Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_moyo.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 3 с. Арзгир

Арзгирского  района  Ставропольского  края

Педагогическое исследование

на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников

на уроках русского языка

как средство повышения качества знаний учащихся

и развития интереса к предмету»

                                                                              Подготовила:

                                учитель  начальных  классов

            МБОУ  СОШ № 3 с. Арзгир  

                                                    Климченко  Надежда  Николаевна

                                                   

2014 – 2015  учебный  год

Введение. Актуальность выбранной темы

       Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы педагогического   исследования: « Активизация познавательной деятельности на  уроках русского языка как средство повышения качества                                             знаний учащихся  и развития интереса к предмету.»  
 
Проблема формирования и активизации учебно - познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, т.к. именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно-познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить ее формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом. Вопросы активизации познавательной деятельности были рассмотрены в работах известных педагогов и психологов: Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, В.Ф.Паламарчука, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др. Многообразие подходов к исследованию проблем активизации учебной деятельности, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой - многоаспектности. Нередко, в практике современной школы у учащихся наблюдается пассивность в учебно-познавательной деятельности, нежелание посещать уроки, неумение самостоятельной организации учебно-познавательной работы, что приводит к необходимости нахождения действенных средств активизации познавательной деятельности.                                                                                                                                             Цель исследования: определить степень и характер влияния разработанного учебного материала на активизацию познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку.                                                                                                                  Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.                                                                                                                                                Предмет исследования: приёмы активизации познавательной деятельности  у младших школьников в учебном процессе на уроках русского языка.                                                                        Гипотеза исследования: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:                                                                                                                     1. учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся;                                  2. предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности;                                                                        3. совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.                                                                                                                                                        Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:                                                                                                                                              1. Изучить научно - педагогическую литературу по данной теме.                                                                         2. Исследовать особенности познавательной деятельности (мотивация учения, познавательного интереса, активности учащихся)                                                                                                               3. Определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников по русскому языку.                                                                                        Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.

                                                         Основная часть

ГлаваI.                                                                                                                                         Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого – педагогическая проблема.

1.1. Понятие познавательной деятельности и познавательной активности учащихся младшего  школьного возраста.                                                                                                                       Под понятием «активная познавательная деятельность обычно понимается деятельность ребёнка в процессе обучения, характеризующаяся наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учения и применением учебных действий для получения новых знаний. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).                                       Изучением активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимаются  современные ученые – педагоги – Т.И.Шамова, А.К.Маркова и другие. В настоящее время принципиально изменяются позиции и роль учителя, который из информатора становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая детям овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал, как личности учителя, так и личности ученика.  Большинство исследователей утверждают о необходимости включения учащегося в активную познавательную деятельность. В процессе активной деятельности в человеческом сознании формируются представления о действительности. Человек не просто пассивно присваивает данные ему готовые продукты. Он преобразует природу и в этом изменении природы - самого себя. Но для того, чтобы осуществить это преобразование, человек должен обладать знаниями о природе и обществе. Это обуславливает познавательную деятельность личности. 
 Анализируя определения, данные в словарях и энциклопедиях, можно заметить
 следующее: 
1) понятие «познавательная активность» раскрывается через понятие «познавательная деятельность», а «деятельность» - через понятие «активность»;
 
2) активная деятельность определяется как деятельность усиленная,
 энергичная; 
3) понятие «познавательная активность» включает в себя и отношение человека к
 окружающему. 
      
 Т.И.Шамова считает, что познавательную активность нужно рассматривать «и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат». То есть познавательная активность является и деятельностью, и чертой личности. В активной учебно-познавательной деятельности учащиеся не только воспринимают и закрепляют учебный материал, но у них формируется отношение к самой учебно-познавательной деятельности, которая является в этом случае преобразующей деятельностью. «Активность в учении, - пишет        Т.И.Шамова, - мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляются личность самого ученика и его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремление мобилизовать свои нравственно-
волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».
 
