Дорожная карта проекта по математике
план-конспект занятия по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участников: Нестеренко Екатерина Валерьевна, Присяжнюк Кира Андреевна.
Класс: 2
Предмет: математика
Тема: «Математика вокруг нас»
Тема проекта – «Узоры и орнаменты на посуде»
Исследуемый объект: Узоры и орнаменты на посуде
Цель проекта: формирование бережного отношения к труду человека через создание альбома.
Продукт проекта – альбом «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные:
- Знают, что такое орнамент и узор, историю возникновения;
- Достижение личностных и метапредметных результатов.
Метапредметные:
Коммуникативные
- умеют отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
- при необходимости корректируют свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
- умеют слушать и слышать собеседника;
- умеют работать в группах;
- умеют ставить вопросы и формулировать ответы.
Регулятивные
- умеют выбирать тему проекта;
- умеют составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
- умеют выполнять проект самостоятельно;
- умеют работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
- умеют использовать основные и дополнительные средства;
- умеют оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.
Познавательные
- проводят наблюдение и исследование орнаментов и узоров по предложенному плану;
- оформляют результаты наблюдений и исследований по теме «Узоры и орнаменты на посуде» в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- умеют проводить простейшие исследования с предоставленными фотоматериалами.
Личностные:
- демонстрируют бережное отношение к труду человека;
- проявляют желание участвовать в проектной работе;
- проявляют интерес к исследовательской деятельности.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Подготовительный / мотивационный | |||
1.1 Выбор и формулировка темы | Предлагает детям отгадать ребусы, в которых зашифрованы слова «узор» и «орнамент». Задаёт вопросы, просит детей предположить, что такое узор и орнамент. Раздаёт кроссворд для работы в парах. Ключевое слово в кроссворде «посуда». «Так какая же тема нашего проекта?» | Разгадывают ребусы. Записывают понятия «узор и орнамент». Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения. Разгадывают кроссворд и получают слово– посуда. Формулируют на основании своих ответов тему: «Узоры и орнаменты на посуде». | Сформулирована тема: «Узоры и орнаменты на посуде». |
1.2 Определение проблемы и формулировка цели | Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды посуды с узорами и орнаментами. Предположите, как могут быть связаны узоры и орнаменты с математикой. «Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?» После формулирования проблемы, задает вопрос: «Как давно и для чего люди стали использовать орнаменты и узоры на посуде? Что они обозначают? Почему именно в рамках урока математики мы готовим этот проект?» Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?» Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран): «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать», «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить» | Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Различную посуду, на которой изображены рисунки». Затем определяют проблему проекта: «Как связаны узоры и орнаменты на посуде с математикой?». На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение орнаментов и узоров и их связь с математикой». | Определена проблема проекта: «Как узоры и орнаменты на посуде связаны с математикой». Сформулирована цель: «Выяснить значение орнаментов и узоров и их связь с математикой». |
1.3 Постановка задач | Задает вопрос: «Как Вы думаете, чтобы узнать, как связаны узоры и орнаменты на посуде с математикой, что нам необходимо сделать?» Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран): «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод» | С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи. | Поставлены задачи: 1. Собрать информацию о узорах и орнаментах, истории их возникновения ит.д.; 2. Выяснить, для чего люди рисуют орнаменты на посуде и кто этим занимается. 3. Подготовить альбом «Узоры и орнаменты на посуде». |
1.4 Формулировка гипотезы | Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса и показа тарелки с орнаментом из геометрических фигур: «Из каких элементов состоит этот орнамент? Что необычного вы заметили?» Записывает ответы учеников на доске. Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящие для цели проекта. | Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу. | Сформулирована гипотеза проекта: «Узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур» |
2. Организационный / подготовительно-планирующий | |||
2.1 Планирование деятельности | 1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о узорах и орнаменте? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?» 2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта. | 1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. 2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать. 3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки. | Составлен план реализации проекта: 1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «История возникновения узоров и орнаментов». 2. Провести исследование и обнаружить связь узоров и орнаментов с математикой. 3. Оформить результаты проекта в виде творческого альбома. 4. Защитить и оценить проект. |
