Программа кружка «Математические чудеса»
рабочая программа по математике

Нимаева Татьяна Базарсадаевна

Программа кружка «Математические чудеса» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей.

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Она рассчитана на детей и подростков 7-11 лет.

Направленность программы обще интеллектуальная, так как в ходе ее освоения дети учатся работать в группе, создавать продукты, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_chudesa.docx85.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Улан - Удэ

МАОУ ФМШ № 56

 Программа кружка

«Математические чудеса»

Обще интеллектуальное направление

Возраст детей – 7 - 11 лет

Срок реализации – 4 года

Разработчики:

Климкович Евгения Алексеевна,

учитель начальных классов;

Нимаева Татьяна Базарсадаевна,

учитель начальных классов

2021 г.

город Улан - Удэ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка к программе

Введение ………………………………………………………………………..  3

Актуальность и педагогическая целесообразность программы ……………. 3

Новизна отличительные особенности данной программы …………………. 4

Цель и основные задачи программы …………………………………………. 4

Организационно–педагогические основы обучения …………………………5

Ожидаемые результаты освоения программы ………………………………...7

Мониторинг результатов образовательного

процесса …………………………………………………………………………11

Учебный план программы ……………………………………………………………14

Содержание программы

Первый год обучения …………………………………………………………… 13

Второй  год обучения …………………………………………………………… 16

Третий  год обучения ……………………………………………………………. 18

Четвертый год обучения…………………………………………………………..21

Методическое обеспечение программы ……………………………………………. 23

Материально-техническое обеспечение программы ……………..………………  31

Список литературы, использованной при составлении программы ……………32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа кружка «Математические чудеса» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей.

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Она рассчитана на детей и подростков 7-11 лет.

Направленность программы обще интеллектуальная, так как в ходе ее освоения дети учатся работать в группе, создавать продукты, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В ФГOС НOO особое значение имеет развитие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в разнообразном, постоянно меняющемся мире. Образование призвано не только подготовить растущего человека к жизни в природной среде и обществе, но и сформировать у него умение улучшать, совершенствовать свою личность.

Курс «Математические чудеса» позволяет познакомить учащихся со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности младших школьников.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. Через реализацию программы «Математические чудеса» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда поз¬воляют ответить на вопросы детей, показать им, как интересен мир математики. Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее углубление и расширение знаний. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Предлагаемые программой занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход –ответ.

Новизна, отличительные особенности данной программы

определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Цель и основные задачи образовательной программы

Цель программы: Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике; расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу, оптимальное развитие математических способностей у учащихся и формирование интереса к научно-исследовательской деятельности.

Основные задачи программы:

1. Повышать учебную мотивацию; совершенствовать предметные умения и навыки;развивать интеллектуальные способности и нестандартность мышления;   развивать навыки исследовательской   и   самостоятельной познаватель¬ной деятельности.

 2.  Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, уме¬ния анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, кон¬кретизировать, синтезировать, развивать внутреннюю и внешнюю речь.

3. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, формировать коммуникативную компетентность.

Организационно–педагогические основы обучения

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы

к построению образовательного процесса

При разработке программы «Математические чудеса» содержание выстраивалось на основе следующих педагогических принципов.

1) Принцип интегративности предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний из самых различных областей человеческого познания – литературы, изобразительного искусства, математики, техники, естествознания, экологии и т.д., - необходимых для создания мультфильма, что позволяет расширять мировоззрение учащихся.

2) Принцип развивающего практико-ориентированного обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у обучающихся универсальных обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

3) Принцип свободы выбора. В любом обучающем или направляющем действии представлять ребенку право выбора с двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор. Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.

4) Принцип деятельности. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности. Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач.

5) Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. В логике действия данного принципа рассматривается каждый мультипликационный фильм, создаваемый в рамках программы.

6) Принцип инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Основные характеристики образовательного процесса

Участвовать в реализации данной образовательной программы могут дети с 7 до 11 лет (1-4 класс). Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.

На первый год принимаются дети в возрасте 7-11 лет, на второй год обучения – 8-11 лет, третий год обучения - 9-11 лет, четвертый год обучения – 10-11 лет.

Группы могут быть сформированы из учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  

Срок реализации программы 4 года.

Количество детей в группе - 15 человек. Количество детей в группе детей с ОВЗ – не более 10 человек.

