Конспект урока математики 4 класс "Деление на трехзначное число"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Саматова Альфия Амуровна

Цели деятельности учителя: Формирование знаний у обучающихся о делении на трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать алгоритм деления на трехзначное число

-Уметь делить многозначные числа на трехзначные.

Личностные:

-Проявлять интерес к математике.

-Усовершенствовать умения работать в парах, группах.

- Проводить оценку своей деятельности.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: презентация, листы с печатными текстами, учебник Моро УМК «Школа России» [4 кл. 2 ч.]

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        21.04.2020                                                                                                                        ФИО учителя Берсенева Е,М.

Школа: № 152                                                                                                                        ФИ студента Саматова Альфия

Класс: 4 «Ж»                                                                                                                         ФИО методиста Андреева Т.С.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Письменное деление на трехзначное число»

Цели деятельности учителя: Формирование знаний у обучающихся о делении на трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать алгоритм деления на трехзначное число

-Уметь делить многозначные числа на трехзначные.

Личностные:

-Проявлять интерес к математике.

-Усовершенствовать умения работать в парах, группах.

- Проводить оценку своей деятельности.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: презентация, листы с печатными текстами, учебник Моро УМК «Школа России» [4 кл. 2 ч.]

Челябинск, 2020


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Амуровна и сегодня я проведу у вас урок математики.

-Математика пришла!

Занимай свои места.

Математика сложна, но скажу с почтением:

Математика нужна, всем без исключения!

Девиз нашего урока:

Орешек знаний тверд

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Желание – хочу всё знать!

.

Психологически настраиваются на урок.

Р:

-готовность и способность к осознанию новых знаний.

Л:

Смыслообразование

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: устный счет

5 мин

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число «21 апреля. Классная работа».

-Устный счет. По цепочке, каждый называет ответ.

(На экране)

  1. 71 : 8 = 8 (ост 7)
  2. 39 : 6 = 6 (ост 3)  
  3. 34 ∙ 2 = 68            
  4. 8 : 3 = 2 (ост.2)      
  5. 65 : 9 = 7 (ост 2)      
  6. 125 ∙ 3 = 375
  7. 29 : 7 = 4 (ост 1)    
  8. 22 : 5 = 4 (ост 2)      
  9. 521 ∙ 2 = 1042
  10. 25 : 4 = 6 (ост 1)      
  11. 59 : 6 = 9 (ост 5)        
  12. 73 ∙ 4 = 292

Задача. (выведено на экране. Один у доски остальные в тетради)

Из 22 цветков сколько букетов можно составить?

-У всех ли получилось так? Все ли согласны с ответом? Если да, то ставим плюсик на полях.

Открывают тетрадь и записывают число.

-Устный счет. Каждый ученик по цепочке называет ответ примера.

-Решают задачу

 22 : 3 = 7 букетов (ост.1)

22 :5 = 4 букета (ост.2)

22 : 7 = 3 букета (ост.1)

22 : 9 = 2 букета (ост 4) из ост 1 букет по 3 цв.

П:

-умение применять на практике имеющиеся знания.

К: Умение вступать в диалог.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин

-Теперь вспомните алгоритм деления многозначного на двузначное число.

-У вас на партах лежат листочки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая в парах, вы расположите действия в нужном порядке.

Алгоритм деления на двузначное число:

1.Выделяю первое неполное делимое;

2.Определяю количество цифр в частном;

3.Делю неполное делимое на делитель и нахожу цифру частного;

4.Умножаю цифру частного на делитель; (узнаём, сколько разделим)

5.Вычитаю, находим остаток.

6.Остаток сравниваем с делителем.

7.Образую следующее неполное делимое и продолжаю деление так же до конца.

-Давайте проверим. Как вы справились с этим заданием по эталону. (проверка по эталону)

-Кто допустил ошибки? Кто выполнил без ошибок? Оцените свою работу! Поставьте плюсик на полях.

--Примеры:

245 : 35 = 8

512 : 64 = 8

1368 : 342 =

- Незнайка решил примеры, давайте ребята проверим.

 

- В чём возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

-Какова же цель нашего урока?

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Самостоятельная работа в парах.

-Составляют алгоритм деления на двузначное число.

