I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа, работа с высказыванием | 1-2 мин | Фронтальная форма работы: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.
На слайде высказывание и таблички с названиями тем, которые расположены на рисунке горы от подножия к вершине.
Школа – это детская страна, Где много света и тепла, Где много счастья и добра.
- Вы согласны с высказыванием? Почему? - Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? - А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели. - Над какой темой по математике вы работаете, и что уже знаете и умеете по данной теме?
- Желаете продвинуться дальше в своих знаниях? - Как вы будете узнавать новое?
- Пожелайте друг другу успеха в познавании нового! - Но прежде, чем перейти к новой теме, что надо сделать? - Будете повторять все подряд?
- Молодцы!
|
- Да; нет. Ответы детей.
- Мы работаем с многозначными числами, умеем читать, записывать, сравнивать, раскладывать на сумму разрядных слагаемых, умеем устно и письменно складывать и вычитать многозначные числа; умножать на 10 и 100… - Да. - Сначала мы должны понять, чего мы ещё не знаем, а затем сами будем открывать новое.
- Повторить. - Нет, только то, что пригодится при открытии нового знания.
| Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». Р: волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: решение примеров Словесный: беседа
Проблемная ситуация
Словесный: беседа, выявление проблемы
| 4-5 мин | Фронтальная форма работы: На слайде числа: 24; 3; 10; 16; 40; 30. - На какие группы можно разбить эти числа? Давайте устно разобьем на группы.
- Какие числа называются круглыми? Четными? Двузначными?
Индивидуальная форма работы: - Найдите произведения (на слайде): 24 ⋅ 3; 10 ⋅ 16; 40 ⋅ 30 Фронтальная форма работы: - Назовите свои результаты. - Оцените свою работу по критериям на слайде.
- Какими знаниями вы воспользовались при выполнении вычислений? По ходу работы правила и свойства вывешиваются на доску.
- Что вы сейчас повторили?
- Вы выяснили, что вы знаете, что теперь необходимо, двигаясь к новым знаниям? - А, значит, какое задание я предложу вам сейчас?
На слайде карточка с пробным заданием: 234000 ⋅ 5000 - Что нового в этом задании?
- Сформулируйте свою цель.
- Вы можете сформулировать тему урока? Индивидуальная форма работы: - Выполните задание за 1 мин. Сигнал колокольчика оповестит об окончании работы. Фронтальная форма работы: - Кто не получил ответ? - В чём у вас затруднение? - Кто получил результат, покажите их. Ответы детей фиксируются на доске. - Подведите итог по результату выполнения пробного задания.
- Те, кто получил результат, может обосновать свой результат? - Сформулируйте, что вы не смогли сделать? - Что делать?
- Какое задание вы выполняли? - Разве вы не знаете правило умножения многозначных чисел? - А вы знаете, как умножать круглые числа? - Почему получились разные ответы, не получили результаты? - Что вы сейчас сделали? |
- На однозначные: 3, двузначные: 24,10,16,40,30; круглые:10,40,30, некруглые: 24,3,16; четные: 24,10,16,40,30, нечетные: 3. - Круглыми называются числа, оканчивающиеся на ноль. Четные – числа, которые делятся на 2. Двузначные – числа, состоящие из двух знаков. Учащиеся работают у себя в тетрадях. Учащимся, которые допустили ошибки, предлагается объяснить, как они получили результат. Оценивают свою работу по критериям.
- 24 ∙ 3 – распределительное свойство умножения относительно сложения: 20 ⋅ 3 + 4 ⋅ 3 = 60 + 12 = 72; 10 ⋅ 16 – переместительное свойство умножения и умножение на 10: 16 ⋅ 10 = 160; 40 ⋅ 30 – алгоритм умножения круглых чисел: 1200. - Способы умножения двузначного числа на однозначное, на 10, способ умножения круглых чисел. - Надо выяснить, чего мы не знаем.
- Задание, которое поможет нам понять, чего мы ещё не знаем.
- Множители многозначные круглые числа. - Найти произведение многозначных круглых чисел. - Да, произведение многозначных круглых чисел.
- Мы не смогли найти произведение многозначных круглых чисел. - Получили разные результаты, некоторые учащиеся не выполнили задание, класс не смог однозначно выполнить задание. - Нет, мы не можем обосновать свои результаты.
- Надо разобраться, почему так получилось. - Умножали круглые многозначные числа.