Учебные занятия могут проводиться со всем составом, по группам и подгруппам. Примерный режим работы группы: занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.  =

Продолжительность образовательного процесса: для групп первого года обучения 36 учебных недель (начало занятий 15 сентября, завершение 31 мая); для групп второго и третьего года обучения 38 учебных недель (начало занятий 1 сентября, завершение 31 мая). Объем часов по программе – 135 часов. Их них: первый год обучения – 33, второй и третий, четвертый год обучения – по 102 час.

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса

При структурировании содержания программы применяется концентрический способ, когда один и тот же содержательный раздел изучается каждый год обучения, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение тематического поля обучения, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде·математического праздника «Царица наук – математика» (1 ч), где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, кроссвордов, ребусов и т. д.

Воспитательная работа в рамках программы.

Часть учебного времени отведено на подготовку и проведение массовых мероприятий, в том числе и в каникулярное время:

Название мероприятия

Примерные сроки

Цели проведения мероприятия

1.

День открытых дверей объединения

Сентябрь, 1-ая неделя

Презентация объединения

2.

Участие в НПК «Первые шаги»

Ноябрь

Исследовательские работы

3.

Новогодний праздник в объединении

Январь

Организация досуга. Формирование сплоченного детского коллектива

4.

Праздник окончания учебного года «Мультифруктовый музей»

май

Формирование сплоченного детского коллектива Презентация достижений объединения. Подведение итогов года

Программа предполагает, что обучающиеся представляют результаты своей индивидуальной или групповой работы на конкурсные и неконкурсные мероприятия различного уровня.

Реализация поставленных задач невозможна без участия родителей, которые по мере необходимости привлекаются к совместному решению задач по воспитанию, развитию детей и организации образовательного процесса:

Вид работы

Цели проведения данных видов работ

1.

Индивидуальные и коллективные консультации для родителей 

Совместное решение задач по воспитанию и развитию детей

2.

Привлечение родителей к посильному участию в жизни детского коллектива

(помощь в приобретении расходных материалов, финансирование участия детей в конкурсных мероприятиях - проезд, оплата оргвзносов)

Формирование сплочѐнного коллектива. Совместное решение задач по воспитанию,

развитию детей и организации образовательного процесса

3.

Приглашение родителей на презентацию проектов.

Презентация достижений. Совместное решение задач по воспитанию детей

4.

Приглашение родителей на промежуточную и итоговую аттестацию учащихся

Презентация достижений. Совместное решение задач по воспитанию, развитию детей

5.

Анкетирование «Удовлетворѐнность результатами посещения ребѐнком занятий объединения»

Изучение потребностей родителей, степени их удовлетворения результатами УВП

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты 1 класс

Личностные результаты

  • осознание роли математики в жизни людей;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • сравнивать   разные   приемы   действий,   выбирать   удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений    дляработы с числовыми головоломками;
  • анализировать   правила   игры.   Действовать   в   соответствии   с   заданными правилами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Предметные результаты

  • понимать как люди учились считать;
  • работать с пословицами, в которых встречаются числа;
  • выполнять интересные приёмы устного счёта;
  • находить суммы ряда чисел;
  • решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
  • разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
  • находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
  • выявлять  закономерности   в   расположении   деталей;   составлять  детали   в соответствии с заданным контуром конструкции.

2 класс

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
  • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Коммуникативные УУД

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметные результаты

  • понимать  нумерацию древних римлян;
  • знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
  • выделять  простейшие математические софизмы;
  • пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;
  • понимать некоторые секреты математических фокусов.
  • использовать интересные приёмы устного счёта;
  • применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
  • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
  • решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
  • находить периметр составных фигур.

3 класс

Личностные результаты

  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
  • стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

  • различать имена и высказывания великих математиков;
  • работать с  числами – великанами;
  • пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
  • понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
  • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
  • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
  • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
  • находить периметр и  площадь окружающих предметов;
  • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
  • моделировать    ситуацию,    описанную    в    тексте    задачи;
  • моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов   (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

4 класс

Личностные результаты

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
  • составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

  • строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур;
  • конструировать предметы из геометрических фигур;
  • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
  • применять приёмы, упрощающие вычисления;
  • выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
  • решать задачи на противоречия;
  • анализировать  проблемные ситуаций во многоходовых задачах;
  • работать над проектами;
  • моделировать   объёмные   фигуры   из   различных   материалов   (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Мониторинг результатов образовательного процесса

Способы определения результативности:

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

  • Конкурсы:
  • конкурс на лучший математический ребус;
  • конкурс на лучшую загадку-смекалку;
  • конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;
  • конкурс на лучшую математическую газету.
  • Математические викторины, КВНы.
  • Олимпиады различного уровня.
  • Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности, участие в планируемых школой делах и мероприятиях).
  • Портфель достижений школьника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.).

