ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Системно-деятельностный подход на уроке математики тема «Площадь фигуры. Единицы площади»
методическая разработка по математике (2 класс)

Степанова Наталья Николаевна

В данной работе представлен урок «открытия « нового знания по математике для 2 класса, составленный в соответствии с положениями ФГОС НОО по учебнику «Математика»  В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, входящим в образовательную систему «Начальная школа XXI века».

При разработке урока используется следующая структура:

 I.            Организационный момент

 II.            Актуализация знаний

 III.            Открытие нового знания, способа действия

IV.            Первичное закрепление

V.            Контроль (самостоятельная работа)

VI.            Итог урока. Рефлексия

VII.            Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova_n.n._tvorcheskaya_razrabotka.docx131.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Системно-деятельностный подход на уроке математики

тема «Площадь фигуры. Единицы площади»

(УМК «Начальная школа XXI века, 2 класс)

Выполнила: Степанова

Наталья  Николаевна,

учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Новокузнецк, 2019

Содержание

  1. Введение ……………………………………………… .. 3- 4
  2. Разработка урока …………………………………….. ... 5 - 10
  3. Заключение …………………………………………… .. 11
  4. Список литературы …………………………………….  12

Введение

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Введение федерального государственного образовательного стандарта ФГОС)  определяет новый методологический подход –  «образование через всю жизнь». Образование только тогда может быть «через всю жизнь», когда оно даёт реальные результаты и перспективы самоактуализации ребёнка в школе. 

Для реализации цели и задач ФГОС НОО, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» необходимо широко использовать современные педагогические технологии.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младших школьников и обеспечивается целенаправленным формированием у них универсальных учебных действий.   Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Достижение нового образовательного результата возможно при реализаци системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. 

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель-ученик, ученик-группа).

Умение сотрудничать с учителем происходит в ситуации, когда ребёнок, столкнувшись с новой задачей, убедился, что это задача действительно новая, то есть он не знает способов её решения. 

Особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная (предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя), индивидуальная (предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности), групповая (учащиеся работают в группах или парах).

В данной работе представлен урок «открытия « нового знания по математике для 2 класса, составленный в соответствии с положениями ФГОС НОО по учебнику «Математика»  В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, входящим в образовательную систему «Начальная школа XXI века».

При разработке урока используется следующая структура:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Открытие нового знания, способа действия
  4. Первичное закрепление
  5. Контроль (самостоятельная работа)
  6. Итог урока. Рефлексия
  7. Домашнее задание

Разработка урока

Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс  (УМК «Начальная школа 21 века»). Это первый урок  в системе уроков ( урок открытия нового знания).

Цели:

  1. Создание  условия для ознакомления с термином «площадь фигуры» и способом нахождения площади фигур, с единицами площади (квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром) и их обозначениями.
  2. Развитие умения анализировать и обобщать, умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  3. Совершенствование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие детей. Настрой на работу.

  1. Актуализация знаний

  1. Повторение геометрических понятий.

- Какие геометрические фигуры вы знаете? (квадрат, круг, прямоугольник, …)

- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.

треугольник

отрезок

многоугольник

прямоугольник

четырехугольник

квадрат

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

-Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону.

  1. Повторение понятия «выражение с переменной» и формул вычисления периметра.

А) - Что общего в этих записях? (Это выражения, содержащие переменную.) 

8 : а

P = (а + b) · 2

4 – х

c : 3

P = a + b + a + b

P = a · 2 + b · 2

14 + y

- На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы)

- Прочитайте сначала выражения с переменной, затем формулы. (8 : а, 4 – х,

c : 3,14 + y; P = (а + b) • 2, P = a + b + a + b, P = a • 2 + b • 2)

- Найдите значение данных выражений:

8 : а, при а=4, 2   (8:4=2; 8:2=4)                  

4 – х , при х=3, 0  (4-3=1; 4-0=4)      

c : 3, при с=30, 12   (30:3=10; 12:3=4)            

14 + y , при у=9, 16   (14+9=23; 14+16=30)

Б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра прямоугольника.)

 - Что такое периметр прямоугольника? (Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон).

В) - У каких фигур нельзя определить периметр?

( Периметр нельзя определить у круга, отрезка и точки)

Г)  - Найдите периметр каждого многоугольника.

( 2 × 3 = 6 (см), 2 × 4 = 8 (см), 2 × 5 = 10 (см)).

- Найдите площадь этих фигур?

- Какие трудности у вас возникли? (Мы не знаем способа нахождения площади фигур).

- Какую учебную задачу поставим? ( Познакомимся с понятием  «площадь»,  узнаем  способ нахождения площади фигур).

  1. Открытие нового знания, способа действия

  1. Значение слова площадь.

-  А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»? (ответы детей).

- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря, из Интернета)

 - Найдем в словаре С.И.Ожегова значения слова «площадь».

 1 значение.  Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

 -Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

 2 значение. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

 - Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

Картинка 2 из 68879

 3 значение.  Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)

- Какое значение слова «площадь» подойдет к нашему уроку? (Третье значение).

  1. Работа в группах.

- У вас на партах геометрические фигуры.

- Подумайте, по какому признаку их можно разделить на 2 группы  и сделайте это.

(По размеру: большие и маленькие, по наличию углов: многоугольники и круги).

- У кого другие группировки?

- Разделим фигуры по размеру.

- Как можно проверить, что фигуры из одной группы действительно меньше фигур из другой группы? (Наложением одной фигуры на другую).

- Кто может это продемонстрировать? (Ученик у доски сравнивает фигуры наложением)

- Мы видим, что одна фигура меньше другой. В этом случае говорят, что площадь  одной фигуры меньше площади другой фигуры. Повтори!

