Урок математики "Умножение круглых чисел" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

                                                                                        Тема: "Умножение круглых чисел"

Цели деятельности учителя:  формирование умения умножать круглые числа и записывать умножение в столбик для случаев, 
сводящихся к умножению двузначного числа на однозначное; повторение переместительного и распределительного свойства умножения, 
приемы умножения на 10 и 100; повторение чтения, записи и сравнения многозначных чисел; отрабатывание навыков табличного умножения.
Планируемые результаты:
Предметные: 
знать: алгоритм записи умножения в столбик;
уметь: умножать круглые числа.
Личностные: 
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник: «Перспектива» Математика 3 класс 1 часть, Л.Г. Петерсон  (стр. 86-87); презентация; раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Умножение круглых чисел

Цели деятельности учителя:  формирование умения умножать круглые числа и записывать умножение в столбик для случаев, сводящихся к умножению двузначного числа на однозначное;  повторение переместительного и распределительного свойства умножения, приемы умножения на 10 и 100; повторение чтения, записи и сравнения многозначных чисел; отрабатывание навыков табличного умножения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: алгоритм записи умножения в столбик;

уметь: умножать круглые числа.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Перспектива» Математика 3 класс 1 часть, Л.Г. Петерсон  (стр. 86-87); презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа, работа с высказыванием

1-2 мин

Фронтальная форма работы:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

На слайде высказывание  и таблички с названиями тем, которые расположены на рисунке горы от подножия к вершине.

Школа – это детская страна,

Где много света и тепла,

Где много счастья и добра.  

- Вы согласны с высказыванием? Почему?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость?

- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели.

- Над какой темой по математике вы работаете, и что уже знаете и умеете по данной теме?

- Желаете продвинуться дальше в своих знаниях?

- Как вы будете узнавать новое?

- Пожелайте друг другу успеха в познавании нового!

- Но прежде, чем перейти к новой теме, что надо сделать?

- Будете повторять все подряд?

- Молодцы!

- Да; нет.

Ответы детей.

- Мы работаем с многозначными числами, умеем читать, записывать, сравнивать, раскладывать на сумму разрядных слагаемых, умеем устно и письменно складывать и вычитать многозначные числа; умножать на 10 и 100…

- Да.

- Сначала мы должны понять, чего мы ещё не знаем, а затем сами будем открывать новое.

- Повторить.

- Нет, только то, что пригодится при открытии нового знания.

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

Р: волевая саморегуляция;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: решение примеров

Словесный: беседа

Проблемная ситуация

Словесный: беседа, выявление проблемы

4-5 мин

Фронтальная форма работы:

На слайде числа: 24; 3; 10; 16; 40; 30.

- На какие группы можно разбить эти числа? Давайте устно разобьем на группы.

- Какие числа называются круглыми? Четными? Двузначными?

Индивидуальная форма работы:

- Найдите произведения (на слайде): 24  3; 10  16; 40  30

Фронтальная форма работы:

- Назовите свои результаты.

- Оцените свою работу по критериям на слайде.

- Какими знаниями вы воспользовались при выполнении вычислений?

По ходу работы правила и свойства вывешиваются на доску.

- Что вы сейчас повторили?

- Вы выяснили, что вы знаете, что теперь необходимо, двигаясь к новым знаниям?

- А, значит, какое задание я предложу вам сейчас?

На слайде карточка с пробным заданием: 234000  5000

- Что нового в этом задании?

- Сформулируйте свою цель.

- Вы можете сформулировать тему урока?

Индивидуальная форма работы:

- Выполните задание за 1 мин. Сигнал колокольчика оповестит об окончании работы.

Фронтальная форма работы:

- Кто не получил ответ?

- В чём у вас затруднение?

- Кто получил результат, покажите их.

Ответы детей фиксируются на доске.

- Подведите итог по результату выполнения пробного задания.

- Те, кто получил результат, может обосновать свой результат?

- Сформулируйте, что вы не смогли сделать?

- Что делать?

- Какое задание вы выполняли?

- Разве вы не знаете правило умножения многозначных чисел?

