МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
методическая разработка по математике (1 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
(УМК «Школа России)
Автор: Никитина Наталья Андреевна, учитель начальных классов.
Предмет: математика
Класс: 1
Тема урока: «Числа от 1 до 20. Нумерация. Названия и последовательность чисел».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: - формировать понятие о десятке;
-ввести термины «однозначные числа», «двузначные числа»;
- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Задачи:1.Образовательные: - познакомить детей с числами второго десятка: с особенностями чтения, и записи; с десятичным составом каждого числа от 11 до 20; -повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2. Развивающие: - продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
3.Воспитательные: - воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
1) Образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа;
2) Сравнивать числа в пределах 20;
3) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
УУД: Личностные : самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: -моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; оценивать правильность предъявленных вычислений; сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: - обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация;
карточки с числами второго десятка;
карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Учебник: «Математика» для 1 класса начальной школы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
Рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki_v_1_klasse.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
(УМК «Школа России)
Автор: Никитина Наталья Андреевна, учитель начальных классов.
Предмет: математика
Класс: 1
Тема урока: «Числа от 1 до 20. Нумерация. Названия и последовательность чисел».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: - формировать понятие о десятке;
-ввести термины «однозначные числа», «двузначные числа»;
- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Задачи:1.Образовательные: - познакомить детей с числами второго десятка: с особенностями чтения, и записи; с десятичным составом каждого числа от 11 до 20; -повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2. Развивающие: - продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
3.Воспитательные: - воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
1) Образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа;
2) Сравнивать числа в пределах 20;
3) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
УУД: Личностные : самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: -моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; оценивать правильность предъявленных вычислений; сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: - обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация;
карточки с числами второго десятка;
карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Учебник: «Математика» для 1 класса начальной школы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
Рабочая тетрадь.
Ход урока:
№
Этапы урока и вид деятельности
Ресурсы
Деятельность
учащихся
Форма организации УД
Содержание учебного материала
Формируемые УУД
1.
1.Организационныйэтап. (1 мин)
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
(Слайд 1)
Психологический настрой.
Дети проверяют готовность к уроку.
коллективная
Дети: (стоя лицом к гостям)
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
(хором) Первый класс, первый класс.
Пригласил сегодня Вас.
Личностные УУД:
самооценка готовности к уроку.
2.
Введение в урок (2 мин)
Листочки с заданием.
(слайд 2)
(слайд 3)
(слайд 4)
Дети слушают учителя, готовятся выполнить задание самостоятельно.
Ответы детей.
(лестница победителей)
Ответы детей, обсуждение.
(возвышение, на которое поднимается победитель в соревнованиях.)
( на различных соревнованиях)
Ответы детей: (сильные, смелые, ловкие, умные)
Ответы детей: (да)
коллективная
индивидуальная
фронтальная
Учитель: - На свете есть много разных тайн.
- Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы для себя открыли новую тайну чисел.
- Готовы?
Учитель: - На столах у вас лежат листочки. С помощью карандаша и линейки соедините числа в порядке возрастания.
- На что похож получился предмет?
- Правильно эта лестница победителей называется ПЬЕДЕСТАЛ.
- Вот как объясняет это слово составитель толкового словаря Сергей Иванович Ожегов.
1.пьедестал, постамент, подножие.
2. возвышение, на которое поднимается победитель в соревнованиях.
- Для чего нужен пьедестал?
- Где можно его увидеть?
- Скажите, какие спортивные события знаете вы?
2013 год – Унивирсиада.
2014 год – Зимняя Олимпиада в Сочи.
2015 год – Чемпионат мира по водным видам спорта.
2018 год – чемпионат мира по футболу.
- Да, лучшие спортсмены примут участие в соревнованиях.
- И самые лучшие поднимутся на почетный пьедестал.
- Какими качествами должен обладать спортсмен?
- А нам с вами могут пригодится во время учёбы эти качества?
- Мы в силу возраста пока можем только наблюдать за этими яркими событиями и быть активными болельщиками. Но быть здоровыми, сильными, ловкими надо всегда в любом возрасте. И сегодня на уроке нас с вами ждет свой пьедестал! Мы из урока в урок, изо дня в день поднимаемся по лестнице Знаний к своему ПЬЕДЕСТАЛУ.
Регулятивные УУД: воспроизведение устного алгоритма.