2.2 Выбор методов исследования | Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. | Выбирают наиболее подходящие методы исследования. | Выбраны методы исследования: эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (измерение, сравнение), обобщение. |
2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования | Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. | Выбирают инструменты и оборудование для исследования. | Выбраны необходимые инструменты и оборудование:
|
3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический | |||
3.1 Сбор необходимой информации | 1. Напоминает ученикам, на какие вопросы по теме проекта они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. 2. Предлагает ученикам ознакомиться с видами узоров и орнаментов, записать их сходства и различия. | Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают, и фиксируют информацию. | Найдены и записаны ответы на вопросы: 1. Что такое узор и орнамент? Когда ни возникли? 2. Для чего используются орнаменты и узоры на посуде? 3. Кто украшает посуду узорами и орнаментами? |
3.2 Проведение исследования | 1. Мотивирует учеников на проведение исследования, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования. С помощью Smart Response предлагает детям дать своё согласие/несогласие с гипотезами. 2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов. 3. Помогает разделиться на группы. 4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на особенности и закономерности узоров и орнаментов. 5. Проводить повторное голосование, чтобы сформулировать выводы. Помогает их записать. | 1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу. 2. Делятся на группы по 3 человека или на пары. 3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы: Опыт 1: исследуют по группам узоры и орнаменты, находят геометрические фигуры в них. Выявляют особенность всех узоров и орнаментов. Опыт 2: на шаблоне кружки и тарелки самостоятельно рисуют орнамент, используя геометрические фигуры, учитывая закономерность орнаментов и узоров, выявленную ранее. | 1. Определена цель исследования: найти связь узоров и орнаментов с математикой. 2 Поставлены задачи исследования: - Провести опыты. - Сделать выводы. - Определить связь узоров и орнаментов с математикой. 3. Определены гипотезы: узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур и геометрические фигуры в узорах и орнаментах повторяются. 4. Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение. 5. Проведено исследование, сделаны выводы: - Узоры и орнаменты состоят из геометрических фигур. - В узорах и орнаментах геометрические фигуры повторяются. 6. Общий вывод: узоры и орнаменты связаны состоят из повторяющихся геометрических фигур. |
3.3 Формулировка выводов | 1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью таблицы) 2. Помогает сформулировать общий вывод. | 1. Делятся результатами и выводами. 2. Формулируют общий вывод. | Сформулирован вывод: «Узоры и орнаменты возникли ещё во времена первобытных людей. Они с помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Но самое главное назначение раскрашенной посуды – уют в доме. Раньше посуду расписывали вручную. Сейчас посуду расписывают в основном на заводах машины. Однако, остались мастерские, где посуду расписывают люди с помощью кисточек и специальных красок. Узоры и орнаменты тесно связаны с математикой, так как они состоят из простых геометрических фигур, которые мы изучали на уроках. |
3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите | 1. Помогает в оформлении альбома. 2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта. | 1. Оформляют альбом. 2. Готовятся к защите. | 1. Альбом. 2. Конспект выступления на защите. |
4. Рефлексивно-оценочный | |||
4.1 Защита проекта | Выслушивает выступления учеников. | Публично представляют полученные результаты. | Проведена защита. Представлен альбом. |
4.2 Рефлексия и самоанализ | 1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями. 2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:
3. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта. | 1. Оценены результаты работы. 2. Проведен самоанализ. 3. Подведены итоги, определены перспективы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по реализации проекта "Дорожная карта " учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны за 2015-2019 гг..
В данном проекте предоставлен подробный анализ по реализации дорожной карты...
Дорожная карта. Проект "Семья плюс школа"
Отчет о проделанной совместной работе детей и родителей за год....
Дорожная карта проекта по занимательной математике "Сочинение математических сказок"
Дорожная карта проекта по занимательной математике содержит в себе материал "Сочинение математических сказок...
Проект по внеурочной деятельности «Дорожная карта проекта «Солнышко»
Цель: озеленение пришкольного участка.Задачи: создать проект озеленения участка;подбор растений;выращивание рассады на клумбы;посадка рассады;посадка декоративных кустарников. Актуальность проект...
дорожная карта проекта
привет всем...
Дорожная карта сетевого воспитательного проекта, разноуровневые задания, проект окр мир
Разноуровневые задания — это задания, которые различаются по своей степени сложности и объему, они ориентированы на разный уровень подготовки и способностей учеников.Они позволяют каждому р...
Дорожная карта проекта
Внеурочная деятельность...