Программа и КТП кружка Математический калейдоскоп 1-4 классы внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) по теме
Материал содержит программу и КТП составленные в соответствии с требованиями ФГОСа. Планирование составлено на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа и КТП кружка Математический калейдоскоп 1-4 классы ФГОС | 60.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
для внеурочной деятельности младших школьников
(1 - 4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Математический калейдоскоп», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать
свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Математический калейдоскоп» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса «Математический калейдоскоп»
Кружок «Математический калейдоскоп» входит во внеурочную
деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Математический калейдоскоп» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности2 в течение
одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических
заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 –занятия в первом классе; 34 часа в год – во 2-4 классах с проведением занятий 1 раз внеделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Таблица распределения часов по разделам и классам
№ | Название раздела | Классы, кол-во с часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 16 | 9 | 6 | 17 |
2 | Мир занимательных задач | 5 | 14 | 17 | 14 |
3 | Геометрическая мозаика | 12 | 11 | 11 | 3 |
Всего | 33 | 34 | 34 | 34 |
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
курса «Математический калейдоскоп».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательноевыполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое
домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День
и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание
в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий,
Выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
Использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие,
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации,
Учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).__ Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей.
Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей;
Составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/ п | ДАТА | Раздел | Тема занятия | Содержание занятия | ||
1 гр | 2 гр | 3 гр | ||||
1 | ММЗ | Математика – это интересно | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | |||
2 | ГМ | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | |||
3 | Ч.АД | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | |||
4 | Ч.АД | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | |||
5 | Ч.АД | Танграм: древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |||
6 | Ч.АД | Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | |||
7 | Ч.АД | Праздник числа 10 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | |||
8 | ГМ | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |||
9 | Ч.АД | Игра- соревнование «Веселый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | |||
10 | Ч.АД | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | |||
11- | ГМ | ЛЕГО- конструкторы. | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | |||
12 | ГМ | ЛЕГО- конструкторы. | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | |||
13 | ГМ | Весёлая геометрия | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |||
14 | Ч.АД | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10». | |||
15- | ГМ | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | |||
16 | ГМ | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | |||
17 | ММЗ | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными.Задачи, допускающие несколько способов решения. | |||
18 | ГМ | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6 | |||
19 | Ч.АД | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». | |||
20 | Ч.АД | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
21- | ГМ | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | |||
22 | ГМ | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». | |||
23 | ГМ | Уголки | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | |||
24 | Ч.АД | Игра в магазин. Монеты. | Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
25 | ГМ | Конструирование фигур из деталей танграма | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |||
26 | Ч.АД | Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. | |||
27 | Ч.АД | Математическое путешествие. | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. | |||
28 | Ч.АД | Математические игры | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками» | |||
29 | ММЗ | Секреты задач | Решение задач разными способами. Реш ение нестандартных задач. | |||
30 | ММЗ | Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | |||
31 | Ч.АД | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку | |||
32 | Ч.АД | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». | |||
33 | ММЗ | Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. |
Тематическое планирование кружка
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП".
2-й класс
Содержание программы.