В конце учебного года каждый ученик получает сертификат:

  • об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах);
  • об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).

Данный сертификат помещается в портфолио обучающегося.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль   в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.
  •   Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.  

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

 

Проверка результатов проходит в форме:

  1. игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  2. собеседования (индивидуальное и групповое),
  3. опросников,
  4. проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Полученные результаты заносятся в таблицу:

п/п

Ф.И.

обучающихся

Критерии, отслеживаемые по программе

вычислительные навыки

умение решать задачи

развитие логического мышления

вводный

текущий

итоговый

вводный

текущий

итоговый

вводный

текущий

итоговый

                           Документальные формы подведения итогов программы

Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов группы заносятся педагогом в «Лист результатов диагностики группы» (см. в приложении).

По результатам освоения программы лучшие и самые активные учащиеся награждаются грамотами, благодарственными письмами.  

Учебный план программы.

Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6

Итого

33

34

34

34

                                  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 Содержание курса «Математические чудеса» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.          

   Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6

Итого

33

34

34

34

1 КЛАСС

 Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных  понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

                 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Математические чудеса»

1  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11-12

Конструкторы

2

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15-16

«Спичечный» конструктор

2

17

Задачи-смекалки

1

18

Прятки с фигурами

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель

2

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

26

Игры с кубиками

1

27

Математическое путешествие

1

28

Математические игры

1

29

Секреты задач

1

30

Математическая карусель

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

КВН

1

Итого: 33 ч

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата  

 Тема

                               Содержание  занятия

1

 

 Математика — это интересно.

 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

 

 Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

 

 Путешествие

точки.

 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

 

 "Спичечный" конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль.

5

 

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

 

 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

 

 Волшебная

линейка

 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

 7

 

 Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

 8

 

Конструирование многоугольников из деталей танграма

 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9

 

 Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

 

 Игры с кубиками.

 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

 

 Конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу.

13

 

 Весёлая геометрия

 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

 

 Математические

игры.

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

15-16

 

 «Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек)  в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 

17

 

 Задачи-смекалки.

 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

18

 

 Прятки с

фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

 19

 

 Математические

игры

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов.

20

 

 Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21-22

 

 Математическая

карусель.

 Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

 

 Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

 

 Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование  приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20.

25

 

 Конструирование

фигур из деталей

танграма.

 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26

 

 Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование  метода от обратного. Взаимный контроль.

27

 

 Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 3 = 7   7 + 2 = 9   9 3 = 6   6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 3 = 8 и т.д.

28

 

 Математические

игры

 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение  простые задач, представленных  в одной цепочке. Построение  узора  по клеточкам по заданному алгоритму; с применением  знаний  в измененных условиях.

29

 

 Секреты задач

 Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

 

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31

 

 Числовые

головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

 

 Математические

игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

33

 

 КВН

 Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников.

Итого: 33 ч

            Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта.

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

 

                СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Математические чудеса»

2  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.  

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

1

2

 Крестики-нолики

1

3

 Математические игры

1

4

 Прятки с фигурами

1

5

 Секреты задач

1

6-7

«Спичечный» конструктор

2

8

 Геометрический калейдоскоп

1

9

 Числовые головоломки

1

10

 «Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

 «Шаг в будущее»

1

14

 Тайны окружности

1

15

 Математическое путешествие

1

16-17

 «Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

1

19

 «Часы нас будят по утрам…»

1

20

 Геометрический калейдоскоп

1

21

 Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре

1

26-27

Дважды два — четыре

2

28

 В царстве смекалки

1

29

 Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31-32

 Мир занимательных задач

2

33

 Математические фокусы

1

34

 Математическая эстафета

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 КЛАСС

Дата  

Тема

                               Содержание  занятия

1

 

 «Удивительная снежинка»  

Загадки о геометрических инструментах.  Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»  

2

 

 Крестики-нолики

 Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

3

 

Математические игры

 Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

4

 

 Прятки с фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5

 

 Секреты задач 

 Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

6-7

 

 «Спичечный» конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 8

 

Геометрический калейдоскоп 

 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9

 

 Числовые головоломки

 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10

 

 «Шаг в будущее»

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11

 

Геометрия вокруг нас 

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12

 

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13

 

«Шаг в будущее»  

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14

 

 Тайны окружности

 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15

 

 Математическое путешествие

 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:   34 – 14 = 20   20 + 18 = 38       38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

16-17

 

 «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

18

 

Математические игры

 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

 19

 

 «Часы нас будят по утрам…» 

 Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

20

 

Геометрический калейдоскоп 

 Задания на разрезание и составление фигур.

