№ этапа | Название этапа | Инструкция учителя (мотивация на деятельность) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Этап мотивации к учебной деятельности | Вступительное слово | Приветствие гостей. Громко прозвенел звонок. Начинается урок Математику, друзья, Не любить никак нельзя! Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука- Это математика ! (закончить хором) | Приветствуют гостей. (заканчивают хором стихотворение) |
II. | Этап актуализации и пробного учебного действия | 1.СЛАЙД 2 Правила работы на уроке | - Вспомним наши правила работы на уроке: Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг! | Чтение со слайда детьми по 2 строки
|
2) Слайд 3 (разбросанные буквы)
| -- В какой раздел математики мы заглянули на прошлом уроке? Соберите слово - Напомните, что изучает раздел геометрии.
- Сегодня мы опять попадём с вами в страну Геометрию. И вновь узнаем, что то новое. - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение - И мы смело отправляемся в гости. Жители геометрии ждут вас | - В геометрию
ГЕОМЕТРИЯ – это наука, изучающая свойства геометрических фигур
|
3) СЛАЙД 4: ( появляются линии: луч, прямая, отрезок, кривая)
| - Что изображено на слайде? - Как назвать, одним словом? - Какая линия лишняя? Почему? -Расскажите, что вы знаете о луче? Об отрезке?
- С какой из линий мы познакомились на прошлом уроке? | - геометрические фигуры -линии - кривая линия, потому что все линии прямые , а она кривая - Луч – это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца, её можно бесконечно продолжать только в одну сторону. Отрезок – это часть прямой, которая ограничена двумя точками. То есть имеет и начало и конец. Прямая – это линия, которая, не имеет ни начала, ни конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны |
III | Этап открытия нового знания, постановка учебной задачи | СЛАЙД 5: (появляются пересекающиеся и непересекающиеся прямые) | - Сегодня мы продолжим разговор о прямой.
- Что вы, можете рассказать об этих прямых? | - одни прямые пересекаются, другие не пересекаются
|
СЛАЙ 6: Тема: План действий: Таблица: УЗНАТЬ НАУЧИТЬСЯ ПРИМЕНИТЬ
ВЫВОД учителем | - Помогите сформулировать тему урока «Прямые пересекающиеся и непересекающиеся» - Чтобы раскрыть тему урока, необходимо составить план наших действий и спланировать результаты нашей работы. - Что нужно узнать? - Какое знание мы получим ? - Чему надо научиться? - Какое умение мы получим в результате решения этой задачи? - Какая учебная задача будет 3ей? (применить) - Какое умение мы получим в результате?
- Мы принимаем план наших действий?
- Итак, мы поставили перед собой учебные задачи, и спланировали свою работу. Выполнение, которых, мы зафиксируем в оценочном листе в конце нашего урока. | - высказывают свои предположения
- помогают заполнить таблицу УЗНАТЬ о пересека- хся и непересека- ихся прямых линиях | ЗНАНИЕ о пересекающихся и непересекающихся прямых линиях | НАУЧИТЬСЯ способам распознавания и построения пересекающихся и непересекаю-щихся прямых линий | УМЕНИЕ Распознавать и строить пересекающиеся и непересекающиеся прямые линии | ПРИМЕНИТЬ новые знания в построении пересекающихся и не пересекаю-щихся прямых линий | УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ (ОПЫТ) строить пересекающиеся и непересекающиеся линии на практике, в жизненных ситуациях |
|
IV | Этап решения учебной задачи
| 1) СЛАЙД 7: ( правила работы в группе)
| Начать нашу работу я предлагаю с работы в группе - Назовите основные правила работы в группе
| (называют правила работы в группе)
|
Инструкция (алгоритм выполнения) 1. Рассмотри чертежи 2. Распредели чертежи в 2 группы 3. Занеси номера рисунков, в таблицу, распределив по 2 признакам. | - Найдите на ваших столах лист с заданием № 1 Внимательно посмотрите
- Распределите чертежи прямых линий по 2 признакам. - При выполнении задания следуйте инструкции
- Я предлагаю обсудить это в группе | - Выполнение задания по инструкции Приложение 1
|
2) СЛАЙД (На экране рисунки чертежей, такие же, как у детей) | - По каким 2 признакам вы распределили чертежи? - Проверим выполненное задание | - прямые которые пересекаются , и которые не пересекаются |
ПРОВЕРКА с фиксацией на экране ответов групп | Заполнение таблицы
- Назовите номера рисунков, на которых по вашему мнению, изображены пресекающиеся прямые № 3, №5,№1 - Назовите номера рисунков с изображением непересекающихся прямый № 2, № 4 | - Каждая группа называет номер одного чертежа, согласие остальных проверяем с помощью сигнальных карточек |
Вывод:
| Итак: признак разбиения у вас был одинаковый, но что мы видим? - То есть мнения разделились. - Какие трудности возникли? Почему? - Значит, предлагаю найти такой способ, по которому, можно определить, пересекаются прямые или нет. - Напомните, что такое прямая –
- Как вы думаете, что надо сделать дальше? | - По-разному распределены пары прямых. - не смогли определить, где прямые пересекаются, а где непересекаются.
