ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Системно-деятельностный подход на уроке математики тема «Площадь фигуры. Единицы площади»
методическая разработка по математике (2 класс)
В данной работе представлен урок «открытия « нового знания по математике для 2 класса, составленный в соответствии с положениями ФГОС НОО по учебнику «Математика» В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, входящим в образовательную систему «Начальная школа XXI века».
При разработке урока используется следующая структура:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Открытие нового знания, способа действия
IV. Первичное закрепление
V. Контроль (самостоятельная работа)
VI. Итог урока. Рефлексия
VII. Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepanova_n.n._tvorcheskaya_razrabotka.docx | 131.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроке математики
тема «Площадь фигуры. Единицы площади»
(УМК «Начальная школа XXI века, 2 класс)
Выполнила: Степанова
Наталья Николаевна,
учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Новокузнецк, 2019
Содержание
- Введение ……………………………………………… .. 3- 4
- Разработка урока …………………………………….. ... 5 - 10
- Заключение …………………………………………… .. 11
- Список литературы ……………………………………. 12
Введение
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Введение федерального государственного образовательного стандарта ФГОС) определяет новый методологический подход – «образование через всю жизнь». Образование только тогда может быть «через всю жизнь», когда оно даёт реальные результаты и перспективы самоактуализации ребёнка в школе.
Для реализации цели и задач ФГОС НОО, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» необходимо широко использовать современные педагогические технологии.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младших школьников и обеспечивается целенаправленным формированием у них универсальных учебных действий. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Достижение нового образовательного результата возможно при реализаци системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель-ученик, ученик-группа).
Умение сотрудничать с учителем происходит в ситуации, когда ребёнок, столкнувшись с новой задачей, убедился, что это задача действительно новая, то есть он не знает способов её решения.
Особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная (предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя), индивидуальная (предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности), групповая (учащиеся работают в группах или парах).
В данной работе представлен урок «открытия « нового знания по математике для 2 класса, составленный в соответствии с положениями ФГОС НОО по учебнику «Математика» В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой, входящим в образовательную систему «Начальная школа XXI века».
При разработке урока используется следующая структура:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Открытие нового знания, способа действия
- Первичное закрепление
- Контроль (самостоятельная работа)
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Разработка урока
Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»). Это первый урок в системе уроков ( урок открытия нового знания).
Цели:
- Создание условия для ознакомления с термином «площадь фигуры» и способом нахождения площади фигур, с единицами площади (квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром) и их обозначениями.
- Развитие умения анализировать и обобщать, умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Совершенствование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие детей. Настрой на работу.
- Актуализация знаний
- Повторение геометрических понятий.
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (квадрат, круг, прямоугольник, …)
- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
треугольник отрезок многоугольник прямоугольник четырехугольник квадрат |
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону.
- Повторение понятия «выражение с переменной» и формул вычисления периметра.
А) - Что общего в этих записях? (Это выражения, содержащие переменную.)
8 : а
P = (а + b) · 2
4 – х
c : 3
P = a + b + a + b
P = a · 2 + b · 2
14 + y
- На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы)
- Прочитайте сначала выражения с переменной, затем формулы. (8 : а, 4 – х,
c : 3,14 + y; P = (а + b) • 2, P = a + b + a + b, P = a • 2 + b • 2)
- Найдите значение данных выражений:
8 : а, при а=4, 2 (8:4=2; 8:2=4)
4 – х , при х=3, 0 (4-3=1; 4-0=4)
c : 3, при с=30, 12 (30:3=10; 12:3=4)
14 + y , при у=9, 16 (14+9=23; 14+16=30)
Б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра прямоугольника.)
- Что такое периметр прямоугольника? (Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон).
В) - У каких фигур нельзя определить периметр?
( Периметр нельзя определить у круга, отрезка и точки)
Г) - Найдите периметр каждого многоугольника.
( 2 × 3 = 6 (см), 2 × 4 = 8 (см), 2 × 5 = 10 (см)).
- Найдите площадь этих фигур?
- Какие трудности у вас возникли? (Мы не знаем способа нахождения площади фигур).
- Какую учебную задачу поставим? ( Познакомимся с понятием «площадь», узнаем способ нахождения площади фигур).
- Открытие нового знания, способа действия
- Значение слова площадь.
- А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»? (ответы детей).
- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря, из Интернета)
- Найдем в словаре С.И.Ожегова значения слова «площадь».
1 значение. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 значение. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
- Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 значение. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
- Какое значение слова «площадь» подойдет к нашему уроку? (Третье значение).
- Работа в группах.
- У вас на партах геометрические фигуры.
- Подумайте, по какому признаку их можно разделить на 2 группы и сделайте это.
(По размеру: большие и маленькие, по наличию углов: многоугольники и круги).
- У кого другие группировки?
- Разделим фигуры по размеру.
- Как можно проверить, что фигуры из одной группы действительно меньше фигур из другой группы? (Наложением одной фигуры на другую).
- Кто может это продемонстрировать? (Ученик у доски сравнивает фигуры наложением)
- Мы видим, что одна фигура меньше другой. В этом случае говорят, что площадь одной фигуры меньше площади другой фигуры. Повтори!
- Давайте сравним оставшиеся фигуры, используя в своих ответах слово «площадь».
- Молодцы! Справились с работой.
- Физминутка.
