План-конспект урока математики на тему: "Скорость.Время.Расстояние".
план-конспект урока по математике (4 класс)

УМК: «Перспектива».

Авторы УМК: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.

Тема урока: «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скорость, время, расстояние).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики

УМК: «Перспектива».

Авторы УМК: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.

Тема урока: «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скорость, время, расстояние).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учить читать и записывать величины (скорость, время, расстояние), устанавливать взаимосвязь между ними, выбирать единицы измерения величин, выполнять с ними действия;
  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между условием и вопросом;
  • читать, понимать, применять простейшие формулы для нахождения скорости, времени, расстояния с опорой на предыдущий опыт с буквенными выражениями;
  • способствовать формированию вычислительных навыков.

Метапредметные:

  • осваивать под руководством учителя способы решения задач, в том числе творческого и поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения по разным признакам на математическом материале;
  • ориентирование на разнообразие способ решения и записи задач, выделение существенных признаков.

Личностные:

  • способствовать проявлению познавательного интереса к изучению математики через умение составление и решение задачи с изменением ее требования.

Оборудование урока: учебник, тетрадь в клетку, рабочая тетрадь на печатной основе, презентация Power Point, карточка с задачей, содержащей проблему.

План урока с указанием времени на каждый этап

Этап урока

Время, затраченное на каждый этап

  1. Организационное начало урока.

1 мин

  1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся.

4 мин

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4 мин

  1. Первичное закрепление.

22 мин

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

8 мин

  1. Подведение итогов урока (рефлексия деятельности).

3 мин

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин

  1. Организационное окончание урока.

1 мин

Ход урока

Этап, время, учебная задача

Деятельность и вопросы учителя

Деятельность и ответы учащихся

1.Организационное

начало урока

  (1 мин) – подготовка учащихся к работе.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся

(4 мин) – проверка выполнения домашнего заданий и знаний учащихся по теме урока.

Коллективная проверка домашней работы в печатной тетради на с. 50-51. Образец работы – прил.3.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель вывешивает на доску иллюстрации.

- Что на них изображено?

-Что объединяет все эти картинки?

- Они все двигаются по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Вот мы сегодня и поговорим о движении и как его можно измерить.

- Предположите, какой объект двигается быстрее всех?

Сбор модели ракеты по рядам.

Осуществляет контроль за ходом сбора ракет  командами.

Устный счет

Учитель диктует ряд примеров:

450:9, 320: 80, 451+ 149, 600:3, 120:4, 8*15, 56:8, 70*4

Учащиеся проверяют правильность выполненной работы в печатной тетради, исправляют допущенные ошибки

(Гепард, ракета, черепаха, лыжник, самолет, катер.)

(Изображают движение.)

(Быстрее всех – ракета.)

Собирают ракету по рядам. Самая быстро собранная ракета вывешивается на доску.

Записывают в тетрадь число, ответы устного счета через клетку:

50, 4, 600, 200, 30, 120, 7, 280

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин) - определение цели и задач урока, мотивация учащихся к учебно – познавательной деятельности.

Проблемная ситуация.

-  О какие величинах можно сказать «увеличиваются», «уменьшаются»?

- Мы умеем измерять величины, которые вы назвали. А как измерить скорость?

- Рассудите спор двух друзей. Перед вами задача. Прочитаем ее.

- Кто же из них прав?

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать новую величину – скорость.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

- Итак, мы продолжаем работать по теме урока «Скорость, время, расстояние.»

(Масса, время, температура.)

(У машины измеряют сколько километров в час.)

Чтение задачи хорошо читающим учеником.

Мнения детей делятся.

(Разберемся, что такое скорость, какими единицами ее измеряют, какая связь существует между величинами скоростью, временем и расстоянием, научимся решать задачи с этими величинами.)

4.Первичное закрепление (22 мин) – систематизация конкретных представлений учащихся о величинах скорости, времени, расстоянии.

Работа с задачей в тетради.

Запись краткой записи, условия и решения задачи в тетради и на доске.

- Что можем узнать по двум данным – времени и расстоянию?

- Какой вывод можем сделать?

- Значит, скорость характеризуется не временем и расстоянием, а расстоянием, пройденным за единицу времени.

- Какие единицы времени можем назвать?

Работа с картинками (прил.4)

- Попробуйте узнать, у кого какая скорость? Нам нужно расставить верно стрелки.

Фронтальная работа с задачей

Краткая запись задачи заранее записана учителем на доске.

- Условие этой задачи мы записали в виде таблицы, где мы отразили величины скорость – v, время – t, расстояние – S.

- Как найти расстояние, которое преодолел I авт.?

Запишем план решения в виде формулы: S= v*t.

-Запишите решение.

- Что можем узнать, если нам известно время в пути II автомобиля и расстояние, которое он преодолел?

Запишем план решения в виде формулы: V= S:t.

- Запишите решение.

- Как найти время в пути третьего автомобиля, если нам известна его скорость и пройденное расстояние?

Запишем план решения в виде формулы: t= S:v.