1.2. Особенности познавательной деятельности младших школьников.                                                      Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру. В изучении возможностей деятельности для становления личности младшего школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно-активной позиции, живо и адекватно реагирующий на потребности общественного бытия. Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразованию, воспитать его внутренние побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания , обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательных интересов. Важнейшими составляющими учения как деятельности являются ее содержание и форма. Содержание деятельности учения и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении — это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражается предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности — преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности,  побуждаемой тем  или иным  мотивом.
       Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения. В продуктах учебной деятельности — знаниях, опыте деятельности — отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения. Эти свойства, составляющие содержание познавательной деятельности, содержание учения, имеют разные источники и идут они как бы навстречу друг другу. Их встреча и рождает познавательную деятельность. Но если они не соотнесутся, то деятельность не состоится, она подменяется реакцией.
       Конкретизируя данное положение в условиях обучения в современной школе  следует, прежде всего, отметить, что учебная деятельность есть форма существования школьника как субъекта учения. В ней выражаются, проявляются и формируются все качества личности, ее характеристики.                                                                                    
1.3. Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников.                                                                                                                                                       В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части. Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие младших школьников. В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, дифференцировке воспринимаемого на уроках, что оказывает положительное влияние на познавательную активность школьников. В условиях интенсификации общего развития младших школьников через организацию у них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках  у них формируется внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.  Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.  Для организации активной познавательной деятельности учащихся необходимо включение школьников в работу уже  в начале урока, вызывать учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления, активность детей при создании учителем состязательной мотивации.                                                                     Выводы по главе 1. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.                                                                                        ГлаваII.                                                                                                                                                                               Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.                                                                                                                                2.1. Обобщение опыта активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.                                                                                                                                                                             Русский  язык  как  предмет  школьного  цикла  нередко  кажется  чрезмерно сложным и запутанным не  только  детям,  но  и   взрослым. Количество  правил  и         определений, которые   надлежит освоить, многим представляется   устрашающе огромным, а если ещё учесть  исключения  из  правил и   словарные слова, которые  требуется         механически запомнить списком. Неудивительно, что охота заниматься столь   трудоёмким предметом пропадает при столкновении с первыми же трудностями.  Между тем   именно по уровню владения русским языком обычно судят об уровне культуры человека вне зависимости от его профессиональной принадлежности. Учащиеся   начальной школы тоже не очень – то жалуют такой предмет,   как русский язык. Для многих детей  он    оказывается не только слишком сложным, но   и, как следствие, малоинтересным,   если не откровенно скучным. Задача     учителя состоит в  том,  чтобы   как  можно раньше, с первых   шагов   обучения, вызвать интерес к этому предмету.                                                                                                               Нетрадиционные  формы  проведения уроков призваны   стать в  этой   ситуации чем – то вроде палочки – выручалочки.                                                                                                           Как известно, игра – любимое и привычное занятие  для ребёнка. Каждый  учитель   знает, что включение в урок  игровых   моментов   значительно   активизирует   познавательную деятельность младшего  школьника. На  таких   уроках    развивается    самостоятельность, инициатива,   творчество   школьника,     пробуждается       интерес  к  учению, снимается напряжение. Нестандартные   уроки    помогают формировать     навыки  учебной  работы, которые, в свою очередь, определяют успешность в обучении. Я  часто  провожу  уроки – соревнования,   путешествия,   деловые игры, отчёты. Задания, которые дети получают на уроках нетрадиционных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляюще, постоянно развивает их речь.                                                                                                                        Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах.                                                                                                                                         *Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).                                                             *Наглядность.                                                                                                                                              *Творческие работы по разным предметам.                                                                                                    *Участие в предметных олимпиадах.                                                                                               *Научно - исследовательская деятельность.                                                                                         *Проектная деятельность учащихся.                                                                                                               *Внеклассные мероприятия по предметам.                                                                    *Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).                                                        *Дифференциация (разноуровневые задания).                                                                     *Использование различных педагогических технологий: 
игровые, личностно-ориентированные, развивающие, проблемное обучение, 
компьютерные.                                                                                                                         *Интегрированные уроки.                                                                                                                       *
Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.                                                                                    Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.  Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.                                                                       Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания, памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила.                                                                                                                                            2.2. Игра на уроке русского языка как одно из ведущих средств активизации познавательной  деятельности у младших школьников.                                                                                              Вот некоторые игры, которые учителя начальных классов могут организовывать с целью интеллектуального развития младших школьников.                                                                                                         Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд.                                                                                                                                                   Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Это – игра – задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала. С помощью кроссвордов можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме. Составление кроссвордов самими учащимися даёт не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. В процессе составления кроссворда развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремлённость.                                                                                                                     К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.                                                                                                                                                                              Для развития памяти и повышения грамотности в своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу 2 – 3 раза в неделю. Объём предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Содержание таких диктантов тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.                                                                       Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.                                                                                                                                                  Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи, звучащей и письменной.                                                                                                                     Для тренировки зрительной и слуховой памяти можно рекомендовать игру типа «Трудное запомни!». Учитель показывает ученикам на 30 – 60 секунд 5 – 10 слов (по нарастающей) с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку дети пишут эти слова. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.                                                                                                                                      Игра «Кто больше?» тренирует моторно-слуховую память или речедвигательную.             Учитель произносит словарное слово так как оно пишется, и указывает на кого-нибудь из ребят. Тот должен повторить это слово и добавить своё словарное слово, указывая на следующего ученика. Он повторяет те слова, что были уже произнесены, и добавляет своё и т.д. Все слова произносятся так, как пишутся. Слова добавляются до тех пор, пока они удерживаются в памяти.                                                                                                                           Игры типа «Корректура» направлены на развитие внимания и зрительной памяти. Учитель пишет на листке бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу поправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт листок второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Играют несколько соревнующихся пар.                                                                                                                                            Игра «Кто быстрее!» проводится для определения скорости мыслительных процессов. Необходимо быстро вписать недостающие буквы в словах каждого ряда:

