Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»
методическая разработка по математике (3 класс)

Свалова Ксения Павловна

На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления, формирование умения работать самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsena_kolichestvo_stoimost.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

  1. ФГОС, Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 3 класс.
  2. Тема урока: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»
  3. Основная цель: Формирование навыков и умений решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость

Задачи: Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления, формирование умения работать самостоятельно. Научить детей решать задачи с данными величинами. Закреплять вычислительные навыки.

  1. Формирование универсальных учебных действий.

Предметные:

Понимать, что такое «задача», «решить задачу».

Уметь решать задачи с величинами-цена, количество, стоимость

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке <…> (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

  1. Тип урока: Урок изучения нового материала
  2. Литература

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/12/19/zadachi-s-velichinami-tsena-kolichestvo-stoimost

http://wordgdz.ru/matematika-3-klass-moro-bantova-1-2-chast/

http://www.studfiles.ru/preview/2967164/

  1. Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология использования в обучении игровых методов, здоровье-сберегающая технология, объяснительно-иллюстративный метод.
  2.  Оборудование урока:

Для учителя: учебник, доска.

Для учащихся: учебник, тетрадь.

Этапы урока:

  1. Организационное начало
  2. Актуализация знаний. Устный счет
  3. Определение темы и целей урока
  4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о письменном делении.
  5. Физкультминутка
  6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача.
  7. Физкультминутка
  8. Подведение итогов
  9. Организационный конец

Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Формируемые УУД

Планируемые предметные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный: подготовка учащихся к работе.

Здравствуйте, ребята! Чтобы все прошло хорошо, я хочу, чтобы вы мне в этом немного помогли. Договорились?

А теперь давайте проверим, что должно лежать на нашей парте. Учебник, рабочая тетрадь, пенал, остальные посторонние вещи уберите в портфель.

Все готовы? Тогда присаживайтесь и начнем наш урок!

(Приветствует учеников. Настраивает учащихся на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку)

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Личностные

*готовность к уроку

*самоопределение

*Мотивация на успех

Создание положительного эмоционального фона занятия.

2. Актуализация знаний. Устный счет

Ребята, на доске у меня написаны примеры для устного счета. Предлагаю вам решить их и записать только ответы в свою тетрадь.

3*5+7,  3*7-15,  18/3+4,  15+3*6,   21/3-6.

Можем начать проверять? Проверка осуществляется устно.

(Проведение устного счета и его проверка)

Счет примеров и проверка.

Личностные

*Мотивация на успех

Коммуникативные

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Отработка устных приемов счета.

3 Определение темы и целей урока

 Ребята, вы так хорошо считаете и я думаю, вы сможете мне помочь. У меня случилась такая ситуация. На днях я купила в магазине 7 тетрадей, а чек потеряла. Я запомнила только то, что заплатила за все тетради 35 рублей. Как же мне узнать, сколько стоит одна такая тетрадь?

И сколько же тогда я заплатила за одну тетрадь?

Да! Точно. Ребята, спасибо, что вы мне помогли разобраться в моей непонятной ситуации. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? С какими величинами познакомимся?

И поэтому наша тема называется: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость».

Ребята, кто мне скажет, что такое цена? Количество? Стоимость?

Вот сегодня мы и будем учиться решать задачи с этими величинами.

Нужно 35 разделить на 7

5 рублей стоит одна тетрадь

Мы познакомимся с величинами-цена, количество, стоимость.

Цена- это стоимость одного предмета

 Стоимость- это общая цена всех предметов

 Количество-это число, показывающее сколько предметов у нас есть

Коммуникативные

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные:

*Строить логическое рассуждения

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Личностные:

*воспринимать речь учителя, одноклассников

Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о письменном делении.

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 22 и посмотрите на первое задание. Давайте прочитаем первую задачу.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу после 3 задачи, что по ней нам известно в нашей задаче?

Что нам нужно найти?

Как узнать сколько стоит одна открытка?

Сколько же стоит одна открытка? Отвечаем, пожалуйста, полным ответом.

Молодцы! А теперь давайте сделаем вывод- если мы знаем стоимость всех одинаковых предметов и их количество, то что мы можем узнать?

