лесу должна была идти речь? Какие возможны варианты? Сравните полученные результаты. Что и почему мы изменяли в трех данных нам словах, чтобы получились разные, но связные высказывания? Сформулируйте проблему, к обсуждению которой мы с вами уже фактически приступили.
Глаголы совершенного и несовершенного вида
С Олимпийских игр возвращаются в Саратов наши земляки: прославленный конькобежец Данила Семериков и биатлонист Александр Логинов. Поклонники и болельщики собрались в аэропорту, чтобы приветствовать спортсменов. В руках у встречающих – транспаранты, флаги, цветы. Организаторы встречи решили: «Попросим присутствующих начать приветствовать олимпийцев тогда, когда самолет еще будет находиться в воздухе». Один инструктор сказал своей группе встречающих: «Начинайте махать флагами, когда самолет будет подлетать к аэродрому». Другой предложил: «Начинайте махать флагами, когда самолет подлетит к аэродрому».
Как вы думаете, организованно ли прошла церемония приветствия: одновременно ли группы встречающих начали размахивать своими флагами? Почему?
Окружающий мир. 4 класс
Охрана воды
а) Приоткроем водопроводный кран, чтобы вода едва капала (2-3 капли в секунду). Подставим под кран сосуд. Рассчитайте, какова будет потеря воды из одного крана за 1 минуту, за 1 час, за 1 день, за 1 неделю?
б) Что экономнее, принимать ванну, используя 100-120 л воды, или душ, расходуя 20-60 л воды в минуту, при условии, что под душем вы будете мыться 10 минут?
в) В течении дня организм взрослого человека получает вместе с пищей около 3 литров воды. Сколько воды необходимо организму человека в год?
г) Вам необходимо полить цветочную рассаду, для этого потребуется 4 литра воды. Если воды будет меньше, растения могут засохнуть, а если больше, то вы зальёте растение, и оно погибнет. Найти способ решения полива цветочной рассады сосудами ёмкостью 5 л и 3 л, при котором потеря воды будет наименьшей.
Задача для учителей. Вы с классом решили совершить однодневную поездку в город Саратов. Составьте маршрутный лист с учётом посещения музеев и комплексного обеда.
Что необходимо учесть?
стоимость проезда | |
билет в музей | |
цена комплексного обеда | |
итого |
Попробуйте на этой основе составить с ребятами контекстную задачу, целью которой может быть установление более выгодной поездки на экскурсию.
Применение контекстных задач в обучении способствует :
- изменению организационных форм учебного процесса, структуры образовательного процесса в целом;
- формированию навыков продуктивной деятельности:
- добыванию знаний непосредственно из реальной действительности;
- овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- адекватному применению знаний для решения возникающих проблем в повседневной жизни;
- изменению форм и методов оценивания (введению новых критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т. д.);
- формированию способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений планировать деятельность по достижению результата, выполнить программу и представить результаты своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье даны рекомендации по формированию личности мл. школьника...
Сценарий новогоднего утренника для младшего звена "Новогодняя сказка"
Главные герои д.Мороз и Снегурочка создают праздничную атмосферу "Новогодней сказки", учащиеся проявляют свои творческие способности в танцах, жестовых песнях., в вождении хороводов.Развивают па...
"Молодецкие забавы" конкурсно-споривное мероприятие для младшего звена.
Открытое общешкольное мероприятие для младшего звена "Молодецкие забавы" Конкурсно-спортивное мероприятие.Шуточная инсценировка для учащихся 1-5 классов по мотивам любимых сказок. Если...
Конспекты уроков младшего звена
1-4 кл....
Выступление на родительском собрании младшего звена
Выступление на родительском собрании младшего звенана тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»...
Конспект мероприятия для младшего звена "Путешествие в сказку"
Проведение описанного мероприятия даст возможность обратиться к детям с неконтролируемыми агрессивными реакциями. Это занятие учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том. ...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ЗВЕНОМ.
Сопровождение в начальном звене, гармоничное развитие младшего школьника. Работа с песком гармонично встраивается в работу психолога....