- Знаем. - Да. - У нас нет способа умножения круглых многозначных чисел. - Мы определили, какое задание не смогли выполнить, и почему это произошло. | К: владение диалогической формой речи. Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. П: построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей. К: умение выражать свои мысли с достаточной Полнотой П: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
III. Постановка учебной задачи
Словесный: поиск решений проблемной ситуации (постановка целей и задач) | 4-5 мин | Фронтальная форма работы: - Давайте еще раз проговорим тему нашего урока. - Какую цель вы поставите перед собой?
- Какие знания вы можете использовать для достижения поставленной цели?
- Каковы ваши дальнейшие действия? - Какой план действий вы предлагаете? План урока: 1. Дополнить алгоритм умножения круглых чисел. 2. Сформулировать вывод, записав его в общем виде. 3. Сравнить свой вывод с выводом данном в учебнике. |
- Умножение круглых чисел. - Построить способ умножения круглых многозначных чисел и научиться применять, построенный способ. - Знания, как умножать многозначное число на однозначное, знание правила умножения круглых чисел. - Будем строить план выхода из затруднения. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции. П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания
Словесный: решение проблемной ситуации, беседа
Словесный: формулирование правила
Практический: работа в группах
Физминутка (1-2 мин) | 7-8 мин | Групповая форма работы: - Поработать по данному плану, по первым двум пунктам я предлагаю в группах. - Вспомните правила работы в группах (на слайде). Все варианты вывешиваются на доску. Если будут разные варианты, то предложить каждой группе обосновать свои результаты, если у всех групп результаты одинаковые, то предложить представителю одной из групп рассказать, как они получили результат, остальные группы работают на дополнение, уточнение. Фронтальная форма работы: Защита проекта. - Какой первый шаг вы выполняли? Эталон фиксируется на слайде по № 1 .
- Каков второй шаг?
На доску вывешивается правило умножения под № 2. - Оцените работу группы по критериям на слайде. Групповая форма работы: - Выполните пробное задание (234000 ⋅ 5000), используя построенный способ.
- Молодцы! Оцените работу группы по критериям на слайде. Фронтальная форма работы: - Удобно ли было находить значение этого выражения? - Какой записью можно воспользоваться, чтобы решить это выражение гораздо быстрее? - О чем должны помнить при записи в столбик?
- Вы справились с затруднением? - Как же умножить круглые многозначные числа столбиком?
- Где проверите правильность ваших рассуждений? - Откройте учебник на стр. 86 и сравните свой вывод с выводом в учебнике.
- Вы достигли, поставленных целей? - Значит, какой следующий шаг в работе? |
Группы работают на листочках. Работа учащихся в группах ≈ 5 минут.
- Дополняли алгоритм умножения круглых чисел.
- Сформулировали вывод и записали в общем виде.
Оценивают работу группы по критериям на слайде. Группы выполняют задание. Одна из групп представляет свой вариант. Все учащиеся записывают решение в тетради. 234000 ⋅ 5000 = 234 ⋅ 1000 ⋅ 5 ⋅ 1000 = 234 ⋅ 5 ⋅ 1000 ⋅ 1000 = (200 + 30 + 4)∙⋅ 5 ⋅ 1 000 000 = (200 ⋅ 5 + 30 ⋅ 5 + 4 ⋅ 5 ) ⋅ 1 000 000 = (1000 + 150 + 20 ) ⋅ 1 000 000 = 1170∙⋅ 1 000 000 = 1 170 000 000 Оценивают работу группы по критериям на слайде.
- Нет, слишком громоздкая запись. - Столбиком. - Нули записываем под нолями. Запись на доске и в тетради столбиком, ученик комментирует у доски.
234 000 х 5 000 1 170 000 000 - Да. - Умножаем, не глядя на нули, затем приписываем столько нолей, сколько в обоих множителях. - В учебнике.
- Мы построили способ, но ещё не научились его применять. - Будем учиться применять, построенный способ при умножении многозначных круглых чисел. | П: осуществление логических действий: синтез, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации; Р: планирование и контролирование учебных действий. Л: оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этической точки зрения; осознание ответственности за общее дело; проявление познавательного интереса к изучению предмета. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
|
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа над заданием из учебника Словесный: анализ действий и правильности решения упражнения
| 4-5 мин | Парная форма работы: - Чтобы учиться применять правило, будем выполнять упражнение. Найдите в учебнике задание № 3, стр. 86. Прочитайте, что нужно сделать? Первый пример разберем вместе, кто хочет поработать у доски?
- Для решения второго и третьего примера мне понадобятся 2 человека. Остальные работают в парах, проговаривая правило.