и – ра

 

д – р – во

 

у – и – е – ь

г – ра

 

з – м – к

 

с – я – оть

Упражнения - игры для изучения характера логических связей и отношений между понятиями.                                                                                                                      Предлагается задача. Дана пара слов: «Лошадь – жеребёнок». Необходимо подобрать к слову «корова» одно из предъявленных пяти слов: «пастбище, рога, молоко, телёнок, бык», таким образом, чтобы оно относилось по смыслу к корове также, как жеребёнок к лошади.                                                                                                                                                         Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в конверте, в кармане, в сумке). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки…Обучая литературных героев, дети учатся сами. Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.                                                                                                                                              В современных условиях дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.                                                                                                                                                                 Выводы по главе 2.                                                                                                                                                      Русский язык – школьный предмет, требующий большого труда. Из урока в урок стараюсь воспитывать у своих учеников любовь к родному языку, а это прежде всего – пробуждение интереса к нему. Ни для кого не секрет, что учиться хочется тогда, когда интересно учиться. Поэтому при подготовке к урокам подбираю такой материал, который был бы интересным, полезным в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретённых знаний по теме урока и проверить, насколько дети овладели умением применять эти знания на практике.                                                                                                                                                                      Глава III.                                                                                                                                            Экспериментальное исследование.                                                                                                                                                            При изучении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка  было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений. Я провела эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников в 4-м классе. В этом эксперименте использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке. Программа наблюдения:                                                                                                                                 1.Включение школьников в работу в начале урока.                                                                              2.Активность при проведении занимательных упражнений.                                                                                          3.Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.                                                                                                                                                               4.Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.                                  5.Деятельность школьников при работе в группах.                                                                                            6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.                                                                                                                                                             7.Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий Было предложено ответить на вопросы анкеты, используя варианты ответов “да” или “нет”.                                                                                                                                                           Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты:

Вопросы

Ответы

Кол-во учащихся

       19 человек

Нравится ли тебе в школе?

Да

14

73%

Нет

5

27%

Любишь ли ты урок русского языка?

Да

12

63%

Нет

7

37%

Любишь ли ты выполнять письменные задания на уроке ?

Да

15

78%

Нет

4

22%

Часто ли учитель проводит игры на уроках русского языка?

Да

19

100%

Нет

-

-

Как ты думаешь, можно ли учиться, играя?

Да

15

78%

Нет

4

22%

Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты получила следующие результаты: из 19 учащихся 4 «А» класса - 8 имеют высокий уровень познавательной активности, 7 – средний, 4 – низкий.                                                                                                                                                

Заключение.

Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие младших школьников. В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, дифференцировке воспринимаемого на уроках, что оказывает положенное влияние на познавательную активность школьников. В условиях интенсификации общего развития младших школьников через организацию у них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках русского языка у них формируется внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений  оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания». 
                                         
Литература

  1. Ш.А.Амонашвили “Обучение. Оценка. Отметка” М., 1980г. с.40.
  2. “Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45.
  3. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”: Начальная школа №12, 1986г. М. Просвещение с. 18-27.
  4. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.И. Фридман “Мотивация учения и её воспитание у школьников” М Педагогика 1983г. с.4.
  5. И.Мохначева “Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников”: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с.13, 14, 15.
  6. В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям” Киев, 1972г. с.142-143.
  7. О.В.Сизова “В контакте с родителями” Начальная школа №7, 1988г. с.72.
  8. Н.Ф.Талызина “Формирование познавательной деятельности младших школьников” М. Просвещение 1988г. с 6, 110, 151.
  9. К.Д.Ушинский. Избранное педагогическое сочинение. М. Просвещение, 1968г. с.208

                                                                 Оглавление.

Введение. Актуальность выбранной темы.

Основная часть.    

                                                             Глава 1.

Активизация познавательной деятельности младших школьников как психолого - педагогическая проблема.                                                                                                                                                                    1.1. Понятие познавательной деятельности и познавательной активности учащихся младшего  школьного возраста.  

1.2. Особенности познавательной деятельности младших школьников.

1.3. Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                         ГлаваII.                                                                                                                                                                          Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.                                                                                                                                2.1. Обобщение опыта активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.      

2.2. Игра на уроке русского языка как одно из ведущих средств активизации познавательной  деятельности у младших школьников.                                                                                              

                                                          ГлаваIII.                                                                                                                                            Экспериментальное исследование                                                                                                                                                                   

Заключение

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

   Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Активизация познавательной деятельностимладших школьников на уроках русского языка....