Конспект урока математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10."
план-конспект урока по математике (1 класс)

Татьяна Ивановна Максимова

Методическая разработка учебного занятия.

Ф.И.О. учителя:  Максимова Татьяна Ивановна

Название УМК: «Гармония»      Предмет: Математика       Класс: 1

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.   

Цели урока: Актуализация знаний учащихся о составе чисел первого десятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

Ф.И.О. учителя:  Максимова Татьяна Ивановна

Название УМК: «Гармония»      Предмет: Математика       Класс: 1

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.    

Цели урока: Актуализация знаний учащихся о составе чисел первого десятка

Тема урока

Сложение и вычитание в пределах 10.

Вид урока

Урок – экскурсия.

Организационная форма

Дидактическая игра.

Используемые технологии

Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения, технология учебного диалога, применение методики безотметочного обучения «Ладошки»(автор Г.А.Цукерман)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие

Развитие  мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, творчества.

Группы формируемых компетенций

 Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Формы работы, приемы, методы

  1. подводящий диалог,
  2. поисково-исследовательский прием,
  3. наглядно-иллюстративный метод

Основные понятия.

Числовое выражение, равенство, 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы.

Задачи занятия

  • Образовательные (предметные):
  • Развить умение читать числовые выражения разными способами.
  • Совершенствовать знания состава чисел первого десятка.
  • Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ.
  • Совершенствовать навыки счета.

  • Развивающие (метапредметные):
  • Регулятивные:
  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные:
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
  • Работать над использованием знаково-символичных средств.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Коммуникативные:
  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

  • Воспитательные (личностные):
  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Межпредметные связи

Математика, Окружающий мир

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Учебник «Математика 1 класс» Н.Б.Истомина, рабочая тетрадь № 2, рабочая тетрадь «Математика 1 класс» Н.Б.Истомина

Презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями, снежинки.

Условные обозначения: ФОУД: Ф – фронтальная, С.р. –самостоятельная работа, Ин-индивидуальная, Гр-групповая, К-коллективная

Этап урока

Время,мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

1. Организационный момент

1

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Чтобы всё знать нужно…

Посчитаем, порешаем, вспомним то, что уже знаем.

АМО «Улыбка»

Ф

В начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

Создание положительного настроя

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя, одноклассников.

Дети получают эмоциональный настрой и мотивацию к учебному познанию.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим нормам.

Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

10

Загадка о зиме:

Чудо-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима)

- Сегодня я предлагаю вам вместо урока математики совершить лыжную прогулку в сказочный зимний лес. Но сначала надо собраться.

Давайте проверим достаточно ли снега на лесных полянках. У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку. Кому немножко страшновато поднимает голубую снежинку. Подарите свои снежинки ёжикам.

-Проверим глубину сугробов в лесу (таблица с числами от1 до 10, которые недописаны)

1В – запишите эти числа к себе в тетрадь в порядке возрастания.

2В – в порядке убывания.

Подводящий диалог

Дидактическая игра

Ф

С.р.

Актуализирует знания, необходимые для работы. Одновременно работает над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций

Организует подводящий диалог.

Побуждает учащихся к самооценке.

Проводит упражнение на концентрацию внимания.

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий.

Дети отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения

Дают самооценку своих ощущений в начале урока

Дети выходят к доске, ведут счёт чисел, выполняют взаимооценку.

Самостоятельно работают в тетрадях.

Выполняют взаимооценку и оценку работы класса на данном этапе.

Коммуникативные  Оформляет свои мысли в устной форме  

Слушает и понимает речь других  

Познавательные УУД

Преобразовывает информацию из одной формы в другую:

Регулятивные УУД

высказывает своё предположение; учится работать по предложенному плану

Познавательные УУД

Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя .

Личностные

-моторное восприятие.

Познавательные

-осознанное и произвольное построение речевого высказыв,

упорядочивание;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Коммуникативные

-работа в паре;

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные

-оценка деятельности класса

3. Устный счёт

10

Аня подбирает к лыжам палки. (Индивидуальное задание на доске)

Остальные «Ловят снежинки»

(На экране снежинки с выражением)

-Прочитайте числовые выражения разными способами.

Проверка работы на карточках.

Дифференцированный метод

Дидактическая игра

ИКТ технология

АМО «Пересадка»

Ин

Ф

Гр

Даёт инструкции.

Контролирует работу класса.

Ученик работает у доски -к числовому выражению подбирает ответ.