_Сверяют ответ с эталоном учителя.

-Проверяют примеры.

-В последнем примере. 

-не умеем делить на трёхзначное число

-Цель: научиться делить на трёхзначное число

-Тема: «Письменное деление на трёхзначное число»

Р: в диалоге с учителем принимать учебную задачу через обсуждение темы.

Р:

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

П: Умение осознанно строить речевые высказывания.

IV. Открытие нового знания

Словесный: объяснение нового материала

7 мин

- Ребята, наша трудность возникла при решении примера. Вы хотите преодолеть эту трудность?

На доске пример:

72 : 24 = 3

738 : 246 = 3

- Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 738 на 200. Для этого 7 разделим на 2,  в частном получим 3. Это пробная цифра. Умножим 246 на 3, получится 738. Значит частное 3.

-Получилось разделить многозначное число на трехзначное? (да)

-Можем ли мы сказать, что имеющиеся знания помогли добыть новые? (да)

-Кто желает 2 пример решить у доски?

492:246=2

-У всех получилось так же как на доске?

Вывод:

- Как мы делим на трехзначное число?

-Осмысливают и воспринимают объяснение учителя.

-Да

-Решают второй пример у доски с полным объяснением.

- Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 492 на 200. Для этого 4 разделим на 2, в частном получим 2. Это пробная цифра. Умножим 246 на 2, получится 492. Значит частное 2.

-Точно так же как и на однозначное и двузначное, пользуясь алгоритмом

К:

Уважение к другой точке зрения.

 

П:

Анализ.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод: работа с учебником

5 мин

1 мин

-Открываем наш учебник математики на с.72 упр. 279. Два ученика на откидной доске остальные самостоятельно в тетради.

-Проверяем. У всех ли так получилось? У кого есть ошибки? Кто выполнил без ошибок ставим на полях плюс.

 -Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?                                                                             Ну, тогда все дружно встали

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.                                                                                    Улыбайся и садись.

-Выполняют упражнение самостоятельно.

Двое учеников на откидной доске, остальные в тетради.

-Осуществляют взаимопроверку.

-Выполняют физминутку

Л:

Формирование готовности к сотрудничеству.

П: готовность к преодолению трудностей

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: решение задачи.

7 мин

Посмотрите на упр. 280.

. -О чем говорится в задаче? ()

-Краткую запись, кто желает составить у доски?

-Поставьте вопрос к задаче?

-Решаем самостоятельно упр.281. После проверяем по эталону учителя.

1) 1м 50 см=150см

150*21= 3150 (См) нужно для 21 простыни

2) 3150:15=210 (см)=2м10см- полотна нужно для одной простыни.

Ответ: 2 м10см

-У кого верно, ставим на полях зеленый кружок. У кого 1 ошибка-желтый.

-Читают задачу

-о строительных материалах, которые используются на стройке

Кр. запись

Ц.-120 т.

П.- в 2р. больше

Щ.- в 4 р., чем цемента

1)120*2=240 (т)-песка

2)120*4=480 (т)-щебенки

3)120+240+480=840 (т)-всего строительных материалов привезли.

4)840:3=280 (т.)-израсходовали на бетон

5)840-280=560(т.)-осталось

Решают самостоятельно задачу.

Взаимопроверка по эталону учителя.

П: готовность к преодолению трудностей

VII. Включение в систему знаний

5 мии

Решаем упр. 282. Кто нам прочитает задание?

Что нужно сделать?

-Кто хочет составить задачу?

-Молодец! А кто хочет решить нам эту задачу со всеми объяснениями?

-Составить задачу по чертежу и решить ее.

-Из двух пунктов навстречу друг к другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 60 км/ч, другой- 80 км/ч. Через 2 часа расстояние между ними стало 420 км. Какое расстояние между этими  пунктами?

-1) 60=80=140 (км/ч) скорость сближения

2)140*2=280 (Км) – расстояние, пройденное автомобилями

3) 420=280= 700 (км)- расстояние между пунктами.

К: умение договариваться, находить общее решение

VIII. Рефлексия деятельности

4 мин

-Открываем дневники. Записываем д/з : упр  283.

- Наш урок подходит к концу. Какую тему мы с вами сегодня прошли?

-Какова была цель?

-Какое у вас настроение?

