Выступление на тему «Приемы, используемые на уроках математики, для развития интереса к предмету»
статья по математике

Как же формировать у учащихся познавательный интерес? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_21102020.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №10»

Выступление на РМО

на тему «Приемы, используемые на уроках математики, для развития интереса к предмету»

Подготовила:

Паршина Валентина Сергеевна,

учитель начальных классов

октябрь 2020

г.Луховицы

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов-интересов на каждом уроке.

Как же формировать у учащихся познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Решение занимательных математических задач – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности. К занимательным задачам можно отнести задачи на перекладывание элементов или переливания, на отгадывание задуманного числа или зачеркнутой цифры, на составления магических квадратов, задачи на подсчет количества элементов фигуры или самих фигур, задачи, связанные с шахматными фигурами.

Немаловажную роль в формировании познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. В игровых формах обучения проявляется возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом. Например, на уроках учащиеся с удовольствием разгадывают ребусы, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.

Доказательство теорем различными способами помогает воспитывать интерес к процессу изучения математического факта. Главное не навязывать то или иное доказательство, а с помощью вопросов анализа организовать поиск доказательства теоремы разными способами. Например, одной из самых важных теорем является теорема Пифагора, несколько доказательств которой можно найти вместе с учащимися на уроке. После её изучения в классе учащимся задается домашнее задание – отыскать другие доказательства теоремы Пифагора.

Для развития познавательного интереса при изучении математики полезны математические софизмы. По сути, математический софизм – это правдоподобное рассуждение, приводящее к неправдоподобному результату. Причём этот результат может противоречить всем нашим представлениям, но не так-то, просто найти незаметную, а подчас и довольно тонкую ошибку в рассуждении.

Для опровержения мнения о «сухости» математики в стихотворной форме произносятся правила, понятия, формулы, решаются задачи в стихах. Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его более эмоционально насыщенным.

Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется при изучении темы «Координатная плоскость» на интерактивной доске. «Красивые» задания на координатной плоскости задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий. Многие учащиеся сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала для мотивации учебного процесса. Знакомство учащихся с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни очень увлекает ребят, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, такое содержание урока пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализациям в программе Power Point. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами.

Большую роль в формировании познавательного интереса играет применение на уроках современных информационных технологий. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для обеспечения наглядности на уроках. Например, на этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. В старших классах на уроках стереометрии использование УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся. Современная трёхмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране. Разумное использование ИКТ повышает эффективность уроков во много раз, так как мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому и ученики не могут быть пассивным, активно принимают участие в процессе обучения.

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по математике, которая создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Для учащихся, проявляющих интерес к математике, предлагаются факультативы. Назначение факультативных занятий – не только расширение и углубление теоретического материала, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развить интерес к предмету.

Следует отметить, что формирование познавательного интереса у учащихся – процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.

Действительно, для становления устойчивого познавательного интереса следует использовать не один приём, а множество в определённой системе, в комплексе, потому что ни один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в формировании познавательного интереса всех учащихся.

Литература

  1. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М. Педагогика, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Методы и приемы используемые на уроках музыки

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ на уроках музыки....

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

Выступление на тему «Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика»

Выступление на тему:«Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика»...