Верно! И стоимость одного такого предмета называют его ценой.

Следующие две задачи мы будем решать в рабочей тетради. Запишите в ваших рабочих тетрадях число и классная работа, как у меня на доске. И теперь давайте начертим таблицу на 3 столбца и 3 строки. Итак, отступаем от слова «Классная работа» 2 клетки вниз и чертим линию 12 см вправо, 4 см вниз,12 см влево, и 4 см вниз. Делим таблицу на 3 равные столбца, и 3 равные строки. Пишем в графах таблицы наименования. (Стоимость одного предмета, Количество предметов, Общая стоимость)

Готовы?

Кто хочет прочитать условие задачи?

Вот мы прочитали условие, а теперь давайте заполним наши графы в таблице. Что нам известно?

Верно! А что тогда нам неизвестно?

Как нам найти общую стоимость 3-х открыток?

Сколько же стоят 3 такие открытки?

Молодцы! Запишите, пожалуйста, ответ. А теперь перейдем к 3 задаче. Также давайте прочтем условие нашей задачи.

Итак, ребята, что известно в этой задаче?

Что нам неизвестно?

Как нам найти сколько открыток мы можем купить на 15 рублей?

И сколько же открыток мы сможем купить на 15 рублей?

Ребята, вы большие молодцы.

А сейчас мы с вами немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

 За 3 одинаковые открытки заплатили 15 рублей. Сколько стоит одна открытка?

Количество предметов-3 открытки, общая стоимость-15 рублей

Стоимость одного предмета – сколько стоит одна открытка

Нам нужно общую стоимость разделить на количество предметов: 15/3=5 р.

5 рублей стоит одна открытка.

Мы можем узнать стоимость одного такого предмета.

Чертят таблицу и пишут наименования.

Да

Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько рублей стоят 3 такие открытки?

Стоимость одного предмета- 1 открытка 5 рублей, количество предметов- 3 такие открытки.

Общая стоимость- сколько стоят 3 такие открытки.

Нам нужно стоимость одного предмета умножить на количество предметов: 5*3=15 р.

3 такие открытки стоят 15 рублей.

За одну открытку нужно заплатить 5 рублей. Сколько таких открыток можно купить на 15 рублей?

Стоимость одного предмета- 1 открытка 5 рублей, общая стоимость- 15 рублей.

Количество предметов-сколько таких открыток можно купить на 15 рублей.

Нам нужно общую стоимость разделить на стоимость одного предмета, 15/5=3 открытки

Мы сможем купить 3 открытки на 15 рублей.

Регулятивные:

* умение планировать пути достижения целей

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Коммуникативные:

*Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, описывать объект

*работать индивидуально и в группе,находить общее решение

*Умение участвовать в учебном диалоге

Личностные:

*проявлять интерес к выполнению задания

*выражать положительное отношение к процессу познания

Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть.

5. Физкультминутка

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) 
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)

Выполняют физкультминутку, повторяя упражнения за учителем.

6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача.

Вот мы немного и отдохнули, а сейчас продолжим. Я предлагаю вам посмотреть на поля нашего учебника, кого вы там видите?

Что он делает?

И чем же он таким жонглирует?

Давайте рассмотрим эти числа и найдем лишнее.

Почему же оно лишнее?

Совершенно верно! Давайте выполним номер 2 на этой же странице. Давайте прочитаем задание:

Итак, запишите, пожалуйста, числа от 1 до 30.

Готовы? А теперь обведите цветным карандашом или фломастером числа, которые делятся на 3 без остатка.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске у меня написаны уравнения. Перепишите первое к себе в тетрадь - 12+х=13, давайте повторим компоненты.

Где у нас неизвестное?

Как найти неизвестное 2 слагаемое?

Верно, записываем это, и сколько же у нас получается?

Отлично! Приступаем к следующему уравнению. 14/х=2. Как называются компоненты в этом уравнении?

Где у нас неизвестное?

Как нам его найти?

Верно! И переходим к последнему уравнению. 6*х=18. Как называются компоненты?

Где находится неизвестное?

Как нам найти неизвестный второй множитель?

Абсолютно верно, молодцы! Давайте снова немножечко отдохнем, не вставая, слушаем внимательно и делаем то, что я говорю!