- А вы знаете, как умножать круглые числа?

- Почему получились разные ответы, не получили результаты?

- Что вы сейчас сделали?

- На однозначные: 3, двузначные: 24,10,16,40,30; круглые:10,40,30, некруглые: 24,3,16; четные: 24,10,16,40,30,  нечетные: 3.

- Круглыми называются числа, оканчивающиеся на ноль. Четные – числа, которые делятся на 2. Двузначные – числа, состоящие из двух знаков.

Учащиеся работают у себя в тетрадях. Учащимся, которые допустили ошибки, предлагается объяснить, как они получили результат.

Оценивают свою работу по критериям.

- 24 ∙ 3 – распределительное свойство умножения относительно сложения: 20  3 + 4  3 = 60 + 12 = 72;

 10  16 – переместительное свойство умножения и умножение на 10: 16  10 = 160;

40  30 – алгоритм умножения круглых чисел: 1200.

- Способы умножения двузначного числа на однозначное, на 10, способ умножения круглых чисел.

- Надо выяснить, чего мы не знаем.

- Задание, которое поможет нам понять, чего мы ещё не знаем.

- Множители многозначные круглые числа.

- Найти произведение многозначных круглых чисел.

- Да, произведение многозначных круглых чисел.

- Мы не смогли найти произведение многозначных круглых чисел.

- Получили разные результаты, некоторые учащиеся не выполнили задание, класс не смог однозначно выполнить задание.

- Нет, мы не можем обосновать свои результаты.

- Надо разобраться, почему так получилось.

- Умножали круглые многозначные числа.

- Знаем.

- Да.

- У нас нет способа умножения круглых многозначных чисел.

- Мы определили, какое задание не смогли выполнить, и почему это произошло.

К:  владение диалогической формой речи.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

П: построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

К: умение выражать свои мысли с достаточной

Полнотой

П: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: поиск решений проблемной ситуации (постановка целей и задач)

4-5 мин

Фронтальная форма работы:

- Давайте еще раз проговорим тему нашего урока.

- Какую цель вы поставите перед собой?

- Какие знания вы можете использовать для достижения поставленной цели?

- Каковы ваши дальнейшие действия?

- Какой план действий вы предлагаете?

План урока:

1. Дополнить алгоритм умножения круглых чисел.

2. Сформулировать вывод, записав его в общем виде.

3. Сравнить свой вывод с выводом данном в учебнике.

- Умножение круглых чисел.

- Построить способ умножения круглых многозначных чисел и научиться применять, построенный способ.

- Знания, как умножать многозначное число на однозначное, знание правила умножения круглых чисел.

- Будем строить план выхода из затруднения.

К: умение выражать свои мысли с достаточной

полнотой и точностью; умение представлять

и сообщать в устной

форме, использовать

речевые средства для

диалога и аргументации

своей позиции.

П: построение речевого

высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: решение проблемной ситуации, беседа

Словесный: формулирование правила

Практический: работа в группах

Физминутка

(1-2 мин)

7-8 мин

Групповая форма работы:

- Поработать по данному плану, по первым двум пунктам я предлагаю в группах.

- Вспомните правила работы в группах (на слайде).

Все варианты вывешиваются на доску. Если будут разные варианты, то предложить каждой группе обосновать свои результаты, если у всех групп результаты одинаковые, то предложить представителю одной из групп рассказать, как они получили результат, остальные группы работают на дополнение, уточнение.

Фронтальная форма работы:

Защита проекта.

- Какой первый шаг вы выполняли?

Эталон фиксируется на слайде по  1 .

- Каков второй шаг?

На доску вывешивается правило умножения  под  2.

- Оцените работу группы по критериям на слайде.

Групповая форма работы:

- Выполните пробное задание (234000  5000), используя построенный способ.

- Молодцы! Оцените работу группы по критериям на слайде.

Фронтальная форма работы:

- Удобно ли было находить значение этого выражения?

- Какой записью можно воспользоваться, чтобы решить это выражение гораздо быстрее?

