Урок математики на тему: "Скорость, время, расстояние"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Вы знаете, что такое скорость? Как его найти? (Ответы разные). В математике разных ответов не должно быть. Математика – точная наука, должен быть один-единственный точный ответ, а его у нас нет. Значит, какова ваша цель? Наша цель – узнать, что такое скорость? Какие единицы скорости есть? Как ее найти?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Скорость, время расстояние.
Цели:
- сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем, расстоянием, и ввести формулы, выражающие эти зависимости;
- научить использовать выведенные формулы для решения задач;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- развивать внимание, память, речь, мышление;
Ход урока.
- Организационная часть.
Учитель: Объявляю о начале урока. Работаем коллективно, в парах, в группах
- Чистописание: 2 4 6 8 10 (образец в тетради)
Прочитайте числа. Какие это числа? В каком порядке они расположены? Как они увеличиваются? Прочитайте число целиком. Сколько цифр использовано? В обратном направлении можем прочитать? Прочитайте. Запишите числа в порядке возрастания, через клеточку в порядке убывания. Прочитайте их, сравните. Запишите еще раз в порядке возрастания, найдите сумму этих четных чисел. Как ты это сделал?
- Актуализация знаний.
Арифметический диктант. Запишите в 2 столбика, не забудьте наименования.
- Если соблюдать правила движения на автодорогах города, то автомобиль за 3 часа проедет 270 км.
- Самое медлительное животное на суше – трехпалый ленивец, обитающий в тропических лесах Южной Америки. Он проходит 8 м за 4 часа.
- Самое быстрое животное на суше – гепард. Он может развить скорость до 100 км/ч.
Какие из этих величин вам знакомы? Время в математике отмечают буквой t, отметим. А как по-другому расстояние? (Путь, длина пути). Его отмечают в математике буквой s, отметим.
Время t Расстояние s
3ч 270км
4ч 8м
- Какие единицы времени вы знаете? (сек, мин, час, сутки, мес, год, век)
- Чем измеряется расстояние (длина пути)? (мм, см, дм, м, км)
4. Постановка проблемы. Тема урока.
Куда мы запишем «скорость гепарда 120км/ч»? Вы знаете, что такое скорость? Как его найти? (Ответы разные). В математике разных ответов не должно быть. Математика – точная наука, должен быть один-единственный точный ответ, а его у нас нет. Значит, какова ваша цель? (Ответы детей).
Наша цель – узнать, что такое скорость? Какие единицы скорости есть? Как ее найти?
Что вы предлагаете? (Добавить новое слово). Так и сделаем, добавим столбик и запишем новое слово – скорость. Ее отмечают буквой v, отметим (слайд).
Скорость v Время t Расстояние s
3ч 270км
4ч 8м
120км/ч
- Пробное действие. Давайте попробуем решить задачи, узнать, что такое скорость.
- Денису идти до школы 500м, Алану 520м. Кто ближе к школе живет? Кто быстрее дойдет? (слайд)
Ответы: Денис ближе к школе, его расстояние меньше (нам это известно). А насчет того, кто быстрее дойдет, у кого какие ответы? (ответы разные)
Вывод: Нам это неизвестно, мы не знаем, кто сколько времени тратит. И узнать не можем.
- Даша идет до школы 12мин, а Саша 10 мин. Кто тратит больше времени на дорогу? Кто ближе живет? Кто быстрее идет (скорость)? (слайд)
Ответы: Даша тратит больше времени, 12мин больше 10мин (мы это знаем). Кто ближе живет? А кто из них быстрее идет, кто как решил? (ответы разные).
Вывод: Кто быстрее идет, мы не можем узнать, расстояние неизвестно.
Значит, для того, чтобы узнать скорость надо, чтоб было известно и время, и расстояние.
- Открытие новых знаний.
Решим другие задачи. Для этого вернемся к арифметическому диктанту, где известно время и расстояние.
- Трехпалый ленивец за 4 часа может пройти 8 метров. Какова его скорость?
Подумайте, как можно решить. Давайте рассуждать вместе. Из трех величин (скорость, время, расстояние) – значение какой величины большее? (расстояние – общий путь). А время какое? (маленькое). А скорость больше или меньше расстояния? (меньше, т. к. это за единицу времени пройденный путь: за 1 сек, 1 мин, 1 час и т. д.). Значит, какое действие выбираем? (деление). Что на что будем делить? Запишем формулу, а затем решение
Скорость v | Время t | Расстояние s |
? s : t | 4 ч | 8 м |
Решение: 8 : 4 = 2 (м/ч) Ответ: Скорость ленивца 2 м/ч.