Клоуна

Жонглирует

Числами

Лишнее число -16

Оно единственное не делится на 3 нацело.

(читают задание)

Обводят числа, которые делятся на 3 без остатка. Проверка учителем чисел, которые обвели ученики.

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Во втором слагаемом.

Нам нужно из суммы вычесть 1 слагаемое

х=13-12, ответ х=1

Делимое, делитель, частное

В делителе

Нужно делимое разделить на частное, х=14/2, ответ х=7

1 множитель, 2 множитель, произведение

Во втором множителе

Нам нужно произведение разделить на 1 множитель, х=18/6, ответ: х=3

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:        

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

7. Физкультминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. 
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. 
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут 
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. 
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! 
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача.

Вот наши глазки немного передохнули, и теперь мы переходим к следующему заданию. Задание под номером 4. Что нам нужно здесь сделать?

Верно, Давайте по цепочке, с колонки у окна и начнем.

Проверка этого задания осуществляется учителем.

А теперь давайте посчитаем небольшие примеры.

24/8/3, 2*6/3, 27/(9/3), 0*19

21/7*8, 2*9/6, 4*(18/6), 3*10

Каким правилом мы должны воспользоваться, чтобы решить первые два столбика примеров?

Да! Верно.

Ребята, а какое правило действует для решения примеров третьего столбика?

Совершенно верно!

А что нам делать с правилом решения примеров с «0»?

Замечательно! Молодцы!

Решение примеров и самопроверка.

И последнее задание на сегодня- задание номер 6. Здесь мы должны вычислить и выполнить проверку.
74-15, 49+24,  52-36, 73-58.

Молодцы, ребята!

Сначала следует выяснить какие числовые выражения даны и как найти их значение. А далее нужно вместо буквы с подставить число заданное в таблице и умножить его на 2. А во втором случаем вместо буквы m подставить числа и разделить их на 3.

Ученик проверяет себя.

Так как в примере нет скобок, то выполняем действия по порядку, слева-направо.

Первым действием считается то, что в скобках.

Умножая на ноль, или ноль умножая на число, всегда получится 0.

Вычисление примеров у доски и их проверка (в столбик).

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:        

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

8.Подведение итогов

Итак, ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Хорошо, а чему научились?

Ребята, а сейчас у себя в тетрадях на полях нарисуйте смайлик: солнышко с улыбкой- если вы считаете, что хорошо поработали и все усвоили. Солнышко без улыбки- если считаете, что не все усвоили и не во всем разобрались. И солнышко с тучкой-если считаете, что вы ничего не усвоили и плохо поработали сегодня уроке.

А сейчас давайте посмотрим, как вы себя оценили. Встаньте те, кто нарисовал солнышко с улыбкой. Хорошо. А теперь те, кто нарисовал солнышко без улыбки. И солнышко с тучкой.

Ребята, вы большие молодцы!

Опрос учеников, проверка усвоения нового материала.

-Решали задачи с величинами: цена, количество, стоимость

 - Решали уравнения с неизвестным

- Решали примеры и выполняли проверку

Решать задачи с величинами

Ответы на вопросы учителя, закрепление нового материала.

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

9.Организационный конец

Ребята! Вот наш урок и подошел к концу. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо вам большое за вашу помощь. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания и до новых встреч!

Благодарит детей за урок, прощается с учащимися.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики для 3 класса по теме « Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». УМК "Школа России"

 Проект урока по теме: « Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»  с теоретическими  основаниями (формируемыми ууд)....

Конспект урока по математике 2 класс Школа России по теме "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость"

Конспект урока по математика по теме " "Решение задач с величинами:цена,количество,стоимость" + презентация...

Конспект урока математики по теме Решение задач с величинами цена, количество, стоимость

Материал для проведения урока во 2 классе по  учебникам Т.Е Демидовой, С.А Козловой, А.П. Тонких в образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: "Решение задач с величинами "цена, количество, стоимость". УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на нахождение цены, стоимости и количества; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые резуль...

Конспект урока по математике на тему: "Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «...

Урок математики по теме «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Урок по математике на тему «Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость"» содержит конспект занятия и презентацию. Урок разработан по мат...