- Прямая – это линия, которая не имеет ни начала, ни конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны. - продолжить прямые |
|
| 3) Разбор выполненного задания
- СЛАЙД (на экране слово и рисунки параллельных прямых, затем формулировка пересекающихся прямых ) ВЫВОД учителя:
| Давайте докажем правильность выполнения - Какой из чертежей не вызвал затруднений? Почему? -обозначьте точку пересечения - А как доказать что на других рисунках прямые, пересекаются?(чертёж № 5) - В какую сторону надо продолжить? -Продолжили? Что видите? - Отметьте точку пересечения - Что мы должны выполнить, чтобы доказать что на рисунке № 1 прямые пересекаются? - Откуда начнём? - Продолжим и найдём точку пересечения - Получили точку пересечения? - Значит, прямые не пересекаются? - Как тогда проверить? - Предлагаю продолжить, взяв чистый лист бумаги, подложив под карточку - А можно ли ответить на этот вопрос не выполняя чертежа? - Сколько точек пересечения может быть у 2 пересекающихся прямых? Почему? - Что можно сказать о прямых, на чертеже № 2 и 4? - Как доказать, что эти прямые не пересекаются? - Подойдёт ли наш способ, который мы использовали? - Что можно сделать? ( помочь в доказательстве, проверить путём измерения расстояния между прямыми при помощи ленты) - Как назовём, одним словом, прямые которые не имеют точку пересечения? - В математике непересекающиеся прямые называют параллельными прямыми. - Как назовём прямые, которые пересекаются и имеют точку пересечения? - На какие 2 группы делятся прямые? Вывод: пересекающимися прямыми называются 2 прямые, которые имеют точку пересечения, параллельными прямыми называют прямые не имеющие точек пересечения | - рисунок №3, прямые пересекаются - у них есть точка пересечения
- продолжить прямую линию, до точки пересечения - в сторону сближения - Пересекаются прямые
- предположения детей - продолжить линии -влево, в сторону сужения
- не можем, так как лист закончился - пересекаются, так как расстояние между ними уменьшается, а значит и точка пересечения есть
- мысленно продолжить прямые в сторону сужения - Только одна точка пересечения, так как прямые пересекаются и расходятся - они не пересекаются, -расстояние между ними не изменяется, а значит, точки пересечения нет. - не пересекающиеся
- непересекающиеся прямые, так как расстояние между ними не изменяется и нет точки пересечения
- пересекающиеся прямые - прямые могут пересекаться и могут быть параллельными
|
V. | ФИЗМИНУТКА | покажите прямую, при помощи рук, покажите параллельные прямые, пересекающиеся прямые |
|
VI | Закрепление изученного материала,
| Практическая работа СЛАЙД
| - Мы научились распознавать пересекающиеся и непересекающиеся прямые, теперь надо научиться строить эти прямые. - Откройте тетради и запишите число, классная работа - Постройте в тетради параллельные прямые, - Постройте 2 прямые, как у меня на доске. - А теперь достройте с помощью чертёжного угольника 2 прямые, которые пересекают каждую прямую под прямым углом. - Если при пересечении 2 прямых один прямой угол, то какими будут три оставшихся угла? - Давайте проверим наши предположения - Какой мы можем сделать вывод? - Ребята, в этом случае принято говорить, что «прямые пересекаются под прямым углом». Повторите эту фразу - А теперь выполните самостоятельно задание, которое у вас в конверте № - Поменяйтесь листами и при помощи угольников (в этом же конверте) Проверьте своего соседа, Если задание правильно сделано покажите зелёный сигнал, если есть ошибки красный - Какие затруднения возникли при выполнении.
| на доске выполняют с объяснением
- если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и остальные три угла будут прямые |
|
| Применить в жизненных ситуациях. ( если возникают трудности в ответах детей, предлагаю посмотреть на СЛАЙД ) ЗАДАНИЕ № 3 - На столах лежат конверты с заданием, внимательно прочитайте инструкцию к выполнению (Выбрать картинки и приклеить те на которых изображены параллельные (пересекающиеся ) прямые, доказать это выделив фломастером) | - Где в жизни мы встречаемся с пересекающимися и непересекающимися прямыми линиями
- Предлагаю выполнить задание в группах
( группа № 1, № 3 параллельные прямые, , № 4 № 5 пересекающиеся прямые , группе № 2 нарисовать рисунок с использованием пересекающихся и непересекающихся линий
- обсуждение выполненного | - предположения детей
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО | На СЛАЙДЕ – шахматная доска
- Демонстрация слайда | - Ребята, перед вами шахматная доска. Мальчикам Вове и Грише учитель задал вопрос Какие прямые на шахматной доске. Вова сказал, что параллельные прямые. Гриша ответил , что только пересекающиеся прямые. Как вы считаете, кто из ребят прав или предложите свой вариант ответа. | - предположения детей
- Если дети отвечают, что на шахматной доске есть и параллельные прямые и есть пересекающиеся прямые.
|
| Этап самостоятельной работы | - Вы отлично справились с заданиями. | - Теперь я предлагаю выполнить вам самостоятельную работу, чтобы узнать как вы научились распознавать группы прямых по их признакам. - Я проверю ваши работы, результаты скажу на следующем уроке математики |
Приложение 2 |
VII | Домашнее задание |
| Домашнее задание будет на закрепление умения строить пересекающиеся и непересекающиеся прямые - Рабочая тетрадь с. 21 № 70,71 |
|
VIII. | Этап итога и рефлексии учебной деятельности |
СЛАЙД с таблицей задач,
Возьмите оценочный лист и отметь достигли ли вы планируемых результатов | - Что мы узнали на уроке? - Чему научились? - Какие задания вызвали затруднения? - Что понравилось?
Поднимите руку те, у кого все + - У кого остались вопросы по теме , - Что не понятно - На следующем уроке мы ещё раз вернёмся к этой теме и ответим на возникшие вопросы. | - дети отвечают
Оценочный лист |
|
|
| Спасибо за работу на уроке |
|