Личностные УУД:
использование личного опыта.
Познавательные УУД: проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия и формируют понятие.
Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении материала, вступают в диалог.
Личностные УУД: умение понимать личностную ответственность за будущий результат.
3.
Этап актуализации знаний. (5 мин)
Цель: актуализация субъективного опыта учащихся.
(слайд 5)
Рабочие тетради.
(слайд 6 )
(слайд 6)
Дети выполняют арифметический диктант в тетрадях.
индивидуальная
Учитель: Спорт – это быстрота и четкость мыслей.
Выполним арифметический диктант.
Открыли тетради. Число. Классная работа.
Записываем только ответы.
- Сколько букв в слове ПЬЕДЕСТАЛ?
- Какое число меньше записанного на 2?
- Число 2 увеличь на столько же.
- Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть - уплыли далеко.
Два - нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу!
- Я, Серёжа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
-Раз стреляли Витя с Женей
Вместе в тире по мишеням.
Витя в цель попал почти
Десять раз из десяти.
Женя выстрелил раз семь,
Только не попал совсем.
Ну, так много или мало
Пуль друзей в мишень попало?
- Четыре щенка в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?
- С хоккейной площадки домой ушли 2 ребят, а 3 ещё остались играть в хоккей. Сколько ребят было на хоккейной площадке сначала?
- Проверим ответы.
9,7,4,8,6,10,3, 5.
- Клетка вниз запишите эти числа в порядке убывания.
10, 9, 8, 7, 6,5,4,3. Проверим.
- Мы справились с заданием. Молодцы!
Регулятивные УУД: умение составлять план действий, понимание учебной задачи и стремление ее выполнить.
Познавательные УУД: наблюдение, поиск, анализ.
Личностные УУД: умение адекватно реагировать на результат и не бояться сделать ошибку.
Регулятивные УУД: контроль своей деятельности, проверка правильности вычислений.
4.
Этап мотивации (самоопределения ) к деятельности. (10 мин)
Цель: обеспечить мотивацию изучения нового материала.
(слайд 7)
Маркерные доски.
(Слайд 8 )
Поиск, обсуждение, ответы на вопросы.
Дети: 10. Его можно назвать лишним.
Дети: оно не такое ,как остальные.
Дети: Десять единиц составляют десяток.
(ученик читает стихотворение)
Один, два, три,
А за ними, посмотри –
Идут четыре, пять, и шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим –
И десяток вмиг составим.
Дети хором с учителем:
«Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки…»
Выполняют работу на маркерных досках.
Показывают маркерные доски и то что на них написали.
Ответы детей.
Высказывают своё мнение о теме урока.
фронтальная
индивидуальная
фронтальная
Учитель: Посмотрите на эти числа. Какое из них отличается от остальных?
Учитель: Почему вы назвали число 10?
Учитель: Оно- двузначное, а остальные -однозначные. ( Для его записи нужно две цифры - два знака).
Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?
Учитель: Вот так мы добрались до следующей ступени лестницы знаний.
«Образование чисел».
Учитель: Помните стишок про 0?
Учитель: если ж слева рядом с ним единицу примостим
- Он побольше станет весить, потому что будет … десять.
А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.
1
*
12 16 18 15 19 и т. д. - Какие комбинации получились?
- Кто знает, как называются эти числа?
-Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке?
- Как образуются числа второго десятка.
Регулятивные УУД:
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Познавательные УУД:
умение слушать и слышать.
Регулятивные УУД: понимание учебной деятельности и стремление ее выполнить.
Познавательные УУД: обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении материала, вступают в диалог.
Личностные УУД: используют личный опыт.
5.
- Физкультминутка.
(2 мин)
(слайд 9)
Фонограмма песен о спорте.
Выполняют физминутку.
коллективная
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6.
Практическая работа с опорой на материалы учебника.(5 мин.)
(слайд 10)
Счетные палочки, резинки.
(слайд 11)
Выполняют практическую работу, проверяют, исправляют ошибки.
Делают вывод, отвечают на вопросы:
-число единиц.
-мы складываем отдельные палочки на десять.
коллективная
Учитель:
- Любой спортсмен перед выступлением должен много тренироваться, должен понять, продумать свои действия.
- Вот и нам предстоит перед тем как взять следующую ступень понять как же образуются числа второго десятка.