- Запишите решение.

Работа с учебником на с.58.

Работа с задачей №6.

- Прочитайте текст задачи. О чем идет в ней речь?

- Используя формулу, определите, что можно найти, зная расстояние и время в пути машины?

-Как найти скорость велосипедиста?

- Что станет известно по двум данным: скорости машины и велосипедиста?

Составление плана решения задачи.

- Мы с вами составили план решения. Теперь запишите краткую запись, решение по действиям и ответ задачи.

Физкульминутка

Руки ставим мы вразлет

Полетел наш самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в сторону держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)

Опустили руки вниз

И на место все, садись!

Записывают краткую запись, решение задачи в тетради №1.

(Скорость, с которой двигались Миша и Игорь (за 1 с.)

(Мальчики за 1 с пробегают одинаковое расстояние.)

(1 с, 1 мин, 1 ч)

Несколько учеников выходят к доске и расставляют стрелки: гепард – 90 км/ч, черепаха 5 м/мин, самолет – 800 км/ ч, ракета – 6 км/c, катер – 50 км/ч, человек – 5 км/ ч.

Учащиеся записывают краткую запись в тетрадь.

(Нужно скорость автомобиля умножить на время в пути.)

Записывают в тетрадь формулу, решение.

(Можем узнать скорость второго автомобиля.)

Записывают в тетрадь формулу, решение.

(Нужно пройденное расстояние разделить на скорость автомобиля.)

Записывают в тетрадь формулу, решение.

Открывают учебник.

(О движении машины и велосипедиста.)

(Мы узнаем скорость машины.)

(Разделим расстояние на время в пути.)

(Станет известно, во сколько раз выше скорость машины, чем велосипедиста.)

Самостоятельная работа с задачей в тетради.

Повторяют движения физкультминутки за учителем.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (8 мин) – организация по применению знаний о величинах скорости, времени, расстоянии в новой ситуации, творческих заданиях.

Работа с учебником на с.58 (продолжение).

- Попробуйте изменить требование задачи так, чтобы главный вопрос изменился.

- Запишите краткую запись к задаче. Что изменилось в решении задачи?

- Запишите решение и ответ задачи.

Коллективная проверка.

(На сколько км/ч скорость движения машины больше, чем у велосипедиста?)

(Третьим действием мы узнаем, на сколько км/ч скорость машины больше, чем велосипедиста?)

Записывают решение и ответ задачи.

6.Подведение итогов урока (3 мин) - рефлексия деятельности.

Учитель подводит итоги урока:

- О какой величине сегодня говорили на уроке?

- В каких единицах измеряется скорость движения?

- Что нам помогло в решении задач на нахождение скорости движения?

Методика «незаконченных предложений»

  • Мне понравилось на уроке…
  • Мне было интересно узнать, что…
  • Я был удивлен тем, что…
  • Мне понравилось на уроке…

(Скорость движения.)

(Складывается из двух единиц – расстояния и времени: м/c, км/ч.)

(Формулы.)

Заканчивают предложения учителя.

7. Информация о домашнем задании (2 мин) -инструктаж по его выполнению.

Учитель информирует учеников о домашнем задании, отвечает на вопросы учащихся.

Уч. стр. 57 - №2, 4.

Вариативное задание:

Составить задачу, в которой нужно найти скорость движущегося объекта.

Учащиеся ищут предложенные задания учителем в учебнике, задают вопросы и записывают задание в дневник.

8.Организационное окончание урока (1 мин) – уборка рабочего места и подготовка к следующему уроку.

Осуществляет контроль за ходом уборки рабочего места и подготовкой к следующему уроку.

Убирают рабочее место и готовятся к следующему уроку.

Приложение 1

Текст задачи, содержащий проблему

Задача

Миша и Игорь учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них бегает быстрее. Миша на соревнованиях пробежал 60 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый считает себя лучшим спортсменом. Игорь утверждает, что затратил меньше времени, а Миша с ним не соглашается. Ведь он пробежал большее расстояние. Кто из них прав?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему: "Скорость, время, расстояние"

Вы знаете, что такое скорость? Как его найти? (Ответы разные).  В математике разных ответов не должно быть. Математика – точная наука, должен быть один-единственный точный ответ, а его у на...

Презентация к уроку математики на тему "Скорость, время, расстояние"

Для понимания темы урока " Скорость. время, расстояние"учащиеся рассматривают слайды на протяжении всех этапов урока....

Урок математики по теме "Скорость, время, расстояние."

Урок- закрепление решения задач на скорость....

конспект урока математики по теме "Скорость. Время. Расстояние. Закрепление"

Урок математики 4 классТема урока "Скорость. Время. Расстояние. Закрепление"...

Открытый урок по математике на тему: «Скорость, время, расстояние». 4 класс УМК "Школа России"

Открытый урок по математике на тему: «Скорость, время, расстояние». 4 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока "Математика" на тему "Скорость. Время. Расстояние." (УМК "Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока "Математика" на тему "Скорость. Время. Расстояние." (УМК "Школа России", 3 класс)...