Урок математики во 2 классе Площадь фигуры. Единицы площади.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади" школа 21 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Площадь фигуры. Единицы площади"

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Авторы УМК

УМК «Начальная школа XXI века», Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в  2 ч. – М.: Вентана - Граф, 2016.- 128 с.

Цель урока:

Формирование способности учащихся к новому способу действия: использование способов нахождения площади фигуры

Задачи урока:

Образовательная:

  • создать условия для формирования умения находить площадь фигуры с помощью мерки – квадратного сантиметра;
  • начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей.

Развивающая:

  • побудить познавательный интерес к изучению математики;
  • создать условия для развития монологической речи;
  • создать условия для развития умений сравнивать, анализировать.

Воспитательная:

  • содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, познавательной активности.

Планируемые образовательные результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия;

- умение анализировать свои возможности;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Предметные:

- умение  использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь»;

-  умение находить площадь фигуры разными способами;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение работать в информационном поле.

Метапредметные

Познавательные:

 - уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

Коммуникативные:

- строить монологические и диалогические высказывания в соответствии с учебной задачей;

- принимать участие в  работе  группы, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:  

- понимание и принятие учебной задачи;

-  умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность.

Используемое оборудование

Интерактивная доска, сигнальные карточки, конструктор «ТИКО». Толковый словарь С.И. Ожегова


Содержание работы

Этап урока

Содержание учебного материала:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

И давайте мы глазами

Пожелаем друг другу успехов.

Проверим готовность к уроку

Лёгкий или трудный урок математики? Почему?

Зачем нужно изучать математику?

  Сообщают о готовности  к уроку

Актуализация знаний.

Целеполагание.

- Прочитайте записи на доске, надо оставить  только карточки с единицами длины:

Час,  пядь,  минута, пуд,  дециметр,  килограмм, метр,  аршин,  сантиметр.

- Называйте лишнее, доказывайте, я буду убирать.

- Из оставшихся единиц длины уберем старинные единицы длины.

- Назовем единицы длины, начиная с самой большой.

- Восстановим записи, вспомним соотношения  между единицами длины:

1 дм =       см  

1 м =       дм

1 м =   см

- Час, пуд, минута, килограмм.

- Пядь, аршин.

- Метр, дециметр, сантиметр.

- Учащиеся показывают сигнальными карточками:

 10

10

100

Мотивация (встреча с проблемой, постановка учебной задачи).

- У вас на партах геометрические фигуры. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на 2 группы, и сделайте это.

- Как можно проверить, что фигуры из одной группы действительно меньше фигур из другой группы?

- Кто может это продемонстрировать?          

- Какая фигура меньше занимает места на плоскости?

- Правильно, в математике говорят, что треугольник имеет меньшую площадь, чем четырёхугольник.

- Площадь какой фигуры больше?

Площадь – свойство фигуры, занимать место на плоскости.  Площадь – это внутренняя часть фигуры.

- Мы видим, что одна фигура меньше другой. В этом случае говорят, что площадь одной фигуры меньше площади другой фигуры.

- Сравните фигуры по размеру.

-Какой способ может помочь?

- А как в математике называют сравнение фигур по размеру, занимаемому фигурой на плоскости?

- В этом случае говорят, что площадь  одной фигуры меньше площади другой фигуры. Как вы думаете, над какой темой будем работать?

-При помощи слов помощников, объясните, чему мы будем учиться  на уроке.

- Сегодня мы знакомимся с новым для нас понятием «Площадь фигур». Это новое для вас слово, прочитайте его про себя на карточке и старайтесь включить его в свои ответы.                                                              

- Давайте сравним оставшиеся фигуры,  используя в своих ответах слово «площадь». Следите за ответами ребят и не повторяйтесь.

- Молодцы! Справились с работой.

- А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»?  

-  Вы ребята уже знаете, что многие слова в русском языке имеют несколько значений. Слово «площадь» тоже многозначное. Откуда можно узнать значение этого слова? 

 - Правильно ребята. Найдем в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

  - Наша самая главная площадь?

- Приведите пример

- Все ли фигуры можно сравнить способом наложения? Какие способы сравнения  площади  фигур Вы знаете?  

Учащиеся работают самостоятельно с деталями конструктора «ТИКО»

- по размеру: большие и маленькие

- по наличию углов: многоугольники и круги.

- Наложением одной фигуры на другую.

-Ученик у доски сравнивает фигуры наложением.

- Треугольник.

- Четырехугольника.

Ученик у доски сравнивает фигуры наложением

- Способ наложения фигуры на фигуру.

- Учащиеся  выдвигают предположения

- Площадь фигур.

- Познакомимся…

- Учиться находить…

- Использовать…

Учащиеся сравнивают фигуры:

- Площадь четырёхугольника больше, чем площадь треугольника. Это видно на глаз.

- Площадь квадрата больше, чем площадь круга. - Площадь двух кругов одинаковая.

Учащиеся высказывают предположения.

- Из словаря.

Учащиеся самостоятельно работают со словарями:

1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

- Красная площадь в Москве.

2. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

 - Жилая площадь. Полезная площадь в доме.

3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Площадь фигуры.

-  на глаз,

- способом наложения одной фигуры на другую,

- с помощью мерок

Поисково-исследовательский этап

- Давайте сравним  площади зеленого и синего прямоугольников.