№ | РАЗДЕЛ | Часы |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 9 |
2 | Мир занимательных задач | 14 |
3 | Геометрическая мозаика | 11 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Раз- дел | Тема занятия | ||
1 гр | 2 гр | 3 гр | |||
1 | Ч.АД | Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире. | |||
2 | Ч.АД | Старинные системы записи чисел. Из истории чисел и цифр. | |||
3 | Ч.АД | Из истории математических открытий. Архимед – гений математики и изобретений | |||
4 | МЗЗ | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | |||
5 | МЗЗ | Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. | |||
6 | МЗЗ | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | |||
7 | ГМ | Китайская головоломка «Танграм» | |||
8 | ГМ | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | |||
9 | МЗЗ | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | |||
10 | Ч.АД | Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | |||
11 | МЗЗ | Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру» | |||
12 | ГМ | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | |||
13 | МЗЗ | Поиск закономерностей. Логические задачи. | |||
14 | ГМ | Китайская головоломка «Танграм» | |||
15 | ГМ | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | |||
16 | ГМ | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | |||
17 | МЗЗ | Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру» | |||
18 | Ч.АД | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | |||
19 | ГМ | Наглядная геометрия. | |||
20 | ГМ | Занимательная геометрия. | |||
21 | ГМ | Китайская головоломка «Танграм» | |||
22 | ГМ | Турнир по геометрии | |||
23 | МЗЗ | Занимательные задачи. | |||
24 | МЗЗ | Логические задачи для юных математиков. | |||
25 | МЗЗ | Задачи повышенной трудности. | |||
26 | Ч.АД | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | |||
27 | МЗЗ | Решение нестандартных задач. | |||
28 | ГМ | Китайская головоломка «Танграм» | |||
29 | Ч.АД | Математические тренажёры. | |||
30 | МЗЗ | Блиц - турнир по решению задач | |||
31 | МЗЗ | Задачи в стихах. | |||
32 | Ч.АД | Экспромт - задачки и математические головоломки. | |||
33 | МЗЗ | Логические математические задачки-шутки. | |||
34 | Ч.АД | Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» |
Тематическое планирование кружка
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП".
3-й класс
Содержание курса
№ раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). |
6 |
2. | Геометрическая мозаика Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. |
11 |
3. | Мир занимательных задач Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности. |
17 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по теме | дата | Тема | ||
неделя | дата | факт | |||
Числа. Арифметические действия. Величины (6 часов) | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. | |||
2 | 2 | Математические игры, лабиринты, кроссворды. | |||
3 | 3 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. | |||
4 | 4 | Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. | |||
5 | 5 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | |||
6 | 6 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | |||
Геометрическая мозаика (11часов) | |||||
7 | 1 | Старинные меры измерений. | |||
8 | 2 | Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. | |||
9 | 3 | Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. | |||
10 | 4 | Масса. Новые мерки. Измерения. | |||
11 | 5 | Масса. Новые мерки. Измерения. Составление коллективного проекта. | |||
12 | 6 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | |||
13 | 7 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | |||
14 | 8 | Китайская головоломка “Танграм”. Составление фигур. | |||
15 | 9 | Китайская головоломка “Танграм”. Преобразование фигур. | |||
16 | 10 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. | |||
17 | 11 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. | |||
Мир занимательных задач (17часов) Решение задач разными способами | |||||
18 | 1 | Составление задач. Схемы, уравнения | |||
19 | 2 | Составление задач. Схемы, уравнения | |||
20 | 3 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» | |||
21 | 4 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» | |||
22 | 5 | Решение задач по схеме. Обратные задачи. | |||
23 | 6 | Графическое моделирование | |||
24 | 7 | Графическое моделирование | |||
25 | 8 | Понятие «Дерево возможностей» | |||
26 | 9 | Составление дерева возможностей. | |||
27 | 10 | Решение старинных задач. | |||
28 | 11 | Решение старинных задач. | |||
29 | 12 | Задачи повышенной трудности. | |||
30 | 13 | Задачи повышенной трудности. | |||
31 | 14 | Задачи в стихах. | |||
32 | 15 | Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами | |||
33 | 16 | Дерево возможностей. Блиц-турнир | |||
34 | 17 | Итоговое занятие. Игра “Велогонка” |
Тематическое планирование