-Как вы оцениваете себя? Как вы сегодня поработали на уроке?

-« Письменное деление на трехзначное число»

-Научиться делить на трехзначное число.

Высказывают свое мнение. Оценивают свою работу.

Л: Самооценка

Урок «открытия» нового знания

Название и ориентиро-вочные временные рамки этапа

1-й этап Самоопределение к деятельности

2-й этап Актуализация знаний и мотивация

3-й этап Постановка учебной задачи

4-й этап «Открытие» детьми нового знания

5-й этап Первичное закрепление

6-й этап Самостоятельная работа с самопроверкой

7-й этап Включение в систему знаний, повторение

8-й этап

Рефлексия деятельности

(1-2 мин)

(4-5 мин)

(4-5 мин)

(7-8 мин)

(4-5 мин)

(4-5 мин)

(7-8мин)

(2-3 мин)

Цель

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Готовность

мышления и

осознание потребности к построению нового способа действий

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Усвоение

нового

способа

действий

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Включение

 «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Самооценка

 результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Опорный сигнал

прохожде-

ния

этапа

«хочу»

 +

«могу»

Актуализация

+

затруднение

в индивидуальной деятельности

Где и почему?

(возникло затруднение)

Что сделать?

(для преодоления затруднения)

Цель урока

Тема урока

Как? (построить новый способ действия)

Виды «открытий»:

Факт —► единичная     информация

Правило —► алгоритм

Понятие —► существенные признаки

Закономерность —► связь между понятиями, свойство.

Внешняя

речь

Самоконтроль и самооценка

(усвоения)

+

переживание

ситуации успеха

Применение

(нового знания)

+

повторение и закрепление

(ранее изученного)

Соотнесение цели и результатов

деятельности

+

самооценка

(результатов

деятельности)

Описание

этапа

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

Исходя из решенных ранее задач, выделяется содержательная область («могу»).

Воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д. Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия. Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

Учащиеся соотно-сят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затрудне-ния (почему?). На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи - свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д., и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы.

Используются предметные действий с моделями, схемами и пр.

В итоге, новый способ действий фиксируется в речи и знаково.

Решение типовых заданий на новый

способ действий с проговариванием

вслух

алгоритма,

понятия,

свойства:

сначала

фронтально, затем в парах или

группах.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Ситуация успеха фиксируется знаково (например, плюсом). Те, кто допустил ’ ошибки, выявляют их причину и исправляют на следующем этапе урока

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной пели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Рекоменда-ции к проведению

Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д. Беседа, обобщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования

Коммуникативное

взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.  Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.

Коммуникативное

взаимодействие,

подводящий диалог,

побуждающий диалог,

мозговой штурм и т.д.

Использование

двигательной

активности,

материальных и

материализованных

моделей.

Коммуника -тивное взаимодействие  с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования игровые ситуации и пр.

Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка. Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная деятельность.

Коммуникативное взаимодействие - преимущественно в группах или в парах.

Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.

Беседа, самостоятельная работа.

-Что нового узнали?

 -Каким способом?

 -Где используется? –

-Каковы результаты (класса, мои собствен.)?

-Что нужно сделать еще?

Возможно использование специальных сигналов - цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достижения поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема: деление на трехзначное число Урок – полет

Тема: деление на трехзначное число Урок – полет ...

КОНСПЕКТ УРОКА (математика) Тема: Деление на однозначное число 3 класс УМК "Школа XXI века"

КОНСПЕКТ УРОКА (математика)Тема: Деление на однозначное число...

Конспект урока математики + презентация "Деление на двузначное число" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число;совершенствование  навыка решения текстовых задач...

Методическая разработка урока математики "Письменное деление на трехзначное число"

Цель: научить делить на трёхзначное числоЗадачи: 1)  познакомить с примерами нового вида;                2)  состав...

Конспект урока математики "Письменное умножение на трехзначное число".

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Письменное умножение на трёхзначное число.Цели деятельности учителя: формирование  у обучающихся алгоритма письменного умножения многозначного числа на трёхзначн...

Конспект урока математики "Письменное деление на трехзначное число" (4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с письменным приёмом деления на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыкиПланируемые результатыПредметные:-знать письменные приёмы деления на трех...