- Что можем сделать, чтобы узнать площадь фигуры?

- Измерьте длины сторон большого квадрата. Чему равна длина сторон в дм?

- Ребята, длина каждой стороны квадрата равна 1 дм. Его площадь считают равной 1дм2.   Цифра «2» вверху справа заменяет слово «квадратный».

- Запишите на цветной стороне своего квадрата – 1дм2.

- У вас на парте лежит большой квадрат, вы делали его на технологии. Чему равна длина сторон маленького квадрата внутри большого квадрата?

- Кто догадался, чему равна его площадь?

- Площадь квадрата с длиной сторон 1см называют квадратным сантиметром и записывают так: 1 см2

- Что показывает цифра – 2?

А теперь измерьте длину самого большого квадрата.

Чему равна площадь этого квадрата.

Правильно и записываем так: 1дм2

- У меня есть еще один квадрат. Измерим длины его сторон. Чем удобнее воспользоваться?

- Как будет называться его площадь?

- Правильно и записываем так: 1м2

- А теперь сравните все единицы площади, как велика между ними разница. Назовите их, начиная с наименьшей.

- Подумайте, в каких единицах будете измерять площадь стены в классе?

- картины на стене?  

- закладки  

- Давайте узнаем, сколько кв. сантиметров содержится в 1кв.дм. Как это можно сделать?

- Возьмём наш квадратный дециметр и сосчитаем сколько квадратных сантиметров в нём содержится.

- Как будем узнавать количество всех получившихся квадратов?

- Так чему равна площадь нашего квадрата в кв. сантиметрах?

- Какой способ мы использовали для нахождения площади?

- Сравнить наложение не можем.

- Посчитать сколько одинаковых мерок помещается в каждой фигуре.

1 дециметр

- 1 см

- 1 см2

- Квадратный

- Дециметр

Квадратный дециметр

- Метром.

- Квадратный метр

- квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр

- квадратный метр

- квадратный дециметр

- квадратный сантиметр

- Дети предлагают свои способы

- Посчитаем десятками.

1дм2=100см2

- Делим фигуру отрезками на квадраты с длиной сторон 1см и находили их количество.

Первичное усвоение новых знаний

-  Назовите фигуры, изображенные на экране.

1. Треугольник, трапеция

Сравните фигуры.

Треугольник полностью поместился внутри трапеции, значит площадь трапеции больше, чем площадь треугольника.

2. квадрат, круг

Сравните фигуры.

круг полностью поместился внутри квадрата, значит площадь квадрата больше, чем площадь круга.

3. Рассмотрите фигуры. Что можно сказать о площади этих фигур?

Сравнить площади этих фигур наложением нельзя. Разобьём каждую фигуру на квадраты с одинаковой площадью, посчитаем квадраты и сравним полученные числа.

8 квадратов

7 квадратов

Значит, площадь красной фигуры больше, чем площадь жёлтой.

Первичная проверка новых знаний

Нахождение площади фигур ( р.т. стр. 12-13)

- Площадь каких фигур  мы можем измерять такими мерками???  А удобно ли ими измерять площадь больших фигур? Площадь крышки стола, площадь доски, площадь стены?

- Фигуры у всех разные, но что у них одинаковое?

- Образуйте фигуры, площадь которой 5 кв. см (4 кв.см) Назовите площадь.

Чтение правила по учебнику стр. 27.

– Сформулируйте определение квадратного метра.

– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади.

Их обозначают так: см2, дм2, м2.

– Рассмотрите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2.

– Сравните попарно площади этих квадратов.

– В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2.

Работа в парах

- У наших фигур одинаковые площади.

- Читают определение квадратного дециметра, формулируют определение квадратного сантиметра, метра.

- Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.

- Сравнивают попарно площади этих квадратов, накладывая меньший квадрат на больший.

Систематизация полученных знаний

Начертите прямоугольник со сторонами

2 см и 7 см

Разделите прямоугольник на квадраты со стороной 1 см

Сколько квадратных сантиметров в этой фигуре?

Фигура вмещает 14 квадратов со стороной 1 см, значит площадь данной фигуры 14 см2

Домашнее задание.

Учебник стр. 28 № 4, стр. 29 №5

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия

- Я благодарю Вас за работу на уроке.

- Пригодится ли вам в жизни умение  находить площадь фигур? Где и зачем?

- Что не получилось? Почему?

Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс на тему "Единицы площади" по сингапурской системе.

Урок  с использованием образовательных структур сингапурской методики. Симантиниус Раунд тейбл. Тейк оф тач даун. Эй ар гард. Сингл раунд робин. Клок баддис. Тайм пэ...

Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...

Площадь фигуры. Единицы площади. 2 класс. Урок по математике УМК «Начальная школа ХХI века».

Обучение нахождению площади фигуры с помощью квадратного сантиметра. Начать систематизировать представления о способах сравнения и измерения площадей; закреплять навыки счёта в пределах 100...

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"

Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"План-конспект урока математикиРазработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок раз...

Урок математики в 3 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Урок составлен по комплекту учебников "Перспектива". Соответствует ФГОС НОО....

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр».

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр». Цели урока:- Способствовать ознакомлению с единицей площади (см2).- Содействовать развитию умений наход...

Урок математики во 2 классе по теме "Площадь фигуры. Единицы площади".

Учащиеся знакомятся с нахождением площади фигуры, с единицами её измерения....