- Заканчиваем работу, будем проверять. - Какие трудности испытывали? - Вы можете сказать, что научились умножать многозначные круглые числа? - Оцените свою работу по критериям на слайде. | Первый пример выполняется на доске с комментированием, остальные в тетрадях. Второй и третий пример предложить выполнить в парах, проговаривая правило, одна пара работает у доски. Результаты проверяются по образцам на доске. 5700 х 8 45600
| 650 х 90 59500
| 7600 х 70 532000
|
Ответы детей. - Нет, надо проверить себя, поработать самостоятельно. Оценивают работу по критериям на слайде. | П: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания; синтез; установление причинно-следственных связей. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: самостоятельная работа над упражнением
Словесный: анализ результатов деятельности | 4-5 мин | Индивидуальная форма работы: - Проверить свои знания вы сможете, решив выражения на стр. 86, № 4 (верхняя строчка). На работу отводится 4 мин.
- Как выполняли умножение в первом примере? - Какое правило использовали? - Кто допустил ошибки в первом примере? - В каком месте? - В чём причина, допущенной ошибки? Аналогично разбираются остальные примеры. - Кто сделал все правильно? Молодцы! - Оцените свою работу по критериям на слайде. - Самостоятельную работу выполнили, какой следующий шаг? |
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводится по эталону для самопроверки пошагово. - 90 ⋅ 400 = 36 000
- 3000 ⋅ 20 = 60 000
- 160 ⋅ 500 = 80 000
- 80 000 ⋅ 40 = 3 200 000
- 9 умножили на 4 и к полученному числу приписали 3 нуля.
Ответы детей.
Оценивают работу по критериям. - Повторить то, что проходили раньше; попробовать применить новые знания при выполнении заданий. | Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
VII. Включение в систему знаний Практический: решение задачи
Практический: работа над заданием из учебника
Словесный: обсуждение способов действия | 5-7 мин | Фронтальная форма работы: - Где вы можете применить новые знания?
- Предлагаю вам решить задачу. Кто хочет прочитать? - Работаете в группах.
Групповая форма работы: Задача: Найти периметр и площадь прямоугольника со сторонами 400 мм и 1700 мм.
- Оцените работу группы по критериям на слайде.
- С какими числами вы работали на уроке? - Какую операцию выполняли? - Какую операцию с числами вам предлагают выполнить в № 7 на стр.87? - Чем воспользуетесь? Работаем в группах. Работа организуется в группах. Проверка проводится фронтально.
ё
- Оцените работу группы по критериям. |
- При решении примеров, уравнений, задач. Решают задачу. Затем представители от каждой группы выходят к доске со своим решением, остальные дети сравнивают решение и если с кем-то не согласны, то идет разбор выполненного решения. - P = (400мм + 1700 мм) ⋅ 2 = 4200 мм
2 - S = 1700мм ⋅ 400мм = 680 000 мм
2 Ответ: 4200 мм, 680 000 мм. Оценивают работу по критериям.
- Круглыми многозначными. - Умножение. - Круглыми многозначными. - Умножение. - Сравнение многозначных чисел.
- Алгоритмом сравнения многозначных чисел. 1) 276 < 726 2) 9345 < 9348 3) 5002 < 5010 4) 2406 < 24 000 5) 38 000 < 37 000 000 6) 60 606 < 9999 7) 52 407 < 52 470 8) 278 652 > 256 872
Оценивают работы группы. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: построение рассуждения. К.: умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: подведение итогов урока
Практический: самоанализ | 2-3 мин | Фронтальная форма работы: - Какова была цель вашей деятельности.
- Какое правило вы вывели?
- Какие ранее изученные правила вы использовали?
- Где пригодится, полученное знание? - Оцените работу групп. - Кто в конце урока согласен с высказыванием о школьной стране? Кто испытал успех, смог сам найти и исправить ошибки, если они были, прикрепите на вершину горы знак - - Кто еще не совсем уверен в своих знаниях - . - А в связи с оценкой вашей деятельности запишите домашнее задание. - стр. 86 правило, № 2.
- стр. 86 правило, стр. 88, № 2.
Задания разобрать. - Молодцы, спасибо за работу на уроке! | - Построить способ умножения многозначных круглых чисел и научиться применять новый способ. - При умножении круглых многозначных чисел, надо сначала умножить числа, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях. - Распределительное свойство, правило умножения круглых чисел. - При решении задач, уравнений, примеров. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: построение рассуждения. Р: анализ собственной работы. |