занятий кружка «Математический калейдоскоп »
4 класс
Содержание курса
№ | РАЗДЕЛ | Часы |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 17 |
2 | Мир занимательных задач | 14 |
3 | Геометрическая мозаика | 3 |
Тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | раздел | дата | Виды деятельности | Форма контроля | ||
1 гр | 2 гр | 3 гр | |||||
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Ч.АД |
| ||||
2. | Как люди научились считать. | Ч.АД | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | ||||
3. | Интересные приемы устного счёта. | Ч.АД | устный счёт | ||||
4 | Решение занимательных задач в стихах. | МЗЗ | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | ||||
5 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | Ч.АД | работа с алгоритмами | ||||
6. | Учимся отгадывать ребусы. | Ч.АД | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |||
7. | Числа-великаны. Коллективный счёт. | Ч.АД | решение теста -кроссворда | проверочный тест | |||
8. | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | Ч.АД | работа с алгоритмом | контрольный тест | |||
9 | Решение ребусов и логических задач. | МЗЗ | самостоятельная работа | мини-олимпиада | |||
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | МЗЗ | составление схем, диаграмм | ||||
11. | Загадки- смекалки. | МЗЗ | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |||
12 | Игра «Знай свой разряд». | Ч.АД | работа с таблицей разрядов | тест | |||
13. | Обратные задачи. | МЗЗ | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | |||
14. | Практикум «Подумай и реши». | Ч.АД | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | ||||
15. | Задачи с изменением вопроса. | МЗЗ | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |||
16. | «Газета любознательных». | ГМ | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | |||
17. | Решение нестандартных задач. | МЗЗ | решение задач на установление причинно-следственных отношений | ||||
18. | Решение олимпиадных задач. | МЗЗ | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
19. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | МЗЗ | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
20. | Составление фигур из китайской головоломки «Танграм» | ГМ | решение заданий повышенной трудности | ||||
21. | Составление фигур из китайской головоломки «Танграм» | ГМ | работа над ошибками олимпиадных заданий | ||||
22. | Математические горки. | Ч.АД | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | |||
23. | Наглядная алгебра. | Ч.АД | работа в группах: инсценирование | ||||
24. | Решение логических задач. | МЗЗ | схематическое изображение задач | ||||
25. | Игра «У кого какая цифра» | Ч.АД | творческая работа | ||||
26 | Знакомьтесь: Архимед! | Ч.АД | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |||
27. | Задачи с многовариантны ми решениями. | МЗЗ | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | ||||
28. | Знакомьтесь: Пифагор! | Ч.АД | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |||
29. | Задачи с многовариантны ми решениями. | МЗЗ | Работа в парах по решению задач | ||||
30. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Ч.АД | составление знаковых систем | тест | |||
31. | Задачи с многовариантными решениями. | МЗЗ | индивидуальная работа | ||||
32 | Задачи с многовариантными решениями. | МЗЗ | индивидуальная работа | ||||
33. | Математический КВН | Ч.АД | работа в группах | ||||
34 | Круглый стол «Подведем итоги» | Ч.АД | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка "Математический калейдоскоп" для обучающихся 4 класса по теме " Математическое путешествие по легендам о Байкале"
Тема: Математическое путешествие по легендам о БайкалеЦель: обозначить экологическую проблему Байкала посредствоминтеграции фольклорного и математического материа...
ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)
Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...
Программа кружка "Здоровье" (1-4 класс,внеурочная деятельность)
Программа кружка "Здоровье" со здоровьесберегающими технологиями...
Программа кружка "Я пешеход и пассажир" 1 класс - внеурочная деятельность (спортивно-оздоровительное направление)
Программа кружка "Я пешеход и пассажир" 1 класс...
Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)
Программа кружка "Химия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов (Внеурочная деятельность)...
Программа кружка "Школа почемучек" для учителей 2 класса внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование «Школа почемучек»№ПпДатаРазделКол-вочасовНазваниеТемыСодержание занятияВиды деятельностиСредства обученияКонтроль за знаниямиОжидаемый результат План.Фак...
Программа "Музеи, парки и усадьбы Москвы" 1-4 классы (внеурочная деятельность)
Программа рассчитана на 68 часов в год и тесно связана с олимпиадой "Музеи. Парки. Усадьбы". Проводить занятия можно во время каникул....