Дорожная карта проекта по математике
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Нестеренко Екатерина Валерьевна

Дорожная карта по математике 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhna_karta.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участников: Нестеренко Екатерина Валерьевна, Присяжнюк Кира Андреевна.

Класс: 2

Предмет: математика

Тема: «Математика вокруг нас»

Тема проекта – «Узоры и орнаменты на посуде»

Исследуемый объект: Узоры и орнаменты на посуде

Цель проекта: формирование бережного отношения к труду человека через создание альбома.  

Продукт проекта – альбом «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • Знают, что такое орнамент и узор, историю возникновения;
  • Достижение личностных и метапредметных результатов.

Метапредметные:

Коммуникативные

  • умеют отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректируют свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
  • умеют слушать и слышать собеседника;
  • умеют работать в группах;
  • умеют ставить вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • умеют выбирать тему проекта;
  • умеют составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • умеют выполнять проект самостоятельно;
  • умеют работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • умеют использовать основные и дополнительные средства;
  • умеют оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • проводят наблюдение и исследование орнаментов и узоров по предложенному плану;
  • оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Узоры и орнаменты на посуде» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • умеют проводить простейшие исследования с предоставленными фотоматериалами.

Личностные:

  • демонстрируют бережное отношение к труду человека;
  • проявляют желание участвовать в проектной работе;
  • проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Предлагает детям отгадать ребусы, в которых зашифрованы слова «узор» и «орнамент».

Задаёт вопросы, просит детей предположить, что такое узор и орнамент.

Раздаёт кроссворд для работы в парах. Ключевое слово в кроссворде «посуда».

«Так какая же тема нашего проекта?»

Разгадывают ребусы. Записывают понятия «узор и орнамент».

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

Разгадывают кроссворд и получают слово– посуда.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Узоры и орнаменты на посуде».

Сформулирована тема: «Узоры и орнаменты на посуде».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды посуды с узорами и орнаментами.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках?»

Предположите, как могут быть связаны узоры и орнаменты с математикой.

«Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы, задает вопрос:

 «Как давно и для чего люди стали использовать орнаменты и узоры на посуде? Что они обозначают? Почему именно в рамках урока математики мы готовим этот проект?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать»«расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Различную посуду, на которой изображены рисунки».

Затем определяют проблему проекта: «Как связаны узоры и орнаменты на посуде с математикой?».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение орнаментов и узоров и их связь с математикой».

Определена проблема проекта: «Как узоры и орнаменты на посуде связаны с математикой». Сформулирована цель: «Выяснить значение орнаментов и узоров и их связь с математикой».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы узнать, как связаны узоры и орнаменты на посуде с математикой, что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о узорах и орнаментах, истории их возникновения ит.д.;

2. Выяснить, для чего люди рисуют орнаменты на посуде и кто этим занимается.

3. Подготовить альбом «Узоры и орнаменты на посуде».

1.4 Формулировка гипотезы

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса и показа тарелки с орнаментом из геометрических фигур: «Из каких элементов состоит этот орнамент? Что необычного вы заметили?»

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящие для цели проекта.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о узорах и орнаменте? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «История возникновения узоров и орнаментов».

2. Провести исследование и обнаружить связь узоров и орнаментов с математикой.

3. Оформить результаты проекта в виде творческого альбома.

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (измерение, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор), Интернет-ресурсы.
  2. Для исследования связи узоров и орнаментов с математикой: примеры орнаментов и узоров, линейка, цветные карандаши.
  3. Для оформления альбома: альбом для рисования, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, цветная бумага, картон.

3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы по теме проекта они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами узоров и орнаментов, записать их сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают, и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое узор и орнамент? Когда ни возникли?

2. Для чего используются орнаменты и узоры на посуде?

3. Кто украшает посуду узорами и орнаментами?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на проведение исследования, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

С помощью Smart Response предлагает детям дать своё согласие/несогласие с гипотезами.

2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на особенности и закономерности узоров и орнаментов.

5. Проводить повторное голосование, чтобы сформулировать выводы. Помогает их записать.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы:

Опыт 1: исследуют по группам узоры и орнаменты, находят геометрические фигуры в них. Выявляют особенность всех узоров и орнаментов.

Опыт 2: на шаблоне кружки и тарелки самостоятельно рисуют орнамент, используя геометрические фигуры, учитывая закономерность орнаментов и узоров, выявленную ранее.

1. Определена цель исследования: найти связь узоров и орнаментов с математикой.

2 Поставлены задачи исследования:

- Провести опыты.

- Сделать выводы.

- Определить связь узоров и орнаментов с математикой.

3. Определены гипотезы: узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур и геометрические фигуры в узорах и орнаментах повторяются.  

4. Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- Узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур.

- В узорах и орнаментах геометрические фигуры повторяются.

6. Общий вывод: узоры и орнаменты связаны состоят из повторяющихся геометрических фигур.

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью таблицы)

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Узоры и орнаменты возникли ещё во времена первобытных людей. Они с помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Но самое главное назначение раскрашенной посуды – уют в доме. Раньше посуду расписывали вручную. Сейчас посуду расписывают в основном на заводах машины. Однако, остались мастерские, где посуду расписывают люди с помощью кисточек и специальных красок. Узоры и орнаменты тесно связаны с математикой, так как они состоят из простых геометрических фигур, которые мы изучали на уроках.

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в оформлении альбома.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют альбом.

2. Готовятся к защите.

1. Альбом.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлен альбом.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по реализации проекта "Дорожная карта " учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны за 2015-2019 гг..

В данном проекте предоставлен подробный анализ по реализации дорожной карты...

Дорожная карта. Проект "Семья плюс школа"

Отчет о проделанной совместной работе детей и родителей за год....

Дорожная карта проекта по занимательной математике "Сочинение математических сказок"

Дорожная карта проекта по занимательной математике содержит в себе материал "Сочинение математических сказок...

Проект по внеурочной деятельности «Дорожная карта проекта «Солнышко»

Цель: озеленение пришкольного участка.Задачи: создать проект озеленения участка;подбор растений;выращивание рассады на клумбы;посадка рассады;посадка декоративных кустарников. Актуальность проект...

Дорожная карта сетевого воспитательного проекта, разноуровневые задания, проект окр мир

Разноуровневые задания — это задания, которые различаются по своей степени сложности и объему, они ориентированы на разный уровень подготовки и способностей учеников.Они позволяют каждому р...

Дорожная карта проекта

Внеурочная деятельность...