21

 

 Головоломки

 Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

22

 

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

23

 

«Что скрывает сорока?»   

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24

 

Интеллектуальная разминка 

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25

 

 Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

26-27

 

 Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . 

28

 

В царстве смекалки 

 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29

 

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

30

 

 Составь квадрат

 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

31-32

 

Мир занимательных задач 

 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

33

 

 Математические фокусы

 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34

 

Математическая эстафета 

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). 

Итого: 34  ч

 

              Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать  нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять  простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

 

                 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Математические чудеса»

3  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

 вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

                             

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Геометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5-6

В царстве смекалки

2

7

«Шаг в будущее»

1

8-9

«Спичечный» конструктор

2

10

Числовые головоломки

1

11-12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокусы

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие

1

18

Выбери маршрут

1

19

Числовые головоломки

1

20-21

В царстве смекалки

2

22

Мир занимательных задач

1

23

Геометрический калейдоскоп

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок

1

26-27

От секунды до столетия

2

28

Числовые головоломки

1

29

 Конкурс смекалки

1

30

Это было в старину

1

31

Математические фокусы

1

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

34

Математический лабиринт

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС

Дата

  Тема                                                      

 Содержание занятий

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,  , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,  , 90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.

3

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи-

рование».

8-9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11-12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,  , 15.

14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500  500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + 150= 670

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20-21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26-27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих

родственников.

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29

 Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32-33

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Итого: 34 ч

                   Требования к результатам обучения учащихся 3 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с  числами – великанами;

- пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

 

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

 

 

              СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Математические чудеса»

4  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС - 34 часа

Тема

Кол--во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

Числа-великаны

1

3

Мир занимательных задач

1

4

Кто что увидит?

1

5

Римские цифры

1

6

Числовые головоломки

1

7

Секреты задач

1

8

В царстве смекалки

1

9

Математический марафон

1

10-11

«Спичечный» конструктор

2

12

Выбери маршрут

1

13

Интеллектуальная разминка

1

14

Математические фокусы

1

15-17

Занимательное моделирование

3

18

Математическая копилка

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай

1

22-23

В царстве смекалки

2

24

Числовые головоломки

1

25-26

Мир занимательных задач

2

27

Математические фокусы

1

28-29

Интеллектуальная разминка

2

30

Блиц-турнир по решению задач

1

31

Математическая копилка

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33

Математический лабиринт

1

34

Математический праздник

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4  КЛАСС

Дата

Тема

Содержание занятий

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10-11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

15-17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

20

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22-23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25-26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28-29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

31

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

33

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Итого: 34 ч

                                   Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

 - проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-  применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать  проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами

             К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ  ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

 Раздел

                                Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

            ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-Выпуск стенгазет.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Печатные пособия

2.

Демонстрационные таблицы по темам.

1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,

С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,

2010.

                              3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Математический калейдоскоп" для обучающихся 4 класса по теме " Математическое путешествие по легендам о Байкале"

Тема:       Математическое путешествие по легендам о БайкалеЦель:  обозначить экологическую проблему Байкала посредствоминтеграции фольклорного и математического материа...

Программа и КТП кружка Математический калейдоскоп 1-4 классы внеурочная деятельность

Материал содержит программу и КТП составленные в соответствии с требованиями ФГОСа. Планирование составлено на 4 года....

Рабочая программа кружка «Математическая шкатулка».

Комплекс включает 56 методических разработок  к занятиям (презентации, проекты, олимпиаду, викторины и т.д.)Программа курса «Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направле...

Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов

Программа кружка "Математическая шкатулка" для обучающихся 1-3 классов...

Программа кружка Чудеса аппликации"

   Цель программы: развитие творческих способностей учащихся, развитие инициативы, фантазии, мышления самостоятельности у учащихся; формирование творческого мировоззрения; воспитание ...

Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР

Образовательная область  программы кружка "Фантазёры"  "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная,  конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...