Ленивцы все делают очень медленно. Поедаемые ими листья медленно усваиваются организмом, стало быть, энергия для его жизнедеятельности вырабатывается также медленно, и им приходится экономить силы. Поэтому они часто засыпают (спят 15-18 часов в сутки), а когда бодрствуют, то часами неподвижно висят на ветках. Крепкие когти цепляются за ветки деревьев. С деревьев ленивцы спускаются лишь один раз в неделю, чтобы «облегчиться». Именно в этот момент на них проще всего напасть. На шерсти ленивцев растут крохотные зеленые растения типа водорослей, что служит им хорошей маскировкой. Часто в густой шерсти ленивцев селится моль. (Рисунок и текст на каждом столе).
Используя формулу, кто устно сформулирует правило?
Чтобы найти скорость, нужно пройденное расстояние разделить на время движения. Используя формулу и правило, сами устно решите задачу:
- Машина проехала 270 км за 3 часа. С какой скоростью она ехала?
Решение: 270 : 3 = 90 (км/ч)
Ответ: Машина ехала со скоростью 90 км/ч.
Что такое скорость, подумайте. Работайте в парах, рассуждайте, выберите правильный ответ:
- Скорость – это расстояние (пройденный путь);
- Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени;
- Скорость – это время движения.
Какие единицы измерения скорости есть, кто заметил? (км/ч, м/ч, м/мин, м/сек)
Физминутка.
- Орел летел со скоростью 20 км/ч. За сколько часов он пролетит 80 км? Что известно? А что неизвестно? У кого какое решение? Какая формула нам помогла?
Скорость v | Время t | Расстояние s |
20 км/ч | ? s : v | 80 км |
Решение: 80 : 20 = 2 (ч)
Ответ: 80 км орел пролетит за 2 часа.С помощью формулы сформулируйте правило.
Чтобы найти время движения, нужно пройденное расстояние разделить на скорость движения.
Решите следующую задачу. Скорость космического спутника 8 км/сек. Сколько км он пролетит за 10 сек?
Что известно? Что неизвестно? Кто догадался, как можно найти расстояние? Запишем формулу.
Скорость v | Время t | Расстояние s |
8 км/сек | 10 сек | ? v . t |
Решение: 8 . 10 = 80 (км)
Ответ: За 10сек спутник пролетит 80 км.Кто устно сформулирует правило?
Чтобы найти расстояние, нужно скорость движения умножить на время движения.
Составим сводную таблицу, соберем все, что узнали, в одно целое
Скорость v | Время t | Расстояние s |
? s : t | ||
? s : v | ||
? v . t |
Все эти формулы надо запомнить, они вам пригодятся.
Первичное закрепление.
- Читаем стр. 92 учебника. Совпадают ли наши выводы с мнениями ученых, проверим.
- № 460 (устно).
- Самостоятельная работа.
- № 461. письменно;
- Повторение. Проведем небольшое исследование. Узнаем, сколько времени в среднем уходит у вас на решение примера на умножение, и сколько – на деление. Сравним, на какое действие тратите больше времени, и на сколько больше. Засекаем время, решаем по 3 примера на каждое действие, работают по 3 ученика (сильный, средний, слабый). Находим среднее значение, сравним, и сделаем выводы.
- Домашняя работа. Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния; № 463 (письменно).
- Итог урока.
Кто считает, что все хорошо понял, встаньте.
Кто считает, что все нормально, понял, встаньте.
Кто считает, что не понял, встаньте.
Спасибо вам, вы хорошо поработали, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 4 класс. Скорость.Время.Расстояние. Закрепление пройденного
Технологическая карта урока математики в соответствии с ФГОС НОО...
План-конспект урока математики на тему: "Скорость.Время.Расстояние".
УМК: «Перспектива».Авторы УМК: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.Тема урока: «Скорость. Время. Расстояние».Тип урока: урок закрепления.Цель урока: выявить зависимость меж...
Презентация к уроку математики на тему "Скорость, время, расстояние"
Для понимания темы урока " Скорость. время, расстояние"учащиеся рассматривают слайды на протяжении всех этапов урока....
Технологическая карта к уроку математики 4 класс "Скорость, время, расстояние"
В технологической карте урока даны подробные этапы урока с видами деятельности учителя и учащихся...
Урок математики по теме "Скорость, время, расстояние."
Урок- закрепление решения задач на скорость....
конспект урока математики по теме "Скорость. Время. Расстояние. Закрепление"
Урок математики 4 классТема урока "Скорость. Время. Расстояние. Закрепление"...
Технологическая карта урока "Математика" на тему "Скорость. Время. Расстояние." (УМК "Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока "Математика" на тему "Скорость. Время. Расстояние." (УМК "Школа России", 3 класс)...