Дети решают выражения на падающих снежинках, называют ответы. Тот, кто ответил правильно, пересаживается на любое свободное место в классе.

Ученик читает примеры с ответами. Дети, как только слышат ошибку, хлопают в ладоши.

Задания на доске оценивают дети

Регулятивные

-целеполагание;

-планирование учебного сотрудничества

Коммуникативные

-владение диалоги ческой речью.

Познавательные

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

Коммуникативные

-принятие решения;

-владение монологической и диалогической речью

контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

4.Решение учебной задачи.

10

- Пока мы собираемся, Артём. и Рома  пойдут прокладывать лыжню.

На доске цепочки примеров:

Остальные отвечают на мои вопросы:

 Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку – для Маши,

Кофточку – Наташе,

Варежки – Илюше,

Носочки – для Андрюши,

Шарфик – для Ромочки

Перчатки – для Томочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят? (6)

-Работа по карточке: Найдите пару каждой варежке.

- Лыжники мы пока неважные. Ещё только учимся кататься на лыжах, поэтому:

В снег упал Серёжа,

А за ним Алёша,  

А за ним Ирина,  

А за ней Марина,  

А потом упал Игнат.  

Сколько на снегу ребят? (5)

-А теперь встаём на лыжи и поехали по проложенной лыжне.

- Начертите в тетради отрезок: девочки – равный результату Настиной цепочки, мальчики – равный результату цепочки Егора.

-Выполните задание № 16 в ПТ. Пробегитесь по лыжне самостоятельно.

Словесный

Ф

С.р

Ф

С.р.

Даёт инструкцию

Читает задачи, контролирует работу

Самостоятельно считают числовые цепочки у доски.

Воспринимают информацию на слух, производят вычисления, называют ответ

Выполняют упражнение на развитие внимания

Проверяют цепочки на доске.

Чертят в тетради отрезок.

Взаимопроверка.

Коммуникативные

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение выражать свои мысли.

Регулятивные

«преднамеренные ошибки».

Регулятивные

-саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

Коммуникативные

-принятие решения;

-владение монологической и диалогической речью

Познавательные

-использование знаково-символических средств;

-анализ, синтез,  обобщение.

Физминутка (музыкальная)

1,5

Здоровьесберегающая технология

К

Предлагает выполнить упражнения, развивая навык ЗОЖ

Выполняют движения под музыку

Личностные: владение приёмами ЗОЖ

10

Давайте построим в лесу снежную крепость (на ледяных кусках пишут выражения решения задачи).

Решение задачи с разными вариантами вопросов.

- Нам пора возвращаться в класс.

Игровая технология

С.р.

Задаёт наводящие вопросы по условию задачи.

Контролирует работу групп.

Анализируют. Записывают решение по группам.

Взаимооценивание.

Познавательные-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

Коммуникативные

-принятие решения;

5. Рефлексия

2

Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их.

-Ребята, подведём итог нашей работе: какие умения закрепляли? Где это пригодится? Всё ли получалось?

Спасибо вам ребята за активную работу. Урок окончен.

АМО «Снежинки-балеринки»

Ф

Ин

Побуждает учеников к оценке результатов своей работы

Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели

Регулятивные: Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.  

Личностные:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Методическое сопровождение.

1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы

Авторы-составители: Терешина Л. В. / Корбакова И. Н.
Издательство: 
Учитель, 2011

3. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

4. Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1классе "Закрепление сложения и вычитания в пределах 10"

Урок по программе  "Школа  России"проводился в канун зимней олимпиады  в Ванкувере....

Конспект урока "Разрядный состав трехзначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач»

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Разрядный состав трехзначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач»...

Открытый урок по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10.Закрепление"

Интегрированный  урок  по  математике  и окружающему  миру. Тема:  «Сложение  и  вычитание  в пределах  10.  Закрепление» . Продолжительность...

Конспект урока математика 1 класс "Таблицы сложения и вычитания с числом 2".

Конспект урока по математике 1 класс по теме: "Таблицы сложения и вычитания  с числом 2". Составила: Яцуценко Ю.В., учитель нач.классов. Цели: опираясь на знания о связи между целым и частями цел...

Презентация к уроку математики 2 класс. Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"

Данная презентация предназначена для урока математики во 2 классе  УМК "Планета знаний". Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"...

Конспект урока математики (2 класс). Тема: Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: учить заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.Планируемые результатыПредметные: научатся заменять...