- Единицы измерения площади.
- Какие же единицы площади существуют?
- Измерьте длины сторон большого квадрата. Чему равна длина сторон в дм? (1дм)
- Ребята, длина каждой стороны квадрата равна 1 дм. Его площадь считают равной 1дм2. Записывают так: 1дм2.
- Цифра «2» вверху справа заменяет слово «квадратный».
- Запишите в тетради – 1дм2.
- У вас на парте лежит красный квадрат. Чему равна длина сторон этого квадрата? (1см)
- Кто догадался, чему равна его площадь? (1см2)
- Площадь квадрата с длиной сторон 1см называют кв. сантиметром и записывают так: 1см2.
- Что показывает цифра – 2?
- Запишите в тетради.
- У меня есть еще один квадрат. Измерим длины его сторон. Чем удобнее воспользоваться? (Метровой линейкой).
- Как будет называться его площадь? (Квадратный метр).
-Записываем так: 1м2.
- А теперь сравните все единицы площади, как велика между ними разница. Назовите их, начиная с наименьшей. (1см2, 1дм2, 1м2)
- Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь:
стены в классе (м2)
закладки (см2)
крышки парты(дм2)
пола в квартире (м2)
- Нахождение площади фигуры делением отрезками на квадраты, установление соотношения между см2 и 1дм2
- Давайте узнаем, сколько кв. сантиметров содержится в 1кв.дм. Как это можно сделать? (Дети предлагают свои способы).
- У вас на парте найдите белый квадрат со стороной 1 дм. С помощью линейки отметим на каждой стороне квадрата точки через 1см, соединим противоположные точки, разделим на квадраты площадью 1см2. Пересчитаем эти квадраты.
- Работаем самостоятельно. Сначала ставим точки через 1см на каждой стороне квадрата. (Дети работают самостоятельно).
- Как будем узнавать количество всех получившихся квадратов? (Посчитаем десятками).
- Так чему равна площадь нашего квадрата в кв. сантиметрах? (1дм2=100см2)
- Какой способ мы использовали для нахождения площади? (Делим фигуру отрезками на квадраты с длиной сторон 1см и находили их количество).
- Первичное закрепление
- Представим, что мы с вами мастера-отделочники, облицовываем плитками стены в ванной комнате. Каждая плитка площадью в 1дм2. Покажите ее.
- Орнаменты покрыты цементом, 3 бригады приступают к работе. (Дети, разбитые на 3 бригады, выходят к доске, приклеивают квадраты на орнамент).
- Сколько плиток пошло на 1 орнамент? (Ответы)
- Назовите площадь этой фигуры. (Ответы)
- Сколько плиток пошло на 2 орнамент? (Ответы)
- Назовите площадь 2 фигуры. (Ответы)
- Сколько плиток пошло на з орнамент? (Ответы)
-Какова площадь 3 фигуры? (Ответы)
- Площадь какой фигуры больше и почему? (S1>S2, так как пошло на 4 плитки больше).
- В каких единицах измеряли площадь? (дм2)
- Какой способ мы использовали для нахождения площади фигур? (Накладывали квадраты площадью 1дм2 и подсчитывали их количество).
- Контроль (самостоятельная работа)
- А сейчас самостоятельно будем находить площадь фигур, выполняя задание 3 на ст. 13 рабочей тетради.
- Прочитайте задание, кто понял, что надо делать?
- Как вы будете находить площади фигур? (Подсчитываем количества квадратов).
- Каждый квадрат имеет какую площадь? (1см2).
- Работаем самостоятельно.
Самопроверка.
- Итог урока. Рефлексия
- Какую учебную задачу перед собой ставили?
- Что такое площадь фигуры?
- В каких единицах измеряется площадь фигуры?
- Как найти площадь фигуры?
Теперь я знаю, что…
Теперь я смогу …
- Домашнее задание
Учебник С. 30, з. 9,11 Повыш. уровень - С. 30, з. 9,11; Р.Т. з.1
Заключение
На уроке математики во 2 классе по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» на этапе актуализации знаний повторялись геометрические понятия и понятия «выражение с переменной» и формул вычисления периметра, закреплялись умения находить значения «выражений с переменной» и периметра фигур.
Основным на данном уроке является этап открытия «новых» знаний. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Была создана проблемная ситуация.
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке.
На уроке были использованы разные формы обучения. На уроке велась фронтальная и групповая форма обучения. При проведении групповой работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и проверки знаний учащихся по теме урока.
На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь. Уделяю внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физкультминутки.
В конце урока были подведены итоги работы.
Список литературы
- Рудницкая В.Н. Математика: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Математика. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику В.Н. Рудницкой, Т.В.Юдачевой. II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»
Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:· продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...
Урок математики во 2кл. "Площадь фигур. Единицы площади"
Урок по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе....
Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...
Площадь фигуры. Единицы площади. 2 класс. Урок по математике УМК «Начальная школа ХХI века».
Обучение нахождению площади фигуры с помощью квадратного сантиметра. Начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей; закреплять навыки счёта в пределах 100...
Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"
Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"План-конспект урока математикиРазработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок раз...
Урок математики в 3 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".
Урок составлен по комплекту учебников "Перспектива". Соответствует ФГОС НОО....
Урок математики во 2 классе Площадь фигуры. Единицы площади.
Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади" школа 21 века...