- О чем должны помнить при записи в столбик?

- Вы справились с затруднением?

- Как же умножить круглые многозначные числа столбиком?

- Где проверите правильность ваших рассуждений?

- Откройте учебник на стр. 86 и сравните свой вывод с выводом в учебнике.

https://sun9-9.userapi.com/XzmrHRmOnx0iWO9Qzb4xMUjw2C2Yo8h5R8RvoQ/Qhwgozzxl7E.jpg

- Вы достигли, поставленных целей?

- Значит, какой следующий шаг в работе?

Группы работают на листочках.

Работа учащихся в группах  5 минут.

- Дополняли алгоритм умножения круглых чисел.

- Сформулировали вывод и записали в общем виде.

Оценивают работу группы по критериям на слайде.

Группы выполняют задание. Одна из групп представляет свой вариант. Все учащиеся записывают решение в тетради.

234000  5000 = 234  1000  5  1000 = 234  5  1000  1000 = (200 + 30 + 4)∙ 5  1 000 000 = (200  5 + 30  5 + 4  5 )  1 000 000 = (1000 + 150 + 20 )  1 000 000 = 1170∙ 1 000 000 = 1 170 000 000

Оценивают работу группы по критериям на слайде.

- Нет, слишком громоздкая запись.

- Столбиком.

- Нули записываем под нолями.

Запись на доске и в тетради столбиком, ученик комментирует у доски.

                                        234 000                  

                                       х   5 000

                                     1 170 000 000  

- Да.

- Умножаем, не глядя на нули, затем приписываем столько нолей, сколько в обоих множителях.

- В учебнике.

- Мы построили способ, но ещё не научились его применять.

- Будем учиться применять, построенный способ при умножении многозначных круглых чисел.

П: осуществление логических действий: синтез, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации;

Р: планирование и контролирование учебных действий.

Л: оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этической точки зрения; осознание ответственности за общее дело; проявление познавательного интереса к изучению предмета.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа над заданием из учебника

Словесный: анализ действий и правильности решения упражнения

4-5 мин

Парная форма работы:

- Чтобы учиться применять правило, будем выполнять упражнение. Найдите в учебнике задание  3, стр. 86. Прочитайте, что нужно сделать? Первый пример разберем вместе, кто хочет поработать у доски?

C:\Users\User\Desktop\0UqL-wR-KFg.jpg

- Для решения второго и третьего примера мне понадобятся 2 человека. Остальные работают в парах, проговаривая правило.

- Заканчиваем работу, будем проверять.

- Какие трудности испытывали?

- Вы можете сказать, что научились умножать многозначные круглые числа?

- Оцените свою работу по критериям на слайде.

Первый пример выполняется на доске с комментированием, остальные в тетрадях.

Второй и третий пример предложить выполнить в парах, проговаривая правило, одна пара работает у доски. Результаты проверяются по образцам на доске.

   5700                

 х   8

 45600  

   650                

 х   90

 59500

  7600                

 х  70

532000  

   

Ответы детей.

- Нет, надо проверить себя, поработать самостоятельно.

Оценивают работу по критериям на слайде.

П: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания; синтез; установление причинно-следственных связей.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа над упражнением

Словесный: анализ результатов деятельности

4-5 мин

Индивидуальная форма работы:

- Проверить свои знания вы сможете, решив выражения на стр. 86,  4 (верхняя строчка). На работу отводится 4 мин.

C:\Users\User\Desktop\hpu_3vHpEAI.jpg

- Как выполняли умножение в первом примере?

- Какое правило использовали?

- Кто допустил ошибки в первом примере?

- В каком месте?

- В чём причина, допущенной ошибки?

Аналогично разбираются остальные примеры.

- Кто сделал все правильно? Молодцы!

- Оцените свою работу по критериям на слайде.

- Самостоятельную работу выполнили, какой следующий шаг?

Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводится по эталону для самопроверки пошагово.

  1. 90   400 = 36 000
  2. 3000   20 = 60 000
  3. 160   500 = 80 000
  4. 80 000   40 = 3 200 000

- 9 умножили на 4 и к полученному числу приписали 3 нуля.