- Давайте сравним оставшиеся фигуры,  используя в своих ответах слово «площадь».

- Молодцы! Справились с работой.

  1. Физминутка.

  1. Единицы измерения площади.

- Какие же единицы площади существуют?

- Измерьте длины сторон большого квадрата. Чему равна длина сторон в дм? (1дм)

- Ребята, длина каждой стороны квадрата равна 1 дм. Его площадь считают равной 1дм2. Записывают так: 1дм2.                                                                          

- Цифра «2» вверху справа заменяет слово «квадратный».

- Запишите  в тетради – 1дм2.

- У вас на парте лежит красный квадрат. Чему равна длина сторон этого квадрата? (1см)

- Кто догадался, чему равна его площадь? (1см2)

- Площадь квадрата с длиной сторон 1см называют кв. сантиметром и записывают так: 1см2.                                                                                                            

- Что показывает цифра – 2?

- Запишите в тетради.

- У меня есть еще один квадрат. Измерим длины его сторон. Чем удобнее воспользоваться? (Метровой линейкой).    

- Как будет называться его площадь? (Квадратный метр).

-Записываем так: 1м2.

                                         

- А теперь сравните все единицы площади, как велика между ними разница. Назовите их, начиная с наименьшей. (1см2, 1дм2, 1м2)

- Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь:

стены в классе (м2)                                                                                  

закладки (см2)

крышки парты(дм2)

пола в квартире (м2)

  1. Нахождение площади фигуры делением отрезками на квадраты, установление соотношения между см2 и 1дм2

- Давайте узнаем, сколько кв. сантиметров содержится в 1кв.дм. Как это можно сделать? (Дети предлагают свои способы).

- У вас на парте найдите белый квадрат со стороной 1 дм. С помощью линейки отметим на каждой стороне квадрата точки через 1см,  соединим противоположные точки, разделим на квадраты площадью 1см2. Пересчитаем эти квадраты.

- Работаем самостоятельно. Сначала ставим точки через 1см на каждой стороне квадрата. (Дети работают самостоятельно).

- Как будем узнавать количество всех получившихся квадратов? (Посчитаем десятками).

- Так чему равна площадь нашего квадрата в кв. сантиметрах? (1дм2=100см2)

- Какой способ мы использовали для нахождения площади? (Делим фигуру отрезками на квадраты с длиной сторон 1см и находили их количество).

  1. Первичное закрепление

- Представим, что мы с вами мастера-отделочники, облицовываем плитками стены в ванной комнате. Каждая плитка площадью в 1дм2. Покажите ее.

- Орнаменты покрыты цементом, 3 бригады приступают к работе. (Дети, разбитые на 3 бригады, выходят к доске, приклеивают квадраты на орнамент).

- Сколько плиток пошло на 1 орнамент? (Ответы)

- Назовите площадь этой фигуры. (Ответы)

- Сколько плиток пошло на 2 орнамент? (Ответы)

- Назовите площадь 2 фигуры. (Ответы)

- Сколько плиток пошло на з орнамент? (Ответы)

-Какова площадь 3 фигуры? (Ответы)

- Площадь какой фигуры больше и почему? (S1>S2, так как пошло на 4 плитки больше).

- В каких единицах измеряли площадь? (дм2)

- Какой способ мы использовали для нахождения площади фигур? (Накладывали квадраты площадью 1дм2 и подсчитывали их количество).

  1. Контроль (самостоятельная работа)

- А сейчас самостоятельно будем находить площадь фигур, выполняя задание 3 на ст. 13 рабочей тетради.

- Прочитайте задание, кто понял, что надо делать?

- Как вы  будете находить площади фигур? (Подсчитываем количества квадратов).

- Каждый квадрат имеет какую площадь? (1см2).

- Работаем самостоятельно.

Самопроверка.

  1. Итог урока. Рефлексия

- Какую учебную задачу перед собой ставили?

- Что такое площадь фигуры?

- В каких единицах измеряется площадь фигуры?

- Как найти площадь фигуры?

Теперь я знаю, что…

Теперь я смогу …

  1. Домашнее задание

Учебник С. 30, з. 9,11             Повыш. уровень - С. 30, з. 9,11; Р.Т. з.1            

Заключение

На уроке математики во 2 классе по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» на этапе актуализации знаний  повторялись геометрические понятия и понятия «выражение с переменной» и формул вычисления периметра, закреплялись умения находить значения «выражений с переменной» и периметра фигур.

Основным на данном уроке  является этап открытия «новых» знаний. Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Была создана проблемная ситуация.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник,   и информацию, полученную на уроке.

На уроке были использованы разные формы обучения. На уроке велась фронтальная и групповая форма обучения. При проведении групповой работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.

Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и проверки знаний учащихся по теме урока.

На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь. Уделяю внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физкультминутки.

В конце урока были подведены итоги работы.

Список литературы

  1. Рудницкая В.Н. Математика: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Математика. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику В.Н. Рудницкой, Т.В.Юдачевой. II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»

Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:·        продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...

Урок математики во 2кл. "Площадь фигур. Единицы площади"

Урок по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе....

Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...

Площадь фигуры. Единицы площади. 2 класс. Урок по математике УМК «Начальная школа ХХI века».

Обучение нахождению площади фигуры с помощью квадратного сантиметра. Начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей; закреплять навыки счёта в пределах 100...

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"План-конспект урока математикиРазработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок раз...

Урок математики в 3 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Урок составлен по комплекту учебников "Перспектива". Соответствует ФГОС НОО....

Урок математики во 2 классе Площадь фигуры. Единицы площади.

Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади" школа 21 века...