-Отсчитайте десять палочек и свяжите их в пучок.
-Сколько палочек в пучке? (10)
-Рассмотрите рисунок на стр.46. Прочитайте ещё раз, как называются по-другому десять палочек.
-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.
-Сколько палочек стало? (11)
-Сколько десятков палочек? (1 десяток)
-Сколько ещё есть отдельных палочек? (1)
-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1 десяток и одна единица).
Слово «одиннадцать» состоит из частей «один» «на» «дцать».
Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10.
-Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2)
-Сколько всего палочек? (12)
-Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?
( Параллельно с этой работой ученики рассматривают рисунки на стр.46 и читают названия чисел. По аналогии рассматриваются остальные числа второго десятка.)
-Итак, сделайте вывод:
В названии чисел от 11 до 19 обозначает первая часть слова?
-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).
Регулятивные УУД: уметь работать по предложенному учителем плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД: выполняют работу, контролируют, анализируют.
Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий.
Личностные УУД: адекватно реагируют на свои действия, не боятся сделать ошибку; осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат; проявление интереса к новому.
Коммуникативные УУД: обмен мнениями, умение выражать свои мысли.
7.
Этап первичного закрепления нового материала. (5 мин)
Цель: установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию.
Учебник: стр.46 №1, №2.
Рабочая тетрадь.
Шарики из картона с числами от 11 до 20.
(слайд 12)
Дети выполняю задания в учебнике. Повторяют хором.
Работают в тетрадях.
Дети участвуют в игре.
коллективная
индивидуальная
Учитель: Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка.
А теперь запишем эти числа в тетрадь.
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
– Любая победа – это праздник! Победителям дарят цветы, шары…
- У вас у каждого на парте свой шарик. Сейчас поиграем в игру и самый внимательный поднимется на следующую ступень.
Игра «Встаньте те …..»
-У кого шарик с самым маленьким числом?
- У кого шарик с самым большим числом?
-1 ряд назовите числа на шариках в порядке возрастания.
- 2 ряд числа на шариках в порядке убывания.
- Отлично! Еще одна ступень преодолена. Самый внимательный.
Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий.
Личностные УУД: понимание ответственности за результат.
8.
Этап самостоятельной работы. ( 5 мин)
Цель: формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Шарики из картона с числами от 11 до 20.
(слайд 13)
Листочки для самостоятельной работы.
(слайд 14)
Несколько детей встают показывают свой шарик и говорят сколько десятков, сколько единиц в их числе
17, 14, 16, 11, 15, 13, 18
1 дес.8 ед., 1 дес. 5 ед.-это…
Выполняют задания, проверяем.
индивидуальная
Учитель: Мы продолжаем подниматься по лестнице знаний.
Теперь вам предстоит работа самостоятельно.
Самостоятельная работа.
-Сколько десятков и сколько единиц в числе?
- На столах листочки с самостоятельной работой по теме урока. Выполните задания.
- Проверим работы.
– Кто выполнил только 1 задание поднимаются на третью ступень,
два задания – на вторую ступень, все три задания верно - на 1 место!!!
Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки.
Познавательные УУД: выполняют работу, контролируют, анализируют, оценивают.
9.
Этап подведения итогов урока. (1 мин)
Цель: совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
(Слайд 15)
Обсуждение, ответы на вопросы.
фронтальная
Учитель:
-Как называется раздел, который мы начали изучать?
-Что означают части слова в названии чисел второго десятка?
-Нужна ли вам помощь?
Познавательные УУД: выполнение работы, контроль, анализ, оценивание; умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.
10.
Этап рефлексии учебной деятельности. (1 мин)
Цель: инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Листочки с пьедесталами, цветные карандаши.
(Слайд 16)
(Слайд 17)
Ответы детей.
Делают самооценку. Разукрашивают свой пьедестал.
индивидуальная
Учитель:
- Вот мы и закончили наше восхождение на пьедестал.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вам понравилось?
Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
На столах у вас лежат листочки с пьедесталами. Разукрасьте их.
Красный цвет – я хорошо усвоил новую тему.
Синий цвет – были затруднения.
Жёлтый цвет - многое не понял.
- Покажите свои результаты.
Спасибо за урок!
Регулятивные УУД: оценивание своих достижений на уроке.
Личностные УУД: уметь адекватно реагировать на полученный результат, не бояться делать ошибок; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"
В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....