Ответы детей.

Оценивают работу по критериям.

- Повторить то, что проходили раньше; попробовать применить новые знания при выполнении заданий.

Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

VII. Включение в систему знаний

Практический: решение задачи

Практический: работа над заданием из учебника

Словесный: обсуждение способов действия

5-7 мин

Фронтальная форма работы:

- Где вы можете применить новые знания?

- Предлагаю вам решить задачу. Кто хочет прочитать?

- Работаете в группах.

        Групповая форма работы:

Задача: Найти периметр и площадь прямоугольника со сторонами 400 мм и 1700 мм.

- Оцените работу группы по критериям на слайде.

- С какими числами вы работали на уроке?

- Какую операцию выполняли?

- Какую операцию с числами вам предлагают выполнить в  7 на стр.87?

- Чем воспользуетесь? Работаем в группах.

Работа организуется в группах. Проверка проводится фронтально.

ё

C:\Users\User\Desktop\LQd8BerJFb0.jpg

- Оцените работу группы по критериям.

- При решении примеров, уравнений, задач.

Решают задачу. Затем представители от каждой группы выходят к доске со своим решением, остальные дети сравнивают решение и если с кем-то не согласны, то идет разбор выполненного решения.

  1. P = (400мм + 1700 мм)  2 = 4200 мм

                                                                                        2

  1. S = 1700мм   400мм = 680 000 мм

                                                                       2

Ответ: 4200 мм, 680 000 мм.

Оценивают работу по критериям.

- Круглыми многозначными.

- Умножение.

- Круглыми многозначными.

- Умножение.

- Сравнение многозначных чисел.

- Алгоритмом сравнения многозначных чисел.

1) 276 < 726

2) 9345 < 9348

3) 5002 < 5010

4) 2406 < 24 000

5) 38 000 < 37 000 000

6) 60 606 < 9999

7) 52 407 < 52 470

8) 278 652 > 256 872

Оценивают работы группы.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: построение

рассуждения.

К.: умение представлять

и сообщать в устной

форме, использовать

речевые средства для

диалога и аргументации

своей позиции.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: подведение итогов урока

Практический: самоанализ 

2-3 мин

Фронтальная форма работы:

- Какова была цель вашей деятельности.

- Какое правило вы вывели?

- Какие ранее изученные правила вы использовали?

- Где пригодится, полученное знание?

- Оцените работу групп.

- Кто в конце урока согласен с высказыванием о школьной стране? Кто испытал успех, смог сам найти и исправить ошибки, если они были, прикрепите на вершину горы знак - blum3 

- Кто еще не совсем уверен в своих знаниях - bw.

- А в связи с оценкой вашей деятельности запишите домашнее задание.

bw - стр. 86 правило,  2.

blum3 - стр. 86 правило, стр. 88,  2.

Задания разобрать.

- Молодцы, спасибо за работу на уроке!

- Построить способ умножения многозначных круглых чисел и научиться применять новый способ.

- При умножении круглых многозначных чисел, надо сначала умножить числа, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях.

- Распределительное свойство, правило умножения круглых чисел.

- При решении задач, уравнений, примеров.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: построение

рассуждения.

Р: анализ собственной

работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Письменное умножение круглых многозначных чисел"

Урок- открытие новых знаний. Использование системно-деятельностного подхода. Идет работа в группах....

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Письменное деление круглых чисел" (ОС "Школа 2100)

В данной технологической карте представлен подробный конспект урока математики по заявленной теме с указанием целей, предполагаемых результатов каждого этапа в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока математики в 3 классе "Сложение и вычитание круглых сотен", УМК "Перспектива"

Урок с использованием технологии - ИКТ, работа в сотрудничестве....

Урок математики в 4 классе Тема урока: Умножение на круглое число вида 243*20

            Тема урока: Умножение на круглое число вида 243*20Цель:продолжить работу над усвоением навыков устного и письменного умножения на число, оканчивающееся...

Урок технологии в 1 классе Тема урока: Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включил...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....